Городское методическое объединение заместителей директоров во воспитательной работе и педагогов-организаторов
Доклад на тему:
«Развитие детской инициативы посредством
Новые педагогических технологии
в дополнительном образовании»
Подготовила: методист по воспитательной работе МУДО «ДДЮТ ГОРОДА ДОКУЧАЕВСКА» Коваль О.Ю. |
«Посеешь заботу – пожнёшь инициативу»
В.О. Ключевский
Сегодня все больше внимания уделяется развитию детской инициативы и творческих способностей детей. Потому что только активные, творческие личности будут успешными в жизни.
В педагогическом словаре понятие «инициатива» определяется как почин, «первый шаг» к началу какого-нибудь действия.
Инициатива, инициативность - активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей. Для ее подавления достаточно одного слова или взгляда, а чтобы возродить- годы. Только то, что делается с интересом, по-настоящему продуктивно.
Детская инициатива -это самостоятельное внутреннее побуждение ребенка к деятельности. Она выражается не в том, что ребенок захотел помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами является важным источником эмоционального благополучия ребенка в образовательном процессе. Все это обеспечивает мотивацию детской деятельности.
|
Детская инициатива в дополнительном образовании проявляется в свободной деятельности по выбору и интересам. Задача нашего учреждения -предоставить учащимся этот выбор путем реализации программ различных направленностей: технической, спортивной, художественно-эстетической, социально-педагогической и др., направить и сопроводить их в этом увлекательном путешествии к новым открытиям и достижениям.
Основной задачей педагогов нашего учреждения является поддержка начинаний ребенка в рамках образовательного процесса и сложившихся социальных условий. Поддерживая детскую инициативу, познавая и понимая, как развивается, растет, мыслит и чувствует ребенок, мы сможем помочь ему найти свое место в этом сложном мире, развить интересы и способности, все те прекрасные возможности, которые даны ему природой.
Очень важно, владеть правильными способами поддержки детской инициативы. Необходимым условием развития инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения. Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного развития позитивной свободы и инициативности ребенка.
Способы поддержки и развития детской инициативы в учреждении дополнительного образования:
Самостоятельность при выборе ребенком деятельности по интересам: в нашем учреждении каждый ребенок сам определяет вид деятельности из предлагаемых направлений выбирает интересующий его кружок и понравившегося педагога.
|
Поощрение в процессе деятельности. Чтобы дети верили в свои силы, развивались и экспериментировали, педагоги нашего учреждения постоянно поощряют инициативность учащихся (выставки работ внутри кружков, концерты, конкурсы и др.)
Обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательность со стороны педагога, отказ педагога от высказывания оценок и критики в адрес ребенка;
Обращение к детям, с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников;
Поощрение желания в процессе творческой деятельности. Педагоги учреждения поощряют желание детей создавать, что –либо по их замыслу, обращая внимание ребенка на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (родителям, другу и т.д.);
Для развития и поддержки детской инициативы педагоги Дома творчества в своей работе применяют:
Личностно - ориентированные технологии обучения и воспитания, в центре внимания, которых – неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей и способная на ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Принципиальным является то, что никто не заставляет ребенка учиться в нашем учреждении. У педагога Дома творчества задача-не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность.
Технологию КТД - (технология коллективной творческой деятельности) наиболее плодотворно помогает развитию инициативы у детей. В ходе обучения педагогами обеспечивается организация совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела (например, участие в городских ярмарках, выставках, акциях и т.д.)
|
Проектные технологии
В работе кружков педагоги используют технологию проектной деятельности, которая, на наш взгляд наиболее приемлема для развития инициативы и самостоятельности у детей. Здесь важно быть партнером, помощником детей. “Метод проектов” способствует пониманию детьми необходимости социального приспособления людей друг к другу: умение договариваться, откликаться на чужие идеи, умение сотрудничать, принимать чужую точку зрения.
В рамках реализации городского краеведческого проекта «75 шагов к Победе. Докучаевск в истории Великой Отечественной войны» учащиеся приняли участие в акции «Лента памяти», целью которой стала активизация деятельности участников воспитательного процесса в сфере патриотического воспитания, формирования уважительного отношения к отечественной истории, воспитания любви к Родине, чувства ответственности за сохранение исторической памяти. Учащиеся Дома творчества приняли активное участие в оформлении инсталяции. Ребята поделились семейными историями о родственниках- участниках Великой Отечественной войны.
Особую значимость для развития детской инициативы в Доме творчества имеют мини-проекты детей. Учащийся самостоятельно или при помощи родителей готовит информацию по интересующей его теме. Ребенок презентует свою работу, используя разные способы: презентация, видеоролик, и т.д.
Учащийся кружка «Вдохновение» Мосякин Матвей вместе со своими родителями подготовил видеоролик «Мой прадед –герой», используя воспоминания родственников и материалы, хранящиеся в семейном архиве (фотографии, письма, награды).
Учащаяся кружка «Юные краеведы» Игнатова Лилия, подготовила видеосюжет: о подвиге нашего земляка Семёна Харченко в Великую Отечественную войну», презентовав его кружковцам.
В заключении хочется сказать, что «если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином».