Одним из наиболее часто встречающихся вариантов отклоняющегося развития является общее недоразвитие речи (ОНР). Проблема изучения этого феномена находится на стыке таких научных дисциплин, как логопедия, специальная психология и нейропсихология.
В детском возрасте недостаточность ВПФ обусловлена не локальной мозговой патологией, а является следствием функциональной незрелости и ранних органических поражений центральной нервной системы. В логопедической практике довольно часто распространен подход к коррекции речевых нарушений без учета знаний о причинах, механизмах и основных синдромах несформированности ВПФ у детей, что сказывается на эффективности коррекционной работы.
Несмотря на возросший в последние годы интерес к проблеме профилактики ОНР, на сегодняшний день не выделены основные параметры нейропсихологической диагностики детей с ОНР.
Успешность обучения детей с отклонения ми в нервно-психическом развитии, их социальная и школьная адаптация зависят от раннего выявления нарушений в познавательной деятельности. Развитие речи непосредственно взаимосвязано со становлением психики, интеллекта, сенсорных функций и моторики.
Речь является одной из самых сложных психических функций. Формирование структур речевого развития определяется развитием других взаимозависимых с ней психических функций, изменяющих свои функциональное возможности на разных этапах онтогенеза под влиянием всё более избирательных воздействий.
Таким образом, специфичность речевой функции отражения окружающей действительности и её взаимозависимость развития с другими функциями обуславливает необходимость исследования именно на ранних эта пах её становления. Поскольку от нормально го развития речевой функции зависит успешная адаптация ребенка в социуме.
|
У детей с ОНР на первый план выходят гностические нарушения предметного гнозиса, фрагментарность восприятия, нарушение акустического узнавания в виде персевераций, лишних импульсах при воспроизведении ритмических структур. Несформированность пространственного гнозиса проявляется в псевдоагнозиях.
В сфере праксиса у детей с ОНР прослеживается нарушений координации. У детей с ОНР выявлена несформированность динамического праксиса в виде стереотипии, трудности пространственной организации движений и действий.
У детей с ОНР 5-6 лет прослеживается низкая умственная работоспособность и концентрация внимания. Низкий объём внимания влияет в свою очередь на значительно выраженные у детей с ОНР нарушения слухоречевой памяти, симптоматика которой проявляется в низкой продуктивности запоминания.
В результате исследования мышления и речи по данным анализа нейропсихологиче- ского исследования является несформированность процессов обобщения, проявляющаяся в непонимании или затруднённом понимании смысла рассказа. В онтогенезе на данном возрастном этапе 5-6 и 6-7 лет наглядно-образное мышление является превалирующим.При этом у детей с ОНР частота встречаемости ошибок выше, чем у детей нормы в связи с нарушением мыслительных операций, вследствии нарушения анализа и синтеза информации.
У детей с ОНР на первый план выходят гностические нарушения, проявляющиеся в несформированности предметного гнозиса, импульсивности в гностической сфере, фрагментарности восприятия, псевдоагнозии. Специфика выявленных особенностей обусловлена несформированностью II и III структурно-функциональных блоков, про являющаяся в несовершенном приеме информации извне, в данном случае зрительным анализатором, и несформированностью регуляторного фактора в виде трудности контроля, избирательности и целенаправленности при восприятии.
|
У детей отмечается недостаточная сформированность фактора регуляции контроля психической деятельности, что отражает факт длительного, позднего морфо- функционального формирования передних отделов мозга, в частности, лобных долей, реализующих регуляцию, программирование и контроль.
Также наблюдется нарушение акустико-вокализационного источника речевой деятельности, неразрывно связанного с тактильными, оптически ми кодами. Можно говорить о сниженной функциональной возможности обработки информации, поступающей из внешнего мира, сниженном объёме внимания, нарушенном анализе тактильно-кинестетических сигналов, нарушение фонематического слуха.
Таким образом, можно предположить, что сужение, бедность словаря, неразвёрнутость речевого высказывания, импульсивность, речевая спонтанность в речевых пробах, являются вторичными нарушениями, определяющимися нарушениями истоков речевой деятельности у детей с ОНР. Некоторые симптомы не являются специфическими при данном нарушении, а лишь отражают особенности формирования ВПФ на данном этапе онтогенеза. Выявление специфических особенностей развития ВПФ требует прослеживания динамики своего развития в онтогенезе, поскольку это дает возможность в дальнейшем говорить о нарушенной либо несформированной функции. Важен не только качественный системный анализ ВПФ при дизонтогензе, но и сравнение его с нормой, в целях определения мишеней коррекционной работы