ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ




ЛЕКЦИЯ 6 на тему

Формированию культуры здоровья младших подростков спо­собствует совокупность педагогических путей и условий. Среди них можно выделить те, которые обеспечивают заинтересован­ность личности в самостоятельном выборе целенаправленной дея­тельности для сохранения своего психического, физического и интеллектуального здоровья:

1) организационно-педагогические условия (выработка опти­мальных путей и средств валеологизации личности учащихся);

2) социально-психологические условия, которые обеспечива­ют наиболее благоприятное для формирования культуры здоровья личности психологическое самочувствие ребенка;

3) личностно-деятельностные условия, способствующие актив­ному участию ребенка в развитии собственной личностной куль­туры здоровья.

Организационно-педагогические условия. Предварительная (опе­режающая) и последующая постоянная самостоятельная подготов­ка учителей, социальных педагогов к целостной учебной и вне-учебной деятельности по формированию валеонаправленных зна­ний, сознания, отношения и поведения. Понимание педагогами истоков и содержания ВОЖ прежде всего в соблюдении ими ос­новных принципов ЗОЖ; понимание ценности здоровья челове­ка—в его собственной жизни, жизни современного общества и отдельной семьи. Все это обусловливает успешность освоения под­ростками валеологических ценностей.

Ориентация воспитывающей деятельности на личность меняет многие частные методики воспитания, выдвигая на первый план диалоговые методы и проектирование педагогических ситуаций, т.е. применение не лобовых, а косвенных, опосредованных спо­собов воспитательного взаимодействия взрослого и детей.

Учитель, социальный педагог в выполнении особой социокуль­турной миссии по валеологизации личности ребенка должны на­чинать с себя, преодолевая свою авторитарную позицию. Почув­ствовать себя свободной личностью, способной сохранять свое здоровье, они могут, только создавая вокруг себя здоровьетворя-щее пространство. Участвуя в процессе формирования культуры здоровья личности, педагоги, как и школьники, выступают ак­тивными субъектами этого процесса, в ходе которого происходит изменение их собственной личности. Задача валеологизации лич­ности ребенка требует развития у учителей, классных руководите­лей, социальных педагогов способности к творчеству и инициа­тиве, умения переучиваться и критически мыслить, желания быть жизненным примером для своих учеников в соблюдении ЗОЖ.

Этому способствует такая форма профессиональной подготов­ки учителей (социальных педагогов), как спецсеминар «Учим здо-ровьетворению» (см. приложение), будущих классных руководи­телей, социальных педагогов и учителей валеологии к целена­правленной работе по созданию психофизиологических условий, стимулирующих формирование культуры здоровья личности школьников с применением разнообразных методов и форм вос­питания в учебное и внеучебное время. В рамках спецсеминара можно использовать такие формы активного обучения, которые предполагают рост внутренней валеопозиции учителей, социальных педагогов. Наиболее продуктивны среди них экспромты — мини-диспуты, лекции-диалоги, деловая игра, конкурсы педагогиче­ских идей, касающихся внедрения в учебно-воспитательный про­цесс школы творческих способов развития культуры здоровья у детей.

Осмысление психолого-педагогической системы развития культу­ры здоровья личности. Проектирование путей и средств.

Разработка единой целевой программы формирования культуры здоровья обучающихся в педагогическом процессе общеобразова­тельной школы. Необходимо спланировать систему совместных педагогических действий в урочное и внеурочное время во всех основных сферах учебной и внеучебной школьной жизни, учиты­вая, что валеологизация личности может успешно осуществляться лишь под влиянием целостной системы учебно-воспитательной работы школы.

Необходимо организовать систему действий по формированию культуры здоровья личности подростков в учебной и внеурочной деятельности не как совокупности знаний, полученных на уроках, и внеклассных дел, а как целостной системы творческой жизне­деятельности детей и взрослых в школе, семье и окружающей их среде. Система взаимосвязанных воспитательных воздействий и взаимодействий учителя, социального педагога, родителей и под­ростков на деле формирует значительно более полные валеологи­ческие представления и суждения — с более глубоким осознани­ем практической ценности валеоумений и валеологических ка­честв самим подростком в конкретных формах их жизненного проявления. Именно такая работа успешно формирует культуру здоровья личности.

При построении системы работы по формированию культуры здоровья школьников необходимо сочетать многообразный опыт, уже накопленный школой, с постоянным поиском инновацион­ных форм, учитывающих новые задачи, выросшие потребности обучающихся и особенности современного этапа развития школы.

Использование как новых, так и традиционных форм учебной и внеучебной работы, отвечающих интересам детей. Наиболее инте­ресная форма внеучебной деятельности для школьников — клуб­ная валеонаправленная деятельность как особая сфера творческой жизни каждого подростка. Максимальное разнообразие валеодея-тельности, неформальность участия в ней, ориентация на индиви­дуальные интересы и склонности детей — важнейшие принципы ее организации. Именно клубная деятельность при правильной ее постановке помогает каждому обучающемуся создать новое пред­ставление о себе самом, дает возможность реализовать и утвер­дить себя, пережить чувство успеха, ощущение своей нужности и полезности, уверенности в собственных силах, что в итоге повы­шает уровень культуры здоровья.

Использование психологического эффекта новизны и максималь­ный учет индивидуальных наклонностей ученика. Необходимо пре­одолеть пассивность школьников, избыток рационализма их по­знания и репродуктивность поведения в игре, способствовать рас­крепощению личности в созданных ситуациях свободного выбора.

Валеологизация воспитательной деятельности, ориентирование на психологические свойства детей, на психологические законо­мерности воспитательных влияний, необходимость вооружения учителей, социальных педагогов основами психологических зна­ний на социально-психологических тренингах валеоклуба.

Социально-психологические условия. Они делятся на общие и специфические. Общие условия формируют все стороны об­щекультурного облика здоровой личности. К ним относятся:

- организация воспитательного коллектива и его оптимальное функционирование;

- создание особого стиля валеологических отношений между учи­телем и учащимися в оздоровлении атмосферы школьной жизни;

- единство действий школы и семьи (родителей) в процессе развития культуры здоровья обучающихся.

Специфические условия — это:

- с одной стороны, развитие коллективной деятельности под­ростков с целью проявления потребности и способности ведения ЗОЖ и формирование положительного отношения к ней; с дру­гой — научно обоснованное валеопросвещение подростков, по­средством которого происходит развитие их более точных валео­логических представлений, понятий, суждений;

- воздействие на волевую сферу подростка при формировании у него культуры здоровья;

- индивидуальный подход к подростку.

Принципы воспитания в коллективе и через коллектив как одно из важнейших завоеваний отечественной теории воспитания долж­ны занять достойное место в педагогической технологии валеоло­гизации личности школьников. Целеустремленность, взаимопо­мощь зависят в учебном коллективе от умения каждого отдельного человека видеть положительное в окружающих, правильно пони­мать эмоциональное состояние другого, разрешать конфликты, руководствуясь соображениями разума, что и определяет умение вести ЗОЖ. В то же время очень важно выбирать такие формы, методы педагогического взаимодействия, которые помогают каж­дому ощутить себя частью коллектива, причем такого, где господ­ствует здоровый микроклимат. Поэтому преподаватель должен организовать педагогический коллектив, в котором важную вос­питательную функцию будет выполнять общественное мнение. Общеизвестно, какое значение для младших подростков приобре­тает мнение близких людей. Классный руководитель обязан забо­титься об усилении значимости и авторитетности коллектива, его дел, норм, требований в соблюдении валеоправил для каждого школьника.

Отношения между членами учебно-воспитательного коллектива. От этого зависит эффективность любой воспитательной системы. Педагогика отношений сегодня становится главным приоритетом воспитания. Все процессы, происходящие в среде учителей, про­ецируются на жизнь всех других подсистем коллектива. Многое зависит от характера отношений между самими педагогами, от психологического климата в рабочем коллективе, в котором долж­ны культивироваться чуткость, доброжелательность, теплые, до­верительные отношения. Поэтому столь важно, чтобы в педагоги­ческом общении учителей, социальных педагогов не нарушались основные принципы ЗОЖ, складывался опыт проявления чело­вечности, уважения и оптимизма.

Таким образом, становление культуры здоровья личности до­стигается только в рамках ненасильственной парадигмы управле­ния, т.е. совокупности таких отношений к себе, к другим людям, методов и приемов взаимодействия, которые обеспечивают ус­пешность деятельности посредством ненасильственной мотива­ции участия в ней в условиях психологического комфорта и без­опасности. Валеологическое обеспечение внутришкольной жизни основывается прежде всего на валеологических отношениях «учи­тель—ученик», «социальный педагог—ученик».

Искренность учителя, социального педагога, учет желаний школьников и обязательное выполнение обещанного, проявле­ние сопереживания и чуткой помощи вызывают у подростков от­ветное доверие к педагогу, отношение к нему как к старшему дру­гу, пробуждают потребность в его советах, помощи, общении с ним. Внутри такого коллектива можно наблюдать тенденции, бла­гоприятствующие валеологизации личности подростка под влия­нием соответствующего стиля отношений учителя, социального педагога к детям. Его характеризуют высокий уровень благополу­чия взаимоотношений, о чем свидетельствуют удовлетворенность детей состоянием своего здоровья, своим самочувствием в кол­лективе, их положительное отношение к ЗОЖ, школе, классу, к товарищам, наконец, высокий процент положительных взаимо­оценок валеопоступков. Отмечаются высокая удовлетворенность потребности учащихся в ведении максимально здорового образа жизни и отсутствие у них фобий (страхов), депрессивных состоя­ний. Реализация данного условия на практике способствует со­зданию по-настоящему валеологической школы со здоровой атмо­сферой общения и обучения, где царят добрые, доверительные от­ношения между учителями и учащимися, внимательное, уважитель­ное отношение к ребенку, вера в его возможности и способности.

Воспитательно-целесообразное взаимодействие учителей и роди­телей. Современной школе крайне важно считаться с позицией родителей по отношению к целям и направлениям организации учебно-воспитательного процесса. Именно семейная среда с ее ближайшим окружением для подростка наиболее стабильна из открытых социальных сред и представляет собой базу для форми­рования ВК. Взаимодействие учителей и родителей реализуется в трех направлениях:

- путем пропаганды валеологического отношения к родителям среди младших подростков на занятиях «Школы здоровья»;

- средствами тактичного побуждения родителей к проявлению примера ведения валеологического образа жизни;

- системным просвещением родителей в области знаний по валеологически грамотному поведению в семье (родительский все­обуч).

Последнее направление особенно значимо на практике в связи с тем, что семья несет основную ответственность за воспитание детей, но в современных кризисных условиях в большинстве слу­чаев не обладает необходимым для этого педагогическим потен­циалом. Поэтому необходимы специальные занятия родительско­го всеобуча по формированию культуры здоровья младшего под­ростка в семье.

Одно из специфических условий развития культуры здоровья школьников — научно обоснованное валеологическое просвещение подростков. Его реализация позволяет уточнить и расширить зна­ния младших подростков о сущности здоровья и ЗОЖ, общечело­веческих ценностях здоровья, обогащает их жизненный опыт, формируя валеологические убеждения и мотивы валеологическо­го поведения. Только разумно спланированный цикл занятий ва­леологического содержания, учитывающий связи внутренних и внешних факторов в развитии индивидуальной культуры здоровья, обеспечивает осознание личностью ценности своего здоровья и ее активное вовлечение в работу, активизирующую процесс усвоения валеологических знаний, превращения их в личные валеологи­ческие убеждения и мировоззрение. Правда, школьнику порой трудно усвоить валеологические идеи из-за недостатка практи­ческого опыта. В силу этого практическая деятельность должна пронизывать все звенья педагогической системы, создавать базу для дальнейшей индивидуальной работы подростка с целью осо­знания валеологических знаний и ценностей, условия для форми­рования позитивного отношения к ним как основе прочных валео-убеждений.

Не менее важно развитие коллективной деятельности подрост­ков с целью проявления у них потребности и способности забо­титься о здоровье окружающих и формирования положительного отношения к ним. Содержание внеурочной деятельности связано с полученными в процессе учебной деятельности знаниями о здо­ровье, с разнообразной деятельностью и с личной жизнью подрост­ков в коллективе школы и обществе. Необходимо четко опреде­лить направления деятельности прежде всего для обогащения зна­ний и развития умений младших подростков анализировать свои проявления валеологического образа жизни и адекватного вос­приятия норм ЗОЖ; побуждать детей к самостоятельному приня­тию правил валеологического поведения. Валеологическое содер­жание коллективной деятельности воздействует на сознание, чув­ства, волю обучающихся, вызывает ощущение уверенности в себе и своих силах, целеустремленность, потребность в самовоспитании. В итоге у подростков формируется синтетический валеоидеал.

Усиление валеологических качеств подростков достигается ак­тивной включенностью каждого в деятельность, содержанием ко­торой является забота о здоровье других. Но формирование валео­логических качеств подростков и в целом их культуры здоровья происходит наиболее эффективно, если обеспечивается здоровье-сберегающее содержание планируемой в школе деятельности при возможности удовлетворения младшим подростком его конкрет­ных потребностей и интересов. Если при этом обеспечены усло­вия активного, целеустремленного участия каждого школьника в реализации коллективных и индивидуальных планов, то посте­пенно происходит переход от коллективной валеодеятельности, организованной извне, к валеодеятельности школьника.

Младшие подростки должны осознавать заботу о своем здо­ровье как личностно значимую цель. При этом важны сотрудни­чество и сотворчество педагогов с детьми в процессе совместных «здоровьетворящих» дел. Созданию здорового микроклимата в школе способствует атмосфера взаимопомощи, уважения, дове­рия, которая царит в процессе совместной деятельности учителей с детьми, в их непосредственном общении на личностном уровне.

Если в классе организована общая жизнь, творческая, направ­ленная на формирование здоровья, увлекательная и радостная, если подростки включаются в нее и отдаются ей всем сердцем, то общие цели, общая радость, общее горе помогают каждому ре­бенку открыть источник валеологизации собственной личности. Важно, чтобы дети находили в коллективе заботу, внимание и поддержку, а весь коллектив был восприимчив к организации каж­дым своего валеологического образа жизни. Тогда у младших под­ростков появляется стремление к валеологическим поступкам.

Воздействие на волевую сферу подростка. Эффективность рабо­ты в этом плане определяется не просто удачно найденным видом урочной или внеурочной деятельности, а тем, как эта деятель­ность эмоционально принимается, переживается и целенаправ­ленно реализуется.

Среди ведущих направлений деятельности, способствующей формированию культуры здоровья, самые значимые следующие:

1) обучение подростков бережному отношению к своему здо­ровью, передача им знаний по физическим, психологическим, ин­теллектуальным основам укрепления своего здоровья на основе создания рефлексивной среды для понимания сущности здоровья и ЗОЖ;

2) содействие раскрытию творческого потенциала идущего в мир нового «Я» этой личности;

3) воспитание у младших подростков как неотъемлемых черт личности устойчивых частных валеопроявлений;

4) культивирование у детей расположенности к альтруистиче­ским действиям, желание помочь другому человеку осознать цен­ность здоровья и необходимость ведения ЗОЖ.

Конечно, во многом формирование культуры здоровья школь­ников зависит от умения учителя, социального педагога раскрыть пользу, важность ценностей культуры здоровья, пробудить к ним интерес, сделать их достоянием внутреннего мира подростков. Эта зависимость касается не только волевой сферы, но и формирова­ния культуры здоровья личности в целом.

Для полноценного формирования культуры здоровья подрост­ка необходимо, чтобы сам педагог обладал чертами, свойственны­ми личности с высоким уровнем развития валеологической куль­туры. Личность учителя, социального педагога и валеологические ценности, которые они стремятся привить учащимся, оказывают значимое влияние на ребенка. Педагогу необходимы иннова­ционный стиль мышления, любовь к детям, доброжелательность, педагогический такт, уважение к личностному достоинству ре­бенка. Он должен быть человеком, излучающим доброту и лю­бовь, уважающим личность обучаемого. Важно, чтобы он сам вел здоровый образ жизни, был отзывчив на переживания ребенка, умел вовремя прийти к нему на помощь.

Чувствуя искреннюю любовь, видя, что их интересы у учите­лей на первом плане, подростки испытывают огромное уважение к педагогу и желание подражать ему. Успешно реализовать идеи валеологизации личности обучающегося может только здоровый, уважающий себя и видящий в ребенке личность педагог, мысля­щий творчески и неординарно. Более того, необходимо, чтобы у учителя, социального педагога присутствовало относительно ус­тойчивое оптимистическое мироощущение, так как именно такие люди обычно быстрее и легче осуществляют намеченные планы.

Валеологическое поведение учителя, социального педагога ста­новится образцом поведения для подростков, представлений де­тей о формах проявления валеологического образа жизни. Если школьники видят доброжелательное отношение взрослого чело­века к людям, к тому же ведущего здоровый образ жизни, то в обучающей ситуации, когда, например, надо оказать помощь в искоренении вредной привычки, они проявляют большие умения, чем те дети, которые не наблюдают «модели» такого поведения.

Индивидуальный подход к подростку — еще одно условие фор­мирования индивидуальной культуры здоровья личности. Благо­даря такому подходу этот процесс становится для учителя более управляемым и эффективным. Школьники различаются уровнем здоровья, темпераментом, способностями, характером, интереса­ми; у каждого подростка свои переживания, мысли, разный темп включения в деятельность. Каждый подросток неповторим, глу­боко индивидуален благодаря сочетанию разнообразных, прису­щих только ему психических свойств, противоречий, особенно­стей физического и интеллектуального развития. При одинаковых, по существу, условиях и средствах воспитания у каждого обнару­живается отличный от других уровень освоения валеологического образа жизни. Поэтому и необходимо гибкое использование пе­дагогами творческих форм и методов учебно-воспитательного вза­имодействия в процессе валеологизации личности каждого ребенка. Индивидуальный подход позволяет повысить самооценку млад­ших подростков и их самоуважение. Учет же типичных особенно­стей младших подростков дает возможность учителю продумать общие механизмы воздействия, наиболее эффективные для дан­ной возрастной группы детей.

Личностно-деятельностные условия. Они обеспечивают актив­ное участие ребенка в самоформировании культуры здоровья личности. Их соблюдение педагогом предполагает активизацию валеологического самовоспитания и самоорганизацию ЗОЖ, вклю­чающую полноценный режим, рациональную организацию досуга, разумное сочетание различных форм деятельности самим подрост­ком. В младшем подростковом возрасте особенно важно развитие таких рефлексивных способностей, как умение анализировать свои поступки, оценивать личностные валеоумения, давать объектив­ную самооценку и самостоятельно регулировать общение со сверст­никами. Все это способствует здоровьесберегающим межличностным отношениям, а следовательно, и валеологизации личности подростка. Обратная связь в формировании культуры здоровья личности подростков делает этот процесс согласованным и более управляемым благодаря рефлексивной позиции всех участников данного процесса.

Поскольку человек по своей природе — существо деятельное, активное, а не пассивный объект воспитания и влияния среды, целенаправленное действие педагога успешно лишь тогда, когда у подростка появляется встречное желание выработать личностные качества и свою, особую форму поведения. Активизации валеоло­гического самовоспитания способствует система педагогического руководства: ознакомление с понятием и реальными примерами валеологического самовоспитания, организация практической дея­тельности, в которой познаются качества физически, психически, интеллектуально здоровой личности. В системе руководства валео-логическим самовоспитанием важно приучение детей к необхо­димым упражнениям, активным способам совершенствования здо-ровьеразвивающих качеств личности, обучение приемам и мето­дам работы над собой, а также позиция педагога по отношению к подростку, признание его субъектом воспитательного процесса, саморазвивающимся при ненавязчивом руководстве и соответству­ющем отношении к нему. Только тогда младший подросток чув­ствует себя самостоятельно и свободно действующей личностью, только тогда он ощущает, что с ним считаются, ценят его мнение, доверяют, советуются. Поэтому необходимо создавать условия для того, чтобы у школьников была возможность высказать свое мне­ние, давать советы, строить предположения, выбирать. Следует больше рассказывать о себе, о своих чертах, о собственных пробле­мах в подростковом возрасте, чтобы побудить воспитанника к са­мораскрытию и самоанализу личностных качеств.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: