| 1. В какой области биологии была разработана клеточная теория?
|
|
| 1)
| вирусологии
| |
| 2)
| цитологии
| |
| 3)
| анатомии
| |
| 4)
| эмбриологии
|
|
| 2. Какой научный метод, используемый в биологии, относят к теоретическим?
|
|
| 1)
| наблюдение
| |
| 2)
| описание
| |
| 3)
| измерение
| |
| 4)
| моделирование
|
|
| 3. Чтобы проверить научную гипотезу в области иммунологии, необходимо
|
|
| 1)
| создать теорию
| |
| 2)
| построить модель
| |
| 3)
| провести эксперимент
| |
| 4)
| собрать научные факты
|
|
| 4. Что является объектом изучения в области гистологии?
|
|
| 1)
| экосистемы
| |
| 2)
| нуклеиновые кислоты
| |
| 3)
| миграции птиц
| |
| 4)
| животные ткани
|
|
| 5. Для измерения мышечной силы у человека экспериментатору необходим
|
|
| 1)
| спирометр
| |
| 2)
| тонометр
| |
| 3)
| электрокардиограф
| |
| 4)
| динамометр
|
|
| 6. Доказать родство изображённых организмов позволит метод
|
|
| 1)
| эксперимента
| |
| 2)
| сравнения
| |
| 3)
| наблюдения
| |
| 4)
| моделирования
|
|
| 7. Чем метод моделирования отличается от метода наблюдения?
|
|
| 1)
| его проводят квалифицированные учёные
| |
| 2)
| в процессе его проведения собираются достоверные научные факты
| |
| 3)
| изучается не сам объект, а его копия
| |
| 4)
| он более продолжителен по времени
|
|
8. На рисунке изображён фрагмент энцефалограммы человека. Расшифровать её позволят знания в области
|
|
| 1)
| гигиены
| |
| 2)
| генетики
| |
| 3)
| физиологии
| |
| 4)
| анатомии
|
|
| 9. В какой области биологии были разработаны представления о наследственности?
|
|
| 1)
| генетики
| |
| 2)
| вирусологии
| |
| 3)
| микробиологии
| |
| 4)
| физиологии
|
|
| 10. Чем метод эксперимента отличается от метода наблюдения?
|
|
| 1)
| его осуществляют квалифицированные учёные
| |
| 2)
| в процессе его проведения собираются достоверные научные факты
| |
| 3)
| он проводится в специально создаваемых и контролируемых условиях
| |
| 4)
| он более продолжителен по времени проведения
|
|
11. Каким методом воспользовались учёные Дж. Уотсон и Ф. Крик для построения трёхмерной структуры ДНК?
|
|
| 1)
| наблюдения
| |
| 2)
| моделирования
| |
| 3)
| сравнительно-историческим
| |
| 4)
| экспериментальным
|
|
| 12. Какой метод используется при изучении под микроскопом передвижения инфузории туфельки?
|
|
| 1)
| моделирования
| |
| 2)
| эксперимента
| |
| 3)
| сравнения
| |
| 4)
| наблюдения
|
|
| 13. Какая наука изучает ископаемые остатки вымерших организмов?
|
|
| 1)
| систематика
| |
| 2)
| палеонтология
| |
| 3)
| генетика
| |
| 4)
| эмбриология
|
|
|
14. Какая практическая наука разрабатывает методы сохранения и улучшения здоровья человека?
|
|
| 1)
| ветеринария
| |
| 2)
| анатомия
| |
| 3)
| гигиена
| |
| 4)
| антропология
|
|
| 15. Каким будет увеличение микроскопа, если увеличение линзы окуляра ×7, а линзы объектива ×40?
|
|
| 1)
| ×740
| |
| 2)
| ×280
| |
| 3)
| ×47
| |
| 4)
| ×33
|
|
| 16. Систематика – это наука, изучающая
|
|
| 1)
| внешнее строение организмов
| |
| 2)
| функции организмов в природе
| |
| 3)
| образ жизни организмов
| |
| 4)
| родственные связи организмов
|
|
| 17. Какой прибор позволяет определить содержание сахара в крови у человека?
|
|
| 1)
| глюкометр
| |
| 2)
| динамометр
| |
| 3)
| спирометр
| |
| 4)
| фонендоскоп
|
|
| 18. Как называют науку, изучающую закономерности исторического развития органического мира?
|
|
| 1)
| экология
| |
| 2)
| анатомия
| |
| 3)
| эволюционное учение
| |
| 4)
| генетика
|
|
| 19. Специальность учёного, изучающего строение и функции клеток, называется
|
|
| 1)
| селекционер
| |
| 2)
| цитолог
| |
| 3)
| эмбриолог
| |
| 4)
| анатом
|
|
| 20. При разведении растений на приусадебном участке Вы, скорее всего, воспользуетесь знаниями, полученными из области
|
|
| 1)
| молекулярной биологии
| |
| 2)
| агротехники
| |
| 3)
| медицины
| |
| 4)
| эволюционного учения
|
|
| 21. Какая наука изучает процесс фотосинтеза?
|
|
| 1)
| генетика
| |
| 2)
| экология
| |
| 3)
| физиология
| |
| 4)
| систематика
|
|
| 22. Учёный хочет выяснить закономерности наследования цвета глаз у детей в нескольких поколениях одной семьи. Каким методом исследования он воспользуется?
|
|
| 1)
| экспериментальным
| |
| 2)
| гибридологическим
| |
| 3)
| генеалогическим
| |
| 4)
| наблюдения
|
|
| 23. Какая наука разрабатывает методы лечения болезней человека?
|
|
| 1)
| гигиена
| |
| 2)
| физиология
| |
| 3)
| анатомия
| |
| 4)
| медицина
|
|
| 24. Какая наука изучает химический состав, строение и процессы жизнедеятельности клетки?
|
|
| 1)
| физиология
| |
| 2)
| гистология
| |
| 3)
| эмбриология
| |
| 4)
| цитология
|
|
| 25. Какой метод исследования применяет девушка, изображённая на картинке?
|
|
| 1)
| эксперимент
| |
| 2)
| наблюдение
| |
| 3)
| сравнение
| |
| 4)
| микроскопия
|
|
26. Изучите график зависимости изменения частоты пульса путешественника в состоянии покоя на разной высоте над уровнем моря (по оси х отложена высота над уровнем моря (м), а по оси у – частота пульса (уд./мин.)).
Какие два из нижеприведённых описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость?
Частота пульса с увеличением высоты над уровнем моря
|
|
| 1)
| постепенно замедляется
| |
| 2)
| постоянно растёт
| |
| 3)
| до 3500 м растёт быстрее, чем после
| |
| 4)
| растёт с постоянной скоростью
| |
| 5)
| постоянна
|
|
27. Изучите график зависимости скорости размножения организма от времени (по оси х отложено время (в днях), а по оси у – число образовавшихся особей на 1 см3).
Какие два из нижеприведённых описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость?
Скорость размножения
|
|
| 1)
| растёт с постоянной скоростью с 0-го до 30-й дня
| |
| 2)
| сначала растёт, а затем снижается
| |
| 3)
| падает до нуля после 60-го дня
| |
| 4)
| в среднем постоянна
| |
| 5)
| линейно убывает с 38-го по 45-й день
|
|
| 28. Какая наука изучает сортовое разнообразие растений?
|
|
| 1)
| физиология
| |
| 2)
| систематика
| |
| 3)
| экология
| |
| 4)
| селекция
|
|
| 29. Как называется наука о наследственности и изменчивости?
|
|
| 1)
| эмбриология
| |
| 2)
| цитология
| |
| 3)
| физиология
| |
| 4)
| генетика
|
|
| 30. Пример какого научного метода иллюстрирует сюжет картины голландского художника Я. Стена «Пульс», написанной в середине XVII в.?
|
|
| 1)
| моделирование
| |
| 2)
| эксперимент
| |
| 3)
| наблюдение
| |
| 4)
| измерение
|
|
| 31. Какая наука изучает развитие зародыша человека и животных?
|
|
| 1)
| эмбриология
| |
| 2)
| анатомия
| |
| 3)
| цитология
| |
| 4)
| иммунология
|
|
| 32. Главным объектом изучения науки эмбриологии является (-ются)
|
|
| 1)
| развитие организма от зачатия до рождения
| |
| 2)
| строение и функции яйцеклетки
| |
| 3)
| развитие организма после рождения
| |
| 4)
| строение и функции половых желёз
|
|
| 33. Специальность учёного, изучающего тонкие структуры хромосом, называется
|
|
| 1)
| селекционер
| |
| 2)
| цитогенетик
| |
| 3)
| эмбриолог
| |
| 4)
| анатом
|
|
| 34. Строение, жизнедеятельность и значение насекомых изучают
|
|
| 1)
| экологи
| |
| 2)
| энтомологи
| |
| 3)
| вирусологи
| |
| 4)
| физиологи
|
|
| 35. К какому врачу-специалисту вы обратитесь в первую очередь, если заметите изменения на поверхности кожи?
|
|
| 1)
| отоларинголог
| |
| 2)
| невропатолог
| |
| 3)
| окулист
| |
| 4)
| дерматолог
|
|
36. Пример какого научного метода иллюстрирует сюжет картины голландского художника Рембрандта «Уроки анатомии доктора Николаса Тюльпа», написанной в 1632 г?
|
|
| 1)
| моделирования
| |
| 2)
| эксперимента
| |
| 3)
| наблюдения
| |
| 4)
| измерения
|
|
| 37. Какая наука изучает многообразие организмов и объединяет их в группы по степени сходства и родства?
|
|
| 1)
| селекция
| |
| 2)
| систематика
| |
| 3)
| анатомия
| |
| 4)
| физиология
|
|
| 38. Какая наука изучает влияние загрязнений на окружающую среду?
|
|
| 1)
| систематика
| |
| 2)
| экология
| |
| 3)
| генетика
| |
| 4)
| селекция
|
|
| 39. Какая наука изучает взаимоотношения живых организмов и среды их обитания?
|
|
| 1)
| фенология
| |
| 2)
| физиология
| |
| 3)
| систематика
| |
| 4)
| экология
|
|
| 40. Какой метод позволяет сделать окончательные выводы о чертах сходства и различия человека и приматов?
|
|
| 1)
| описания
| |
| 2)
| наблюдения
| |
| 3)
| сравнения
| |
| 4)
| измерения
|
|
| 41. Какая наука изучает ископаемые остатки вымерших организмов?
|
|
| 1)
| систематика
| |
| 2)
| экология
| |
| 3)
| физиология
| |
| 4)
| палеонтология
|
|
| 42. Какая наука изучает строение живых организмов?
|
|
| 1)
| цитология
| |
| 2)
| анатомия
| |
| 3)
| физиология
| |
| 4)
| психология
|
|
| 43. Какой прибор позволяет определить жизненную ёмкость лёгких (ЖЕЛ) у человека?
|
|
| 1)
| динамометр
| |
| 2)
| фонендоскоп
| |
| 3)
| тонометр
| |
| 4)
| спирометр
|
|
| 44. Какая наука изучает строение и функции органоидов клетки?
|
|
| 1)
| цитология
| |
| 2)
| физиология
| |
| 3)
| анатомия
| |
| 4)
| генетика
|
|
| 45. Наука, изучающая жизнедеятельность бактерий, — это
|
|
| 1)
| микробиология
| |
| 2)
| паразитология
| |
| 3)
| эпидемиология
| |
| 4)
| гельминтология
|
|
| 46. Как называют объект, отмеченный буквой А?
|
|
|
|
| 1)
| предметное стекло
| |
| 2)
| покровное стекло
| |
| 3)
| оптическое стекло
| |
| 4)
| матовое стекло
|
|
| 47. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по работе с фиксированным микропрепаратом крови человека. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
|
| | | |
| 49. Для разделения органоидов клетки по плотности Вы выберете метод
|
|
| 1)
| наблюдения
| |
| 2)
| хроматографии
| |
| 3)
| центрифугирования
| |
| 4)
| выпаривания
|
|
| 50. Что из перечисленного ниже может стать объектом изучения учёного-зоолога?
|
|
| 1)
| жизненный цикл гриба подосиновика
| |
| 2)
| строение передней конечности ящерицы
| |
| 3)
| жизненный цикл вируса табачной мозаики
| |
| 4)
| строение мужской шишки сосны
|
|
| 51. Каким будет увеличение микроскопа, если увеличение линзы окуляра ×6, а линзы объектива ×40?
|
|
| 1)
| ×240
| |
| 2)
| ×46
| |
| 3)
| ×34
| |
| 4)
| ×640
|
|
| 52. Синонимом понятия «ядерный организм» является термин
|
|
| 1)
| одноклеточный
| |
| 2)
| эукариот
| |
| 3)
| прокариот
| |
| 4)
| простейший
|
|
| 53. Что может стать предметом изучения учёного-ботаника?
|
|
| 1)
| строение передней конечности ящерицы
| |
| 2)
| систематика беспозвоночных животных
| |
| 3)
| строение венчика цветка гороха
| |
| 4)
| жизненный цикл гриба подосиновика
|
|
| 54. Для установления тонкого строения митохондрий и аппарата Гольджи Вы выберете
|
|
| 1)
| простую лупу
| |
| 2)
| световой микроскоп
| |
| 3)
| электронный микроскоп
| |
| 4)
| сканирующий микроскоп
|
|
| 55. При изучении строения тканей растения используется
|
|
| 1)
| микроскопический метод
| |
| 2)
| экспериментальный метод
| |
| 3)
| генеалогический метод
| |
| 4)
| моделирование
|
|
| 56. Известно, что Луи Пастер – микробиолог и иммунолог, разработавший технологию пастеризации.
Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных заслуг учёного.
Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
|
|
| 1)
| В своих экспериментах учёный доказал, что живые организмы не могут зарождаться сами, у них обязательно есть родители.
| |
| 2)
| Изучая физические свойства винной кислоты, обнаружил, что она обладает оптической активностью.
| |
| 3)
| Разработал метод предохранительных прививок.
| |
| 4)
| Открыл мельчайшие организмы – анаэробы, которые могут жить без кислорода.
| |
| 5)
| Учёный был награждён орденами почти всех стран мира.
| |
| 6)
| Для продления срока хранения и обеззараживания пищевых продуктов предложил нагревать жидкие продукты или вещества до 60 °C в течение 60 минут или при температуре 70–80 °C в течение 30 мин.
|
|
| 57. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению препарата кожицы чешуи лука и рассматриванию её под микроскопом. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
|
| | | |