формирование «массовой культуры».




Тема: Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и

Массовая культура (поп­культура, культура большинства)­культура, популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе. Она может включать в себя такие явления, как ­быт, ­развлечения (спорт, поп-музыка, массовая литература), ­средства массовой информации и т.п. Содержание массовой культуры обусловлено ежедневными проишествиями и событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения [мейстрим (англ. Mfinstream)­основное течение ]. Подобная ситуация творит из коммерческих дельцов высших ценителей красоты,присуждает художников подчиняться их требованиям, навязываемым вдобавок через рекламу и другие средства массовой информации». В начале ХХI века современные исследователи констатируют те же культурные явления: «Современные тенденции … уже привели созданию критической массы изменений, затронувших самые основы… культурных институтов. К наиболее значимым из них, на наш взгляд, относятся: коммерциализация культуры, демократизация, размывание границ –как в области знания, так и в области техники, ­ а также преимущественное внимание к процессу, а не к содержанию». Искусство и художественная культура В сфере художественной культуры происходит достижений стал коммерческий успех произведения.Потакая массовому потребителю,российское искусство в целом резко снизило свой художественный уровень, переориентировалось на западные «эстетические» стандарты.Телевидение, ставшее ныне «самым мысовым из искусств», делает ставку на сериалы и разнообразные шоу (лотереи, игры с призами и т.д.) Отечественный кинематография переживает упадок. Кинопрокат закупа демонстрирует в основном зарубежные (чаще американские) фильмы. Их основные жанры: остросюжетные фильмы (приключения, боевики, триллер, фильмы ужасов и катастроф); драм, мелодрам, невзыскательные комедии различных разновидностей (криминальная, комедийная мелодрам),фантастика, эротика. трагикомедия, комедия, «черная» комедия. Схожа ситуация и на телеэкране. Производство российских кинокартин дорого и сокращается. Повышение цен на билеты, изменение структуры кинорепертуара и конкуренция телевидения и видеопроката привели к массовому оттоку кинозрителей, сеансы проходят почти при пустых залах. Театр перестал быть духовным наставником. «Театр, может быть, самое могучее и верное средство возрождения страны; как барометр, театр указывает на подъем или упадок нации. Чуткий,прозорливый театр способен в считанные годы переменить образ чувст целого народа,и, точно также, увечный театр, отрастивший копыта вместо крыльев, способен растлить и усыпить нацию. Театр – это школа смеха и слез; это свободная трибуна, с которой должно обличать лживую или ветхую мораль, представляя через живые судьбы вечные законы сердца и души человеческой. Книжный рынок и библиотеки. Коренные перемены коснулись и издательского дела.Государство перестало поддерживать издание научной литературы, появилось большое число частных издательств, ориентированных в первую очередь на коммерческий интерес. Российский книгоиздательский бизнес активно монополизируется (40 – 45 % книжного рынка контролируется 6 – 7 крупными издателями) и сосредоточен в Москве (83,5 % суммарного тиража всех российских книг, 56,4 % ­ по количеству наименований). Доля петербургского книгоиздательского бизнеса в общем объеме выпуска в стране составляют 9,55% и 6,89% соответственно. Книжный рынок отличается на широкое распространение компьютерной техники – ряд изданий выходит в свет не только на традиционном бумажном носителе, но также и в электронном виде – вместе с CD­ROM (с компакт­диском). Многие издательства в коммерческих интересах нарушают Закон РФ «Об обязательном экземпляре документов» (эту практику ввела Екатерина II) – их книжная продукция не попадает в ведущие библиотеки страны. Крупные федеральные книгохранилища (РГБ, РНБ, ГПИБ) сегодня не в состоянии проследить за всем потоком информации, издающемся на территории страны. Это свидетельствует пренебрежении многими издателями ответственностью перед будущим поколениям в деле сохранения культуры и интеллектуального достояния. По сравнению с 1992 г. в несколько раз увеличилось количество наименований книг, но при этом происходит сокращение совокупного тиража изданий. Кардинально изменился и значительно расширился книжный репертуар издательств. С книжных полок исчезла пропагандистского ­ идеологическая литература; безвозвратно ушло в прошлое время, когда произведения классиков марксизма – ленинизма, материалы съездов и пленумов правящей партии, речи партийных руководителей составляли обязательное содержание книжных магазинов. Но в книжном деле на лицо явно вытеснение духовных интересов коммерческими: как и в кино – и телеискусстве, в литературе на первое место вышли детективы, мистика, эротика, скандальная хроника и скороспелые мемуары политиков, женские романы и второсортные сказки в жанре фэнтези, различные советы целителей, магов и пр. В этом море произведений массой культуры нередко со смещенными нравственными ориентирами не всегда легко найти настоящую книгу из разряда художественной, научной и учебной литературы. При этом книга (особенно в твердом переплете) стала дорогой, а поэтому часто недоступной для главного потребителя – читающей бюджетной интеллигенции, в первую очередь – ученых и преподавателей, для которых книга – профессиональная необходимость. Невысокая стипендия затрудняет приобретение книжных новинок и учащейся молодью. Сокращается комплектование научных библиотек отечественной и зарубежной научной литературой. Это приводит к сокращению библиотечного фонда, ограничению доступа ученых к мировой научной информации. Из­-за недостатка средств массовых библиотек. Многие из них закрываются. Снижается и читательский интерес, в том числе к периодике, который после перестроечного читательского бума переживает спад. Переход к рынку изменил условия существования учреждений науки и культуры. Они переживают кризис недофинансирования, вынуждены сдавать помещения в аренду и оказывать населению коммерческие услуги, искать меценатов и спонсоров, заниматься сбытом своей продукции. Материальная база культуры, в том числе из – за приватизации, оказалось подорванной. Наука, особенно академическая и фундаментальная, не дающая быстрой отдачи, переживает кризисный период. Сокращается число ученых и научных учреждений в системе Академии чуть ли не в 20 раз. Экономический прогресс России невозможен без существования фундаментальной науки. Ни одна действительно экономически развитая и сильная в военном отношении страна никогда не обходилась без своей фундаментальной науки. Ошибочно считать, что в фундаментальной науке можно выделить несколько «самых перспективных» направлений и ограничиться их поддержкой. Опыт мировой науки показывает, что только системный подход к развитию науки обеспечивает эффективное развитие научной и технологической базы независимости государства. Необходимо уже теперь выделять на науку не менее 6% госбюджета, довести среднюю заработную плату научных работников (прежде всего, низшего и среднего звена) до уровня хотя бы средней зарплаты по Москве, модернизировать материально­техническую базу научных учреждений, оборудовать ведущие библиотеки и архивы страны современной оргтехникой. Пока это не будет выполнено, мы обречены на прогрессирующее отставание российской науки от мирового уровня. Лишь 8­10% российских научных работ соответствуют мировому уровню. Отсутствие должного государственного управления и контроля, надежда на рыночные механизмы регулирования науки, недостаточное финансирование и крайне низкие зарплаты научных сотрудников, приводят к оттоку из науки наиболее молодых и перспективных сил, миграции квалифицированных ученых в другие отрасли народного хозяйства, коммерческие структуры и за границу («утечка умов»). В настоящее время в большинстве институтов РАН более половины докторов наук достигли пенсионного возраста. Перед научными учреждениями, как и перед вузами, стоит серьезная проблема старения кадров. Причины тяжелого положения в науке заключаются во многом в политике, приведшей к падению социального статуса науки и ученого. Оценка политики государства как «разрушительной по отношению к науке» ­ весьма характерна для ученых. Акционирование, приватизация и коммерциализация промышленности и связанной с ним прикладной науки производства привели к резкому сокращению наукоемкого производства. Например, в Петербурге только за 10 лет (1985 – 1995) электронная индустрия сократилась в 20 раз. Культура быта. Существенные изменения произошли в культуре быта, традициях и повседневной жизни людей. Из­за увеличения сферы платности, продолжающейся инфляции и постоянно растущей дороговизны (в том числе жилья, квартплаты и общественного транспорта) многие медицинские, культурно-­просветительские и коммунальные услуги стали почти недоступны для малообеспеченных слоев населения. Сокращаются общение и досуговая деятельность людей. Многие перестали выписывать периодические издания, посещать театры и кино. Особенно трудно приходится пенсионерам и бюджетным работникам.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: