Allegro con fuoco, b-moll (рондо соната). Кода-апофеоз на теме П.П.




Andantino semplice, Des-dur.

В музыке концерта Чайковский использовал украинские народные темы. В Г.П. 1 части им использован напев слепых лирников, услышанный на Украине. Сам композитор писал об этом так: "Слушал лирное пение слепых. Оно называется лирным по названию аккомпанирующего инструмента - лира, которая, впрочем, с античной лирой ничего общего не имеет… Я отчасти воспользовался этим напевом в первой части моего форт-го концерта". В финале концерта Чайк. использовал укр. песню "Выйди, выйди, Иваньку." По воспоминаниям Модеста Чайк., во 2 ч. концерта комп. использовал французскую песню, кот. часто напевали его младшие братья.

Во время гастролей Чайк. по Америке в 1891 г. неоднократно звучал Первый концерт. Играли его и под управлением композитора при открытии в Нью-Йорке зала "Карнеги - холл". Примечательно, что в последний свой концерт 16 октября 1893 года, когда состоялась премьера Шестой симфонии, Чайк. также исполнил свой Первый концерт. Его играла пианистка Аус дер Оэ. Таким образом комп. «простился» с русской публикой и со своими современниками - музыкой Шестой симфонии и Первого концерта для фортепиано с оркестром. В настоящее время Первый концерт Чайк. - одно из самых репертуарных его пр-ий. Особенно часто оно звучит в дни конкурса им. Чайковского в Москве.

 

«Времена года» (1875)

(12 характеристических картин для ф-но)

 

Это своеобразный муз. дневник композитора, запечатлевший впечатления жизни, встречи и картины родной природы. «Энциклопедией» русской усадебной жизни XIX века и петербургского городского пейзажа можно назвать этот цикл.

12 пьес получили при издании эпиграфы из стихов русск. поэтов. Поводом к написанию цикла послужил заказ издателя журнала "Нувеллист" Н.М.Бернарда, полученный Ч. в письме в ноябре 1875 г. Им же были предложены названия пьес, соответств. каждому месяцу года. Пьесы публиковались ежемесячно, в кажд. номере журнала. Название цикла "Времена года" впервые появилось при издании всех пьес вместе, осущ. Н.М.Бернардом после завершения журнальной публикации.

"У камелька". Январь. В долгие зимние вечера у камелька (камина) собиралась вся семья. У камина музицировали, читали вслух, беседовали. Настроение пьесы элегически–мечтательное. 1 раздел ее построен на выразительной задумчивой теме, напоминающей интонации человеческого голоса. Ср. раздел более оживл. по характеру, строится на коротком мотиве с переливами пассажей, напоминающих звучание арфы.

"Масленица". Февраль. Это картина нар. гуляния, где живописные моменты сочетаются с звукоподражанием музыке гуляющей толпы, озорным звучаниям нар. инструментов. Вся пьеса - калейдоскоп картинок, сменяющих одна другую, с постоянным возвращением 1 темы. С помощью угловатых ритм. фигур Ч. создает картину с шумными и радост. возгласами толпы, притоптыванием пляшущих ряженых.

" Песня жаворонка". Март. Пение жаворонка связ. с приходом весны, пробуждением от зимней спячки всей природы. В основе пьесы лежат 2 темы: напевная лирич. мелодия со скромным аккорд. сопровождением и вторая, родств. ей, но с большими взлетами и широким дыханием. Слышны звукоизобразит. элементы, напом. трели жаворонка. В пьесе переплетаются различные оттенки настроений - мечтательно-грустного и светлого. 1тема создает обрамление более развернутой второй теме.

"Подснежник". Апрель. Подснежник очень любим в России и почитается как символ новой нарождающейся жизни. Пьеса проникнута порывом, взлетом эмоций. В ней передано волнение, кот. возникает при созерцании весенней природы, и радостное чувство надежды на будущее. В ср. разделе 3-ч. ф-мы нет яркого образ. контраста, скорее, здесь некоторая смена настроений, оттенков одного чувства.

"Белые ночи". Май. Белые ночи в Пб всегда отмечались романтич. ночными гуляниями и пением. Именно так - "Белые ночи" - называется повесть великого русского писателя ф. Достоевского.Форма – 2-ч. Вступл-е и заключ-е - это муз. пейзаж, образ белых ночей. 1 раздел строится на коротких мелодиях - вздохах. Они словно напоминают о ночной тишине петерб. улиц, об одиночестве, мечтах о счастье. 2 раздел– порывистый, взволнов. Хар-р становится восторженно-радостным.

"Баркарола". Июнь. Баркаролой в итальян. нар. музыке наз. песнь лодочника (барка – лодка). Ритм и акк-т этих певучих песен подражали плавному движению лодки под равномерные всплески весел. “Раскачиваясь” на волнах сопров-я, звучит широкая песенная мелодия 1 ч. пьесы. В середине настроение музыки становится более радостным и беззаботным, словно слышатся быстрые всплески волн.

"Песнь косаря". Июль. Это сцена из деревенской жизни. Осн. тема содержит интонации, напом. нар. песни. В пьесе 3 больших раздела, родств. друг другу по характеру. Крайн. разделы - песня косаря, кот. весело косит луг и поет свою широкую песню. В сред. эпизоде, в более быстром движении мелькающих аккордов сопр-ния, можно услышать сходство со звучаниями русск. нар. инструментов.

"Жатва". Август. Это развернутое скерцо для ф-но, рис. яркую картину из быта рус. крестьянина. В ней - оживление, подъем, хар. для совместной работы крестьян. В ср. ч. – лирич. дерев. пейзаж, хар. для среднерусск. природы.

"Охота". Сентябрь. Охота в дворянских поместьях в XIX в., в осенние месяцы, была не столько необходимым промыслом, сколько забавой, требовавшей от ее участников мужества, силы, ловкости, темперамента и азарта.

"Осенняя песнь". Октябрь. Пьеса занимает в цикле особое место. По своему трагич. колориту она является его содерж. центром, итогом всего повествования о русск. жизни и жизни русск.природы, это песнь умирания всего живого. В осн. теме преобладают грустные интонации-вздохи. В ср.ч. возникает некоторый подъем, трепетное воодушевление, словно проблеснула надежда на жизнь. Но 3-й раздел, повт. первый, вновь возвращает к безнадежному умиранию. Это лирико-психологическая зарисовка. В ней пейзаж и настроение человека слиты воедино.

"На тройке". Ноябрь. Эта пьеса воспринимается как реальная надежда на жизнь. Дорога в бесконечных русских просторах, тройка лошадей - вот символы продолжающейся жизни. Пьеса начинается широкой мелодией, напом. широк. рус. нар. песню с веселым перезвоном колокольчиков. Форма – сл.3-ч. с динамич. репризой.

"Святки". Декабрь. Святки - время от Рождества до Крещенья. Праздник, в котором сочетались элементы обряда христианского с древними, языческими, когда ходили ряженые. Эта пьеса имеет в рукописи подзаголовок “Вальс”. Он был в те времена популярным танцем, символом семейных праздников. Основная мелодия пьесы выдержана в стиле бытовой музыки, фрагменты которой чередуются с эпизодами вальса. Завершается пьеса, и, вместе с ней, весь цикл - светлым вальсом, домашним праздником вокруг красивой Рождественской елки.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: