ЛЕКЦИЯ 6 на тему
Формированию культуры здоровья младших подростков способствует совокупность педагогических путей и условий. Среди них можно выделить те, которые обеспечивают заинтересованность личности в самостоятельном выборе целенаправленной деятельности для сохранения своего психического, физического и интеллектуального здоровья:
1) организационно-педагогические условия (выработка оптимальных путей и средств валеологизации личности учащихся);
2) социально-психологические условия, которые обеспечивают наиболее благоприятное для формирования культуры здоровья личности психологическое самочувствие ребенка;
3) личностно-деятельностные условия, способствующие активному участию ребенка в развитии собственной личностной культуры здоровья.
Организационно-педагогические условия. Предварительная (опережающая) и последующая постоянная самостоятельная подготовка учителей, социальных педагогов к целостной учебной и вне-учебной деятельности по формированию валеонаправленных знаний, сознания, отношения и поведения. Понимание педагогами истоков и содержания ВОЖ прежде всего в соблюдении ими основных принципов ЗОЖ; понимание ценности здоровья человека—в его собственной жизни, жизни современного общества и отдельной семьи. Все это обусловливает успешность освоения подростками валеологических ценностей.
Ориентация воспитывающей деятельности на личность меняет многие частные методики воспитания, выдвигая на первый план диалоговые методы и проектирование педагогических ситуаций, т.е. применение не лобовых, а косвенных, опосредованных способов воспитательного взаимодействия взрослого и детей.
|
Учитель, социальный педагог в выполнении особой социокультурной миссии по валеологизации личности ребенка должны начинать с себя, преодолевая свою авторитарную позицию. Почувствовать себя свободной личностью, способной сохранять свое здоровье, они могут, только создавая вокруг себя здоровьетворя-щее пространство. Участвуя в процессе формирования культуры здоровья личности, педагоги, как и школьники, выступают активными субъектами этого процесса, в ходе которого происходит изменение их собственной личности. Задача валеологизации личности ребенка требует развития у учителей, классных руководителей, социальных педагогов способности к творчеству и инициативе, умения переучиваться и критически мыслить, желания быть жизненным примером для своих учеников в соблюдении ЗОЖ.
Этому способствует такая форма профессиональной подготовки учителей (социальных педагогов), как спецсеминар «Учим здо-ровьетворению» (см. приложение), будущих классных руководителей, социальных педагогов и учителей валеологии к целенаправленной работе по созданию психофизиологических условий, стимулирующих формирование культуры здоровья личности школьников с применением разнообразных методов и форм воспитания в учебное и внеучебное время. В рамках спецсеминара можно использовать такие формы активного обучения, которые предполагают рост внутренней валеопозиции учителей, социальных педагогов. Наиболее продуктивны среди них экспромты — мини-диспуты, лекции-диалоги, деловая игра, конкурсы педагогических идей, касающихся внедрения в учебно-воспитательный процесс школы творческих способов развития культуры здоровья у детей.
|
Осмысление психолого-педагогической системы развития культуры здоровья личности. Проектирование путей и средств.
Разработка единой целевой программы формирования культуры здоровья обучающихся в педагогическом процессе общеобразовательной школы. Необходимо спланировать систему совместных педагогических действий в урочное и внеурочное время во всех основных сферах учебной и внеучебной школьной жизни, учитывая, что валеологизация личности может успешно осуществляться лишь под влиянием целостной системы учебно-воспитательной работы школы.
Необходимо организовать систему действий по формированию культуры здоровья личности подростков в учебной и внеурочной деятельности не как совокупности знаний, полученных на уроках, и внеклассных дел, а как целостной системы творческой жизнедеятельности детей и взрослых в школе, семье и окружающей их среде. Система взаимосвязанных воспитательных воздействий и взаимодействий учителя, социального педагога, родителей и подростков на деле формирует значительно более полные валеологические представления и суждения — с более глубоким осознанием практической ценности валеоумений и валеологических качеств самим подростком в конкретных формах их жизненного проявления. Именно такая работа успешно формирует культуру здоровья личности.
При построении системы работы по формированию культуры здоровья школьников необходимо сочетать многообразный опыт, уже накопленный школой, с постоянным поиском инновационных форм, учитывающих новые задачи, выросшие потребности обучающихся и особенности современного этапа развития школы.
|
Использование как новых, так и традиционных форм учебной и внеучебной работы, отвечающих интересам детей. Наиболее интересная форма внеучебной деятельности для школьников — клубная валеонаправленная деятельность как особая сфера творческой жизни каждого подростка. Максимальное разнообразие валеодея-тельности, неформальность участия в ней, ориентация на индивидуальные интересы и склонности детей — важнейшие принципы ее организации. Именно клубная деятельность при правильной ее постановке помогает каждому обучающемуся создать новое представление о себе самом, дает возможность реализовать и утвердить себя, пережить чувство успеха, ощущение своей нужности и полезности, уверенности в собственных силах, что в итоге повышает уровень культуры здоровья.
Использование психологического эффекта новизны и максимальный учет индивидуальных наклонностей ученика. Необходимо преодолеть пассивность школьников, избыток рационализма их познания и репродуктивность поведения в игре, способствовать раскрепощению личности в созданных ситуациях свободного выбора.
Валеологизация воспитательной деятельности, ориентирование на психологические свойства детей, на психологические закономерности воспитательных влияний, необходимость вооружения учителей, социальных педагогов основами психологических знаний на социально-психологических тренингах валеоклуба.
Социально-психологические условия. Они делятся на общие и специфические. Общие условия формируют все стороны общекультурного облика здоровой личности. К ним относятся:
- организация воспитательного коллектива и его оптимальное функционирование;
- создание особого стиля валеологических отношений между учителем и учащимися в оздоровлении атмосферы школьной жизни;
- единство действий школы и семьи (родителей) в процессе развития культуры здоровья обучающихся.
Специфические условия — это:
- с одной стороны, развитие коллективной деятельности подростков с целью проявления потребности и способности ведения ЗОЖ и формирование положительного отношения к ней; с другой — научно обоснованное валеопросвещение подростков, посредством которого происходит развитие их более точных валеологических представлений, понятий, суждений;
- воздействие на волевую сферу подростка при формировании у него культуры здоровья;
- индивидуальный подход к подростку.
Принципы воспитания в коллективе и через коллектив как одно из важнейших завоеваний отечественной теории воспитания должны занять достойное место в педагогической технологии валеологизации личности школьников. Целеустремленность, взаимопомощь зависят в учебном коллективе от умения каждого отдельного человека видеть положительное в окружающих, правильно понимать эмоциональное состояние другого, разрешать конфликты, руководствуясь соображениями разума, что и определяет умение вести ЗОЖ. В то же время очень важно выбирать такие формы, методы педагогического взаимодействия, которые помогают каждому ощутить себя частью коллектива, причем такого, где господствует здоровый микроклимат. Поэтому преподаватель должен организовать педагогический коллектив, в котором важную воспитательную функцию будет выполнять общественное мнение. Общеизвестно, какое значение для младших подростков приобретает мнение близких людей. Классный руководитель обязан заботиться об усилении значимости и авторитетности коллектива, его дел, норм, требований в соблюдении валеоправил для каждого школьника.
Отношения между членами учебно-воспитательного коллектива. От этого зависит эффективность любой воспитательной системы. Педагогика отношений сегодня становится главным приоритетом воспитания. Все процессы, происходящие в среде учителей, проецируются на жизнь всех других подсистем коллектива. Многое зависит от характера отношений между самими педагогами, от психологического климата в рабочем коллективе, в котором должны культивироваться чуткость, доброжелательность, теплые, доверительные отношения. Поэтому столь важно, чтобы в педагогическом общении учителей, социальных педагогов не нарушались основные принципы ЗОЖ, складывался опыт проявления человечности, уважения и оптимизма.
Таким образом, становление культуры здоровья личности достигается только в рамках ненасильственной парадигмы управления, т.е. совокупности таких отношений к себе, к другим людям, методов и приемов взаимодействия, которые обеспечивают успешность деятельности посредством ненасильственной мотивации участия в ней в условиях психологического комфорта и безопасности. Валеологическое обеспечение внутришкольной жизни основывается прежде всего на валеологических отношениях «учитель—ученик», «социальный педагог—ученик».
Искренность учителя, социального педагога, учет желаний школьников и обязательное выполнение обещанного, проявление сопереживания и чуткой помощи вызывают у подростков ответное доверие к педагогу, отношение к нему как к старшему другу, пробуждают потребность в его советах, помощи, общении с ним. Внутри такого коллектива можно наблюдать тенденции, благоприятствующие валеологизации личности подростка под влиянием соответствующего стиля отношений учителя, социального педагога к детям. Его характеризуют высокий уровень благополучия взаимоотношений, о чем свидетельствуют удовлетворенность детей состоянием своего здоровья, своим самочувствием в коллективе, их положительное отношение к ЗОЖ, школе, классу, к товарищам, наконец, высокий процент положительных взаимооценок валеопоступков. Отмечаются высокая удовлетворенность потребности учащихся в ведении максимально здорового образа жизни и отсутствие у них фобий (страхов), депрессивных состояний. Реализация данного условия на практике способствует созданию по-настоящему валеологической школы со здоровой атмосферой общения и обучения, где царят добрые, доверительные отношения между учителями и учащимися, внимательное, уважительное отношение к ребенку, вера в его возможности и способности.
Воспитательно-целесообразное взаимодействие учителей и родителей. Современной школе крайне важно считаться с позицией родителей по отношению к целям и направлениям организации учебно-воспитательного процесса. Именно семейная среда с ее ближайшим окружением для подростка наиболее стабильна из открытых социальных сред и представляет собой базу для формирования ВК. Взаимодействие учителей и родителей реализуется в трех направлениях:
- путем пропаганды валеологического отношения к родителям среди младших подростков на занятиях «Школы здоровья»;
- средствами тактичного побуждения родителей к проявлению примера ведения валеологического образа жизни;
- системным просвещением родителей в области знаний по валеологически грамотному поведению в семье (родительский всеобуч).
Последнее направление особенно значимо на практике в связи с тем, что семья несет основную ответственность за воспитание детей, но в современных кризисных условиях в большинстве случаев не обладает необходимым для этого педагогическим потенциалом. Поэтому необходимы специальные занятия родительского всеобуча по формированию культуры здоровья младшего подростка в семье.
Одно из специфических условий развития культуры здоровья школьников — научно обоснованное валеологическое просвещение подростков. Его реализация позволяет уточнить и расширить знания младших подростков о сущности здоровья и ЗОЖ, общечеловеческих ценностях здоровья, обогащает их жизненный опыт, формируя валеологические убеждения и мотивы валеологического поведения. Только разумно спланированный цикл занятий валеологического содержания, учитывающий связи внутренних и внешних факторов в развитии индивидуальной культуры здоровья, обеспечивает осознание личностью ценности своего здоровья и ее активное вовлечение в работу, активизирующую процесс усвоения валеологических знаний, превращения их в личные валеологические убеждения и мировоззрение. Правда, школьнику порой трудно усвоить валеологические идеи из-за недостатка практического опыта. В силу этого практическая деятельность должна пронизывать все звенья педагогической системы, создавать базу для дальнейшей индивидуальной работы подростка с целью осознания валеологических знаний и ценностей, условия для формирования позитивного отношения к ним как основе прочных валео-убеждений.
Не менее важно развитие коллективной деятельности подростков с целью проявления у них потребности и способности заботиться о здоровье окружающих и формирования положительного отношения к ним. Содержание внеурочной деятельности связано с полученными в процессе учебной деятельности знаниями о здоровье, с разнообразной деятельностью и с личной жизнью подростков в коллективе школы и обществе. Необходимо четко определить направления деятельности прежде всего для обогащения знаний и развития умений младших подростков анализировать свои проявления валеологического образа жизни и адекватного восприятия норм ЗОЖ; побуждать детей к самостоятельному принятию правил валеологического поведения. Валеологическое содержание коллективной деятельности воздействует на сознание, чувства, волю обучающихся, вызывает ощущение уверенности в себе и своих силах, целеустремленность, потребность в самовоспитании. В итоге у подростков формируется синтетический валеоидеал.
Усиление валеологических качеств подростков достигается активной включенностью каждого в деятельность, содержанием которой является забота о здоровье других. Но формирование валеологических качеств подростков и в целом их культуры здоровья происходит наиболее эффективно, если обеспечивается здоровье-сберегающее содержание планируемой в школе деятельности при возможности удовлетворения младшим подростком его конкретных потребностей и интересов. Если при этом обеспечены условия активного, целеустремленного участия каждого школьника в реализации коллективных и индивидуальных планов, то постепенно происходит переход от коллективной валеодеятельности, организованной извне, к валеодеятельности школьника.
Младшие подростки должны осознавать заботу о своем здоровье как личностно значимую цель. При этом важны сотрудничество и сотворчество педагогов с детьми в процессе совместных «здоровьетворящих» дел. Созданию здорового микроклимата в школе способствует атмосфера взаимопомощи, уважения, доверия, которая царит в процессе совместной деятельности учителей с детьми, в их непосредственном общении на личностном уровне.
Если в классе организована общая жизнь, творческая, направленная на формирование здоровья, увлекательная и радостная, если подростки включаются в нее и отдаются ей всем сердцем, то общие цели, общая радость, общее горе помогают каждому ребенку открыть источник валеологизации собственной личности. Важно, чтобы дети находили в коллективе заботу, внимание и поддержку, а весь коллектив был восприимчив к организации каждым своего валеологического образа жизни. Тогда у младших подростков появляется стремление к валеологическим поступкам.
Воздействие на волевую сферу подростка. Эффективность работы в этом плане определяется не просто удачно найденным видом урочной или внеурочной деятельности, а тем, как эта деятельность эмоционально принимается, переживается и целенаправленно реализуется.
Среди ведущих направлений деятельности, способствующей формированию культуры здоровья, самые значимые следующие:
1) обучение подростков бережному отношению к своему здоровью, передача им знаний по физическим, психологическим, интеллектуальным основам укрепления своего здоровья на основе создания рефлексивной среды для понимания сущности здоровья и ЗОЖ;
2) содействие раскрытию творческого потенциала идущего в мир нового «Я» этой личности;
3) воспитание у младших подростков как неотъемлемых черт личности устойчивых частных валеопроявлений;
4) культивирование у детей расположенности к альтруистическим действиям, желание помочь другому человеку осознать ценность здоровья и необходимость ведения ЗОЖ.
Конечно, во многом формирование культуры здоровья школьников зависит от умения учителя, социального педагога раскрыть пользу, важность ценностей культуры здоровья, пробудить к ним интерес, сделать их достоянием внутреннего мира подростков. Эта зависимость касается не только волевой сферы, но и формирования культуры здоровья личности в целом.
Для полноценного формирования культуры здоровья подростка необходимо, чтобы сам педагог обладал чертами, свойственными личности с высоким уровнем развития валеологической культуры. Личность учителя, социального педагога и валеологические ценности, которые они стремятся привить учащимся, оказывают значимое влияние на ребенка. Педагогу необходимы инновационный стиль мышления, любовь к детям, доброжелательность, педагогический такт, уважение к личностному достоинству ребенка. Он должен быть человеком, излучающим доброту и любовь, уважающим личность обучаемого. Важно, чтобы он сам вел здоровый образ жизни, был отзывчив на переживания ребенка, умел вовремя прийти к нему на помощь.
Чувствуя искреннюю любовь, видя, что их интересы у учителей на первом плане, подростки испытывают огромное уважение к педагогу и желание подражать ему. Успешно реализовать идеи валеологизации личности обучающегося может только здоровый, уважающий себя и видящий в ребенке личность педагог, мыслящий творчески и неординарно. Более того, необходимо, чтобы у учителя, социального педагога присутствовало относительно устойчивое оптимистическое мироощущение, так как именно такие люди обычно быстрее и легче осуществляют намеченные планы.
Валеологическое поведение учителя, социального педагога становится образцом поведения для подростков, представлений детей о формах проявления валеологического образа жизни. Если школьники видят доброжелательное отношение взрослого человека к людям, к тому же ведущего здоровый образ жизни, то в обучающей ситуации, когда, например, надо оказать помощь в искоренении вредной привычки, они проявляют большие умения, чем те дети, которые не наблюдают «модели» такого поведения.
Индивидуальный подход к подростку — еще одно условие формирования индивидуальной культуры здоровья личности. Благодаря такому подходу этот процесс становится для учителя более управляемым и эффективным. Школьники различаются уровнем здоровья, темпераментом, способностями, характером, интересами; у каждого подростка свои переживания, мысли, разный темп включения в деятельность. Каждый подросток неповторим, глубоко индивидуален благодаря сочетанию разнообразных, присущих только ему психических свойств, противоречий, особенностей физического и интеллектуального развития. При одинаковых, по существу, условиях и средствах воспитания у каждого обнаруживается отличный от других уровень освоения валеологического образа жизни. Поэтому и необходимо гибкое использование педагогами творческих форм и методов учебно-воспитательного взаимодействия в процессе валеологизации личности каждого ребенка. Индивидуальный подход позволяет повысить самооценку младших подростков и их самоуважение. Учет же типичных особенностей младших подростков дает возможность учителю продумать общие механизмы воздействия, наиболее эффективные для данной возрастной группы детей.
Личностно-деятельностные условия. Они обеспечивают активное участие ребенка в самоформировании культуры здоровья личности. Их соблюдение педагогом предполагает активизацию валеологического самовоспитания и самоорганизацию ЗОЖ, включающую полноценный режим, рациональную организацию досуга, разумное сочетание различных форм деятельности самим подростком. В младшем подростковом возрасте особенно важно развитие таких рефлексивных способностей, как умение анализировать свои поступки, оценивать личностные валеоумения, давать объективную самооценку и самостоятельно регулировать общение со сверстниками. Все это способствует здоровьесберегающим межличностным отношениям, а следовательно, и валеологизации личности подростка. Обратная связь в формировании культуры здоровья личности подростков делает этот процесс согласованным и более управляемым благодаря рефлексивной позиции всех участников данного процесса.
Поскольку человек по своей природе — существо деятельное, активное, а не пассивный объект воспитания и влияния среды, целенаправленное действие педагога успешно лишь тогда, когда у подростка появляется встречное желание выработать личностные качества и свою, особую форму поведения. Активизации валеологического самовоспитания способствует система педагогического руководства: ознакомление с понятием и реальными примерами валеологического самовоспитания, организация практической деятельности, в которой познаются качества физически, психически, интеллектуально здоровой личности. В системе руководства валео-логическим самовоспитанием важно приучение детей к необходимым упражнениям, активным способам совершенствования здо-ровьеразвивающих качеств личности, обучение приемам и методам работы над собой, а также позиция педагога по отношению к подростку, признание его субъектом воспитательного процесса, саморазвивающимся при ненавязчивом руководстве и соответствующем отношении к нему. Только тогда младший подросток чувствует себя самостоятельно и свободно действующей личностью, только тогда он ощущает, что с ним считаются, ценят его мнение, доверяют, советуются. Поэтому необходимо создавать условия для того, чтобы у школьников была возможность высказать свое мнение, давать советы, строить предположения, выбирать. Следует больше рассказывать о себе, о своих чертах, о собственных проблемах в подростковом возрасте, чтобы побудить воспитанника к самораскрытию и самоанализу личностных качеств.