Анализ основных положений Концепции Новой экологической политики и предложения по реализации указанных положений.
В Концепции 2018-2019 годы определены, как время для корректировки нормативной базы, подписания соглашений о взаимодействии, разработки детальных планов по реализации Концепции на уровне области и муниципальных образований (стр. 49).
Правительство области объявило, что оно исходит из необходимости открытого обсуждения принципов формирования, содержания и механизмов реализации экологической политики, в том числе с участием институтов гражданского общества (стр. 9 и 41).
Об участии общественности в разработке программ реализации Концепции и в процессе ее реализации говорится на страницах 1, 8, 9, 26, 27, 28, 36, 38, 43. О доступности экологической информации – на стр. 1, 8, 28.
Предложение:
Детально обсудить с общественными организациями положения Концепции, сформировать общественные группы по конкретным разделам экологических мероприятий, подписать соглашения с соответствующими органами власти о взаимодействии, приступить к реальным действиям по выполнению положений Концепции.
Вопросы градостроительной деятельности.
Влияние градостроительной деятельности на экологическую безопасность и охрану природной среды освящается на страницах 1, 7, 8, 10, 11, 26, 27, 28, 30, 36 и 43.
Стр. 1. Следование положениям Концепции обязательно при… принятии решений в сфере градостроительного планирования, планирования и осуществления хозяйственной деятельности.
Необходимо четко перечислить те положения Концепции, которым необходимо следовать, и внести их в областной закон о градостроительной деятельности. Иначе это будут пустые слова.
|
Раздел 2.3.2. Стр. 7 и стр. 8. Об обязательности оценки воздействия на окружающую среду и здоровье населения планируемой хозяйственной и иной деятельности, а также о всестороннем учете последствий, в том числе опосредованных и отдаленных, при осуществлении экономической деятельности.
Эти требования необходимо прописать и применительно к градостроительной деятельности, так как она по своей сути является и хозяйственной, и экономической. Включить их в областной закон о градостроительной деятельности.
Важно разработать и утвердить методику оценки воздействия на окружающую среду и учета последствий градостроительной деятельности. Без следования этой методики любая оценка может стать просто фикцией.
Раздел 2.4. Стр. 10. К основным проблемам экологической безопасности на территории Ярославской области отнесен недостаточный учет экологических требований при разработке градостроительной документации.
Необходимо четко определить какие экологические требования недостаточно учитываются, и внести соответствующие изменения в областной закон о градостроительной деятельности и иные региональные нормативно-правовые акты.
Раздел 2.4.2. Стр. 11. В числе основных проблем в области водных ресурсов отмечены вопросы, связанные с очистными сооружениями канализации, в том числе ливневой.
Необходимо проверить наличие в градостроительной документации областного и муниципального уровней актуальных разделов, касающихся этих вопросов, при необходимости внести в них изменения. Соответственно откорректировать областную и муниципальные программы по развитию инженерной инфраструктуры.
|
Раздел 3.1.1. Стр. 26. О создании сети ООПТ.
В числе задач указано предотвращение дальнейшей фрагментации ООПТ в процессе хозяйственной деятельности, при создании инженерных, инфраструктурных и иных объектов.
Соответствующие требования необходимо включить в областной закон о градостроительной деятельности.
Раздел 3.1.1. Стр. 27. О создании четких критериев деятельности физических и юридических лиц, в том числе в части размещения зданий и строений на территориях ООПТ в соответствии с целями создания ООПТ.
Необходимо установить эти критерии и включить эти требования в областной закон о градостроительной деятельности.
Раздел 3.1.2. Стр. 27. Охрана и развитие системы озелененных территорий в населенных пунктах.
Создание новых озелененных территорий в муниципальных образованиях с целью доведения обеспеченности жителей озелененными территориями до нормативных показателей.
В первую очередь необходимо срочно проверить местные нормативы градостроительного проектирования на соответствие указанных в них нормативов установленным федеральными нормами показателям. Так, например, в недавно утвержденных нормативах города Ярославля со ссылкой на Свод правил «Градостроительство» установлен норматив озелененных территорий общего пользования – 10 кв. м на человека, хотя в Своде (обязательном для исполнения согласно постановлению Правительства РФ) совсем другая цифра – 16 кв. м.
В случае обнаружения занижения нормативов следующим этапом после их изменения должна стать корректировка генеральных планов населенных пунктов, правил землепользования и застройки и, возможно, ряда проектов планировки и межевания территорий.
|
Раздел 3.1.2. Стр. 28. Сохранение показателей озелененности.
Вероятно, следовало бы написать иначе: показатели озелененности должны быть не менее установленных нормативами. Это важно, так как если показатели будут больше, чем нормативные, то города не проиграют, а выиграют. И это также необходимо внести в областной закон о градостроительной деятельности.
Раздел 3.2.2.1. Стр. 30. О снижении объемов загрязнений атмосферного воздуха от передвижных источников.
В разделе говорится о необходимости совершенствования методов градостроительного регулирования.
Необходимо определить методы градостроительного регулирования, способствующие снижению объемов загрязнений, а затем определиться с документами, в которые должны быть внесены соответствующие требования.
Создание сети городских зеленых зон… для развития безмоторных видов транспорта в городах области.
Прекрасное предложение. Очевидно, следует от имени Правительства области обратиться с таким призывом к муниципальным образованиям. Возможно, для этого потребуется разработка областной подпрограммы и софинансирование области в рамках программы комфортной городской среды, выделение грантов для организаций, берущихся разработать соответствующие проекты. Соответственно, как долгосрочная целевая задача, это должно быть отражено в областном законе о градостроительной деятельности. Также это потребует внесения изменений в градостроительную документацию.
Введение градостроительных требований к обеспечению торговых и иных объектов транспортной инфраструктурой.
Разработка требований к минимальному количеству парковочных мест для вновь строящихся жилых домов и торгово-развлекательных учреждений с учетом современного (я бы добавил: и прогнозируемого) состояния автомобилизации населения.
Наиболее эффективно было бы включение соответствующих показателей в региональные нормативы градостроительного проектирования. Тогда, в соответствии с частью 2 статьи 29.4 Градостроительного кодекса показатели в местных нормативах не должны быть ниже этих предельных значений.
Раздел 3.4. Стр. 36. Обеспечение экологической безопасности водных объектов и рациональное водопользование.
Стимулирование водопользователей к разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории ЯО с последующим внесением границ указанных зон в генеральные планы муниципальных образований.
Стимулирование – это хорошо, но, явно, недостаточно. Это должно быть требованием со стороны органов власти, подкрепленным соответствующей подпрограммой (например, в программе «Чистая Волга»), установлением жестких сроков и контролем за их исполнением. Так, например, в Ярославле единственным источником питьевого водоснабжения являются поверхностные воды, а зоны санитарной охраны для них не установлены. Установление зон – обязанность водопользователя, в данном случае «Водоканала».
Раздел 3.6.4. Стр. 43.ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.
Этот раздел целиком посвящен вопросам совершенствования градостроительной деятельности. В нем говорится о том, что ключевые экологические проблемы во многом определяются ошибками при освоении городских пространств, т.е. градостроительными ошибками.
Для снижения антропогенной нагрузки на городские пространства необходимо разработать принципы и правила землепользования и застройки муниципалитетов ЯО.
Это задача чрезвычайно важная и сложная. Своими силами с ней не справиться. Необходимо проанализировать все действующие в настоящее время правила землепользования и застройки муниципальных образований области, выявить факторы, снижающие экологическую безопасность территорий и влияющие на ухудшение здоровья населения, а после этого разработать предложения по внесению изменений в правила. Это под силу только серьезной научно-исследовательской организации, которую необходимо найти для заключения с ней договора о выполнении такой работы. Иначе получится «художественная самодеятельность» в худшем смысле этого слова.
Вообще проблема назрела давно. В частности, в Ярославле ведется застройка на затапливаемых территориях, выделяются земельные участки для строительства микрорайонов в санитарно-защитных и зеленых зонах, практикуется непомерное увеличение этажности строящихся жилых домов, что приводит к переуплотнению застройки, отсутствию нормальных дворовых территорий, мест для хранения автотранспорта…
Необходимо предусмотреть в планах территориального развития современную инфраструктуру питьевого водоснабжения городских и сельских территорий.
Такая же важная и сложная задача. Кто справится с ее решением?
Для Ярославля важно вернуться к вопросу строительства водозабора и очистных сооружений в Воздвижении. Проверить их состояние, определить необходимость корректировки документации, обеспечить финансирование и строительство с вводом в эксплуатацию. Это наиважнейшая задача, решение которой необходимо включить в программу «Чистая Волга».
Раздел 3.7.1. Стр. 44. Экологическая экспертиза.
Необходима разработка законодательных инициатив, направленных на совершенствование федерального градостроительного законодательства, в том числе по повышению роли процедуры оценки воздействия на окружающую среду, экологической экспертизы не только на проектной, но и на предпроектных стадиях.
Предложение, безусловно, важное. Проводить ОВОС на проектной стадии по строительству зданий или сооружений уже поздно. Негативные последствия закладываются на стадии размещения объекта, а значит ОВОС необходимо проводить на уровне генерального плана поселения, правил землепользования и застройки, а также проектов планировки. Только на этих стадиях можно оценить и предотвратить вред, наносимый окружающей среде и здоровью людей.
Кому поручена подготовка законодательной инициативы?
Особо охраняемые природные территории.
Раздел 3.1.1. Стр.25-27. Создание сети ООПТ.
Увеличение площади ООПТ; ревизия территорий, ранее выбывших из перечня ООПТ; доведение их площади до площади, занимаемой ими в 2010 году.
Необходимо с участием общественных организаций провести сверку координат и площади ООПТ по документам, принятым до и после 2010 года. По городу Ярославлю поднять еще и документы 90-х годов, когда границы ООПТ на территории города были утверждены горсоветом.
Частью 2 статьи 3 Закона ЯО от 22.12.2015 года № 112-з установлено, что особо охраняемыми природными территориями являются и парки. Это важно, так как позволит предохранить ярославские парки от сокращения их территорий с целью застройки. Необходимо провести такую работу по каждому муниципальному образованию и включить парки в ООПТ.
Рассмотреть вопрос возвращения статуса ООПТ для Петропавловского, Павловского и Бутусовского парков в городе Ярославле.
По Павловскому парку обязательно сверить его границы до и после 2010 года, а также проверить границы «жилой-рекреационной» зоны Правил землепользования и застройки Ярославля, которая была размещена мэрией на территории памятника природы. Если это подтвердится, то необходимо срочно потребовать исключение ее из Правил землепользования и застройки, как противоречащей федеральному законодательству (закон об ООПТ и Лесной кодекс в его новой редакции).
Необходимо поставить вопрос о возвращении статуса ООПТ территории парка в пойме реки Которосли. Территорию ООПТ была сокращена со 195 до 75 га!
Озелененные территории.
Раздел 3.1.2. Стр. 27-28. Охрана и развитие системы озелененных территорий в населенных пунктах.
Разработка Закона об озелененных территориях.
Предлагается организовать совместно с представителями общественных организаций рабочую группу по разработке проекта закона. Ознакомиться с аналогичными законами других субъектов РФ и с проектом закона, разработанным ранее департаментом по охране окружающей среды ЯО. Сопоставить с федеральными законами в их последней редакции. Определиться с терминологией, так как даже в федеральных законах и нормативно-правовых актов существует много терминов, трактуемых по-разному.
Разработать Положение о природно-экологическом каркасе ЯО.
Такой документ может быть разработан только специализированной научно-исследовательской организацией. Следовательно, необходимо выделение средств и заключение договора с ней.
Следующим шагом после утверждения Положения должна стать корректировка документов по территориальному планированию области и ее муниципальных образований, в которых необходимо разработать специальные разделы, определяющие в текстовом и графическом виде объекты экологического каркаса с их границами и регламентами градостроительной деятельности на их территории. Затем внести соответствующие изменения в правила землепользования и застройки и в документацию по планировке и межеванию территорий.
В Ярославле группа специалистов подготовила исходные документы и вышла с предложением о разработке Концепции развития парковых и прибрежных территорий города «Вернем Волгу Ярославлю!», которая по своей сути должна стать Концепцией создания и развития экологического каркаса города. Просьба поддержать это предложение. См. также раздел3.4 на стр. 35, где говорится о необходимости благоустройства территорий, прилегающих к водным объектам.
Постепенная инвентаризация зеленых насаждений в городских округах, городских и сельских поселениях ЯО.
Классификация озелененных территорий общего пользования на основе инвентаризации и определения четких границ и занимаемой площади.
Вопрос не только назрел, а перезрел! В Ярославле инвентаризация озелененных территорий не производилась более 40 лет, хотя по методическим документам Госстроя РФ она должна производиться не реже одного раза в 5 лет. В результате – совершенно недостоверные сведения о количестве и площади озелененных территорий города.
Постепенная инвентаризация не должна растягиваться на десятилетия. Предлагается разработать и утвердить программу ее проведения по каждому муниципальному образованию с конкретными сроками и финансовым обеспечением.
Определение перечня озелененных территорий ограниченного пользования и территорий, не подлежащих передаче в частное владение.
После разработки перечня его необходимо утвердить соответствующим нормативно-правовым документом областного уровня, дополнить этим понятием региональные нормативы градостроительного проектирования, и на этой основе предложить (потребовать) внесения соответствующих поправок в документы территориального планирования, правила землепользования и застройки, и местные нормативы градостроительного проектирования муниципальных образований.
Определение для населенных пунктов с числом жителей от 30000 человек параметров «зеленого пояса», с указанием его расположения, площади и состава.
Прежде всего, необходимо нормативным документом ЯО установить площади «зеленого пояса» в расчете на одного жителя для различных населенных пунктов области. Задача достаточно сложная. Поэтому предлагается «не изобретать велосипед», а воспользоваться показателями, данными в соответствующем ГОСТе, действующем в настоящее время в России.
Затем предстоит задача по формированию «зеленых зон» каждого из названных выше населенных пунктов с внесением соответствующих разделов в документы территориального планирования ЯО и ее муниципальных образований.
Использование живых изгородей вдоль пешеходных дорожек и тротуаров, ограждение площадок в целях предотвращения вытаптывания травы.
Предлагается несколько видоизменить эту задачу. С учетом значительного увеличения количества автотранспорта необходимо оградить уличные газоны со стороны проезжей части, чтобы не допускать их превращения в стихийные или организованные парковки. Для снижения уровня загазованности, запыленности и звукового дискомфорта восстановить на газонах практически уничтоженный к настоящему времени почвенный слой, посадить деревья в тех местах, где они были, и дополнить древесные посадки кустарниковыми живыми изгородями. К участию в этой работе вполне возможно привлечение предприятий малого бизнеса – магазинов, кафе и других объектов социального обслуживания, чьи территории расположены вдоль улиц и дорог. См. раздел 3.1.4., где также говорится о необходимости проведения акций в целях посадки дополнительного количества деревьев и кустарников. См. также разделы 3.2.1. и 3.2.2. на страницах 29, 30 и 32, где говорится о предотвращении и снижении текущего негативного воздействия на атмосферный воздух за счет озеленения вдоль автотрасс.
Раздел 3.5. Формирование экологической культуры, экологическое просвещение, образование и воспитание. См. стр. 40 – разработка региональной системы поддержки и мотивации экологических общественных инициатив (гранты, конкурсы, финансирование волонтерских проектов).
Предложение ко всем причастным к экологическим вопросам общественных организаций в опережающем порядке подготовить инициативы, требующие поддержки органов власти.
Предложения подготовлены советником Российской Академии архитектуры и строительных наук, Почетным архитектором России А.Р. Бобовичем.