Выполнила: студентка ЗФ-409-072-4-1 Мг,
Полецкая Елена Викторовна
Тема лекции: Образовательная область «Художественно эстетическое развитие»
Художественно-эстетическое развитие рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и худ. развития ребенка средствами искусства (изобразительное искусство, музыка, худ. литература, театр, архитектура) и природы.
Конкретизируем приоритетные виды детской деятельности и культурные практики, связанные с данной образовательной областью:
1. Худ. эстет. развитие предполагает реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
2. Конкретное содержание может реализовываться в различных видах деятельности: восприятие худ. литературы, конструирование из природного материала, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), музыкальная деятельность (восприятие и понимание смысла муз. произведения, пение и др.)
Основные задачи:
1. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.
2. Становление эстетического отношения к окружающему миру.
3. Формирование элементарных представлений о видах искусства.
4. Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам худ. произведений.
5. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Творчество – это деятельность, направленная на создание общественно значимого продукта.
Творчество ребенка заключается в том, что он создает каждый раз новый продукт.
Целевые ориентиры на этапе завершения школьного детства:
1. Ребенок овладевает основными культурными способами творческой деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в изобразительной, музыкальной, конструктивной деятельности в процессе восприятия худ. литер-ры; способен выбирать себе род занятий и участников по совместной деятельности.
2. Ребенок овладевает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства: активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства в том числе чувство веры в себя, старается разрешить конфликт.
3. Ребенок овладевает воображением, которое реализуется в изобразительной, музыкальной, конструктивной деятельности в процессе восприятия худ. литер-ры, и прежде всего в игре.
4. Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью.
5. У ребенка развита крупная и мелкая моторика.
6. Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в изобразительной, музыкальной, конструктивной деятельности в процессе восприятия худ. литер-ры.
7. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстника, интересуется причинно-следственной связью, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, наблюдает и экспериментирует.
8. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире, в котором о живет.
9. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в изобразительной, музыкальной, конструктивной деятельности, в процессе восприятия худ. литер-ры.
Общие проявления художественных способностей:
1. Устойчивость интереса к искусству, эмоциональный отклик.
2. Живость и образность восприятия и передаче своих впечатлений.
3. Яркость творческого воображения и фантазийность образа.
4. Чувство гармонии.
Принципы образовательной деятельности дошкольного образования:
1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития наиболее значимыми для ребенка формами и способами творческой деятельности.
2. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором он сам становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.
4. Поддержка инициативы детей в различных видах творческой деятельности.
5. Сотрудничество организации с семьей.
6. Приобщение детей к социальным нормам, традициям семьи, общества и государства.
7. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах творческой деятельности.
8. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
9. Учет этнокультурной ситуации развития детей.
Образовательная среда развития детского творчества:
- создание непринужденной обстановки.
-положительное отношение взрослых к инициативе и творчеству детей.
-возможность свободного выбора темы, разнообразие и варианты заданий, образных решений, форм организации.
-широкое включение в образовательный процесс игры, игровых ситуаций и игровых приемов.
Нетрадиционные техники:
Бисероплетение, изонить, вязание, вышивание, квиллинг, карвинг, кусудама, скрапбукинг, граттаж, декупаж, фильдцевание, торцевание, пескография.
- Техника «изонить» - техника рукоделия, имеющая несколько названий: нитяная графика, ниточный дизайн, вышивание по картону и т.п. Оборудование: картон (или бархатная бумага) и нитки, карандаш, линейка, циркуль, тонкое шило, игла.
- Техника «карвинг» - художественная резка по овощам и фруктам.
- Техника «бисероплетение» — создание при помощи бисера и металлической проволоки художественных двумерных и трёхмерных композиций.
- Техника «кусудама» - бумажная модель, которая обычно (но не всегда) формируется сшиванием вместе концов … как разновидность оригами
- Техника «скрапбукинг» - техника декоративного оформления фотографий, составления коллажей на страницах или альбомах.
- Техника «граттаж» - выполнение рисунка путём процарапывания пером или другим острым предметом на бумаге, картоне, загрунтованном яичном желтком, а потом гуашью.
- Техника «декупаж» - декоративная техника по ткани, посуде, мебели и пр., заключающаяся в скрупулёзном вырезании изображений из различных материалов (дерева, кожи, тканей, бумаги и т. п.), которые затем наклеиваются или прикрепляются иным способом на различные поверхности для декорирования.
- Техника «фильдцевание» - валяние шерсти или техника хенд – мейд.
- Техника «торцевание» - изготовление поделок из цветной гофрированной бумаги.
- Техника «Пескография» – это приём целенаправленного применения техники рисования песком в воспитательно-образовательном процессе.
Формы организации образовательной работы:
• НОД/занятия/культурная практика/образовательная ситуация,
• Творческая мастерская,
• Выставки детских работ,
• д/игра,
• наблюдение,
• коллекционирование,
• проектирование,
• экспериментирование,
• макетирование,
• создание проблемных ситуаций,
• беседа, рассказ,
• чтение,
• экскурсия,
• праздник,
• игра-драматизация.
Методы образовательной деятельности в процессе которых реализуются задачи образовательной области:
§ метод убеждения,
§ метод приучения, упражнения в практических действиях,
§ метод проблемных ситуаций,
§ метод побуждения к сопереживанию.
Самостоятельная художественно – творческая деятельность дошкольников:
• дизайнерская деятельность детей,
• художественное экспериментирование в центре творчества.
Задачи психолого – педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей:
1. Создать условия для осознания родителями значимости художественно-эстетического развития ребёнка для формирования предпосылок учебной деятельности.
2. Создать условия для осознания родителями значимости владения педагогически грамотными приёмами взаимодействия с ребёнком.
3. Сформировать у родителей первичные представления о содержании работы по художественно-эстетическому развитию.
4. Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей.
Искусство заставляет оба полушария мозга работать на повышенном эмоциональном фоне и при этом активно взаимодействовать друг с другом.
Тем самым искусство оказывает мощное воздействие на ассоциативные поля большого мозга, развивая их и создавая сложнейшие системы связей, имеющих значение в процессах мышления.