Коллективные творческие дела отличаются друг от друга, прежде всего, по характеру общей практической заботы, которая выступает на первый план. Но в каждом КТД решается целый "веер" (А.С.Макаренко) педагогических задач, происходит развитие коллективистских, демократических основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления. КТД, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.
Ø Трудовые КТД.
Цель: обогатить знания ребят об окружающем мире, выработать взгляды на труд, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески на пользу и радость (трудовая атака, десант помощников, подарок далеким друзьям, почта, трудовой сюрприз).
Ø Познавательные КТД.
Цель: формировать потребности в познании.
Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности, как стремление к познанию непознанного, целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость (вечер веселых задач, вечер-путешествие, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, турнир-викторина, турнир знатоков).
Ø Художественные КТД.
Цель: развивать художественно- эстетические вкусы детей и взрослых; воспитывать восприимчивость, благородство души; обогащать внутренний мир человека (кукольный театр, литературно-художественные конкурсы, турнир знатоков поэзии, эстафета любимых занятий).
|
Ø Спортивные КТД.
Цель: развивать ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность (спортивные соревнования, эстафеты).
Ø Общественно-политические КТД.
Цель: воспитать гражданское отношение к своей семье, школе, большой и малой родине; расширять и углублять свои знания об истории и культуре своей страны, учиться видеть и понимать красоту жизни (День знаний, День Конституции, Новогодний праздник, День Защитников Отечества, Международный женский день 8 Марта, День Победы).
Ø Организаторские КТД.
Любое практическое дело становится коллективным и творческим только в живой совместной- организаторской деятельности (газета-"молния", день рождения коллектива, коллективное планирование, чередование традиционных поручений). Каждое коллективное творческое дело может проходить от нескольких минут до нескольких недель в зависимости от целей, характера и состава участников.
Стадии коллективного творческого дела.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
|
|
Аналитическая справка
по применению технологии КТД И.П. Иванова.
Воспитательный процесс – это быстро текущая река, в которую, как говорил Гераклит, нельзя войти дважды. В настоящее время основными образовательными и воспитательными процессами выступают образование личностных смыслов учения и жизни, педагогическая поддержка становления детской индивидуальности, воспитание как забота о духовно-нравственном развитии ребёнка. Значимыми становятся не педагогические требования, а педагогическая поддержка и забота, сотрудничество; целостное развитие, саморазвитие и личный рост ученика.
Наше время требует реального участия школьников в окружающей жизни, преодоления замкнутости в своем “детском” мире. Учиться сотрудничеству в общей заботе об улучшении жизни - это главнейшая задача, которая стоит перед каждым из нас, и прежде всего перед теми, кто работает с детьми. Не надо уводить ребят от трудных проблем, а вместе с ними нужно искать пути их решения. Главное, чтобы в делах детей и взрослых объединяли общие цели, общие жизненно важные заботы.
Воспитывая образованную, культурную, творческую и социально-активную личность необходимо понимать и постигать мир прекрасного, не забывая о радостях жизни, эстетически формировать мышление и чувства ребят, их отношение к Родине, к природе, к обществу, к труду, к семье, к самому себе, формировать жизненные представления по законам красоты. Такой подход позволяет осуществить гармоничный переход через красоту к сопереживанию, через сопереживание к отзывчивости, через отзывчивость к активным социальным действиям.
На мой взгляд, различные формы коллективной творческой деятельности являются наиболее эффективными, если педагог овладел методикой их разработки и проведения. Такие формы способствуют развитию отношений между участниками воспитательного процесса, носят комплексный, деятельный характер, обеспечивая субъектную позицию каждого участника и развивая важнейшие организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, а также формируя у детей ответственность, инициативность, самостоятельность.
Понятие “Коллективное творческое дело” (КТД) было введено в середине 60х годов.
Игорь Петрович Иванов является изобретателем методики КТД, создателем педагогики, о которой говорят как о “педагогике сотрудничества”, называют ее “коллективное творческое воспитание”, “воспитание по Иванову”.
Для четкой организации жизни группы продлённого дня, разнообразных воспитательных дел мною была создана комплексная воспитательная программа «Вокруг тебя – мир», в которой важное место отводится коллективному творческому воспитанию. Осуществляется такое воспитание через применение методики коллективных творческих дел И.П.Иванова. Многосторонняя постоянная забота друг о друге, о своем коллективе, об окружающих людях - вот что сплачивает воспитателей и воспитанников. В таком процессе, направляемом товарищеской воспитательной заботой, осуществляется нравственное, умственное, физическое, трудовое, эстетическое воспитание.
Исходя из основных задач методики коллективных творческих дел И.П. Иванова:
Ø Формирование и развитие коллектива;
Ø Развитие личности каждого ребенка, его способностей, индивидуальности;
Ø Развитие творчества как коллективного, так и индивидуального. ·
Ø Обучение правилам и формам совместной работы.
Ø Реализация коммуникационных потребностей детей.
и развития в процессе КТД всех сторон личности:
ü познавательно-мировоззренческая (знания, взгляды, убеждения, идеалы),
ü эмоционально-волевая (чувства, стремления, интересы, потребности),
ü действенная (умения, навыки, привычки, способности, черты характера),
я выбрала цель использования данной методики в своей работе и поставила задачу для достижения цели:
Цель:
Ø обогащение коллектива и личности учащегося социально ценным опытом, совершенствование в них лучших человеческих качеств и способностей.
Задача:
Ø организация определённого образа жизнедеятельности коллектива, охватывающая все практические дела, отношения.
Важность любого КТД состоит в том, что оно требует общих усилий и поисков, дает определенные импульсы и открывает широкий простор для деятельности. Поэтому в каждом из них присутствуют гибкая форма, разнообразное содержание и нестандартные варианты.
Коллективные творческие дела отличаются друг от друга, прежде всего, по характеру общей практической заботы, которая выступает на первый план. Но в каждом КТД решается целый "веер" (А.С.Макаренко) педагогических задач, происходит развитие коллективистских, демократических основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления, активного, гражданского отношения к людям и окружающему миру, расти нравственно и духовно.
Методику коллективных творческих дел внедряю во все направления деятельности воспитательной работы:
личностно – ориентированное,
культурно – просветительское,
физкультурно – оздоровительное,
коммуникативное.
Различные виды КТД помогают реализовать цели этих направлений и разнообразить содержание воспитательной работы.
И так, остановимся подробнее на видах КТД, и рассмотрим как в моей педагогической деятельности они реализуются:
Ø Трудовые КТД.
---Обогащают знания ребят об окружающем мире, о труде, воспитывают стремление вносить свой вклад в улучшение окружающего мира, заботиться о близких людях, работать самостоятельно и творчески на пользу и радость. Из систематически проводимых мероприятий, могу выделить следующие:
трудовой десант в виде субботников, генеральных уборок кабинетов, игровой комнаты и территории школы;
акции «День добрых дел» (уборка территории близлежащих памятников, операция «Книголюб», ремонт школьной мебели и т.д.);
шефская помощь детскому садику № 4;
деятельность «Зелёного патруля».
Ø Познавательные КТД.
Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности, как стремление к познанию непознанного, целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость.
Наиболее интересно прошли КТД:
интеллектуальная игра «Счастливый случай», 16.01.2009 г.;
«Экологический калейдоскоп», март 2009 г.;
литературный вечер«21 марта – День поэзии», март 2010 г.;
интеллектуально - познавательная игра, посвящённая Дню знаний, 01.09.2010 г.
Ø Художественные КТД.
Развивают художественно- эстетические вкусы детей; воспитывают восприимчивость, благородство души; обогащают внутренний мир детей; учат видеть и понимать красоту жизни.
Запоминающимися были КТД:
выступление на районном конкурсе инсценированной песни, номинация «Песни Дома», 20.03.2009 г. 3 место;
отчётный концерт в День открытых дверей, 25.04.2009 г.;
«Новый год шагает по планете» - новогодний утренник, 26.12.2009 г.;
ежегодная выставка поделок из природного материала;
фестиваль инсценировок среди учащихся начальной школы по произведениям С.Я.Маршака, ноябрь 2012 г.
Ø Спортивные КТД.
развивают ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность:
городской туристический слёт для учащихся 5-х классов, 09.09. 2009 г.;
«Браво, мальчишки», мероприятие, посвящённое Дню Защитника Отечества, 22.02.2011 г.;
День здоровья - спортивные соревнования, эстафеты (ежегодно).
Ø Общественно-политические КТД.
Воспитывают гражданское отношение, своей семье, школе, природе, большой и малой родине, сознательное отношение к своему здоровью; расширяют и углубляют знания об истории и культуре своей страны:
«Вперёд, друзья, вас ждут великие дела» - последний звонок, 23мая 2009 г.;
выступление на районном конкурсе агитбригад «Всем детям безопасную жизнедеятельность» с театрализованным представлением «В гостях у сказки», 25.11. 2009 г., 1 место;
«Мы за здоровый образ жизни» - внеклассное мероприятие по профилактике ПАВ, 09.02.2010 г.
семейная конкурсная программа «Когда семья вместе и сердце на месте», 15.05.2010 г.;
«В кругу друзей!» - концертная программа, посвященная Дню учителя, 05.10.2010 г.;
«Безопасное колесо» - мероприятие по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма, 21.12.10 г.;
«Поклонимся великим тем годам!» - литературно – музыкальная композиция, 30.04.2011 г.;
выступление на районном конкурсе агитбригад «Охранять природу – значит охранять Родину», 30.11.2011 г. – 2 место;
выступление на концерте, посвящённом Дню Учителя»,05.10 2012 г.,
участие в районной выставке социального плаката «Мы за здоровый образ жизни», февраль 2013 г.;
участие в акции «Поздравляем Защитников Отечества», изготовление открыток своими руками, февраль 2013 г.;
участие в акции «Свет в окне», посещение ветерана В.О.в., 07.05.2013 г.
Ø Организаторские КТД.
Любое практическое дело становится коллективным и творческим только в живой совместной- организаторской деятельности. Дети с удовольствием принимали участие в выпуске газет, посвященных различным календарным датам и праздникам.
В своей педагогической деятельности старалась использовать различные виды воспитательного воздействия непременно творчески, не допуская формализма унылого, убивающего неординарность однообразия. И это удавалось сделать с помощью методики коллективных творческих дел И.П. Иванова.
Подводя итог, хочется сказать, что воспитателю необходимо поддерживать ростки дружбы между детьми в коллективе, всячески поощрять деятельность детей, как в школе, так и за ее пределами. Высоко оценивать и развивать взаимопомощь при выполнении КТД.
Не злоупотреблять массовыми делами, требующими длительной подготовки. Пусть будет больше дел хороших и разных кратких и импровизированных.
Главное, чтобы дети нашли себя, реализовали в деле, удовлетворили свои претензии к жизни, насытились роскошью общения, содружеством и сотворчеством.
Ø Результатом применения методики коллективных творческих дел, считаю:
1. Включение каждого воспитанника в совместные дела на радость и пользу.
2. Творческое сотрудничество воспитателя и учащихся.
3. Проявление интереса детей в реализации своих способностей.
4. Потребность в коммуникации.
КТД, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения.