А. Управление судном по гирокомпасу «Курс-4»
Исходные данные: совершив маневр, характеристики которого определяются заданным вариантом, легли на створы. В момент времени t3, считая после начала маневра, сравнили курс судна с направлением линии створов и рассчитали поправку гирокомпаса.
1) Строим кривую суммарной инерционной девиации для стандартного манёвра для своих значений широты и ∆t по (рис.2) Приложения 1:
2) С графика снимаем значение суммарной инерционной девиации на заданный момент времени tз = 62 мин:
3) Определяем для момента времени t3 по формуле:
4) Оцениваем погрешность , допущенную в определении поправки гирокомпаса в момент времени t3:
Б. Управление судном по гирокомпасу «Вега»
Исходные данные: совершив маневр, характеристики которого определяются заданным вариантом, легли на створы. В момент времени t3, считая после начала маневра, сравнили курс судна с направлением линии створов и рассчитали поправку гирокомпаса.
1) С графика (рис.10) Приложения 1 снимаем значение инерционной девиации:
2) Определяем для момента времени t3:
3) Оцениваем погрешность :
ЗАДАНИЕ №2: Произвести оценку максимально возможного значения результирующей инерционной девиации, которая возникает в показаниях гирокомпаса вследствие ее накопления при выполнении судном повторных маневров, а также определить интервал времени между маневрами, при котором происходит максимально возможное накопление.
А. Управление судном по гирокомпасу «Курс-4»
, град | Гирокомпас «Курс-4» | ||||
КК1, град | КК2, град | КК3, град | КК4, град | V, уз | |
Исходные данные: в условиях ледового плавания в силу сложившейся обстановки возникла необходимость двигаться переменными курсами и сделать последовательно несколько поворотов. Предполагая, что повороты делались достаточно быстро (за время не более 2-3 мин), оцените их влияние на гирокомпас с помощью формулы:
Данная характеристика маневра инвариантна к виду и времени изменения режима движения судна и связана лишь с начальными (перед маневром) и конечными (после завершения маневра) значениями параметров движения судна, т.е. с его скоростью и курсом.
Для оценки суммарной инерционной девиации при произвольном маневре судна допустимо использовать ее значение при равноускоренном движении судна в соответствующей широте места и длительности маневра t2-t1=1 мин (концепция быстрого маневра).
Построим кривую суммарной инерционной девиации гирокомпаса «Курс-4» (рис.13) для стандартного маневра на широте 80 град и продолжительности манёвра t2 – t1 = 1 мин:
Перестраиваем стандартную кривую девиации на три новые кривые в соответствии с формулой пересчёта:
, где
|
|
|
Совместим все три кривые в общее начало координат. Сместим кривую второго маневра вдоль оси времени, пока не совпадут максимальные амплитуды девиаций от первого и второго маневров.
Построим результирующую кривую девиации от первых двух маневров, суммируя с учетом знака ординаты кривых синхронно по времени.
Наложим кривую третьего маневра на результирующую кривую таким образом, чтобы максимум девиации от третьего маневра совместился со вторым максимумом результирующей кривой.
Расчитываем и строим кривую суммарной девиации от трёх манёвров.
Определим на кривой суммарной девиации от трех маневров два ее пиковых значения и неблагоприятные интервалы времени между маневрами
˚
Определим моменты времени t1 и t2:
∆t1-2=88 мин
∆t2-3=95 мин