Силовые цепи электровозов постоянного и переменного тока (рис.6.1) включают в себя, в общем случае, следующие элементы [3]: токоприемники Т; аппараты защиты (быстродействующий БВ и главный ГВ выключатели); пуско-регулирующую аппаратуру (сопротивления R, контакторы K1-K3, тяговый трансформатор ТТ); тяговые электрические двигатели 1-2 с обмотками возбуждения ОВ.
Рис. 6.1. Схемы силовых цепей электровозов
а) электровоз постоянного тока б) электровоз переменного тока
Напряжение,приложенное к силовой цепи от контактной сети, неизменно и составляет 3 кВ для электровозов постоянного тока и 25 кВ для электровозов переменного тока. Непосредственно на двигатели поступает напряжение UД, величину которого можно изменять с помощью пуско-регулирующей аппаратуры.
Будемсчитать, что тяговый двигатель ТЭД прификсированном состоянии контакторов К1-К3 работает при постоянном напряжении UД, то есть по естественным характеристикам. Тогда, как следует из уравнений (4.6) и (4.7), величина тока ТЭД IД будет плавно изменяться в зависимости от частоты вращения его якоря nД:
IД = (UД - EД) / RД = (UД - Се ФД nД) / RД, А. (6.1)
При этом с увеличением nД сила тока IД уменьшается и наоборот.
Частота вращения якоря ТЭД nД прямо пропорциональна скорости движения локомотива. Поэтому ток IД, момент на валу ТЭД МЭ=СМ ФД IД и пропорциональная ему сила тяги FКД, создаваемая двигателем, будут уменьшаться с ростом скорости локомотива V.
Зависимости IД=f(V) и FКД=f(V) называют токовой и тяговой характеристиками ТЭД. Форма этих характеристик для двигателей с последовательным возбуждением, работающих при постоянном напряжении UД, показана на рис.6.2.
|
Рис.6.2. Естественные характеристики ТЭД с последовательным возбуждением а) токовая, б) тяговая
Из рис.6.2,б видно, что характер зависимости FКД=f(V) отвечает основным требованиям локомотивной тяги:
> сила тяги FКД, создаваемая двигателем, увеличивается при снижении скорости движения локомотива V и плавно уменьшается по мере ее роста; это обеспечивает преодоление поездом тяжелых подъемов, а также дает возможность разгонять поезд на ровных участках пути и
преодолевать затем подъемы за счет увеличенной кинетической
энергии;
> наибольшие значения силы тяги FКД двигатель создает при скорости
локомотива, близкой к нулю, что соответствует условиям трогания и
разгона поезда.
Поэтому именно двигатели постоянного тока с последовательным возбуждением нашли широкое применение в качестве тяговых электродвигателей локомотивов.
Несмотря на то, что момент МЭ, и сила тяги FКДдвигателя автоматически изменяются в зависимости от скорости V (по естественной характеристике ТЭД), машинисту необходимо регулировать величину силы тяги ТЭД FКД для управления локомотивом и движением поезда. Формула (6.1) показывает, что уровень тока ТЭД IД, а следовательно момента МЭ и силы тяги FКД при прочих равных условиях определяется величиной напряжения UД, подведенного к ТЭД. Поэтому управление силой тяги ТЭД осуществляют регулированием напряжения UД.
Для изменения напряжения ТЭД на электровозах постоянного тока используют перегруппировку или переключение соединения ТЭД [3] (на рис.6.1,а условно показаны два ТЭД, которые с помощью контакторов К1-К3 могут быть соединены последовательно или параллельно). Перегруппировка позволяет получить на каждом двигателе три значения напряжения UД при отключенных реостатах R (таблица 6.1). Данные значения напряжения UД соответствуют работе электровоза на ходовых позициях контроллера машиниста - специального устройства для управлением локомотивом. Эти позиции обозначают буквами "С", "СП" и "П".
|
Таблица 6.1.
Зависимость напряжения на тяговых двигателях электровоза
от схемы их соединения
Напряжение, В при соединении: | Электровоз | |
6-осный | 8-осный | |
1) последовательном (сериесном) «С» | ||
2) последовательно-параллельном (сериес-параллельном) «СП» | ||
3) параллельном «П» |
Графики зависимостей силы тока IД и силы тяги FКД ТЭД от скорости V при изменении схемы соединения ТЭД приведены на рис.6.3
Рис.6.3. Зависимость характеристик двигателей от схемы соединения
а) токовые, б) тяговые
Из формулы (4.1) следует, что при резком увеличении напряжения UД в силовой цени ТЭД возникают броски тока IД. Для ограничения силы тока в подобных режимах, которые имеют место при пуске или перегруппировке ТЭД, на электровозах используют пуско-регули-ровочные реостаты R (рис.6.1,а). Прохождение тока по сопротивлениям R сопровождается их нагревом и потерями электроэнергии. Поэтому долговременная работа электровоза с включенными сопротивлениями, на так называемых реостатных позициях контроллера машиниста, не допускается. Безреостатные позиции "С", "СП" и "П" используют как ходовые, время работы на которых не ограничивается.
|
Трех ходовых позиций для обеспечения экономной работы локомотива явно недостаточно. Поэтому для расширения регулировочных возможностей электровоза и увеличения числа его ходовых позиций используют ослабление возбуждения ТЭД.
Ослаблением возбуждения называют уменьшение магнитного потока двигателя Фд за счет снижения тока возбуждения IВ по отношению к току якоря IД. Степень изменения магнитного потока ТЭД оценивают коэффициентом ослабления возбуждения
α = IВ / IД (6.2)
Ослабление возбуждения осуществляют включением в силовую цепь электровоза сопротивления Rш (рис.6.4). Индекс "ш" указывает на то, что сопротивление подключается параллельно обмотке возбуждения ОВ, то есть шунтирует ее.
При шунтировании обмотки возбуждения ТЭД ток в якоре IД возрастет (согласно формуле (6.1) IД =(UД-СеФДnД)/Rд) вследствие уменьшения магнитного потока Фд и суммарного сопротивления RД. Причем ток IД увеличится до такого значения, при котором магнитный поток ФД восстановится практически до прежнего уровня. Поэтому фактически увеличение силы тока IД и силы тяги FКД ТЭД осуществляется не снижением магнитного потока, а уменьшением суммарного сопротивления якорной цепи RД [3].
Рис.6.4. Схема ослабления возбуждения тягового электродвигателя
На отечественных электровозах постоянного тока применяют от двух до четырех ступеней ослабленного возбуждения. Ослабление возбуждения машинист может использовать при последовательном, последовательно-параллельном и параллельном соединениях ТЭД. Таким образом, если применяются две ступени ослабления возбуждения ОП1 - ОП2, то тяговый двигатель имеет 9 ходовых позиций регулирования силы тяги FКД, (рис.6,5).
Рис.6.5. Характеристики тягового двигателя электровоза постоянного тока находовых позициях контроллера машиниста
а) токовые, б) тяговые
На электровозах переменного тока регулирование силы тяги FКД ТЭД осуществляют как и на электровозах постоянного тока - изменением напряжения па двигателе UД. За счет наличия тягового трансформатора ТТ и контакторов, которые на рис.6.1,6 условно обозначены K1 - K3, здесь имеется возможность получить большое число ступеней
регулирования напряжения UД. Поэтому необходимость использования пусковых сопротивлений и перегруппировки ТЭД отпадает.
Отечественные электровозы переменного тока имеют по 33 позиции регулирования напряжения, девять из которых считаются ходовыми (на этих позициях электровоз работает с более высоким к.п.д.). Поскольку пусковые сопротивления в цепи двигателей отсутствуют, в принципе длительная работа ТЭД допускается на всех позициях [6].
Кроме позиций регулирования напряжения на электровозах переменного тока предусмотрены также позиции ослабленного возбуждения (обычно три ступени шунтирования обмотки возбуждения на 33-й позиции контроллера машиниста).
Таким образом, особенности работы ТЭД на электровозах заключаются в следующем:
1. на ходовых позициях контроллера машиниста ТЭД работает при постоянном (или близком к нему) напряжении по естественной характеристике (рис.6.2); при этом с увеличением скорости локомотива V мощность двигателя РД=UДIД снижается вследствие уменьшения тока якоря;
2. регулирование силы тяги FКД ТЭД осуществляется машинистом за счет изменения напряжения ид и степени ослабления магнитного потока Фд;
3. при повышении напряжения на двигателе либо ослаблении его возбуждения мощность ТЭД РД=UДIД увеличивается.
На тепловозах, оборудованных собственным источником энергии для движения (дизелем), тяговые электродвигатели работают в другом режиме по иным характеристикам.