Тема лекции: Образовательная область «Художественно эстетическое развитие»




Выполнила: студентка ЗФ-409-072-4-1 Мг,

Полецкая Елена Викторовна

Тема лекции: Образовательная область «Художественно эстетическое развитие»

Художественно-эстетическое развитие рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и худ. развития ребенка средствами искусства (изобразительное искусство, музыка, худ. литература, театр, архитектура) и природы.

Конкретизируем приоритетные виды детской деятельности и культурные практики, связанные с данной образовательной областью:

1. Худ. эстет. развитие предполагает реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

2. Конкретное содержание может реализовываться в различных видах деятельности: восприятие худ. литературы, конструирование из природного материала, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), музыкальная деятельность (восприятие и понимание смысла муз. произведения, пение и др.)

 

Основные задачи:

1. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.

2. Становление эстетического отношения к окружающему миру.

3. Формирование элементарных представлений о видах искусства.

4. Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам худ. произведений.

5. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Творчество – это деятельность, направленная на создание общественно значимого продукта.

Творчество ребенка заключается в том, что он создает каждый раз новый продукт.

Целевые ориентиры на этапе завершения школьного детства:

1. Ребенок овладевает основными культурными способами творческой деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в изобразительной, музыкальной, конструктивной деятельности в процессе восприятия худ. литер-ры; способен выбирать себе род занятий и участников по совместной деятельности.

2. Ребенок овладевает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства: активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства в том числе чувство веры в себя, старается разрешить конфликт.

3. Ребенок овладевает воображением, которое реализуется в изобразительной, музыкальной, конструктивной деятельности в процессе восприятия худ. литер-ры, и прежде всего в игре.

4. Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью.

5. У ребенка развита крупная и мелкая моторика.

6. Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в изобразительной, музыкальной, конструктивной деятельности в процессе восприятия худ. литер-ры.

7. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстника, интересуется причинно-следственной связью, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, наблюдает и экспериментирует.

8. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире, в котором о живет.

9. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в изобразительной, музыкальной, конструктивной деятельности, в процессе восприятия худ. литер-ры.

Общие проявления художественных способностей:

1. Устойчивость интереса к искусству, эмоциональный отклик.

2. Живость и образность восприятия и передаче своих впечатлений.

3. Яркость творческого воображения и фантазийность образа.

4. Чувство гармонии.

Принципы образовательной деятельности дошкольного образования:

1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития наиболее значимыми для ребенка формами и способами творческой деятельности.

2. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором он сам становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.

4. Поддержка инициативы детей в различных видах творческой деятельности.

5. Сотрудничество организации с семьей.

6. Приобщение детей к социальным нормам, традициям семьи, общества и государства.

7. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах творческой деятельности.

8. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

9. Учет этнокультурной ситуации развития детей.

Образовательная среда развития детского творчества:

- создание непринужденной обстановки.

-положительное отношение взрослых к инициативе и творчеству детей.

-возможность свободного выбора темы, разнообразие и варианты заданий, образных решений, форм организации.

-широкое включение в образовательный процесс игры, игровых ситуаций и игровых приемов.

 

Нетрадиционные техники:

Бисероплетение, изонить, вязание, вышивание, квиллинг, карвинг, кусудама, скрапбукинг, граттаж, декупаж, фильдцевание, торцевание, пескография.

- Техника «изонить» - техника рукоделия, имеющая несколько названий: нитяная графика, ниточный дизайн, вышивание по картону и т.п. Оборудование: картон (или бархатная бумага) и нитки, карандаш, линейка, циркуль, тонкое шило, игла.

- Техника «карвинг» - художественная резка по овощам и фруктам.

- Техника «бисероплетение» — создание при помощи бисера и металлической проволоки художественных двумерных и трёхмерных композиций.

- Техника «кусудама» - бумажная модель, которая обычно (но не всегда) формируется сшиванием вместе концов … как разновидность оригами

- Техника «скрапбукинг» - техника декоративного оформления фотографий, составления коллажей на страницах или альбомах.

- Техника «граттаж» - выполнение рисунка путём процарапывания пером или другим острым предметом на бумаге, картоне, загрунтованном яичном желтком, а потом гуашью.

- Техника «декупаж» - декоративная техника по ткани, посуде, мебели и пр., заключающаяся в скрупулёзном вырезании изображений из различных материалов (дерева, кожи, тканей, бумаги и т. п.), которые затем наклеиваются или прикрепляются иным способом на различные поверхности для декорирования.

- Техника «фильдцевание» - валяние шерсти или техника хенд – мейд.

- Техника «торцевание» - изготовление поделок из цветной гофрированной бумаги.

- Техника «Пескография» – это приём целенаправленного применения техники рисования песком в воспитательно-образовательном процессе.

 

Формы организации образовательной работы:

• НОД/занятия/культурная практика/образовательная ситуация,

• Творческая мастерская,

• Выставки детских работ,

• д/игра,

• наблюдение,

• коллекционирование,

• проектирование,

• экспериментирование,

• макетирование,

• создание проблемных ситуаций,

• беседа, рассказ,

• чтение,

• экскурсия,

• праздник,

• игра-драматизация.

 

Методы образовательной деятельности в процессе которых реализуются задачи образовательной области:

§ метод убеждения,

§ метод приучения, упражнения в практических действиях,

§ метод проблемных ситуаций,

§ метод побуждения к сопереживанию.

Самостоятельная художественно – творческая деятельность дошкольников:

• дизайнерская деятельность детей,

• художественное экспериментирование в центре творчества.

 

Задачи психолого – педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей:

1. Создать условия для осознания родителями значимости художественно-эстетического развития ребёнка для формирования предпосылок учебной деятельности.

2. Создать условия для осознания родителями значимости владения педагогически грамотными приёмами взаимодействия с ребёнком.

3. Сформировать у родителей первичные представления о содержании работы по художественно-эстетическому развитию.

4. Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей.

 

Искусство заставляет оба полушария мозга работать на повышенном эмоциональном фоне и при этом активно взаимодействовать друг с другом.

Тем самым искусство оказывает мощное воздействие на ассоциативные поля большого мозга, развивая их и создавая сложнейшие системы связей, имеющих значение в процессах мышления.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: