Склонение числительных
Порядковые числительные (какой по счёту?): склоняется только последнее слово.
НАПРИМЕР: Это случилось в тысяча девятьсот шестьдесят первом году.(1961 год)
Дробные числительные: числитель нужно склонять как обычное количественное числительное, а знаменатель — как порядковое (как прилагательное во множественном числе). Существительное при этом не склоняется!
И.п. | (сколько?) три (каких?) седьмых книги |
Р.п. | (скольких?) трех (каких?) седьмых книги |
Д.п. | (скольким?) трем (каким?) седьмым книги |
В.п. | (сколько?) три (каких) седьмых книги |
Т.п. | (сколькими?) тремя (какими?) седьмыми книги |
П.п. | (о скольких?) трех (каких?) седьмых книги |
. Количественные числительные (сколько?): склоняется каждое слово и каждый корень.
Числительные типа 50—80, 200—400, 500—900
Падеж | 50—80 | 200—400 | 500—900 |
И. | шестьдесят | двести, триста, четыреста | шестьсот |
Р. | шестидесяти | двухсот, трехсот, четырехсот | шестисот |
Д. | шестидесяти | двумстам, тремстам, четыремстам | шестистам |
В. | шестьдесят | двести, триста, четыреста | шестьсот |
Т. | шестьюдесятью | двумястами, тремястами, четырьмястами | шестьюстами |
П. | (о) шестидесяти | (о) двухстах, трехстах, четырехстах | (о) шестистах |
Числительные 40, 90, 100
Падеж | сорок, девяносто, сто |
И., В. | сорок, девяносто, сто |
Р.,Д.,Т.,П. | сорока, девяноста, ста |
Склонение составных числительных
Падеж | Числительное |
И. | семь тысяч четыреста семьдесят восемь |
Р. | семи тысяч четырехсот семидесяти восьми |
Д. | семи тысячам четыремстам семидесяти восьми |
В. | семь тысяч четыреста семьдесят восемь |
Т. | семью тысячами четырьмястами семьюдесятью восемью |
П. | (о) семи тысячах четырехстах семидесяти восьми |
Числительные восемь и восемьдесят в Т.п. сохраняют беглую гласную е: восемью, восемьюдесятью.
|
Распределение времени (15 минут)
№1 подготовка | №1 | №2 подготовка | №2 | №3 подготовка | №3 | №4 |
Задание №2: пересказ текста с включением в него цитаты
Первое и второе задания тесно связаны между собой. Поэтому во время подготовки к чтению уже начата частичная подготовка к пересказу: подчеркнута главная информация в каждом абзаце, имена собственные, даты, термины. Так как времени на подготовку к пересказу мало (всего 1 минута), нужно ОЧЕНЬ постараться успеть еще при подготовке к чтению выписать на черновик тему каждого абзаца (КРАТКО); а также даты, фамилии, термины, которые не можете запомнить. Этими записями можно пользоваться во время пересказа.
Подготовка (2 минуты):
1. Прочитать цитату. Определить, в какую часть текста её уместно вставить.
2. Вспомнить выбранный шаблон слов автора для введения цитаты (используем только прямую речь: сначала слова автора, потом цитата).
3. Если во время подготовки к чтению не успели записать, о чем каждый абзац, выписать фамилии, даты, термины или выполнили эту работу частично, сделайте/доделайте это сейчас (помните, что времени у вас на это очень мало, поэтому всё-таки постарайтесь основную часть записей сделать во время подготовки к чтению).
Пересказ (около 2 минут):
Пользуясь сделанными записями, пересказать текст, включив в пересказ предложенную цитату. Желателен подробный пересказ, но в задании и критериях не указано, каким он должен быть: сжатым или близким к тексту. Значит, это не имеет значения. Как получится – так и хорошо.
|
Требования к пересказу:
1. Сохранение всех микротем (по количеству абзацев) – 2 балла
2. Соблюдение фактологической точности (если не помните год или название, лучше не включать в свой пересказ информацию, в которой вы не уверены) – 1 балл
3. Уместное и логичное цитирование (нужно включить цитату в пересказ так, чтобы она была связана с основным содержанием, предыдущей и следующей мыслью) – 1 балл.
4. Правильность построения предложения с цитатой – 1 балл.
За пересказ можно получить 5 балла, за выразительное чтение – 2 балла. Дополнительно оценивается грамотность речи при выполнении 1 и 2 заданий – можно получить еще 4 балла. Таким образом, при безупречном выполнении этих заданий ученик зарабатывает 11 баллов (из 20), а это уже зачет!!!
Как получить 1 балл за микротемы?
1. Установите количество микротем (равно количеству абзацев, чаще всего 4).
2. При первом же чтении текста (при выполнении задания 1) найдите главные по смыслу слова/словосочетания/предложения в каждом абзаце (это и будут ваши микротемы, которые нельзя упускать). Подчеркните и запомните их.
3. На черновике составьте план пересказа (КРАТКО, САМОЕ-САМОЕ ГЛАВНОЕ!), установите последовательность мыслей. Эту работу нужно успеть сделать во время подготовки к чтению, т.к. потом времени может не хватить.
Как получить 1 балл за фактологическую точность?
1. Выпишите на черновик/запомните даты, фамилии, трудные термины, незнакомые слова, необходимые для передачи микротем.
|
2. Если за отведенное время запомнить даты, термины не представляется возможным, то лучше информацию, в воспроизведении которой он не уверен, не включать в свой ответ. Пересказ тогда будет менее подробным, но главное – не упустить микротемы.