Паспорт многофункционального дидактического пособия




Вологодская область город Череповец

Управление образования мэрии

Муниципальное автономное дошкольное учреждение

«Детский сад №124»

Паспорт многофункционального дидактического пособия

«ВРЕМЕНА ГОДА»

Разработала: воспитатель

Зеленина Елена Валерьевна

 

 

г. Череповец, 2021

 

С ребенком надо делать все через игру…

Д. Б. Эльконин

Актуальность. Владение грамотной речью, умением выражать свои мысли – это важные навыки при поступлении детей в школу, основа их успешности на следующем этапе образования. Работая в ДОУ, пришла к выводу, что хороших результатов работы можно добиваться, выбирая определенные формы и методы обучения воспитанников. Ни для кого не секрет, что в свете ФГОС личность ребенка находится на первом плане и все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Игра - это не только удовольствие и радость для ребенка, но и закрепление навыков, которыми он недавно овладел. Поэтому самым эффективным способом является дидактическая игра, как одна из обучающего воздействия ребенка на педагога.

В своей работе часто использую игры, которые придумываю и делаю сама. В основном – это многофункциональные пособия, которые призваны решать сразу несколько задач. В моей методической копилке есть авторские многофункциональные пособия, стационарно прикрепленные к стенам кабинета, а также пособия и игры, расположенные на полках и в шкафу. Сегодня я хочу представить многофункциональное учебно-дидактическое пособие «Времена года». Оно представляет собой небольшое по объему оборудование, которое можно поставить на полку с дидактическими играми, что экономит пространство кабинета и позволяет пользоваться им в любой момент.

Многофункциональное учебно-дидактическое пособие«Времена года» имеет обучающее, развивающее и воспитывающие значение. У детей происходят значимые изменения в формировании и развитии языковых средств в области фонетики, морфологии, лексики, грамматики, связной речи; совершенствуется коммуникативная функция речи; формируются и закрепляются временные представления, представления об окружающем мире. Пособие прекрасно подходит для индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работы с дошкольниками с целью закрепления знаний и умению детей выполнять определённые задания, а также для самостоятельного использования. Ее можно использовать в любых видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, как элемент в ознакомлении с художественными произведениями. Дидактическая пособие предназначена для детей от 3 до 7 лет.

Цель дидактического пособия: коррекция нарушений и развитие речи детей, через формирование интереса детей к окружающему миру.

Задачи:

1. Формировать и развивать все структурные компоненты устной и письменной речи.

2. Формировать и развивать представления о сезонных изменениях в природе, о временах года (дать знания о цикличности, периодичности и последовательности смены времен года).

3. Расширять представления об окружающем мире.

4. Развивать высшие психические функции, сенсорное восприятие, мелкую моторику.

5. Стимулировать творческую активность детей.

6. Воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разном времени года.

Пособие адресовано учителям-логопедам и воспитателям дошкольных учреждений; учителям-логопедам начальной школы, специальных коррекционных школ; учителям-дефектологам, а также родителям.

Описание пособия. Основа пособия – фетр. Фетр - экологически чистый продукт, он отлично держит форму, не токсичен. Детали пособия можно стирать, гладить, их сложно помять или порвать. Игровое поле, разделенное на времена года в виде часов, карточки, соответствующие временам года. К макету имеется дополнительный дидактический, раздаточный, наглядный, игровой материал, что делает данное пособие многофункциональным, универсальным.

Принципы создания пособия:

1. Привлекательность для детей;

2. Доступность;

3.Многофункциональность;

4. Стимулирование познавательной активности детей;

Планируемый результат:

Дети понимают правила игры и игровые действия.

- проявляют интерес и принимают игровую задачу.

- имеют представление о характерных особенностях разных времён года, проявляют желания помочь друг другу.

- проявляют умение анализировать достижение игровой задачи.

- проявляют желание использовать игру в самостоятельной деятельности.

Принципы воспитания:

- формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом,

- создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма,

- воспитание через взаимодействие.

Принципы обучения:

принцип доступности, наглядности, принцип систематичности и последовательности, принцип научности, активности.

Методы воспитания: беседа, поощрение, упражнение, ситуация свободного выбора, создание ситуации успеха.

Методы обучения: объяснение, беседа, упражнение, частично-поисковый

Предварительная работа: беседы о временах года, рассматривание картин, иллюстраций, наблюдение за изменениями времён года, прочтение сказки «12 месяцев»

Четыре раза в год они

Земли наряд меняют пёстрый.

Бегут, бегут за днями дни,

Приходят и уходят сёстры. (Зима, Весна, лето, Осень)

Вариант 1

Игра «Составь картинку и расскажи»

Цель игры: развить у детей мышление, воображение, речь.

Ход игры: детей спрашивают –«Какое сейчас время года?» и предлагают составить картинку, выбрав нужные детали из фетра. Затем воспитатель просит описать картинку.

Вариант 2

Игра «Что не так?»

Цель: развитие речемыслительной деятельности ребенка – внимание, мышление, восприятие, связную речь.

Ход игры: Выбрав какое- либо время года, одна группа детей размещает несколько несоответствующих деталей или фигурок на панно и предлагает другим детям найти лишнее, объяснив свой выбор.

Вариант 3

Игра «Какая сейчас погода?»

Цель: развитие мышления, связной речи у детей

Задачи: описать сегодняшнюю погоду и составить картинку, данному описанию.

Ход игры: воспитатель просит детей описать сегодняшнюю погоду. Дети отвечают, перечисляют все явления, которые есть на данный момент.

Вариант 4

Игра «Составь рассказ об осени»

Задачи: побуждать детей к составлению рассказа об этом времени года; формировать у детей эстетическое отношение к природе, умению погружаться в мир природы, её образов, цветов; учить рассказывать связно, полно, четко выстраивать композицию рассказа.

Ход игры:

На панно выставляются детали, которые соответствуют признакам осени, воспитатель предлагает составить небольшой связный рассказ об осени. Сначала воспитатель даёт примерный образец рассказа.

Вариант 5

Игра "Приметы зимы"

Задачи: обогащать знания детей о приметах зимы, обучать составлению сложноподчиненных предложений с союзом «потому что».

Ход игры:

Воспитатель спрашивает: "Какое сейчас время года? Почему вы думаете, что сейчас зима. Назовите приметы зимы". Дети по очереди называют приметы зимы и выставляют на панно соответствующие детали названной приметы, составляя предложение. Например: "Я думаю, что сейчас зима, потому что идет снег".

Вариант 6

Игра «Когда это бывает?»

Задачи: закрепить знания о природных явлениях. Формировать представления о временах года, о месяцах. Развитие внимания, зрительного восприятия.

Ход игры: Воспитатель предлагает разгадать загадки о временах года и подобрать детали из фетра, соответствующие определенному времени года. Вспомнить характерные особенности данного времени года.

Кто, скажи мне милый друг,

Красит белым всё вокруг,

И деревья, и дома?

Это — зимушка -… (ЗИМА)

Стало солнышко теплей,

Зажурчал в лесу ручей,

Вся природа расцветает,

Время года кто узнает? (ВЕСНА)

Солнце печет, липа цветет,

Вишня поспевает,

Когда это бывает? (ЛЕТОМ)

Листья быстро пожелтели

И на землю полетели.

Так бывает раз в году,

А когда? Я не пойму! (ОСЕНЬ)

Вариант 7

Воспитатель предлагает устроить соревнование: одни дети составляют картинку времени года на панно из фетра, а другие отгадывают и описывают ее.

Цель: развитие внимания, связной речи, мышления, воображения.

Вариант 8

Цель: развитие внимания, связной речи, мышления, воображения.

Ход игры: на картинке изображены четыре части времен года. Каждая часть времен года обозначена определенным цветом (зима-голубым, весна- зеленым, лето- красным, осень- желтым). Заготовленные геометрические фигурки из фетра дети соотносят каждую часть с определенным цветом ко времени года. В процессе игры закрепляется счет от 1 до 4, цвет, форма и последовательность времен года.

Вариант 9

Лото «Когда это бывает?»

Цель: развитие внимания, связной речи, мышления, воображения.

Ход игры: Детям предлагают игровое поле, разделенный на четыре части с изображением времен года и карточки, соответствующие им. Карточки перевернуты изображением вниз. Воспитатель берет по одной карточки, показывает детям и спрашивает какому времени года подходит картинка. Дети отвечают, объясняют почему именно так и картинка ложится на игровое поле, к соответствующей части. Для старших групп можно усложнить задачу, спросив у детей к какому именно месяцу подходит картинка. В процессе игры закрепляем последовательность времен года и его месяцы.

 

Вариант 10

Игра «Определи и назови»

Цель: развитие внимания, мышления, воображения, речемыслительной деятельности, закрепление знаний о природных явлениях, форме, цвете.

Ход игры: Ребёнок крутит стрелку на игровом поле, после того как стрелка остановится, называет- время года и определяет цвет, соответствующий данному времени. На данное время года раскладывает геометрические фигуры такого же цвета и называет их. В старших группах- перечислить месяцы и посчитать геометрические фигуры.

Вариант 11

Игра «Прослушай и выбери нужное»

Цель: развитие внимания, мышления, воображения, речемыслительной деятельности, закрепление знаний о природных явлениях, форме, цвете.

Ход игры: перед детьми разложены карточки с временами года и природными явлениями. Воспитатель предлагает прослушать стихотворение о времени года, а дети должны выбрать нужные карточки и назвать их месяцы.

Осень.

Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;Лишь вдали красуются, там, на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

А. К. Толстой

 

Зима.

Пришла зима с морозами

С морозами, с метелями.

Сугробы под берёзами,

Белым-бело под елями.

О. Высотская

Весна.

Сельская песня

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

А. Н. Плещеев

Лето.

Если в небе ходят грозы,

Если травы расцвели,

Если рано утром росы

Гнут былинки до земли,

Если в рощах над калиной

Вплоть до ночи гул пчелиный,

Если солнышком согрета

Вся вода в реке до дна,

Значит, это уже лето!

Значит, кончилась весна!

Е. Трутнева

Данное пособие можно применять в «уголке природы». Наблюдая за изменением погоды составлять соответствующую картинку (идет дождь, снег, светит солнце, опадают листья и т.д.).

Список использованной литературы

1. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры от рождения до 6 лет- М.: Просвещение, 1988.

2. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир: программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.

3. «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под.ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой- М.: Мозайка – синтез, 2010.

4. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации – М.: Мозаика – синтез, 2008.

5. Е.А. Пономарёва, С.А.Иванова «Изменения в природе: времена года. Наглядно- дидактический материал для развития речи детей дошкольного возраста»- Издательство: Айрис 2007 г.

6. О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина, Н.П. Савинова «Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5-6 лет». Москва 2005 год.

7. https://ped-kopilka.ru/ стихи о временах года для детей 4-5 лет.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: