Система и задачи учебной дисциплины




Рубцов Валерий Григорьевич

кандидат юридических наук

 

ПРЕДМЕТ, СИСТЕМА И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ». НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА СЛЕДОВАТЕЛЯ

ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ ПО ТЕМЕ № 1

по дисциплине «Предварительное следствие в органах

внутренних дел» для курсантов, обучающихся по

специальности 030501.65 Юриспруденция

 

2 часа

 

Барнаул 2011

Рецензенты:

Казанцев Д.А. – преподаватель кафедры криминалистики Барнаульского юридического института МВД России, к.ю.н., майор милиции.

Кузнецова Т.Г. – заместитель начальника отдела по расследованию тяжких преступлений против собственности, совершенных организованными преступными группами, СЧ РОПД СУ при УВД по г. Барнаулу, подполковник юстиции.

 

Лекцию разработал:

Преподаватель кафедры уголовного процесса, к.ю.н.

подполковник милиции В.Г. Рубцов

Лекция рассмотрена и одобрена на заседании кафедры уголовного процесса 10 мая 2011 года. Протокол № 27.

 

Начальник кафедры уголовного процесса, к.ю.н.

подполковник милиции Л.В. Черепанова

 

Цели лекции: формирование у курсантов представления о целях и задачах, структуре учебной дисциплины; усвоение основных понятий дисциплины - «следственная деятельность», «организация расследования»; усвоение курсантами знаний об основных факторах, влияющих на работу следователя, основных видах следственной деятельности; формирование установки на приобретение практических умений и навыков, необходимых в следственной работе.

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение ……………………………………………………………………………..5

Вопрос 1. Предмет дисциплины. Основные понятия: следственная деятельность и организация расследования. …………………………………………….....7

Вопрос 2. Система и задачи учебной дисциплины ……………………………...12

Вопрос 3. Научная организация труда следователя…………………………......15

Заключение ………………………………………………………………………...21

 

Л И Т Е Р А Т У Р А:

Нормативные акты:

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (в ред. от 30.12.2008).

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. Принят ГД ФС РФ 22.11.2001 г. № 174-ФЗ. (в ред. от 23.07.2010).

3. Об оперативно-розыскной деятельности: ФЗ от 12.08.1995 г. Принят ГД ФС РФ 05.07.1995 № 144-ФЗ (в ред. от 26.12.2008).

4. О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия с системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: указ Президента РФ от 23.11.1998 № 1422 (в ред. от 12.01.2010).

5. О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1998 № 1422: приказ МВД от 04.01.1999 № 1.

6. О процессуальных полномочиях руководителей следственных органов: приказ МВД РФ от 02.03.2009 № 10.

7. Приказ МВД РФ от 26.03.2008 № 280дсп «Об утверждении Положения об организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений».

8. Об утверждении форм статистической отчетности: приказ МВД России от 16.07.2002 № 679.

 

Специальная литература:

1. Белицкий, В.Ю. Уголовное судопроизводство (основные понятия и термины): учебно-методическое пособие / В.Ю. Белицкий, С.В. Кравцова, А.Е. Кригер и др. - Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2007. - 76 с.

2. Еникеев, М.И. Юридическая психология: учебник / М.И. Еникеев. - СПб.: Питер, 2006. - 480 с.

3. Криминалистика: учебник / Под ред. А.Г. Филиппова. - М.: Высшее образование, 2007. - 441 с.

4. Носов, А.В., Корнелюк, В.С., Кулагин, Н.И. Организация следственной работы: учебное пособие / А.В. Носов, В.С. Корнелюк, Н. И. Кулагин. - М.: ЦОКР МВД России, 2009. - 248 с.

5. Предварительное следствие: учебник для курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России по специальности «Юриспруденция» / Под ред. М.В. Мешкова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009. – 319 с.

6. Смирнов, А.В. Уголовный процесс: учебник / А.В. Смирнов, К.Б. Калиновский. – СПб.: Питер, 2006. – 699 с.

7. Шурухнов, Н.Г. Криминалистика: Учебник / Н.Г. Шурухнов. - М.: Юрист, 2006. - 639 с.

 

 

В В Е Д Е Н И Е

В настоящее время вы уже изучили основные юридические дисциплины: теорию права и государства, уголовное, гражданское, административное право, гражданское и уголовное процессуальное право, криминалистику. В ходе стажировок вы получили определенное представление о том, как применяются юридические знания в практической деятельности ОВД.

Вы уже обладаете достаточным набором теоретических знаний, необходимых юристу. Однако сказать о том, что вы готовы самостоятельно работать в качестве юристов и, особенно, в качестве следователей, пока еще нельзя. В всех видах деятельности специалист считается подготовленным, когда он не только получил необходимый набор знаний, но и научился самостоятельно применять их для решения практических задач.

Сейчас вас можно сравнить с хирургом, который выучил анатомию, описание различных болезней, свойства медпрепаратов, но не разу не держал в руках скальпель. Конечно, такого специалиста назвать хирургом можно весьма условно.

Дисциплина, которую мы начинаем изучать, предназначена, в первую очередь именно для того, что бы научиться применению полученных знаний в условиях приближенных к обстановке, в которой протекает процесс расследования преступлений.

Эта дисциплина довольно молода. Впервые она начала преподаваться в Волгоградской высшей следственной школе МВД СССР в 80-х годах прошлого века, и длительное время преподавалась только в этом учебном заведении. Похожая дисциплина, но с большим акцентом на управленческую сторону следственной работы стала преподаваться в Академии управления МВД, где велась подготовка руководителей высшего звена следственных подразделений страны. Первоначально она преподавалась в форме спецкурса в общем объеме 20-40 часов.

И лишь относительно недавно в рабочие учебные подготовки специалистов в системе МВД по специальности «юриспруденция» было включено обязательное изучение данной дисциплины. Она является профилирующей дисциплиной по данной специальности, так же как и «Теория оперативно-розыскной деятельности» для специальности «Правоохранительная деятельность».

В своей повседневной работе следователь обычно не задумывается, что в какой-то момент он применяет положения уголовного права, в другой – уголовного процесса, в третий – криминалистики и т.п. Опытный следователь использует свой теоретический багаж комплексно, превращая имеющиеся знания в своеобразный единый «сплав».

Однако при преподавании криминалистики, уголовного процесса, других дисциплин такой комплексности добиться трудно, т.к. они, хотя и учитывают межпредметные связи, но все же «действуют» в рамках своих предметов. Нужна была новая учебная дисциплина, которая интегрировала бы разные отраслевые знания о следственной деятельности, и при этом, с позиций практического обучения. Такой дисциплиной стало «Предварительное следствие в органах внутренних дел».

ВОПРОС 1.

Предмет дисциплины. Основные понятия: следственная деятельность

и организация расследования

 

Определить предмет любой науки, дисциплины, значит показать какие стороны и отношения объективного мира она исследует, какие явления, события, факты интересуют ее, т.е. изучением чего именно занимается данная дисциплина. Правильное определение предмета позволяет:

- наметить границы исследования, избежать их искусственного сужения или расширения;

- установить точки соприкосновения со смежными областями знания, устранить неоправданное дублирование;

- определить конкретные методы и средства изучения познаваемых явлений (поскольку разные объекты и явления изучаются по-разному).

Дисциплина «Предварительное следствие в ОВД» изучает организационную сторону следственной деятельности.

Поэтому прежде, чем формулировать определение ее предмета, кратко рассмотрим понятия «деятельность», «следственная деятельность», «организация», «уровни организации».

Деятельность является основным способом взаимодействия человека с внешним миром сознательная, целенаправленная активность по изменению и преобразованию природной и социальной действительности.

Конкретные виды и формы деятельности весьма разнообразны. Они определяются потребностями общества. Умственный и физический труд, социально-политическая, организаторская, педагогическая работа, научное, художественное и техническое творчество – все это разные виды и формы деятельности.

Потребностями общества служит и такой специфический вид человеческой активности, как деятельность по расследованию преступлений. В настоящее время эта целенаправленная активность проявляется в следственной деятельности, деятельности по дознанию.

Следственная деятельность - это система действий специально уполномоченных лиц по познанию событий, содержащих признаки преступлений, с помощью предусмотренных уголовно-процессуальным законом и разработанных криминалистикой, юридической психологией средств и методов.

Специфика этого вида деятельности состоит в том, что:

- она направлена на изучение преступного события, имевшего место в прошлом;

- ее вправе осуществлять только компетентные лица, которые могут, применять ограниченные (в смысле, не любые) средства и методы;

- а также в том, что следователь – это одновременно и исполнитель, и организатор.

Следственная деятельность – разноплановый и многосторонний вид человеческой активности, имеющий ряд аспектов: а) правовой; б) управленческий; в) психологический; г) профилактический; д) информационный; е) организационный и др.

Любая отдельно взятая наука не в состоянии «охватить» все ее стороны. Следственная деятельность является общим объектом изучения для многих дисциплин: уголовно-процессуальной, управленческой науки, криминалистики, юридической психология и др. В рамках своих предметов занимаются исследованием тех или иных сторон данного вида деятельности.

«Предварительное следствие в ОВД» изучает организационный аспект следственной деятельности, ее организацию. Что же такое организация?

Понятие «организация» имеет несколько смысловых значений.

Во-первых, под организацией понимается внутренняя упорядоченность, согласованность отдельных частей целого, обусловленная его строением. Например: внутренняя организация государства (допустим, взаимоотношения органов власти и управления) или организация производства на каком-то предприятии (т.е. согласованность и взаимодействие отдельных технологических циклов, цехов, участков и т.д.).

Во-вторых, данный термин употребляется для обозначения группы людей, объединенных тем или иным образом для решения практических задач. Например: межгосударственные, государственные и негосударственные учреждения, общественные формирования или неформальные объединения (в том числе преступные организации).

В-третьих, под организацией понимается совокупность действий, процесс создания надлежащих условий для выполнения какой-то работы или для функционирования какой-то системы. Дисциплина «Предварительное следствие в ОВД», исследуя организационную сторону расследования, как правило, оперирует третьим значением этого термина.

Вообще организация расследования преступлений как явление имеет несколько уровней – от организации деятельности всех учреждении, имеющих отношение к расследованию, до организации расследования единичного преступления.

Остановимся подробнее на уровнях организации расследования.

1 (высший) уровень: организация расследования на уровне следственных аппаратов всех ведомств, осуществляющих расследование преступлений. Средствами организации здесь являются законы, указы, ведомственные нормативные акты. Субъектами организации выступают Государственная Дума, Президент, Министр, Начальник СК при МВД России и другие управомоченные на то субъекты.

2 уровень: организация расследования в масштабах определенной административно-территориальной единицы (следственные управления, отделы и отделения СУ при МВД, УВД, РОВД). На этом уровне организация расследования преступлений выступает как управление определенным родом деятельности и изучается наукой управления. Субъектами организации являются соответствующие должностные лица следственных аппаратов, управомоченные издавать приказы и распоряжения.

3 уровень: организация расследования конкретного преступления. На этом уровне организация заключается в создании необходимых условий для раскрытия и расследования конкретного преступления с учетом имеющихся сил и средств. Субъект организации на данном уровне – следователь или руководитель следственной группы.

Дисциплина «Предварительное следствие в ОВД» изучает организацию на уровне конкретного акта расследования, т.е. исследует комплекс мероприятий, создающих необходимые условия для осуществления расследования отдельного преступления.

При этом вид и категория преступления хотя и учитывается, но не являются основополагающим. Главное – выявить общие положения организации процесса расследования как специфического вида деятельности.

Важнейшей задачей любой отрасли знаний является познание и конкретизация каких-либо объективных законов. Существование любой отрасли знаний оправдано лишь в том случае, если она вскрывает закономерности объективной действительности. В противном случае получаемая информация превращается в хаотичное нагромождение фактов, которые могут возникать систематически, либо иметь случайный характер.

Закономерность – это регулярное повторение определённых связей между группами объектов и явлений; стабильность их свойств; постоянство отношений, возникающих между группами явлений, объектов. Любая отрасль знаний направлена на познание «своих» закономерностей и только в этом случае её результаты можно использовать в практической деятельности.

«Предварительное следствие в ОВД» пока еще не является самостоятельной наукой. Однако, любая учебная дисциплина также должна быть ориентирован на изучение определённых и регулярных связей, возникающих между отдельными элементами той стороны действительности, которые она рассматривает.

Рассматриваемая дисциплина рассматривает закономерности организации деятельности следователя, следственной группы, организации взаимодействия с другими службами, использования помощи граждан, а также закономерности подготовки и производства отдельных следственных действий или тактических операций.

Таким образом, предметом настоящей дисциплины являются закономерности организации следственной деятельности на уровне конкретного акта расследования. Она вычленяет и изучает организационный аспект следственной деятельности, представляющей из себя многостороннее, специфическое явление.

Рассмотрим особенности настоящего учебной дисциплины для более полного уяснения ее сущности и содержания.

1. Комплексный характер. Мы уже с вами сказали о том, что невозможно организовать расследование без использования достижений целого ряда наук: уголовно-процессуальной, криминалистической, управленческой, психологической и др.

Комплексный характер изучаемой дисциплины заключается в том, что она синтезирует положения различных отраслей знаний применительно к организации следственной деятельности. Именно поэтому «Предварительное следствие в ОВД» преподаётся на завершающем этапе обучения.

2. Практическая направленность. Прикладной характер проявляется в том, что дисциплина изучает практическое применение следователем теоретических принципов организации следственной деятельности. Если юридические науки являются «общими», одинаково значимыми для будущих прокуроров, следователей, судей и других юристов, то настоящая дисциплина специально адаптирована к потребностям следственной практики в органах внутренних дел. Она ориентирована на будущего следователя.

Важнейший принцип обучения в преподавании данной дисциплины - «учить профессии, а не учебной дисциплине».

3. Деятельностный подход. Многочисленными исследованиями давно установлен объём усвоения учебного материала:

- то, что человек слышит (например лекцию), он усваивает примерно на 10 %;

- то, что он видит (наблюдение действия «в натуре») - на 50%;

- но когда человек обучается, что-то делая сам (конспектируя лекцию, составляя учебный документ) - то он запоминает до 90 % материала.

Следователь тоже формируется и развивается как специалист в ходе соответствующей деятельности. Поэтому дисциплина «Предварительное следствие в ОВД» построена так, чтобы овладение организацией расследования шло через деятельность – путём практического разрешения типичных задач, постоянно возникающих перед следователем.

Специфична роль преподавателя, обучающего данной дисциплине.Преподаватель при обучении в основном выступает в роли инструктора, следящего за выполнением практических заданий и корректирующих действия обучаемых.

ВОПРОС 2.

Система и задачи учебной дисциплины



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: