Рассмотрим мужчину с параметрами: 32 года, вес-71 кг., рост-174 см..




Работа 4.3

Функциональные пробы на реактивность сердечно-­сосудистой системы.

Содержание работы. Синхронная регистрация разных внешних проявлений деятельности сердечно-сосудистой системы при взятии разных функциональных проб расширяет диагностические возможности в анализе работы этой важной системы организма. Можно разделить три основные типа реакции гемодинамики на функциональные нагрузки:

- адекватный - с умеренным учащением пульса не более чем на 50 %, увеличением СД до 30 % при незначительных колебаниях ДД и восстановлением за 3 - 5 мин;

- неадекватный - с чрезмерным увеличением показателей пульса и АД и задержкой восстановления на более 5 мин;

- парадоксальный - не соответствующий энергетическим потребностям, с колебаниями показателей менее 10 % около исходного уровня.

Ход работы: В опыте участвуют четверо: испытуемый, измеряющий АД, подсчитывающий пульс и записывающий данные измерений в таблице (табл. 1). Усаживают испытуемого. Один из участников опыта измеряет у него СД и ДД, второй заполняет таблицу отчета, третий подсчитывает пульсовые удары и тоже протоколирует их. Определение АД и пульса идет обязательно одновременно. Измерения проводят несколько раз, пока не будут получены по два одинаковых (близких) показателя АД и пульса. Разъединив манжетку и тонометр прибора (манжетку не снимать в течение всего опыта), предлагают испытуемому встать. Быстро соединяют манжетку с манометром и измеряют давление несколько раз подряд. Одновременно за каждые 15с сообщаются данные частоты пульса. Измерения проводят до тех пор, пока показатели не вернутся к исходным величинам (до полного восстановления). Аналогичное наблюдение надо провести после физической нагрузки (20 приседаний).

Таблица 1 - Фиксируемые значения показателей

 

 
Показа тели В покое (сидя)    
10с 50 с мин мин мин мин N мин  
ЧСС                    
АД 120/80 135/80 135/80 130/8 0 120/75 120/75 120/80 110/70 120/75  

 

Для оценки тренированности сердечно-сосудистой системы к выполнению физической нагрузки, оценки ее резервных возможностей могут использоваться следующие показатели: коэффициент выносливости (KB), рассчитываемый по формулам:

- Руфье:

, (1)

- либо Руфье—Диксона:

, (2)

 

где ЧССn - исходный пульс покоя; ЧСС1 - пульс за первые 10 с первой минуты после нагрузки; ЧСС2 - пульс за последние 10 с первой минуты после нагрузки.

 

Оценивают KB по 4-балльной шкале.

Таблица 2 - Шкала показателей
Формула Руфье Руфье-Диксон
Отлично 0,1-5 0-2,5
Хорошо 5,1 - 10 3-6
Удовлетворительно 10,1 - 15 6-8
Неудовлетворительно 15,1-20 >8

 

- показатель качества реакции:

, (3)

где ПД1, ЧСС1 и ПД2,ЧСС2 - пульсовое давление, соответственно до и после нагрузки.

У здорового человека ПКР ≤ 1. Увеличение ПКР свидетельствует о неблагоприятной реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку.

 

 

Расчет по формуле (1):

 

 

Расчет по формуле Руфье дает показатель - хорошо.

 

Расчет по формуле (2):

 

 

Расчет по формуле Руфье-Диксон дает показатель - хорошо.

 

Расчет по формуле (3):

 

ПКР- выше нормы.

 

 

Вывод: полученные результаты согласно формулам Руфье и Руфье-Диксона оцениваются как хорошие, а показатель качества реакции завышен на 0,1 от нормы. Значит сердечно-сосудистая система испытуемого человека своевременно реагирует на физическую нагрузку, а завышение показателя ПКР на 0.1 можно отнести к погрешностям измерений.

Такие показатели как коэффициент выносливости (КВ) и показатель качества реакции(ПКР) используется для оценки тренированности или реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку, а также для оценки резервов возможностей этой системы.

 

Работа 4.4

Исследование функций внешнего дыхания

Содержание работы. Функциональное состояние системы внешнего дыхания оценивают в целях определения участия ее в энергетическом, тепловом, водном обменах организма, т.е. в физическом и химическом компонентах терморегуляции для поддержания, главным образом, газового и теплового гомеостаза, используя качественные (ритм) и количественные (частота, глубина, МОД и др.) показатели.

Различают четыре первичных легочных объема:

— дыхательный объем (ДО) газа, вдыхаемого или выдыхаемого при каждом цикле в спокойном состоянии;

— резервный объем вдоха (РОвд)- максимальный объем газа, который можно дополнительно вдохнуть после обычного вдоха;

— резервный объем выдоха (РОвыд)- максимальный объем газа, который можно выдохнуть после обычного выдоха;

— остаточный объем (ОО)- объем газа, оставшегося в легких после максимального выдоха.

Кроме того, различают также четыре емкости, каждая из которых включает по два (или более) первичных объема:

— общая емкость легких (OEJI)- объем газа в конце максимального вдоха (в нормальных условиях состоит из Р0вд(50%)+Д0(11%) +РОвыд (15%)+00(24%);

— жизненная емкость легких (ЖЕЛ)- наибольший объем газа, который можно выдохнуть после максимального вдоха, определяемый суммой: ДО+РОвд+РОвыд;

— емкость вдоха (ЕВ) - максимальный объем газа, который можно вдохнуть после спокойного выдоха: ДО+РОвд;

— функциональная остаточная емкость (ФОЕ)-объем газа, оставшегося в легких после спокойного выдоха: РОвыд+ ОО.

В норме ЕВ~75% ЖЕЛ, а РОвыд~25% ЖЕЛ. Следует учитывать, что РОвыд- очень вариабельная величина, значительно меняющаяся даже у одного и того же лица.

Один из основных показателей вентиляции легких МОД определяется по формуле:

МОД= ДО х ЧДД,

где ЧДД - частота дыхательных движений.

Коэффициент легочной вентиляции (КЛВ) рассчитывают по формуле:

КЛВ= Д0/(Р0выд+00).

 

Резерв дыхания - показатель, характеризующий возможность человека увеличить легочную вентиляцию, т.е. способность увеличивать интенсивность дыхания от спокойного до максимального:

РД=Влмах-МОД,

 

где Влмах- максимальная вентиляция, л.

При проведении измерений следует учитывать, что минимальные результаты у здоровых людей обычно получаются в положении лёжа, а максимальные-стоя.

Для оценки адекватности полученных данных их обычно сравнивают с должными величинами. Для их определения предложен ряд таблиц, нормогграмм и эмпирических уравнений.

Рассмотрим мужчину с параметрами: 32 года, вес-71 кг., рост-174 см..

 

1. Расчет должной жизненной емкости легких (ДЖЕЛ)

для мужчин ДЖЕЛ=0,052Р-0,028В-3,2,

где Р-рост(см), В-возраст(лет).

Необходимо учитывать, что при возрасте от 15 до 22 лет величину ДЖЕЛ следует снизить на 200 мл.

ДЖЕЛ = 0,052x174-0,028x32 -3,2= 4,952 мл

2. Должная минутная вентиляция легких (ДМВЛ) мл:

ДМВЛ=25ДЖЕЛ

ДМВЛ =25 х 4,952= 123,8 мл.

3. Должная общая емкость легких (ДОЕЛ), мл:

ДОЕЛ=ДЖЕЛ/0,8

ДОЕЛ =4.952/0,8= 6,19 мл.

Также необходимо учитывать следующее:

Ø для лиц 35-49 лет: ДОЕЛ= ДЖЕЛ/0,75

Ø для лиц старше 50 лет: ДОЕЛ=ДЖЕЛ/0,65

 

4. Должный минутный объем дыхания (ДМОД) определяют по формуле А.Г. Дембо:

ДМОД= Д00/(7,07 * 40),

где ДОО-должный основной обмен(ккал/сут), определяемый по таблицам Гарриса-Бенедикта, либо по формуле:

ДОО=66,47+13,7М+5,0Р- 6,75В,

где М-масса тела(кг); Р- рост(см); В- возраст(годы).

ДОО =66,47+13,7х71+5,0х174-6,75х32= 1693,17 ккал/сут.

ДМОД =1693,17/(7.07*40)= 5,99

5. Для определения резервного объёма легких воспользуемся формулой:

Ровд=ЖЕЛ-(ДО+РОвыд)

Чтобы оценить величину ЖЕЛ сравниваем, с так называемой, должной для вас величиной ЖЕЛ. Рассчитать ее можно по формуле Людвига:

ЖЕЛ для мужчин = 40*рост (см)+30*вес (кг)-4400;

ЖЕЛ =40*174+30*71-4400= 4690

ДО (дыхательный объём)-легочный объем, который вдыхается или выдыхается при спокойном дыхании, его величина при спокойном дыхании составляет в среднем 500 мл.

РОвыд (резервный объём выдоха)-максимальное количество воздуха, которое может выдохнуть человек после спокойного выдоха, в среднем составляет 1100мл.

Получаем: РОвд =4690-(500+1100)= 3090 мл.

6. Находим показатель внешнего дыхания(ПВД)-характеризующий потенциал внешнего дыхания по удалению СО2 и насыщению крови кислородом по формуле:

ПВД=ЖЕЛ/М

ПВД =4690/71= 66.06

 

 

Схема полученных объемов легкого испытуемого:

 

 

Вывод: Проведенный опыт показал, что ПВД=57,21, находится в границах 56-60 [таблица 4.2, 1, с. 57]., то есть показатель внешнего дыхания удовлетворительный.

Выражения газообменной эффективности легочной вентиляции — определение дыхательного эквивалента, т.е. того объема вентилируемого воздуха, который приходится на 100 мл потребленного кислорода: определяют отношение МОД к количеству потребленного кислорода (или углекислоты — ДЭ углекислоты).

У здорового человека минутный объем дыхания (МОД) зависит от частоты дыхания (у больных с патологией легких при функциональных нарушениях газообменная эффективность оказывается сниженной, и потребление 100 мл кислорода требует большего, чем у здоровых объема вентиляции).

При оценке эффективности вентиляции увеличение частоты дыхания (ЧД) рассматривается как типичный признак дыхательной недостаточности, это целесообразно учитывать при трудовой экспертизе: при I степени дыхательной недостаточности ЧД не превышает 24, при II степени достигает 28, при III степени ЧД очень большая

 

 

Работа 4.5. Функциональная проба с задержкой дыхания (проба Штанге)

 

Содержание работы: Время в течение которого человек может задерживать дыхание, преодолевая желание вдохнуть, индивидуально, зависит от состояния аппарата внешнего дыхания и системы кровообращения. Поэтому длительность произвольной максимальной задержки дыхания может использоваться в качестве функциональной пробы. Способность человека к длительной задержке дыхания свидетельствует о наличии значительных резервов в организме.

У здоровых людей максимальная задержка дыхания после спокойного вдоха 50 - 60 с, после спокойного выдоха она меньше - 30 - 40 с. Эти показатели меняются при форсированном дыхании.

Ход работы: Определение максимальной задержки дыхания на вдохе и выдохе.

Объект: мужчина -38 лет.

Начальные данные После приседаний После минутного отдыха
Замеры: 1-48 с 2-44 с 3-45 с Мах: 45,6 с Замеры: 1-35 с 2-33 с 3-32 с Мах: 33,3 с Замеры: 1-42 с 2-38 с 3 -35 с Мах: 38,3 с
100% 73,3% 83,9%

 

МЗД (А) =(48+44+45) / 3=45,6 с

Вывод: По таблице 4.3 Оценка функционального состояния внешнего дыхания испытуемый – тренированный, но ввиду возраста трудно восстанавливаемый. Дыхание — один из признаков живых организмов. Роль кислорода в энергетическом обмене - образование конечных продуктов в результате жизнедеятельности, их удаление из организма.

Частота дыхания. У взрослого человека в покое число дыхательных движений в минуту колеблется от 12 до 20. Частота дыхания меняется от ряда причин: в спокойном состоянии дыхание реже, а при движении, физических упражнениях - чаще. Дыхание учащается при повышении температуры окружающей среды, температуры тела, во время и после еды, при волнении. Оно меняется в зависимости от положения тела; реже - в положении лежа, чаще - в положении стоя. У женщин дыхание чаще на 2-4 в минуту, чем у мужчин. У детей дыхание значительно чаще, чем у взрослых.

Количество вдыхаемого и выдыхаемого воздуха зависит от глубины и частоты дыхания. При всяком напряжении, особенно физическом, эта величина становится в несколько раз больше.

На развитие грудной клетки оказывает влияние регулярность занятий физической культурой и спортом. Экскурсия грудной клетки и сила дыхательных мышц в определенной степени зависит от вида спорта. Подвижность грудной клетки оказывается наибольшей у лиц, тренирующихся в тех видах спорта, которые предъявляют значительные требования к аппарату дыхания. Наибольшая экскурсия грудной клетки отмечена у гребцов, бегунов на средние и длинные дистанции, у пловцов, а наименьшая - у гимнастов, штангистов.

 

Работа 4.15. Определение работоспособности человека косвенными методами.

В качестве меры работоспособности при физической нагрузке используют показатель максимального потребления кислорода (МПК). При определении МПК прямым методом основным критерием является стабилизация потребления кислорода, несмотря на дальнейшее «ступенеобразное» повышение нагрузки. Для получения достоверных значений МПК необходимо провести не менее четырех — пяти измерений при разных значениях нагрузки и по возможности получить данные при максимальной нагрузке (на практике такая задача оказывается трудновыполнима).

Опытным путем установлено, что с увеличением нагрузки про­порционально потреблению кислорода увеличивается и частота сердечных сокращений (ЧСС). Эту зависимость учитывает метод Фокса, позволяющий косвенным путем, по изменению ЧСС, при двух нагрузках прогнозировать величину МПК.

Ход работы. Студенты делятся на испытуемых и экспериментаторов. Вначале измеряют артериальное давление (АД), регистрируют ЧСС в состоянии покоя. Затем проводят серию дозированных физических нагрузок (степ-тест). Первая нагрузка — подъемы на ступеньку высотой 0,2 м 20 раз за 2 мин. После этого измеряют ЧСС через каждую минуту после каждой из двух дозированных физических нагрузок. К второй нагрузке приступают после восстановления АД и ЧСС до исходного (фонового) уровня, т.е. через 5 —10 мин после первой нагрузки. Вторая нагрузка — 40 подъемов на ступеньку высотой 0,2 м за 2 мин.

Максимальную работоспособность определяют по формуле Фокса:

МПК=6,3-0,01 926ЧСС(15о), (4)

где ЧСС(15о) - число сердечных сокращений в минуту при мощности нагрузки 150 Вт:

ЧСС(150) =ЧСС(о) - 150(ЧСС(2) - ЧСС1)/(N(2) - N(1)), (5)

где ЧСС(о) - число сердечных сокращений в минуту в течение 2 мин в покое; ЧСС(1) и ЧСС(2) - число сердечных сокращений в первую минуту соответственно после первой и второй дозированных нагрузок; N(1) и N(2) - мощности на преодоление 1-й и 2-й нагрузок, Вт.

Мощность определяют по формуле:

N=0,218∙n∙M∙-H, (6)

где n- число подъемов на ступеньку в минуту; М - масса тела испытуемого, кг; Н - высота ступеньки, м.

Расчет по формуле (6):

N1=0,218∙20∙75∙0,2=65,4 Вт

N2=0,218∙40∙75∙0,2=130,8 Вт

 

Расчет по формуле (5):

ЧСС(65,4) =75- 65,4∙(250-75)/(65,4)=100 сокр/мин

ЧСС(130,8) =75-130,8∙ (340-75)/(130,8)=190 сокр/мин

ЧСС(150) =75-150∙ (340-250)/(130,8-65,4)=131,4 сокр/мин.

Расчет по формуле (4):

МПК=6,3-0,01926∙131,4=3,769

 

Схема восстановления пульса после соответствующих нагрузок:

 

Вывод: после повторной нагрузки частота сердечных сокращений (пульс) восстанавливается значительно медленней, так как объем легких не до конца восстановился, а сердечно-сосудистая система не освободились от продуктов предыдущего переутомления и нагрузки.

В связи с этими расчетная нагрузка ЧСС(150) получилась выше экспериментальной (повторной без длительного отдыха и восстановления).

 

Работа 3. Хронометраж рабочего дня.

Хронометраж - установление длительности выполнения отдельных рабочих операций - позволяет выявить изменения работоспособности. Так, постепенное увеличение времени, затрачиваемого на определенную операцию, может свидетельствовать о наступлении утомления.

Метод хронометражных наблюдений используют для оценки трудового процесса (режим труда, ритм работы, темп выполнения отдельных операций), выявления возможного влияния условий труда на функциональное состояние организма, решения вопросов НОТ - научной организации труда.

Перед проведением наблюдений необходимо ознакомиться с процессом труда, характером подлежащих учету рабочих операций или их элементов, особенностями условий труда. Составляется примерная схема последовательности изучаемых операций, для чего следует правильно разделить изучаемый трудовой процесс на отдельные операции или на их элементы.

Хронометраж ведут, используя секундомер, отмечая время окончания каждого элемента рабочего процесса, каждой операции.

Метод хронометража позволяет получить следующие данные:

1) среднюю продолжительность отдельных операций в течение рабочего дня, зависимость ее от времени смены, режима труда, ритма работы;

2) время, затрачиваемое на выполнение основных и подсобных (вспомогательных) операций, простои и ремонт оборудования, исправление брака, ожидание материала, личные и производственные отвлечения, что характеризует условия и организацию труда;

3) загруженность рабочего дня.

Загруженность рабочего дня считается малой, если сумма времени, затрачиваемого на рабочие операции, подсобные работы и производственные отвлечения, занимает менее 75 % общего времени рабочей смены, достаточной - 75 - 85%, интенсивной - 86-95 %, очень интенсивной - превышает 95 %.

На основании разработки анализа полученных данных и сопоставления их с данными физиологических наблюдений могут быть предложены и обоснованы рекомендации по более рациональному построению рабочего дня, изменению ритма или темпа выполняемых операций, определению времени для коротких перерывов.

По полученным данным для работников интеллектуального труда (программист, бухгалтер, преподаватель и т.д.) предлагается вводить перерывы на физические разминки и нагрузки. Для работников физического труда (кузнец, грузчик, слесарь и т.д.) предлагается использовать отдых в зависимости от нагруженности в период рабочей смены.

Пример: Хронометраж для госслужащего (водитель).

Начало наблюдений 08.00 часов.

Окончание наблюдений 18.00 часов.

Продолжительность 8 часов. Смена -1

Возраст-38 лет Стаж работы - 15 лет.

 

Операция Общее время, мин % загруженности к 8 часам (480 минут) Психофизиологические требования
  Планерка   6,25 Сосредоточенность, внимание, точный расчет
  Подведение итогов за текущие сутки, постановка задач служащим предприятия на рабочий день   5,20 Работа с подчиненными,
  Формирование план заданий, формирование и составление отчетных данных   8,33 Сосредоточенность, умение планировать, точный расчет
  Плановое инспектирование и обследование объектов   33,3 Наклоны, физические нагрузки на руки, вождение автотранспорта, напряжение зрения и координации, Физические нагрузки
  Обед   12,5 , наклоны, перенос грузов небольшой тяжести
  Обследование объектов   33,3 Наклоны, физические нагрузки на руки, вождение автотранспорта, напряжение зрения и координации, Физические нагрузки
  В течение дня перерывы   9,37  
  Подведение итогов работы за день   4,16 отдых
Итого   90,54%  

Примечание: В течение всего дня работа выполнялась стоя с наклоном, сидя,

стоя, при ходьбе.

Вывод: результат в интервале 86-95% - рабочий день считается интенсивным.

 

Эргономическая оценка рабочих мест.

Выполнение работы в неудобном, вынужденном положении на неприспособленном станке или на рабочем оборудовании, не соответствующем размерам тела и конечностей, приводит к излишним энергетическим затратам и быстро наступающему утомлению. Избежать этого можно рационализировав рабочую позу и рабочее место. Рациональной называют позу которая сопровождается минимальным напряжением мышц поддерживающих тело или конечности независимо от того как выполняется работа стоя или сидя.

Основные факторы определяющие выбор позы: величина физической нагрузки необходимая степень точности движений характер выполняемой работы. Работа стоя менее утомительна при вертикальном положении тела или с небольшим (до 15 град) наклоном вперед. При выполнении работы сидя статическое напряжение меньше но при этом размах движений должен быть невелика.прилагаемые работником усилия необходимые для выполнения производственного задания не должны превышать 50 Н.Если усилия достигают 100 Н то целесообразнее рекомендовать позу сидя-стоя при больших усилиях - стоя.

Длительное пребывание в любом вынужденном положении особенно при необходимости приложения значительных усилий ухудшает кровообращение разных частей организма их питание и создает условия для возникновения ряда мелких расстройств вплоть до патологических. Могут возникнуть искривления позвоночника плоскостопие и др.

Для характеристики и оценки той или иной рабочей позы нужно иметь фотографию работника в этой позе в профиль по которой изображают проекции рабочих звеньев тела: шеи (а-б), плеча (б-в), предплечья (в-г), кисти (г-д), туловища (б-е), бедра (е-ж), голени (ж-з), стопы (и-к).

 

Схема: Большая часть рабочего времени проходит за рулем служебного автомобиля.

Сопоставляя данные схемы и углов с показаниями [таблица 4.11, 1, с. 57] имеем следующее:

Угол Название Показания угла звена Оптимальные пределы
  шеи (а-б)   10-25
  плеча (б-в)   15-35
  предплечья (в-г)   80-110
  кисти (г-д)   170-190
  туловища (б-е)   15-25
  бедра (е-ж)   85-100
  голени (ж-з)   95-120
  стопы (и-к)   85-95

 

Вывод: Показатели рабочего места водителявписываются в нормы ГОСТ 12.2.032-78 «Рабочее место при выполнении работ сидя». Работу водителя необходимо чередовать с работой в положении стоя для нормализации кровяной циркуляции и избежания застоя.

4.19. Экспресс - методы определения психодинамических состояний человека.

На основании сопоставления диагнозов астенического, тревожного и депрессивного синдромов, полученных по итогам тестов, разработан комплекс экспресс - методов.

1. Выявление депрессии Используя таблицу 4.12, определите, изменилось ли, по вашему мнению или мнению окружающих, ваше поведение за последний месяц, и если да, то как.

Интерпретация результатов.

0-13 баллов: депрессии нет,

14-26 баллов: начальные симптомы депрессии,

27 - 39: явная депрессия, следует обратиться к врачу.

Оценка в баллах депрессивности состояния по Готланду:

Признаки депрессии Совсем нет В слабой степени Довольно сильно Очень сильно
Снижение устойчивости к стрессу 0      
Более агрессивное состояние, направленное на внешние обстоятельства поведение, трудности с самообладанием   1    
Чувство опустошенности 0      
Синдром «перегорания» 0      
Постоянная необъяснимая усталость   1    
Раздражение, беспокойство, напряженность   1    
Нерешительность в повседневных ситуациях   1    
Нарушение сна: раннее пробуждение, засыпание с трудом, беспокойный сон, непреодолимая сонливость в дневное время     2  
Нетерпение, беспокойство, чувство неловкости, особенно по утрам   1    
Для снятия напряжения: злоупотребление алкоголем (или лекарствами^повышение активности, изнуряющая работа, усиленное занятие спортом, обильное или скудное питание   1    
Будущее представляется безнадежным   1    
Жалость к себе   1    
В семье: наблюдались злоупотребление алкоголем, лекарствами или наркотиками, депрессия или суицидальное поведение, увлечение деятельностью связанной с риском 0      


Вывод: Используя табл. 4.12, я определил, что по мнению окружающих мое поведение не изменилось и сложив баллы я получил: 10 баллов, значит депрессии нет.

2. Шкала оценки астении

20 пунктов теста сгруппированы в 5 шкал. Каждое утверждение ранжируется

по пятибалльной системе в четырех пунктах. Наивысший балл отражает

самую высокую степень астении. Сумма баллов более 12 свидетельствует о

неблагополучии.

Оцениваются: Общая астения - пункты 1,5, 12, 16;-

Физическая астения - пункты 2, 8, 14, 20;

Пониженная активность - пункты 3, 6, 10, 17

Снижение мотивации - пункты 4, 9, 15, 18

Психическая астения - 7, 11, 13, 19.

Вы должны оценить самочувствие, обводя кружком степень соответствия того или иного утверждения.

Итак, пункты теста:

1. я чувствую себя здоровым

Да, это правда 1 2 3 4 5 Нет, это не правда

2. физически я способен на многое

Да, это правда 1 2 3 4 5 Нет, это не правда

3. я чувствую себя очень активным

Да, это правда 1 2 3 4 5 Нет, это не правда

4. все, что я делаю, доставляет мне удовольствие.

Да, это правда 1 2 3 4 5 Нет, это.не правда

5. я чувствую себя усталым

Да, это правда 1 2 3 4 5 Нет, это не правда

6. мне кажется, я многое успеваю за день

Да, это правда 1 2 3 4 5 Нет, это не правда

7. когда я занимаюсь чем-либо, я могу сконцентрироваться на этом

Да, это правда 1 2 3 4 5 Нет, это не правда

8. физически я способен на многое

Да, это правда 1 2 3 4 5 Нет, это не правда

9. я боюсь дел, которые мне необходимо сделать

Да, это правда 1 2 3 4 5 Нет, это не правда

10.я думаю, что выполняю за день мало дел

Да, это правда 1 2 3 4 5 Нет, это не правда

11.я могу хорошо концентрировать внимание

Да, это правда 1 2 3 4 5 Нет, это не правда

12. я чувствую себя отдохнувшим

Да, это правда 1 2 3 4 5 Нет, это не правда

13. мне требуется много усилий для концентрации внимания

Да, это правда 1 2 3 4 5 Нет, это не правда

14. физически я чувствую себя в плохом состоянии

Да, это правда 1 2 3 4 5 Нет, это не правда

15. у меня много планов

Да, это правда 1 2 3 4 5 Нет, это не правда

16. я быстро устаю

Да, это правда 1 2 3 4 5 Нет, это не правда

17. я очень мало успеваю

Да, это правда 1 2 3 4 5 Нет, это не правда

18. мне кажется, что я ничего не делаю

Да, это правда 1 2 3 4 5 Нет, это не правда

19. мои мысли легко рассеиваются

Да, это правда 1 2 3 4 5 Нет, это не правда

20. физически я чувствую себя в прекрасном состоянии.

Да, это правда 1 2 3 4 5 Нет, это не правда

Итак, подсчитав баллы я получил: Общая астения - 9 баллов. Физическая астения - 10 баллов. Пониженная активность - 9 баллов. Снижение мотивации - 8 баллов. Психическая астения - 6 баллов.

Вывод: сумма баллов по каждому из пяти пунктов, которые проверялись превышает 12 баллов, значит оценка моей астении свидетельствует о благополучии.

 

3. Шкала тревоги и депрессии

Шкала составлена из 14 утверждений, сгруппированных в две подшкалы:

А - «тревога» и Б - «депрессия». Каждому утверждению соответствуют четыре варианта ответа (в баллах) по нарастанию тяжести симптома от О (отсутствие) до 3 (максимальная выраженность). Этот опросник разработан для оценки самочувствия. Прочитайте внимательно каждое утверждение, и в пустой графе слева отметьте вариант, который в наибольшей степени соответствует вашему самочувствию на прошлой неделе. Не раздумывайте над каждым утверждением: первая реакция всегда будет более верной.

При интерпретации данных учитывается суммарный показатель по каждой шкале, подпадающий под одну из трех оценок: 0-7 баллов «норма», 8-10 баллов - «частично выраженная тревога/депрессия)», 11 баллов и более - выраженная тревога/депрессия»

А. Я испытываю напряжение, мне не по себе:

3 - все время, 2 - часто,

1 - время от времени, иногда,

0 - совсем не испытываю

Б. То, что приносило мне большое удовольствие, и сейчас вызывает такое же чувство:

0 - определенно это так,

1 - наверно это так,

2 - лишь в очень малой степени это так, 3- это совсем не так.

 

А. Я испытываю страх, кажется, будто что-то ужасное может вот-вот случиться:

3 - определенно это так, и страх очень сильный, 2 - да это так, но страх не очень сильный,

1 - иногда, но это меня не беспокоит

0 - совсем не испытываю.

 

Б. Я способен рассмеяться и увидеть в том или ином событии смешное:

0 - определенно, это так,

1 - наверное, это так,

2 - лишь в очень малой степени это так,

3 - совсем не способен.

 

А. Беспокойные мысли тревожат:

3 - постоянно,

2 - большую часть времени,

1 - время от времени, не часто,

0 - только иногда.

 

Б. Я бодр:

3 - вовсе нет,

2 - очень редко,

1 - иногда,

0 - практически всегда,

 

 

А. Я легко могу расслабиться:

О -да,

1 - наверное,

2 - лишь изредка,

3 - нет.

 

Б. Кажется, я стал все делать очень медленно:

3 - практически все время,

2 - часто,

1 - иногда,

О - это не так.

 

А. Я испытываю внутренне напряжение:

О - вовсе нет,

1 иногда,

2 часто,

3 - очень часто.

 

Б. Я не слежу за своей внешностью:

3 - это так,

2 я не уделяю этому достаточно времени,

1 возможно, я стал меньше уделять этому внимания,

О напротив, я слежу за собой так же, как раньше,

 

А. Я неусидчив, постоянно хочу двигаться:

3 - да,

2 - наверное,

1 - лишь в некоторой степени,

О - нет.

 

Б. Считаю, что мои дела (занятия, увлечения) могут принести мне чувство удовлетворения:

0 - разумеется,

1 - да, но не в той степени, как раньше,

2 - значительно меньше, чем обычно,

3 - вовсе так не считаю.

 

А. Меня внезапно охватывает чувство паники:

3 - очень часто,

2 - довольно часто,

1 - не так уж часто,

О - никогда.

 

Б. Могу получить удовольствие от хорошей книги, радио - или телепрограммы:

0 - часто.

1 иногда,

2 - редко,

3 - очень редко.

 

Вывод: Подсчитав баллы по каждой шкале А - «тревога», Б - «депрессия» получила такие результаты: А - «тревога» - 8 баллов - «частично выражена», Б - «депрессия» - 2 балла - «норма».

 

Задача 5.1.

 

В летний период года изучались условия труда машинистов разливочных кранов мартеновского цеха. Категория работы по степени тяжести -Пб. Температура воздуха в кабине 36-40 °С, относительная влажность 30 -35 %, скорость движения воздуха 0,3 м/с. Интенсивность теплового излучения во время заливки металла на уровне нижних конечностей 155 Вт/м. Температура внутренних поверхностей кабины в отдельные моменты достигала 40...50°С.

При физиологических наблюдениях получены результаты, представленные в табл. 1.

- Оцените метеорологические условия на рабочем месте машиниста разливочного крана.

- Объясните результаты физиологических наблюдений.

- Какие мероприятия необходимо предложить для оздоровления условий труда машинистов крана?

Таблица 1.

____________ Результаты физиологических исследований. ___________________

 

 

Момент наблюдения Теплоощущения, баллы Температура, °С Скрытое время рефлекторной реакции на тело, мс
тела кожи контактное радиационное
До работы          
Во время разливки   37,5 35,5    
Через час после разливки   36,9 34,7    
По окончании работы   36,6 33,8    

Решение:

1. Микроклимат нагревающий, за счет теплового излучения, т.к.
комфортным считается температура на рабочем месте 20°С. Во все моменты
работы наблюдается значительное превышение установленной нормы, что
способствует снижению работоспособности машиниста разливочного крана.

2. Из данных таблицы можно сделать вывод, что в начале работы
параметры в норме. Во время разливки - увеличиваются, что связанно с
повышением параметров микроклимата. Затем через один час после разливки -

они несколько ниже, т.к. понижаются сами параметры микроклимата. К окончанию работы результаты в ходе наблюдения почти возвратились к исходным.

3. Для оздоровления условий труда машинистов крана кабины должны быть:

- экранирование кабины крана,

- применение системы местного кондиционирования воздуха для кабины,

- использование комнат для периодического охлаждения работников,

- применение СИЗ от повышенной температуры.

 

Задача 5.2.

 

В гальваническом цехе в ваннах производится покрытие деталей различными металлами (никелем, хромом, цинком, медью и др.). Температура растворов в ванне 40 °С. Перед покрытием детали, как правило, подвергаются очистке в ваннах обезжиривания с помощью растворов щелочей и в ваннах травления с помощью растворов неорганических кислот. Температура этих растворов 70 - 80 °С. Рабочий, обслуживающий линию, подвешивает детали (массой до 10 кг) на специальные подвеси и следит за процессом. Передача деталей из одной ванны в другую механизирована. Ванны оборудованы местной вытяжной вентиляцией - бортовыми отсосами. Работа средней тяжести (категория Па). Параметры микроклимата на рабочих местах зимой: температура воздуха 18-20 °С, влажность 80-85 %, скорость движения - 0,3-0,4 м/с.

1. Оценка метеорологических условий в цехе.

Микроклимат охлаждающий, т.к. влажность воздуха выше нормы, скорость движения воздуха выше нормы.

2. Назовите пути теплопередачи у работающих в цехе.

Работа механизирована и поэтому путь передачи тепла может быть только пр



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: