Особенности формирования высших психических функций у детей с ОНР




Одним из наиболее часто встречающихся вариантов отклоняющегося развития является общее недоразвитие речи (ОНР). Проблема изучения этого феномена находится на стыке таких научных дисциплин, как логопедия, специальная психология и нейропсихология.

В детском возрасте не­достаточность ВПФ обусловлена не локаль­ной мозговой патологией, а является следст­вием функциональной незрелости и ранних органических поражений центральной нервной системы. В логопедиче­ской практике довольно часто распространен подход к коррекции речевых нарушений без учета знаний о причинах, механизмах и основных синдромах несформированности ВПФ у детей, что сказывается на эффективности коррекционной работы.

Несмотря на возросший в последние годы интерес к проблеме профилактики ОНР, на сегодняшний день не выделены основные па­раметры нейропсихологической диагностики детей с ОНР.

Успешность обучения детей с отклонения­ ми в нервно-психическом развитии, их соци­альная и школьная адаптация зависят от ранне­го выявления нарушений в познавательной дея­тельности. Развитие речи непосредственно взаимосвязано со становлением психики, ин­теллекта, сенсорных функций и моторики.

Речь является одной из самых сложных психических функций. Формирование струк­тур речевого развития определяется развити­ем других взаимозависимых с ней психиче­ских функций, изменяющих свои функцио­нальное возможности на разных этапах онто­генеза под влиянием всё более избирательных воздействий.

Таким образом, специфичность речевой функции отражения окружающей действи­тельности и её взаимозависимость развития с другими функциями обуславливает необхо­димость исследования именно на ранних эта­ пах её становления. Поскольку от нормально­ го развития речевой функции зависит успеш­ная адаптация ребенка в социуме.

У детей с ОНР на пер­вый план выходят гностические нарушения предметного гнозиса, фрагментарность восприятия, нарушение акустического узнавания в виде персевераций, лишних импульсах при воспроизведении ритмических структур. Несформированность пространственного гнозиса про­является в псевдоагнозиях.

В сфере праксиса у детей с ОНР прослеживается нарушений координа­ции. У детей с ОНР выявлена несформированность динамического праксиса в виде стереотипии, трудности пространственной организации движений и действий.

У детей с ОНР 5-6 лет прослеживается низкая умственная работоспособность и концентрация внимания. Низкий объём внимания влияет в свою оче­редь на значительно выраженные у детей с ОНР нарушения слухоречевой памяти, сим­птоматика которой проявляется в низкой про­дуктивности запоминания.

В результате исследования мышления и речи по данным анализа нейропсихологиче- ского исследования является несформированность процес­сов обобщения, проявляющаяся в непонима­нии или затруднённом понимании смысла рас­сказа. В онтогенезе на данном возрастном эта­пе 5-6 и 6-7 лет наглядно-образное мышление является превалирующим.При этом у детей с ОНР частота встречаемости ошибок выше, чем у детей нормы в связи с нарушени­ем мыслительных операций, вследствии нару­шения анализа и синтеза информации.

У детей с ОНР на первый план выходят гностические нарушения, про­являющиеся в несформированности предмет­ного гнозиса, импульсивности в гностической сфере, фрагментарности восприятия, псевдо­агнозии. Специфика выявленных особенно­стей обусловлена несформированностью II и III структурно-функциональных блоков, про­ являющаяся в несовершенном приеме инфор­мации извне, в данном случае зрительным анализатором, и несформированностью регуляторного фактора в виде трудности контро­ля, избирательности и целенаправленности при восприятии.

У детей отмечается недоста­точная сформированность фактора регуляции контроля психической деятельности, что от­ражает факт длительного, позднего морфо- функционального формирования передних отделов мозга, в частности, лобных долей, реализующих регуляцию, программирование и контроль.

Также наблюдется нарушение акустико-вокализационного источника речевой деятельности, нераз­рывно связанного с тактильными, оптически­ ми кодами. Можно говорить о сниженной функциональной возможности обработки ин­формации, поступающей из внешнего мира, сниженном объёме внимания, нарушенном анализе тактильно-кинестетических сигналов, нарушение фонематического слуха.

Таким образом, можно предположить, что сужение, бедность словаря, неразвёрнутость речевого высказывания, импульсивность, речевая с­понтанность в речевых пробах, являются вто­ричными нарушениями, определяющимися нарушениями истоков речевой деятельности у детей с ОНР. Некоторые симптомы не являются специфическими при данном нарушении, а лишь отражают особенности формирования ВПФ на данном этапе онтогенеза. Выявление специфических особенностей развития ВПФ требует прослеживания динамики своего развития в онтогенезе, поскольку это дает возможность в даль­нейшем говорить о нарушенной либо несформированной функции. Важен не только качественный системный анализ ВПФ при дизонтогензе, но и сравнение его с нормой, в целях опреде­ления мишеней коррекционной работы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: