Обвести кружком номера правильных ответов




Контрольная работа по курсу «Библиографоведение» (Ч. 1. История документальных коммуникаций) для студентов 1 курса заочной формы обучения института информационных и библиотечных технологий (гр. ИАД-172, ТАБИС-171, БПСШО-172)

«История документальных коммуникаций» изучается студентами заочной формы обучения в 1-2-м семестрах и завершается в первом семестре сдачей зачета, во втором – экзамена. В ходе изучения курса в первом семестре студенты выполняют проверочную контрольную работу №1, состоящую из 73 тестовых заданий. Обязательным условием выполнения контрольной работы является изучение литературы, составляющей источниковедческую базу курса: учебники и учебные пособия, исторические документы, мемуары, периодическая печать.

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы

Контрольная представляет собой письменную проверочную работу, содержащую вопросы тестового характера по курсу. Цель контрольной работы заключается в следующем:

- проверка усвоения исторических фактов, дат, событий, касающихся основных направлений, тенденций процесса зарождения и развития документальных коммуникаций;

- выработка умений анализировать, обобщать и оценивать факты, отраженные как в учебной литературе, так и в других документальных источниках;

- формирование способности разбираться в различных явлениях библиотечно-библиографической деятельности, объяснять их сущность;

- выработка умений применять полученные теоретические знания в практической деятельности, закрепление теоретических знаний.

Содержание заданий. Предлагаемая система тестов включает следующие варианты заданий:

1) закрытые тестовые задания, когда нужно только выбрать номер правильного ответа (задание «Обвести кружком номер правильного ответа»);

2) тестовые задания открытой формы, когда нужно сформулировать конкретный ответ (задание «Дополнить фразу»);

3) тестовые задания на соотнесенность понятий, когда нужно установить смысловое соответствие между двумя типами промаркированных терминов, приведенных, соответственно, в двух разных столбцах (задание «Установить соответствие»);

4) тестовые задания на установление последовательности (например, 1,2,3,4 и т.д.);

5) тестовые задания на перечисление необходимых фактов.

Краткие теоретические пояснения

Контрольная работа выполняется на основе учебников по курсу и рекомендуемых документальных источников, составляющих источниковедческую базу курса (см. прилагаемый список литературы).

 

Описание последовательности действий:

1. Ознакомьтесь с тестовым заданием.

2. Найдите ответы в рекомендуемых документальных источниках.

3. Представьте ответ в соответствии с заданием.

 

Требования к оформлению контрольной работы

Контрольная работа должна быть напечатана на компьютере и представлена в распечатанном виде на листах бумаги формата А4. Тестовые задания выполняются в установленной последовательности. Контрольная работа содержит: титульный лист, основной текст (выполненные тестовые задания), список использованной литературы. Образец оформления титульного листа см. в приложении 1.

 

Раздел Документальные коммуникации в России в IX-XVIII вв.

Тема «Документальные коммуникации на Руси в IX-XVII вв.»

Обвести кружком номера правильных ответов

  1. Письмо славян в языческие времена называлось:

а) кириллица;

б) «черты»;

в) устав;

г) «резы».

 

  1. Упорядоченный славянский алфавит был создан

а) князем Владимиром;

б) князем Святославом;

в) византийским монахом Кириллом;

г) византийским монахом Мефодием.

 

  1. «Изборник Святослава» рассматривается как:

а) собрание биографий известных монахов;

б) первая славянская энциклопедия;

в) первый библиографический указатель;

г) служебник.

 

  1. Укажите лишний среди признаков скорописи:

а) многообразие начертаний одних и тех же букв;

б) тщательность написания букв;

в) связное написание соседних букв;

г) вытянутость букв за пределами строки.

 

  1. Укажите лишний признак в характеристике Устава, как древнейшего шрифта кириллического письма:

а) прямолинейность и тщательность написания букв;

б) форма букв приближена к квадрату;

в) пишется быстро и несколько размашисто;

г) текст не делится на слова.

 

  1. При создании знаменитого «Остромирова Евангелия» использовались:

а) немеркнущие краски и накладное золото;

б) фигурные заставки и инициалы;

в) вязь в рисунке заглавных букв;

г) крупный четкий устав.

 

  1. Справщикам, чтецам и писцам, которые служили в правильне Печатного двора, вменялось в обязанность:

а) осуществлять набор;

б) украшать «подносные» экземпляры, предназначенные для царя и его ближайшего окружения;

в) переплетать напечатанные книги;

г) редактировать и корректировать печатавшиеся книги.

 

  1. Книги при монастыре создавались в специальном помещении, которое называлось:

а) книжной палатой;

б) книгохранительницей;

в) книгохранильней;

г) скрипторием.

 

  1. «Указец» - это:

а) перечисление книг из монастырской библиотеки;

б) аналитическая роспись богослужебных книг;

в) список книг, рекомендуемых церковью для чтения;

г) список книг, запрещенных церковью.

 

  1. Монастыри в X-XIV вв. считались центрами образованности, пос­кольку в них:

а) находились грамотные люди;

б) были открыты школы;

в) имелись значительные по объему библиотеки;

г) чтение книг входило в обязанность монахов.

 

  1. Эти источники НЕ использовались при комплектовании фондов мо­настырских библиотек в X-XIV вв.:

а) вклады;

б) переписка книг;

в) продажа книг;

г) обязательный экземпляр.

 

  1. Самой таинственной в истории документальных коммуникаций принято считать библиотеку:

а) Петра I;

б) Сильвестра Медведева;

в) Ивана IV (Грозного);

г) Симеона Полоцкого.

 

  1. Тематика и содержание печатных книг в XVII в. определялась потребностями:

а) частных лиц;

б) государства;

в) церкви;

г) была произвольной.

 

  1. Первые «учрежденческие библиотеки» появляются в XVII веке в связи с:

а) необходимостью обслуживания государственного аппарата;

б) развитием русской церкви;

в) увеличением количества учебных библиотек;

г) увеличением количества личных библиотек.

 

  1. Первые специальные (учрежденческие) библиотеки в XVII веке были представлены:

а) библиотекой Посольского приказа;

б) библиотекой Пушкарского приказа;

в) библиотекой духовной школы;

г) библиотекой Аптекарского приказа;

д) библиотекой приказа Печатного двора.

 

  1. Для высшего придворного круга в XVII в. выпускалась газета:

а) «Новости»;

б) «Вести»;

в) «Куранты»;

г) «Ведомости».

 

  1. Надпись «Друкарь книг пред тым невиданных» была выполнена на надгробном камне:

а) Петра Мстиславца;

б) Сильвестра Медведева;

в) Симеона Полоцкого;

г) Ивана Федорова.

 

 

Дополнить фразу:

  1. Древнейшие рукописи выполнялись двумя графическими разновидностями славянского письма:

А) __________________________; Б) __________________________.

 

  1. В домонгольский период на Руси получили распространение следующие группы книг:

А) ____________________; Б) __________________; В) ________________.

 

  1. «Изборник Святослава», датированный __________ годом, рассматривается как __________________________________________.

 

  1. К самой ранней датированной рукописной книге относится: ___________________.

 

  1. На Руси чернила изготавливались из ___________________________, переплеты книг из _________________________, орудием письма служило ____________________________________.

 

  1. На миниатюрах, помещенных в «Изборнике Святослава», были изображены ___________________________________.

 

  1. Древнейшим из дошедших до нас библиографических памятников Киевской Руси является ___________________________________.

 

  1. Первая русская печатная датированная книга называлась ________________________________________________________.

 

  1. Появление «Описей» связано с _________________________________.

 

  1. Классификационные комбинации в «Описях» книг осуществлялись по следующим признакам:

 

а) ___________________; б) ___________________; в) ________________.

 

  1. Организация в _____ году первой русской библиотеки при ___________ связана с именем _________________________.

 

  1. Правила пользования монастырской библиотекой определял документ, который назывался ____________________________________________.

 

  1. Долгое время (до конца 17 в.) монастырские библиотеки были самыми распространенными и отличались богатыми книжными собраниями, поскольку ________________________________________.

 

  1. К концу XVII в. сложились следующие разновидности библиотек:

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________.

 

  1. Монастырская библиотека формировалась с использованием следующий «каналов»:

_______________________________________________________________
_______________________________________________________________.

 

Установить соответствие:

Первые памятники Общественные функции

библиографической информации

 

1. Описи А Общая (каталожная)

2. Указцы Б Рекомендательная (оценочная)

3. Списки истинных и ложных книг Г Аналитическая

1)_____________; 2)_____________; 3)____________

Установить последовательность:

  1. В соответствии с признаком «назначение и ценность книги» расположение книг в описях было следующее:

- келейные;

- соборные, литургические книги;

- четьи, религиозно-воспитательные.

 

  1. Классификационные комбинации в описях книг, принадлежащих монастырям, осуществлялись по следующим признакам:

 

- по внешнему признаку;

- по технологическому признаку;

- по назначению и ценности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: