1) 7 класс
Раздел долгосрочного плана | Темы /Содержание раздела долгосрочного плана/ | Цели обучения |
Обучающиеся должны: | ||
1-я четверть | ||
Экосистемы | Экологические факторы среды: абиотические (температура, свет, рН, влажность), биотические (микроорганиз-мы, животные, растения). Лабораторная работа «Исследование местной экосис-темы (на примере школьного участка)». | 7.3.1.1 - исследовать влияние факторов окружающей среды местной экосистемы на жизнедеятельность и распространение живых организмов |
Пищевые цепи и пищевые сети. Моделирование «Построение пищевых цепей и сетей». | 7.3.1.2 - сравнивать природные пищевые цепи; 7.3.1.3 - составлять пищевые цепи и пищевые сети | |
Экологические сукцессии: первичная и вторичная сукцессия. Смена экосистем. | 7.3.1.4 - описывать процесс экологических сукцессий | |
Человек как часть экосистемы. Антропогенный фактор. | 7.3.2.1 - описывать взаимодействие человека и экосистемы | |
Негативное влияние деятельности человека на экосистему | 7.3.2.2 - приводить примеры отраслей человеческой деятельности, негативно влияющих на экосистемы | |
Особо охраняемые территории Казахстана. Особо охраняемые территории региона. | 7.3.2.3 - описывать животный и растительный мир особо охраняемых природных территорий Казахстана | |
Красная книга Республики Казахстан. Животные и растения местного региона, занесенные в Красную книгу Казахстана | 7.3.2.4 - приводить примеры животных и растений местного региона, занесенных в Красную книгу Казахстана | |
Классификация живых организмов | Общая характеристика пяти царств живых организмов: прокариоты, протисты, грибы, растения, животные. Основные систематические группы растений и животных: Царства, Типы, Отделы, Классы. Значение классификации растений и животных. | 7.1.1.1 - объяснять значение систематики, 7.1.1.2 - определять систематическое положение живых организмов |
Особенности внешнего строения беспозвоночных и позвоночных животных. | 7.1.1.3 - описывать отличительные признаки беспозвоночных и позвоночных животных, | |
Дихотомический метод. Использование дихотомических ключей | 7.1.1.4 - использовать простые дихотомические ключи к определённым организмам | |
7.1 D Клеточная биология Вода и органические вещества | Понятия: «клетка», «ткань», «орган», система органов». Сравнение растительной и животной клетки. Органоиды, видимые под световым микроскопом: пластиды, вакуоль, ядро, цитоплазма, клеточная мембрана, клеточная стенка | 7.4.2.1 - объяснять понятия «клетка», «ткань», «органы», «системы органов»; 7.4.2.2 - различать растительную и животную клетки |
Свойства воды: поверхностное натяже-ние, движение воды, растворимость, температура кипения и плавления, тепло-емкость. Биологическое значение воды и ее роль в качестве растворителя, в под-держании и регулировании температуры. Лабораторная работа «Исследование свойств и значения воды для живых организмов». Значение микро- (цинк, железо, селен, фтор,) и макроэлементов (магний, кальций, калий, фосфор) для жизнедеятельности организмов. | 7.4.1.1 - описывать свойства и значение воды для живых организмов; 7.4.1.2 - описывать роль микро- и макроэлементов в жизнедеятельности организмов | |
Органические вещества: белки, жиры, углеводы в продуктах питания. Лабораторная работа «Исследование наличия углеводов, белков, жиров в продуктах питания | 7.4.1.3 - доказывать наличие углеводов, белков, жиров в продуктах питания | |
Дефицит - макроэлементов (азот, калий, фосфор) у растений. Удобрения: органические и минеральные (азотные, калийные и фосфорные). | 7.4.1.4 - изучать значение азота, калия и фосфора в минеральных удобрениях для растений | |
2-я четверть | ||
Транспорт веществ | Значение транспорта веществ для жизнедеятельности живых организмов. Органы и системы органов живых организмов, участвующих в транспорте веществ. | 7.1.3.1 - объяснять значение транспорта питательных веществ в живых организмах; 7.1.3.2 - распознавать органы, участвующие в транспорте веществ у растений |
Стебель и корень.Внутреннее строение стебля: кора, камбий, древесина, сердцевина. Зоны корня: зона деления, зона роста, зона всасывания, зона проведения. Внутреннее строение корня: флоэма, ксилема, камбий. Лабораторная работа «Исследование внутреннего строения стебля». Лабораторная работа «Исследование зон корня». | 7.1.3.3 - исследовать внутреннее строение стебля и корня. 7.1.3.4 - описывать взаимосвязь строения стебля и корня с их функциями | |
Ксилема, флоэма, и их структурные элементы. | 7.1.3.5 - сравнивать строение элементов ксилемы и флоэмы | |
Органы кровообращения у животных: у кольчатых червей, моллюсков, членистоногих и позвоночных. | 7.1.3.6 - распознавать органы, участвующие в транспорте веществ у животных | |
Питание живых организмов | Строение и функции листа. Внутреннее строение листа. Устьица. Лист как специализированный орган фотосинтеза. Испарение воды и газообмен. | 7.1.2.1 - описывать внутреннее строение листа и объяснить взаимосвязь между строением и функцией |
Условия, необходимые для фотосинтеза. Лабораторная работа «Исследование факторов, влияющих на процесс фотосинтеза». | 7.1.2.2 - исследовать условия, необходимые для процесса фотосинтеза | |
Дыхание | Значение дыхания для растений и животных. Дыхание, как источник энергии. Типы дыхания: анаэробное и аэробное Сравнение аэробного и анаэробного дыхания: наличие/отсутст-вие кислорода, статическая/динамическая работа, теплокровные/холоднокровные животные. | 7.1.4.1 - описывать значение дыхания для живых организмов; 7.1.4.2 - различать анаэробное и аэробное типы дыхания |
Дыхание растений. Дыхание семян или проростков семян. Лабораторная работа «Исследование дыхания у растений». | 7.1.4.3 - исследовать дыхание у растений | |
Органы дыхания беспозвоночных и позвоночных животных (трахеи насеко-мых, жабры рыб, легкие птиц и млекопи-тающих). Моделирование «Сравнение органов дыхания беспозвоночных и позвоночных животных». | 7.1.4.4 - сравнивать строение органов дыхания беспозвоночных и позвоночных животных | |
Органы дыхания. Строение воздухоносных путей человека, органы газообмена человека. | 7.1.4.5 - изучать особенности строения органов дыхания у человека | |
Заболевания органов дыхания. Причины и профилактика заболеваний органов дыхания: рак легких, астма, бронхит, туберкулез, грипп. | 7.1.4.6 - объяснять причины и меры профилактики заболеваний органов дыхания | |
3-я четверть | ||
Выделение | Значение выделения для живых организ-мов. Продукты выделения у животных. Конечные продукты обмена веществ | 7.1.5.1 - объяснять значение выделения в жизнедеятель-ности организмов |
Продукты выделения у растений: начальные и конечные продукты фото-синтеза и дыхания. Лабораторная работа «Исследование особенностей выделения у растений на примере проростков». | 7.1.5.2 - исследовать особенности выделения у растений | |
Выделительная система животных. Сравнение строения выделительных систем животных. | 7.1.5.3 - сравнивать строение выделительной системы беспозвоночных и позвоночных животных | |
Движение | Движение растений. Значение движения для жизнедеятельности растений. Спосо-бы движений растений (тропизмы, таксисы, ростовые движения). Влияние света на рост и развитие растений Приспособления растений к меняющимся условиям освещения. Фотопериодизм как адаптация организма к длине светового дня. | 7.1.6.1 - описывать значение и объяснять причины движений растений (тропизмы, таксисы); 7.1.6.2 - объяснять влияние света на развитие растений; 7.1.6.3 - описывать роль фотопериодизма у растений |
Органы движения у животных. Роль движения в жизни живых организмов. Способы движения животных, примеры. Взаимосвязь между средой обитания и способами передвижения организма. | 7.1.6.4 - сравнивать органы движения у беспозвоночных и позвоночных животных | |
Координация и регуляция | Сравнение типов нервной системы: диффузная, лестничная, узловая, трубчатая. | 7.1.7.1 - сравнивать типы нервной системы животных |
Компоненты нервной системы. Функции нервной системы. Строение нейрона: тело нейрона, дендриты, аксон. Функции нейрона. | 7.1.7.2 - называть функции нервной системы и ее структурных компонентов; 7.1.7.3 - определять структурные компоненты нервной клетки | |
Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной мозг. Головной мозг. Отделы головного мозга, их строение и функции: продолговатый мозг, задний (мост, мозжечок), средний и передний мозг. Большие полушария головного мозга. | 7.1.7.4 - сравнивать строение и функции отделов центральной нервной системы | |
Рефлекторная дуга: рецептор, чувствии-тельные, вставочные, двигательные нейроны, рабочий орган. Лабораторная работа: «Коленный рефлекс». | 7.1.7.5 - исследовать рефлекторную дугу | |
Рефлекторная природа поведения: условные и безусловные рефлексы. Угасание условных рефлексов. | 7.1.7.6 - объяснять рефлекторную природу поведения | |
Нервная регуляция работы внутренних органов. | 7.1.7.7 - описывать функции вегетативной нервной системы | |
Значение сна для организма человека. Биологические ритмы. Фазы сна: медленный, быстрый сон. Работоспособность. Режим дня. Гигиена умственного и физического труда. Стресс. Методы профилактики и борьбы со стрессом. | 7.1.7.8 - объяснять значение сна для восстановления жизнедеятельности и отдыха организма; 7.1.7.9 - описывать принципы сохранения хорошего психического здоровья | |
Влияние алкоголя, курения и других наркотических веществ на работу нервной системы. | 7.1.7.10 - объяснять последствия влияния алкоголя, курения и других наркотических веществ на нервную систему | |
4-я четверть | ||
Наследствен ность и изменчивость | Роль дезоксирибонуклеиновой кислоты и генов в наследовании признаков человека. Приобретенные и наследственные признаки. Организация хромосом. Понятие о ДНК как хранителе и носителе генетического материала. Моделирование «Исследование наследственных и ненаследственных признаков организма человека». | 7.2.4.1 - исследовать наследственные и ненаследственные признаки организма человека; 7.2.4.2 - приводить примеры дискретной и непрерывной изменчивости; 7.2.4.3 - объяснять роль генов в определении признаков; 7.2.4.4 - объяснять роль генетического материала - дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) в хромосомах |
Количество хромосом у разных видов организмов. Соматические и половые клетки. Гаплоидный, диплоидный набор хромосом. | 7.2.2.1 - сравнивать количество хромосом у разных видов организмов; 7.2.2.2 - называть количество хромосом в соматических и половых клетках | |
Размножение. Рост и развитие | Бесполое и половое размножение растений. Биологическое значение бесполого и полового способов размножения. | 7.2.1.1 - описывать бесполое и половое размножения у растений |
Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе. Исполь-зование вегетативного размножения в растениеводстве. Черенкование, отводки, прививки (черенком и глазком), размножение тканями. Лабораторная работа «Способы вегетативного размножения растений». | 7.2.1.2 - сравнивать способы вегетативного размножения у растений | |
Строение цветка. Виды опыления. Цветение и опыление растений. Виды опыления (самоопыление, перекрёстное опыление, искусственное опыление). Понятие об оплодотворении у растений и образование зиготы. Двойное оплодотворение. Биологическое значение двойного оплодотворения. | 7.2.1.3 - описывать относительные преимущества перекрестного опыления и самоопыления; 7.2.1.4 - описывать значение двойного оплодотворения цветковых растений | |
Понятие индивидуального развития орга-низмов. Этапы онтогенеза у животных и растений. Деление, рост, размножение, старение. Рост растений. Рост стебля в длину и толщину. Роль камбия. Годичные кольца. Лабораторная работа «Подсчет годичных колец». | 7.2.3.1 - описывать процессы роста и развития организмов; 7.2.3.2 - исследовать процесс роста растений в длину и толщину | |
Прямой и непрямой типы онтогенеза у животных. Примеры насекомых с неполным и полным превращением. Моделирование «Сравнение типов онтогенеза у животных». | 7.2.3.3 - различать этапы онтогенеза растений и животных; 7.2.3.4 - сравнивать прямой и непрямой типы онтогенеза у животных | |
Микробиоло-гия и биотехнология | Разнообразие бактерий по форме. Распро-странение бактерий. Лабораторная работа «Исследование внешнего вида бактерии сенной палочки». Клубеньковые растения на корнях бобовых. | 7.4.3.1 - описывать различные формы бактерий |
Применение бактерий. Значение бакте-рий в природе и в жизни человека. Лабораторная работа «Исследование производства йогурта и сыра». | 7.4.3.2 - исследовать производство йогурта и сыра | |
Способы борьбы с патогенами. Устойчивость бактерии к антибиотикам. Лабораторная работа «Исследование применения антибиотиков, антисептиков и дезинфицирующих средств». | 7.4.3.3 - описывать применение антибиотиков, антисептиков и дезинфицирующих средств | |
Вирусы. Особенности строения вирусов как неклеточной формы организации жизни. | 7.4.3.4 - объяснять принадлежность вирусов к неклеточной форме жизни |
|
|
|
2) 8 класс
Раздел долгосрочного плана | Темы /Содержание раздела долгосрочного плана/ | Цели обучения |
Обучающийся должен: | ||
1-я четверть | ||
Клеточная биология | Клетка – основная структурная едини-ца организма. Строение клеток прока-риот и эукариот: наличие и расположе-ние ядра, клеточная стенка, клеточная мембрана, пластиды, митохондрии, рибосомы, аппарат Гольджи, эндоплазматическая сеть, лизосомы, вакуоль. | 8.4.2.2 - сравнить строение клеток эукариот и прокариот |
Разнообразие тканей у растений: образовательная, покровная, основная, проводящая, механическая, выдели-тельная. Разнообразие тканей у живот-ных: эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная. Лабораторная работа «Классификация тканей растений». Лабораторная работа «Классификация тканей животных». | 8.4.2.1 - классифицировать ткани растений и животных | |
Молекулярная биология | Органические вещества клетки. Различия между мономерами и полимерами. | 8.4.1.1 - описывать различия между мономерами и полимерами, используя биологические примеры |
Углеводы – источники энергии. Значение и функции глюкозы, сахарозы, гликогена, крахмала, целлюлозы, хитина. Свойства липидов и их функция. Разнообразие липидов: жиры, масла, фосфолипиды, воск. | 8.4.1.2 - описывать свойства и биологические функции углеводов и липидов | |
Белки, свойства и функции | 8.4.1.3 - описывать свойства и биологические функции белков | |
Разнообразие живых организмов | Лабораторная работа «Определение отличительных признаков отделов растений: водоросли, моховидные, папоротниковидные, голосеменные и покрытосеменные» | 8.1.1.1 - описывать отличи-тельные признаки растений на примере водорослей, мохо-видных, папоротниковидных, голосеменных и покрытосеменных растений. |
Царство Грибы. Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Одноклеточные грибы – дрожжи. Многоклеточные грибы. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. | 8.1.1.2 - описывать отличительные признаки грибов | |
Лабораторная работа «Исследование признаков классов однодольных и двудольных растений». | 8.1.1.3 - распознавать по отличительным признакам классы однодольных и двудольных растений | |
Тип членистоногие. Тип хордовые. Сравнительная характеристика по внешним признакам. Демонстрация «Определение отличительных признаков классов членистоногих и хордовых животных». | 8.1.1.4 - распознавать по отличительным признакам классы членистоногих и хордовых животных | |
Питание | Строение пищеварительной системы дождевого червя, коровы и человека. Моделирование «Сравнение строения пищеварительной системы дождевого червя, коровы и человека». | 8.1.2.1 - сравнивать строение пищеварительной системы беспозвоночных, жвачных животных и человека |
Строение и функции зубов, смена молочных зубов на постоянные. Гигиена зубов. Строение пищеварительного тракта человека. Пищеварительные железы. Функции органов пищеварения. | 8.1.2.2 - описывать взаимосвязь строения различных типов зубов с их функциями, правила ухода за зубами; 8.1.2.3 - объяснять взаимосвязь структуры пищеварительной системы человека с ее функциями | |
Гигиена питания. Инфекционные заболевания органов пищеварения и их профилактика. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний. Меры профилактики пищевых отравлений. Меры первой помощи. Профилактика глистных заболеваний. | 8.1.2.4 - выявлять причины болезней пищеварительного тракта и пищевых отравлений | |
Витамины и их значение. Водораство-римые и жирорастворимые витамины. Суточная норма витаминов. Авитами-нозы, гиповитаминозы и гипервитами-нозы. Куриная слепота (при авитами-нозе А), болезнь бери-бери (при авита-минозе В1), цинга (при авитаминозе С), рахит (при авитаминозе Д). Лабораторная работа «Определение витамина С в продуктах питания». | 8.1.2.5 - описывать значение витаминов в организме человека; 8.1.2.6 - составлять список продуктов питания со значительным содержанием витаминов; 8.1.2.7 - определять наличие витамина С в продуктах питания | |
2-я четверть | ||
Транспорт веществ | Внутренняя среда организма и ее значение. Лимфа. Лимфообращение и его значение. Гомеостаз. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. | 8.1.3.5 - описывать лимфатическую систему и взаимосвязь между кровью, тканевой жидкостью и лимфой |
Состав и функции крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоци-ты, тромбоциты. Плазма. Функции крови: транспортная, гомеостаз, защитная | 8.1.3.1 - описывать состав и функции крови | |
Лабораторная работа «Исследование форменных элементов крови различных организмов». Сравнение клеток крови по: форме, размеру, количеству клеток и наличию ядра. | 8.1.3.2 - исследовать особенности строения форменных элементов крови различных организмов по готовым микропрепаратам | |
Иммунитет. Гуморальный и клеточный иммунитет. Типы лейкоцитов и их функции. Действие Т- и В-лимфоцитов. | 8.1.3.3 - охарактеризовывать функции различных типов лейкоцитов; 8.1.3.4 - сравнивать гуморальный и клеточный иммунитет | |
Инфекционные заболевания и меры их профилактики: амебная дизентерия, фитофтороз, холера, дифтерия, лейшманиоз, герпес. | 8.4.3.1 - описывать особенности заболеваний, вызванных простейшими, грибами, бактериями, вирусами и меры их профилактики | |
Иммунитет. Виды иммунитета: врожденный и приобретенный. Виды вакцин и их роль в формировании приобретенного иммунитета. Профилактика инфекционных заболеваний. | 8.1.3.6 - оценивать роль вакцинации в профилактике заболеваний | |
Группы крови. Переливание крови. Резус-фактор. Агглютинация. Резус-конфликт. | 8.1.3.7 - объяснять механизм агглютинации и резус-конфликта | |
Строение и функции сердца и кровеносных сосудов у кольчатых червей (дождевой червь), моллюсков, членистоногих и позвоночных. | 8.1.3.8 - описывать строение сердца и кровеносных сосудов у животных; 8.1.3.9 - устанавливать взаимосвязь между структурами стенок сосудов и их функциями | |
Типы кровеносных систем. Замкнутый и незамкнутый типы кровеносной системы. Большой и малый круги кровообращения. Кровеносная система человека. | 8.1.3.10 - описывать типы кровеносной системы животных | |
Лабораторная работа «Исследование влияния физических упражнений на работу сердца». | 8.1.3.11 - исследовать влияние физических упражнений на работу сердца | |
Заболевания сердечно-сосудистой системы (гипертония, инфаркт, тахи-кардия, ишемическая болезнь, атеро-склероз, инсульт). Причины болезней: наследственная предрасположенность, не здоровый образ жизни. | 8.1.3.12 - описывать причины и симптомы заболеваний органов кровеносной системы | |
Дыхание | Газообмен между альвеолами и кровью. Насыщение крови кислородом в легких. Газообмен между тканями и кровью. Насыщение крови углекислым газом, клеток кислородом | 8.1.4.1 - описывать механизмы газообмена в легких и тканях |
Механизм вдоха и выдоха. Строение грудной клетки. Мышцы, участвую-щие в процессе вдоха и выдоха. Роль диафрагмы во вдохе и выдохе. Изменение давления в воздухоносных путях | 8.1.4.2 - объяснять механизм вдоха и выдоха | |
Минутный объем дыхания. Жизнен-ный объем легких у людей разного пола, возраста и физического разви-тия. Частота дыхательных движений. Влияние курения на жизненный объем легких. Лабораторная работа «Иссле-дование жизненного объема легких». | 8.1.4.3 - определять жизненный объем легких и минутный объем дыхания в состоянии покоя и при физической нагрузке | |
3-я четверть | ||
Выделение | Строение органов мочевыделительной системы (почки, мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал) и функции. Органы фильтрации и выде-ления. Строение почки (корковое и мозговое вещество, нефрон, пирамидки, почечная лоханка, почечные канальцы). | 8.1.5.1 - описывать строение и функции органов мочевыделительной системы человека; 8.1.5.2 - распознавать структурные компоненты почек |
Значение кожи, строение и функции. Регуляция потоотделения. | 8.1.5.3 - описывать структуру кожи и роль в процессе выделения | |
Причины и последствия кожных заболеваний (чесотка, лишай, угревая сыпь). Симптомы и меры профилактики. | 8.1.5.4 - объяснять меры профилактики кожных заболеваний | |
Движение. Биофизика | Строение скелета человека. Роль и функции опорно-двигательной системы. | 8.1.6.1 - описывать функцию опорно-двигательной системы |
Макро- и микроскопическое строение кости. Химический состав костей. Лабораторная работа «Макро- и микроскопическое строение костей». Демонстрация «Химический состав костей» | 8.1.6.2 - изучать химический состав, макро- и микроскопическое строение кости | |
Типы соединений костей: неподвиж-ное, полуподвижное, подвижное. | 8.1.6.3 - сравнивать типы соединений костей | |
Строение и функции суставов. Приспособленность соединения костей к выполняемым функциям. | 8.1.6.4 - устанавливать связь строения различных типов суставов с их функциями | |
Строение и функции мышечной ткани (гладкая, поперечно-полосатая скелет-ная, поперечно-полосатая сердечная). Лабораторная работа «Изучение строения мышечных тканей». Классификация мышц тела человека. | 8.1.6.5 - описывать виды мышечной ткани и их функции; 8.1.6.6 - изучать группы мышц человека и строение мышечного волокна | |
Гиподинамия. Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Профилактика нарушения осанки и плоскостопия. | 8.1.6.7 - называть последствия гиподинамии; 8.1.6.8 - выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия | |
Биомеханические особенности движе-ния человека в связи с прямохожде-нием. Особенности строения скелета человека, связанные с прямохождени-ем. Роль мышц в прямохождении. Центр тяжести тела при прямохожде-нии. Рычаги в теле человека. | 8.4.4.1 - исследовать биомеханические особенности движения человека в связи с прямохождением | |
Координация и регуляция | Строение органа зрения. Значение зрения. Нарушения зрения. Гигиена органа зрения. Лабораторная работа «Исследование зрительного восприятия (определение остроты зрения, поля зрения)». | 8.1.7.1 - исследовать особенности зрительного восприятия и описывать правила гигены зрения |
Строение органа слуха. Значение слуха. Причины нарушения слуха. Гигиена органа слуха. Лабораторная работа «Исследование особенностей слухового восприятия (определение остроты слуха)». | 8.1.7.2 - исследовать особенности слухового восприятия и описывать правила гигиены слуха | |
Структура и функции палочек и колбочек, волосковых клеток. Лабораторная работа «Определение слепого пятна, опыт со смешением цветов, воздушной и костной проводимости». | 8.1.7.3 - соотнести структуру зрительного и слухового рецепторов с их функциями | |
Понятия «гормоны», «гуморальная регуляция». Месторасположение и функции эндокринных, экзокринных и смешанных желез. Гормоны, выделяемые железами. | 8.1.7.4 - определять расположение эндокринных, экзокринных и смешанных желез; 8.1.7.5- объяснять основные функции желез | |
Заболевания, вызванные нарушениями функций эндокринных желез (гипо- и гиперфункция). | 8.1.76 - описывать заболева-ния, вызванные нарушением функции поджелудочной или щитовидной железы | |
Рецепторы, расположенные в теле человека (терморецепторы, механоре-цепторы, ноцицепторы). Лабораторная работа «Исследование кожной чувствительности». | 8.1.7.7 - исследовать кожную чувствительность | |
Роль кожи в поддержании постоянной температуры тела теплокровных животных. Температурная чувствии-тельность. Адаптация терморецепто-ров к изменению температуры. | 8.1.7.8 - описывать роль кожи в поддержании постоянной температуры теплокровных животных | |
4-я четверть | ||
Размножение | Митоз. Мейоз. Биологическое значение митоза и мейоза. | 8.2.2.1 - объяснять значение митоза и мейоза в жизнедеятельности живых организмов |
Формы размножения животных. Типы бесполого размножения. Половое размножение. | 8.2.1.1 - сравнивать способы размножения животных | |
Жизненный цикл мхов и папоротников. Гаметофит. Спорофит. | 8.2.1.2 - объяснять особенности полового и бесполого поколения на примере мхов и папоротников | |
Жизненный цикл голосеменных и покрытосеменных растений. | 8.2.1.3 - объяснять особенности жизненного цикла голосеменных и покрытосеменных растений | |
Рост и развитие | Этапы эмбрионального развития: бластула, гаструла, нейрула. Дифференциация тканей и органов. Органогенез. | 8.2.3.1 - объяснять этапы эмбрионального развития; 8.2.3.2 - описывать дифференциацию тканей и органов, формирующихся из разных зародышевых листков |
Наследственность и изменчивость | Роль наследственности и изменчивос-ти в эволюции. Взаимосвязь между изменчивостью и адаптацией к меняю-щимся условиям окружающей среды. | 8.2.4.1 - аргументировать роль наследственности и изменчивости в эволюции |
Искусственный отбор и его значение для селекции организмов. Виды искусственного отбора. | 8.2.4.2 - описывать значение искусственного отбора для селекции организмов | |
Центры происхождения культурных растений и домашних животных. | 8.2.4.3 - изучать центры происхождения культурных растений и домашних животных | |
Посевные культуры и породы домашних животных, встречающихся на территории Казахстана. Ценные признаки. | 8.2.4.4 - описывать сорта значимых культурных растений и пород домашних животных | |
Биосфера, экосистема, популяция | Компоненты экосистемы. Водные и наземные экосистемы. Моделирование «Сравнение наземных и водных экосистем». | 8.3.1.1 - составлять схему общей структуры экосистем; 8.3.1.2 - сравнивать водные и наземные экосистемы |
Основные характеристики и особенности структуры популяции. Различные стратегии выживания организмов (К- и r-стратегии выживания). Взаимоотношения «хищник-жертва». Изменение численности популяций. | 8.3.1.3 - описывать основные характеристики и особеннос-ти структуры популяции; 8.3.1.4 - исследовать различные стратегии выживания организмов; 8.3.1.5 - устанавливать причины изменений численности популяций на примере взаимоотношений хищник-жертва | |
Типы взаимоотношений между организмами. Прямые и косвенные типы взаимоотношений организмов. Адаптации живых организмов к изменяющимся условиям окружающей среды. | 8.3.1.6 - описывать типы взаимоотношений между организмами; 8.3.1.7 - объяснять механизм адаптации живых организмов к изменяющимся условиям окружающей среды | |
Влияние человеческой деятельности на окружающую среду | Роль человека в природе. Рациональное природопользование Охрана природы. Сохранение биологического разнообразия. Всемирный банк семян. | 8.3.2.1 - обосновывать необходимость сохранения и поддержания биологического разнообразия; 8.3.2.2 - оценивать значение Всемирного банка семян |
Экологические проблемы Республики Казахстана. Причины, последствия и пути решения. | 8.3.2.3 - объяснять причины возникновения и пути решения экологических проблем на территории Казахстана |
3) 9 класс