Создания положительного эмоционального отношения у ребенка




ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫИ ОРГАНИЗАЦИЯ

КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫС ДЕТЬМИ

С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Общие принципы организа­ции коррекционной работы с детьми с ЗПР в специальных дошколь­ных (диагностико-коррекционных) группах

Забота об охране и укреплении здоровья детей

Для этого режим жизни детей должен быть щадящим, строго дозирующим нагрузку на их нервную систему: небольшое количе­ство детей, квалифицированный педагог создают спокойный, доб­рожелательный стиль общения с ними и между ними; прогулки на свежем воздухе более продолжительны, чем обычно методика их проведения тщательно продумывается; значительное место от­водится занятиям физической культурой, ритмикой; дневной от­дых продолжительнее, чем обычно, и организуется так, чтобы обеспечить сон каждого ребенка; учебные занятия (главным обра­зом в первую половину учебного года) короче по времени, мето­дически проводятся целенаправленнее (каждый ребенок находит­ся в поле зрения воспитателя), а следовательно, являются более результативными, нежели аналогичные занятия для таких детей в обычных группах; за здоровьем каждого ребенка устанавливается тщательный контроль, в случае необходимости организуется свое­временное лечение.

На групповых и индивидуальных занятиях с детьми проводятся упражне­ния, направленные на коррекцию нарушений моторных функций: зрительно-моторной координации, моторики руки, орального праксиса (последнее очень важно для развития речи детей) и др.

Вся работа с детьми по охране и укреплению их здоровья про­водится в тесном контакте с семьей: ведется пропаганда популяр­ных медицинских знаний, в определенной системе на протяже­нии учебного года даются практические советы и рекомендации по воспитанию нервных, физически ослабленных детей, созда­нию для них необходимого режима жизни в семье; одновременно проводится цикл занятий педагогического всеобуча родителей по актуальным для них психолого-педагогическим вопросам и с уче­том условий развития детей в семье. Главная задача — све­сти к минимуму вредное влияние семьи на развитие ребенка.

Содержание детской деятельности производится на перспективу

в соответствии с требованиями программы, предъяв­ляемыми к выпускникам подготовительных групп с обязательным учетом уровня их психического развития.

Учитывая значительную задержку в развитии умственной сферы детей в сравнении с оптимально реализованными возрастными возможностями, в частности в развитии вербально-логического мышления, надо стремиться к максимальному использованию различных форм ручной деятельности, предметных действий как важ­нейшего условия для развития анализирующего восприятия, на­блюдения, мыслительных операций анализа и синтеза, классифи­кации и систематизации. На основе практического интеллектуаль­но активного освоения детьми предметов и явлений ближайшего окружения необходимо помогать им овладевать сенсорными этало­нами, устанавливать простейшие количественные связи и зависи­мости (уточнять и закреплять представления о геометрической фор­ме, количественных отношениях «больше — меньше», делении на части и т.п.). При этом учитываем особенности индивидуального темпа и характера усвоения детьми программного содержания.

Индивидуализация и дифференциация педагогических методов, приемов

И средств работы с детьми

Являясь важнейшим принципом коррекционно-педагогической работы с детьми, он не исключает групповых учебных занятий даже на начальных этапах работы. Но организация этих занятий обязательно предполагает особое внимание к тем детям, которые труднее других усваивают (или вообще не усваивают) учебный материал: каждый ребенок привлекается к решению посильных для него задач, определяются объем и характер работы с ним за пределами коллективного занятия. Индивидуальная работа с ре­бенком, как продолжение общегруппового учебного занятия, пла­нируется и проводится до тех пор, пока он не будет усваивать учебный материал наравне со всеми при использовании коллек­тивных средств и методов обучения.

Создания положительного эмоционального отношения у ребенка

Это достигается благодаря соблюдению следующих организа­ционно-педагогических требований: обязательного создания доб­рожелательной атмосферы общения воспитателя с детьми (ника­ких упреков в адрес ребенка за то, что он меньше других знает, хуже умеет что-либо делать), их между собой и с воспитателем; обеспечения каждому ребенку близкой и понятной мотивации деятельности; широкого использования на учебных занятиях (осо­бенно в первой половине учебного года и на тех занятиях, где дети испытывают большие затруднения) игровых приемов обуче­ния, моментов соревнования, дидактических игр с целью под­держания интереса к процессу деятельности, а также получению заданного результата. На любом занятии ребенок должен пере­жить радость от преодоленной трудности. В этих целях от занятия к занятию для каждого ребенка специально планируется постепен­ное усложнение заданий.

Поддерживается и поощряется любое проявление детской пыт­ливости и инициативы. Научить детей удивляться, видеть необыч­ное в ближайшем окружении, вызвать желание понять, стремле­ние найти объяснение непонятному, научить спрашивать взрос­лых и сверстников — это тоже важнейшие установки в работе с детьми. Все детские вопросы специально учитываются, клас­сифицируются по характеру отношения к той или иной сфере действительности (к природе, общественной жизни, технике, труду и др.), глубине содержания, степени выражения познавательного отношения к окружающему (ситуативные, случайные вопросы, а также выражающие зачатки познавательного интереса и т.п.).

Работа по умственному развитию постоянно дифференцирует­ся и усложняется. Так, если основная цель работы с детьми на начальном этапе состоит в пробуждении у них элементарного любопытства по отношению к окружающему, то цель следующего этапа — каждодневная и изобретательная работа с ними по фор­мированию любознательности, наблюдательности, активного от­ношения к создаваемой для них проблемной ситуации. Педагог обязан заранее планировать влияние на содержание сюжетных игр детей; организовывать наблюдения за животными, растениями, теми или иными природными явлениями, трудовыми делами, создавать простейшие проблемные ситуации в быту, проводить опыты (с водой, снегом, плавающими и не плавающими предме­тами и т.п.), беседы, экскурсии и др.

Развитие руки ребенка

Для развития движений руки детей используются как традици­онные для детских садов формы работы на учебных занятиях про­дуктивными видами деятельности, математикой (в усложняющейся последовательности с детьми проводятся упражнения по обведе­нию контуров геометрических фигур, зарисовке их в заданном пространстве, штриховке контурных рисунков, изображающих различные предметы), так и специальная система занятий в пе­риод их пребывания в диагностико-коррекционной группе. Эта система занятий включает в себя два направления работы: разви­тие движений пальцев кисти ребенка в процессе овладения рисо­вальными действиями и подготовку его руки непосредственно к школьному письму через систему специальных упражнений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: