Задания ОГЭ по разделу: «Биология как наука. Методы биологии».




1. В какой области биологии была разработана клеточная теория?
  1) вирусологии
  2) цитологии
  3) анатомии
  4) эмбриологии

 

2. Какой научный метод, используемый в биологии, относят к теоретическим?
  1) наблюдение
  2) описание
  3) измерение
  4) моделирование

 

3. Чтобы проверить научную гипотезу в области иммунологии, необходимо
  1) создать теорию
  2) построить модель
  3) провести эксперимент
  4) собрать научные факты

 

4. Что является объектом изучения в области гистологии?
  1) экосистемы
  2) нуклеиновые кислоты
  3) миграции птиц
  4) животные ткани

 

5. Для измерения мышечной силы у человека экспериментатору необходим
  1) спирометр
  2) тонометр
  3) электрокардиограф
  4) динамометр

 

6. Доказать родство изображённых организмов позволит метод
  1) эксперимента
  2) сравнения
  3) наблюдения
  4) моделирования

 

7. Чем метод моделирования отличается от метода наблюдения?
  1) его проводят квалифицированные учёные
  2) в процессе его проведения собираются достоверные научные факты
  3) изучается не сам объект, а его копия
  4) он более продолжителен по времени

 

8. На рисунке изображён фрагмент энцефалограммы человека. Расшифровать её позволят знания в области
  1) гигиены
  2) генетики
  3) физиологии
  4) анатомии

 

9. В какой области биологии были разработаны представления о наследственности?
  1) генетики
  2) вирусологии
  3) микробиологии
  4) физиологии

 

10. Чем метод эксперимента отличается от метода наблюдения?
  1) его осуществляют квалифицированные учёные
  2) в процессе его проведения собираются достоверные научные факты
  3) он проводится в специально создаваемых и контролируемых условиях
  4) он более продолжителен по времени проведения

 

11. Каким методом воспользовались учёные Дж. Уотсон и Ф. Крик для построения трёхмерной структуры ДНК?
  1) наблюдения
  2) моделирования
  3) сравнительно-историческим
  4) экспериментальным

 

12. Какой метод используется при изучении под микроскопом передвижения инфузории туфельки?
  1) моделирования
  2) эксперимента
  3) сравнения
  4) наблюдения

 

13. Какая наука изучает ископаемые остатки вымерших организмов?
  1) систематика
  2) палеонтология
  3) генетика
  4) эмбриология

 

  14. Какая практическая наука разрабатывает методы сохранения и улучшения здоровья человека?
  1) ветеринария
  2) анатомия
  3) гигиена
  4) антропология

 

15. Каким будет увеличение микроскопа, если увеличение линзы окуляра ×7, а линзы объектива ×40?
  1) ×740
  2) ×280
  3) ×47
  4) ×33

 

16. Систематика – это наука, изучающая
  1) внешнее строение организмов
  2) функции организмов в природе
  3) образ жизни организмов
  4) родственные связи организмов

 

17. Какой прибор позволяет определить содержание сахара в крови у человека?
  1) глюкометр
  2) динамометр
  3) спирометр
  4) фонендоскоп

 

18. Как называют науку, изучающую закономерности исторического развития органического мира?
  1) экология
  2) анатомия
  3) эволюционное учение
  4) генетика

 

19. Специальность учёного, изучающего строение и функции клеток, называется
  1) селекционер
  2) цитолог
  3) эмбриолог
  4) анатом

 

20. При разведении растений на приусадебном участке Вы, скорее всего, воспользуетесь знаниями, полученными из области
  1) молекулярной биологии
  2) агротехники
  3) медицины
  4) эволюционного учения

 

21. Какая наука изучает процесс фотосинтеза?
  1) генетика
  2) экология
  3) физиология
  4) систематика

 

22. Учёный хочет выяснить закономерности наследования цвета глаз у детей в нескольких поколениях одной семьи. Каким методом исследования он воспользуется?
  1) экспериментальным
  2) гибридологическим
  3) генеалогическим
  4) наблюдения

 

23. Какая наука разрабатывает методы лечения болезней человека?
  1) гигиена
  2) физиология
  3) анатомия
  4) медицина

 

24. Какая наука изучает химический состав, строение и процессы жизнедеятельности клетки?
  1) физиология
  2) гистология
  3) эмбриология
  4) цитология

 

25. Какой метод исследования применяет девушка, изображённая на картинке?
  1) эксперимент
  2) наблюдение
  3) сравнение
  4) микроскопия

 

26. Изучите график зависимости изменения частоты пульса путешественника в состоянии покоя на разной высоте над уровнем моря (по оси х отложена высота над уровнем моря (м), а по оси у – частота пульса (уд./мин.)). Какие два из нижеприведённых описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость? Частота пульса с увеличением высоты над уровнем моря
  1) постепенно замедляется
  2) постоянно растёт
  3) до 3500 м растёт быстрее, чем после
  4) растёт с постоянной скоростью
  5) постоянна

 

27. Изучите график зависимости скорости размножения организма от времени (по оси х отложено время (в днях), а по оси у – число образовавшихся особей на 1 см3).   Какие два из нижеприведённых описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость? Скорость размножения
  1) растёт с постоянной скоростью с 0-го до 30-й дня
  2) сначала растёт, а затем снижается
  3) падает до нуля после 60-го дня
  4) в среднем постоянна
  5) линейно убывает с 38-го по 45-й день

 

28. Какая наука изучает сортовое разнообразие растений?
  1) физиология
  2) систематика
  3) экология
  4) селекция

 

29. Как называется наука о наследственности и изменчивости?
  1) эмбриология
  2) цитология
  3) физиология
  4) генетика

 

30. Пример какого научного метода иллюстрирует сюжет картины голландского художника Я. Стена «Пульс», написанной в середине XVII в.?
  1) моделирование
  2) эксперимент
  3) наблюдение
  4) измерение

 

 

 

31. Какая наука изучает развитие зародыша человека и животных?
  1) эмбриология
  2) анатомия
  3) цитология
  4) иммунология

 

32. Главным объектом изучения науки эмбриологии является (-ются)
  1) развитие организма от зачатия до рождения
  2) строение и функции яйцеклетки
  3) развитие организма после рождения
  4) строение и функции половых желёз

 

33. Специальность учёного, изучающего тонкие структуры хромосом, называется
  1) селекционер
  2) цитогенетик
  3) эмбриолог
  4) анатом

 

34. Строение, жизнедеятельность и значение насекомых изучают
  1) экологи
  2) энтомологи
  3) вирусологи
  4) физиологи

 

35. К какому врачу-специалисту вы обратитесь в первую очередь, если заметите изменения на поверхности кожи?
  1) отоларинголог
  2) невропатолог
  3) окулист
  4) дерматолог

 

36. Пример какого научного метода иллюстрирует сюжет картины голландского художника Рембрандта «Уроки анатомии доктора Николаса Тюльпа», написанной в 1632 г?  
  1) моделирования
  2) эксперимента
  3) наблюдения
  4) измерения

 

 

37. Какая наука изучает многообразие организмов и объединяет их в группы по степени сходства и родства?
  1) селекция
  2) систематика
  3) анатомия
  4) физиология

 

38. Какая наука изучает влияние загрязнений на окружающую среду?
  1) систематика
  2) экология
  3) генетика
  4) селекция

 

39. Какая наука изучает взаимоотношения живых организмов и среды их обитания?
  1) фенология
  2) физиология
  3) систематика
  4) экология

 

40. Какой метод позволяет сделать окончательные выводы о чертах сходства и различия человека и приматов?
  1) описания
  2) наблюдения
  3) сравнения
  4) измерения

 

41. Какая наука изучает ископаемые остатки вымерших организмов?
  1) систематика
  2) экология
  3) физиология
  4) палеонтология

 

42. Какая наука изучает строение живых организмов?
  1) цитология
  2) анатомия
  3) физиология
  4) психология

 

43. Какой прибор позволяет определить жизненную ёмкость лёгких (ЖЕЛ) у человека?
  1) динамометр
  2) фонендоскоп
  3) тонометр
  4) спирометр

 

44. Какая наука изучает строение и функции органоидов клетки?
  1) цитология
  2) физиология
  3) анатомия
  4) генетика

 

45. Наука, изучающая жизнедеятельность бактерий, — это
  1) микробиология
  2) паразитология
  3) эпидемиология
  4) гельминтология

 

46. Как называют объект, отмеченный буквой А?

 

  1) предметное стекло
  2) покровное стекло
  3) оптическое стекло
  4) матовое стекло

 

47. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по работе с фик­сированным микропрепаратом крови человека. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
     

 

 
1) зарисуйте микропрепарат крови человека, сделайте обозначения
2) зажмите препарат крови человека лапками-держателями
3) положите микропрепарат крови на предметный столик
4) глядя в окуляр, настройте свет
5) медленно приближайте тубус микроскопа к микропрепарату, пока не увидите чёткого изображения крови человека
6) поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5–10 см от края рабочего стол

 

 

 

  48. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по работе с фик­си­ро­ванным микропрепаратом внутреннего строения листа дуба. В ответе за­пи­шите соответствующую последовательность цифр.

 

 
1) медленно приближайте тубус микроскопа к микропрепарату, пока не увидите чёткое изображение внутреннего строения листа дуба
2) глядя в окуляр микроскопа, настройте свет
3) положите микропрепарат внутреннего строения листа дуба на пред­метный столик
4) зарисуйте микропрепарат, сделайте обозначения
5) зажмите препарат лапками-держателями
6) максимально удобно расположите микроскоп на своём рабочем месте

 

 

 

49. Для разделения органоидов клетки по плотности Вы выберете метод
  1) наблюдения
  2) хроматографии
  3) центрифугирования
  4) выпаривания

 

50. Что из перечисленного ниже может стать объектом изучения учёного-зоолога?
  1) жизненный цикл гриба подосиновика
  2) строение передней конечности ящерицы
  3) жизненный цикл вируса табачной мозаики
  4) строение мужской шишки сосны

 

51. Каким будет увеличение микроскопа, если увеличение линзы окуляра ×6, а линзы объектива ×40?
  1) ×240
  2) ×46
  3) ×34
  4) ×640

 

52. Синонимом понятия «ядерный организм» является термин
  1) одноклеточный
  2) эукариот
  3) прокариот
  4) простейший

 

53. Что может стать предметом изучения учёного-ботаника?
  1) строение передней конечности ящерицы
  2) систематика беспозвоночных животных
  3) строение венчика цветка гороха
  4) жизненный цикл гриба подосиновика

 

54. Для установления тонкого строения митохондрий и аппарата Гольджи Вы выберете
  1) простую лупу
  2) световой микроскоп
  3) электронный микроскоп
  4) сканирующий микроскоп

 

55. При изучении строения тканей растения используется
  1) микроскопический метод
  2) экспериментальный метод
  3) генеалогический метод
  4) моделирование

 

56. Известно, что Луи Пастер – микробиолог и иммунолог, разработавший технологию пастеризации. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных заслуг учёного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
  1) В своих экспериментах учёный доказал, что живые организмы не могут зарождаться сами, у них обязательно есть родители.
  2) Изучая физические свойства винной кислоты, обнаружил, что она обладает оптической активностью.
  3) Разработал метод предохранительных прививок.
  4) Открыл мельчайшие организмы – анаэробы, которые могут жить без кислорода.
  5) Учёный был награждён орденами почти всех стран мира.
  6) Для продления срока хранения и обеззараживания пищевых продуктов предложил нагревать жидкие продукты или вещества до 60 °C в течение 60 минут или при температуре 70–80 °C в течение 30 мин.

 

57. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению препарата кожицы чешуи лука и рассматриванию её под микроскопом. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
     

 

 
1) предметное и покровное стёкла протрите салфеткой
2) осторожно расправьте кожицу препаровальными иглами и накройте покровным стеклом
3) пипеткой капните каплю слабого раствора йода на предметное стекло
4) положите кусочек кожицы в каплю слабого раствора йода
5) рассмотрите приготовленный препарат при увеличении в 56 раз (объектив – ×8, окуляр – ×7)
6) пинцетом снимите маленький кусочек тонкой кожицы с сочной чешуи лука

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: