Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе организации коллективной деятельности по созданию персонажей кукольного театра




Выпускная квалификационная работа

Предзащита Дата___________ Председатель ПЦК_______ Нормоконтроль Дата ___________ Подпись________/__________   Руководитель: Е.С.Бородаева, преподаватель первойквалификационной категории Консультант:Т.П.Гурьянова преподаватель Рецензент: А.А.Кармазинова, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 133»

 

 

Дзержинск- 2022
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………  
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫРАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЗДАНИЮ ПЕРСОНАЖЕЙ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА …………………………………………………….  
1.1 Проблема развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе …  
1.2 Роль коллективной художественной деятельности в развитии ребенка в дошкольном возрасте ……………………………………  
1.3 Методические особенности организации коллективной деятельности по созданию персонажей кукольного театра ………..  
Выводы по главе 1……………………………………………………………  
Глава 2. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЗДАНИЮ ПЕРСОНАЖЕЙ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫМБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №165» ……………................................................................  
2.1 Определение начального уровня развития творческого воображения у детей старшейгруппы в процессе организации коллективной деятельности ………………………………………….  
2.2 Разработка и реализация комплекса педагогических мероприятий по развитию творческого воображенияв процессе организации коллективной деятельности по созданию персонажей кукольного театра в старшей группе……………………………………………..  
2.3 Анализ эффективности педагогической работы. Условия развития творческого воображения в процессе организации коллективной деятельности по созданию персонажей кукольного театра ………  
Выводы по главе 2……………………………………………………………  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….  
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….  
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………  

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Именно в старшем дошкольном возрасте у детей начинают активно развиваться и преобладать в самостоятельной деятельности различные виды коллективного взаимодействия. Для старшего дошкольника становится важным быть частью детского коллектива, следовать установленным правилам в нем, играть и заниматься интересными делами вместе с товарищами.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет ряд требований к современному образованию дошкольников, делая акцент на всестороннем развитии ребенка, которое достигается в процессе реализации разнообразных видов деятельности, организуемых в разнообразных формах, и прежде всего в коллективных видах деятельности. [1]

Чтобы развивать творческое воображение, необходимо вести системное развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, воспитывать любовь и интерес ко всем видам изобразительной деятельности. Обучение должно быть доступным и интересным для ребенка.

Обязательно наглядным, богатый демонстрационный материал: различные схемы, наглядные пособия являются основой обучения.

Еще одной отличительной особенностью старшего дошкольного возраста является то, что этот период является наиболее сензитивным для развития творческих способностей дошкольников. Наиболее подходящая для этого и интересная детям старшего дошкольного возраста деятельность считается художественное творчество.

Художественное творчество способно создавать продукты творческой деятельности, которые по своему содержанию оригинальны и неповторимы. Как правило, дошкольники в старшей группе уже умеют показывать свои художественные навыки в создании индивидуальных творческих продуктов. Однако, существует проблема в развитии коллективных творческих способностей через художественную деятельность. Как правило, дети садятся выполнять совместное задание и начинают выполнять его по отдельности.

Коллективная деятельность направлена на создание какого-либо совместного продукта. Каждый из детей должен внести свой труд в создании коллективного продукта. В процессе коллективной художественной деятельности создаются условия для того, чтобы каждый ее участник мог сформировать навыки и умения работать сообща, договариваться, развивать привычку взаимопомощи.

Такую форму работы необходимо реализовывать в процессе обучения и воспитания старший дошкольников, так как в процессе коллективного художественного творчества у дошкольников развиваются не только коммуникативные навыки, но и творческие способности, расширяется круг интересов, стремлений к творческим видам деятельности, улучшаются изобразительные и технические навыки через образец выполнения своих товарищей. У детей развивается больше стремления в выполнении совместных заданий, им нравится ощущать чувство сплоченности с детским коллективом, чувство полезности в процессе художественного творчества.

Таким образом, коллективное творчество позволяет всесторонне развивать способности ребенка, приобщая к выполнению совместных со сверстниками действий.

Научно-теоретическое исследование опиралось на труды ученных, которые занимались проблемой развития творческого воображения:Н.А.Ветлугина, А.В.Запорожец, Л.М.Леонтьев, а так же ученых, которые занимались вопросами коллективной художественно-творческой деятельностью: Д.Б.Богоявленская, Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова, А.В.Миронова, С.В.Сидоров, Б.М.Теплов и др.

Проблема исследования определена в том, что в современных условиях дошкольники стали все меньше контактировать друг с другом, что отрицательно сказывается на развитии творческих способностей и личности ребенка в целом. Для него важны его собственные желания и интересы, он не стремится быть единым целым со своим коллективом. Поэтому для педагога на данном этапе развития образования важно подбирать формы и средства работы с детьми, которые помогут правильно и эффективно организовать коллективную художественную деятельность.

Проблема исследования: определить, при каких условиях организация коллективной деятельности по созданию персонажей кукольного театрабудет являться эффективным средством развития творческого воображения у дошкольников старшей группы?

Объект исследования: развитие творческого воображения у детей старшей дошкольной группы.

Предмет исследования:коллективная деятельность по созданию персонажей кукольного театра как средство развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: теоретическое обоснование и выявление в ходе практической работы условийразвития творческого воображения у детей старшей группысредствами коллективной деятельности по созданию персонажей кукольного театра.

Гипотеза исследования: развитие творческого воображения у детей старшей группы через коллективную деятельность по созданию персонажей кукольного театрабудет эффективным, если:

- в процессе создания персонажей кукольного театра дети осваивают разнообразные техники изготовления (традиционные и нетрадиционные техники,традиционная кукла из ткани, куклы в нетрадиционной техники, изготовление театра на ложках, на конусах, с использованием материалов вторичного использования и др.);

- в процессе организации коллективной художественно-творческой деятельности по развитиютворческого воображения будут использоваться разнообразные наглядные методы и приемы(показ способов изготовления, дидактические игры «На кого похож?», «Превращалочка» и др.);

-персонажи кукольного театра, созданные воспитателем совместно с детьми, составляют значительную часть образовательного пространства группы и задействуются детьми в театрализованных и других играх.

Для достижения цели и подтверждения гипотезы определены следующие задачи:

1. Проанализировать проблему развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе;

2. Охарактеризоватьроль коллективной художественной деятельности в развитии ребенка в дошкольном возрасте;

3. Раскрыть методические особенности руководства процессом развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста через создание персонажей кукольного театра;

4. Определить начальный уровень развития творческого воображенияу детей пятого года жизни;

5. Разработать и реализовать комплекс педагогических мероприятий по развитию творческого воображения в процессе организации коллективной деятельности по созданию персонажей кукольного театра в старшей группе;

6. Дать анализ эффективности проведенной практической работы по развитию творческого воображения. Составить перечень условий развития творческого воображения в процессе организации коллективной деятельности по созданию персонажей кукольного театра.

Для решения поставленных задач были применены следующиеметоды: анализ нормативных документов, психолого-педагогической литературы и практического передового опыта работы воспитателей;анкетирование, диагностические методики, беседа, наблюдение, анализ творческих работ детей,констатирующий эксперимент, опытная работа, математические и графические методы.

Базой проведения исследования является средняя группа МБДОУ «Детский сад № 165» г. Нижнего Новгорода.

Выпускная квалификационная работа состоит из двух глав. В первой главедана характеристика понятию творческого воображения,а так же роли коллективной художественной деятельности в развитии ребенка в дошкольном возрасте. Во второй главе проведена опытно-практическая работа, направленная на развитиетворческого воображения в процессе организации коллективной деятельности по созданию персонажей кукольного театра в старшей группе.Представлены условия успешного развития творческого воображения в процессе организации коллективной деятельности по созданию персонажей кукольного театра.

 


Тип работы: опытно-практический.

Объем работы: 45- 50 страниц.

Ожидаемый результат:

- более высокий уровень развития творческого воображения у детей старшейгруппы МБДОУ «Детский сад № 165»;

- конспекты, технологические карты занятий по изготовлению персонажей кукольного театра, презентации, созданные в ходе работы над развитием творческого воображения через коллективные формы работы;

- перечень условий, обеспечивающих эффективность успешного развитиятворческого воображения в процессе организации коллективной деятельности по созданию персонажей кукольного театра.

- диагностические карты, таблицы;

- детские творческие работы.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 окт. 2013г. №1155.- Москва: Сфера, 2016. – 52с. - ISBN 978-5-534-00952-1. –Текст: непосредственный.

2. Боровик, О. В. Роль рисунка при изучении детей / О. В. Боровик. –Биробиджан, 2009.- 305 с. - ISBN 978-5-358-19720-6. – Текст: непосредственный.

3. Бревнова, Ю. А. Художественный труд в детском саду/ Ю. А. Бревнова. – Москва: Издательство Юрайт, 2013.-137 с.– ISBN 978-5-534-08305-7. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL:https://urait.ru/bcode/472592 (дата обращения: 20.10.2021).

4. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. – Москва:Эксмо, 2004. - 311с. - ISBN 5-699-03524-9. –Текст: непосредственный.

5. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности/ Г. Г. Григорьева– Москва:Академия, 2013.-196 с.- ISBN 5-691-00973-8. –Текст: непосредственный.

6. Григорьева, Г. Г. Практикум по изобразительной деятельности для дошкольников / Г. Г. Григорьева – Москва: Академия,2011.- 307 с. - ISBN 5-691-00973-8. - Текст: непосредственный.

7. Гуреева, И. В. Игра на занятиях по изобразительной деятельности/ И. В. Гуреева. –Волгоград: ИТД «Корифей», 2009.-243 с.- ISВN 5-691-00254-6. –Текст: непосредственный.

8. Доронова, Т. Н. Обучаем детей изобразительной деятельности/ Т. Н. Доронова. – Москва:Школьная Пресса, 2015.-306 с.– ISBN 978-5-09-05573-9. –Текст: непосредственный.

9. Доронова, Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников/ Т. Н.Доронова. - Москва: Просвещение, 2008.-261 с.– ISBN 978-5-09-05575-9.–Текст: непосредственный.

10. Жукова, О. Г. Планирование и конспекты занятия по изодеятельности/ О. Г. Жукова. – Москва:Айрис-Дидактика, Айрис-Пресс, 2010 - 201 с. - ISBN 978-5-09-054835-9. - Текст: непосредственный.

11. Казакова, Т. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование/ Т. Г. Казакова. – Москва: ТЦ Сфера, 2015.-171 с.- ISBN 978-5-408-00256-4. –Текст: непосредственный.

12. Комарова, Т. С., Сакулина, Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду/ Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 172 с. – ISBN 978-5-534-12708-9. Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL:https://urait.ru/bcode/476794 (дата обращения: 24.10.2021).

13. Лебедева, Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий/Л. Д. Лебедева.- СПб.: Речь, 2013.- 209 с. - ISBN 978-5-490-90653-6. - Текст: непосредственный.

14. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду/ И. А. Лыкова. – Москва:Сфера, 2011.- 208 с. - ISBN 904-7-508-04956-4. - Текст: непосредственный.

15. Мухина, В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта/ В. С. Мухина. –Москва: Сфера, 2015.- 209 с.ISBN 978-5-408-00256-4. - Текст: непосредственный.

16. Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду/ А. В. Никитина.- СПб.: КАРО, 2008.-347 с.– ISBN 978-5-534-12763-8. - Текст:непосредственный.

17. Полозова, Е. В. Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста/ Е. В. Полозова. – Москва:Просвещение, 2015.- 201 с.- ISBN 978-5-09-001556-4. - Текст: непосредственный.

18. Потапова, Е. В. Изобразительная деятельность и художественный труд / Е. В. Потапова. –Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2012.- 129 с.- ISBN 978-5-09-09706-8. - Текст: непосредственный.

19. Речицкая, Е. Г., Сошина В. А. Развитие творческого воображения младших школьников/ Е. Г.Речицкая, В. А. Сошина. – Москва:Просвещение, 2014.- 317 с.- ISBN 978-5-09-85970-4. - Текст: непосредственный.

20. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе/ Н. М. Сокольникова. – Москва:Сфера, 2013. - 193 с. - ISBN 978-5-13-64860-2. - Текст: непосредственный.

21. Смирнова, М. Г. Изобразительная деятельность старших дошкольников: рекомендации, занятия, дидактические игры/ М. Г. Смирнова. –Волгоград: Учитель, 2018.- 301 с.- ISBN 978-5-09-50966-9. - Текст: непосредственный.

22. Шайдурова, Н. В. Обучение детей дошкольного возраста рисованию животных по алгоритмическим схемам/ Н. В. Шайдурова. – Москва:Детство-пресс, 2020.-264 с. - ISBN 978-5-09-00985-3. - Текст: непосредственный.

23. Швайко, Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду/ Г. С. Швайко. – Москва:Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2015.- 201 с.- ISBN 978-5-09-00985-3. - Текст: непосредственный.

 

БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ

 

Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно, создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности, предполагает самостоятельное создание образа, вещи, признака, не имеющих аналогов.

Коллективная деятельность - это форма организации деятельности, в которой осуществляется коллективное взаимодействие детей в парах, группах, коллективе, с целью накопления жизненного опыта.

Персонажи кукольного театра - одна из разновидностей кукольного вида искусства, в который входят мультипликационное и не мультипликационное киноискусство, кукольное искусство эстрады и художественные кукольные программы телевидения.

Формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов: экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т. Д.

Формы обучения– внешняя сторона организации процесса обучения, определяющая, когда,где, кто и как обучается. Обычно выделяются следующие формы обучения: индивидуальные, коллективные, групповые; классные и внеклассные; школьные и внешкольные.

Методы обучения - упорядоченный комплекс дидактических приемов и средств, посредством которых реализуются цели обучения и воспитания. Методы обучения - это взаимосвязанные способы целенаправленной деятельности учителя и учащихся.

Анализ - метод научного исследования путём рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей.

Анкетирование - средство получения информации для социального обследования, применяется в социологических, социально-психологических, экономических, демографических исследованиях.

Беседа - это педагогический метод и одновременно форма организации педагогического процесса. Сущность беседы состоит в организации диалога между педагогом и учащимся, между самими учащимися.

Наблюдение – описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта.

Диагностические методики – это большая группа методик, задания которых представлены в виде вопросов или утверждений, а задачей испытуемого является самостоятельное сообщение некоторых сведений о себе, о своих переживаниях и отношениях в виде ответов.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: