Почему город Киев так называется




ЧИТАЕМ И ЗАПОМИНАЕМ

Правление у славян. Государей у славян не было, а в каждой се­мье всеми делами заправлял старший. Для важных дел старейшины сходились на веча (мирские сходки) и решали дела сообща. Только впоследствии стали управлять князья. Когда они начали княжить, кто они были такие и как зародилось Русское государство, достоверно неизвестно. В летописи рассказывается об этом следующее. Между славянскими племенами не было согласия, а были у них все ссоры да драки. Некоторые племена, рассудив, что добру от этого не бывать, решили на вече себе князя выбрать, но не из своих, а из чужих, чтобы своим родным не потакал. Для этого были отправлены за море к со­седнему варяжскому племени русь послы, и велено держать им такую речь: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, приходите княжить и владеть нами». Три варяго-русских князя — Рюрик и два его брата — пришли и начали княжить: сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев он послал в другие города. Так началось в 862 г. от Рожде­ства Христова Русское государство. От имени рода первых князей оно и назвалось Русью.

Олег продолжал объединение славянских земель. С самого

возникновения Русь ставила перед собой задачи — овладение усть­ями Днепра и Дуная. В 907 г. начался поход на Византию. В нача­ле лета огромная рать на ладьях двинулась на Константинополь. Греки замкнули бухту огромной цепью, перекинув ее с одного берега на другой, чтобы не пустить корабли в гавань. Не имея возможности взять город с его могучими стенами прямой ата­кой, россы высадились на берег, а потом вытащили суда на сушу, поставили их на колеса, подняли паруса и под прикрытием ладей двинулись под самые стены города. Греки ужаснулись при виде этого необычного зрелища и запросили мира. Был заключен мир­ный договор. Объединив славянские земли, отстояв их в борьбе с чужеземцами, Олег получил титул великого князя. Народ не мог поверить, что одному человеку может быть во всем удача, думая, что он обладает какой-то силой, прозвали его Вещим.

Проверь себя

• Главой Руси был... (великий князь).

• Его советники... (бояре — крупные землевладельцы, принад­лежащие к высшему слою господствующего класса).

• Его опора и поддержка... (дружина).

Каким другим словом вы бы могли заменить слово «дружи­на»? (Войско, армия.)

• Русский князь, который особенно прославился своими во­енными подвигами,... (Олег).

Литературный источник, из которого мы узнали о князе Олеге,... (отрывок из «Летописи временных лет»).

Владимир. Давно он княжил на Руси — тысяча лет прошла с тех пор, а люди все еще помнят его. У русского народа в обычае было давать своим правителям прозвища. Владимира прозвали Крас­ным Солнышком.

Был Владимир Красное Солнышко умелым воином и мудрым правителем. Превратил он Русь в огромную державу, о которой с уважением говорили в Европе. Большим государством трудно управлять, но еще труднее его защищать. По приказy князя Вла­димира на южной границе были построены крепости, а от крепо­стей до самого Киева — сигнальные башни.

О времени княжения Владимира Красное Солнышко сложено много былин. Именно в его дружине были знаменитые русские богатыри Илья Муромец и Никита Кожемяка, Добры ни Никитич и Алеша Попович.

Сильная дружина была у князя Владимира, но не в этом глав­ная заслуга его. В историю Владимир вошел как креститель Руси, он ввел на Руси новую религию — христианство.

Период правления князя Владимира можно разделить на два этапа: языческий и христианский. О языческой вере славян вы рассказали в начале урока. Единства в верованиях не было. Каждое славянское племя могло поклоняться своим богам. Славяне создавали идолов — деревянные изображения. Чтобы задобрить сердитого бога и заручиться его поддержкой, ему приносили жертвы, иногда, в важных случаях, на закла­ние приводили живых людей. Владимир вначале тоже усердно служил языческим богам, ставил идолов, приносил им жертвы. Но чем больше смотрел князь на деревянных божков, тем чаще сомневался в их силе. Нужна была идея, которая бы объединила людей нового государства. Именно поэтому Владимир пришел к мысли о единой вере. По легенде, Владимир крестился в Корсуни (ныне город Херсон) в 988 г., а вернувшись в Киев, крестил народ киевский.

Значение крещения Руси

Церковь взяла под защиту несчастных и обездоленных, заботилась о сиротах, больных, стариках.

Годы крещения Руси стали началом начального образования русичей. Школы стали появляться при каждом монастыре.

Появились церковные суды. Церковные судьи решали дела по справедливости. Из того времени к нам пришло выражение «судить по-божески»

Стало бурно развиваться зодчество. Иконописная живопись в храмах, церковное пение, искусство проповеди — все шло от Церкви. Первые и последующие памятники письменности на Руси были вдохновлены Церковью.

К чему бы ни обратились мы, во всем нравственном и общественном устройстве начала Руси есть основание христианской веры.

 

 

Русские князья

Слово «князь» происходит от славянского «конязь» — конный воин. Князьями славяне называли своих вождей. В мирное время князья управ­ляли жизнью славянских племен, а когда приходили враги, становились военачальниками.

Одним из первых русских князей был Владимир Красное Солнышко. Превратил он Русь в огромную державу, о которой с уважением гово­рили в Европе. Трудно было такой державой управлять, а еще труднеезащищать ее. Самой опасной была южная граница: с юга Руси грозили воинственные печенеги.

Князь Владимир приказал построить на южной границе крепости, а от крепостей до самого Киева — сигнальные башни с кострами: если печенеги появятся у Зарубинского брода, то сигнальный огонь увидят в Витичеве, а витичевский сигнал будет виден в самом Киеве. Заботился Владимир о Русском государстве, о русском народе. Любой мог прийти на княжеский двор к праздничному столу.

О времени княжения Владимира сложено много интересных былин. Именно в его дружине были знаменитые русские богатыри Илья Муро­мец и Никита Кожемяка, Добрыня Никитич и Алеша Попович.

Дела князя Владимира были понятны народу и оценены им — вот откуда такое прозвище.

В 988 г., больше тысячи лет назад, князь Владимир Красное Солныш­ко ввел на Руси новую религию — христианство. В те времена христиан­ская религия — вера в Иисуса Христа — была распространена в большин­стве стран Европы. Князь Владимир решил, что, если Русь тоже станет христианской, ей будет гораздо удобнее договариваться с соседними странами.

Первыми Владимир окрестил киевлян. Княжеские слуги объехали весь город и оповестили, когда и куда нужно приходить. «Если не придет кто завтра на реку - будь то богатый или нищий, — да будет мне враг!» — объявил князь.

В назначенный день люди собрались на берегу Днепра, вошли в воду, и священники начали читать молитву. Князь Владимир с высокой горки наблюдал за крещением. Тех, кто не хотел расставаться с прежними бо­гами, по приказу князя загоняли в Днепр силой.

Вслед за Киевом Владимир Красное Солнышко ввел христианство и в других русских городах, а в Киеве главная улица в память об этом событии до сих пор называется Крещатиком.

Конечно, не сразу укрепились русичи в новой вере. Еще долгое время они только назывались христианами, так как не отказались от языческих обрядов и празднеств. Даже в настоящее время не забыты языческие обы­чаи, например колядование.

Став христианином, Владимир, как рассказывает летописец, совер­шенно переменился: из сурового и жестокого сделался добр и ласков ко всем, к нищей братии щедр. Опасаясь греха, он не хотел даже казнить разбойников. По воскресеньям и другим христианским праздникам князь устраивал у себя пиры, на которые сходились со всей земли Русской боя­ре, духовного звания люди. Больным, тем, кто мог приходить на княже­ский двор, князь приказывал развозить по домам хлеб, мясо, мед. За то и любил его очень народ русский.

За свои заслуги Владимир причислен церковью к лику Святых и на­зван равноапостольным, ибо, подобно апостолам, приобщил к христи­анской вере целую страну.

Еще более распространилась, а главное — укрепилась христианская вера при сыне Владимира Святого — Ярославе, прозванном Мудрым., Ярослав был сам очень усердный христианин.

 

Проверь себя

• Какого князя на Руси называли Красным Солнышком? {Князя Владимира.)

• За что его так прозвали? (Был Владимир Красное Солнышко умелым воином и мудрым правителем. Превратил Русь в ог­ромную державу, о которой с уважением говорили в Европе. Князь Владимир заботился о русском государстве и о русском народе.)

• Назовите былинных русских богатырей. (Илья Муромец, Никита Кожемяка, Алеша Попович, Добрыня Никитич.)

• Почему народ сложил о них сказки и былины? (Они слу­жили на богатырских заставах и надежно защищали рубежи родной Руси.)

• Какой еще след в истории оставил князь Владимир? (Князь Владимир вошел в историю как креститель Руcu.)

• С какой целью князь Владимир крестил Русь? (В Европе в те времена эта религия была распространена в большинстве стран, и, если Русь станет христианской, гораздо удобнее станет договариваться с соседними странами.)

· С какими морями связывали славян водные пути? (С Чер­ным и Каспийским морями, откуда можно было попасть в Ви­зантию и ее столицу — богатый город Константинополь.)

· На берегу какой реки возник город Киев, столица Древней Руси? (На берегу Днепра.) Кто помогал князю? (Помощниками были бояре, а опорой и поддержкой — княжеская дружина.)

· Чем занимались князья? (Поддерживали порядок внутри страны, заботились о ее безопасности.)

· Какой русский князь прославился своими походами? (Князь Олег.) Почему народ его называл Вещим? (Парод удивлялся его удачам. Люди не верили в то, чтобы одному человеку во всем была удача.)

· Как происходило крещение Руси? (Владимир повелел всем прийти к реке, и священники совершили обряд крещения.)

· отличается христианство от язычества? (Язычники по­клоняются многим богам, ставят идолов.)

· Легко ли народ принял новую веру? (Новая вера прижилась не сразу. Некоторые обряды и празднества сохранились до на­ших дней, например колядование.)

· Чем еще язычество отличается от христианства? (Язычники приносили жертвы богам, даже человеческие. А новая вера учила думать не только о своем благе, но и о благе ближнего, сплачивала людей.)

 

В древнем Киеве

В XI в. Древнерусское государство было хорошо известно в Европе. Столицей его был город Киев — историки того времени писали о нем как о крупнейшем городе Европы.

Городу постоянно угрожали печенеги - воинственный народ, ко­чевавший со своими стадами на расстоянии одного конного дня пути от Киева. Поэтому город защищали валы, рвы, стены, башни.

Войти в Киев можно было только через ворота: Лядские, Угорские, Львовские и Золотые. Главные — Золотые — ворота получили такое на­звание потому, что их створки были обиты золоченой медью. На этих воротах высоко над землей построили церковь, которая служила одно­временно хорошим наблюдательным пунктом.

В Киеве жил князь — высокий дворец его находился в самой укреп­ленной части города. На первых русских монетах, чеканенных в Киеве, читаем: «Володимер на столе, а се его серебро» (Владимир на престоле,а это его монета). «Столом» в Древней Руси называлось место, где воссе­дал князь, отсюда и названия «стольный град», «столица».

Большинство населения Киева составляли ремесленники. Их из­делия — серпы, дверные замки, кожаная обувь, украшения — до сих пор находят археологи во время раскопок.

Ремесленники считали своей самой большой ценностью инстру­менты, и в случае опасности стремились в первую очередь сохранить их. Когда в XIII в. в Киев ворвались татарские войска, мастер Максим унес с собой в последнее убежище — каменную церковь — литейные формы. Ученые нашли их там во время раскопок и прочли надпись: «Максимов». Так стало известно имя древнерусского мастера.

Украшением Киева стал Софийский собор. По приказу Ярослава он был заложен в 1037 г. и сохранился до наших дней, простояв уже почти тысячелетие.

Почему город Киев так называется

Археологи установили, что на территории Киева поселения лю­дей существовали еще в каменном веке. Киев был основан примерно в VI—VII вв. как центр восточнославянского племени полян. Свое на­звание Киев получил по имени Кия — легендарного основателя города. Сохранились два летописных предания о Кие. По одному он был пере­возчиком через Днепр, и место перевоза стало называться Киевским. По другому, Кий и его братья Щек и Хорив были князьями у полян и ос­новали три поселения, которые позже слились в один город, названный по имени старшего брата. Сам летописец считает вторую версию более верной и, сообщая о поездке Кия в Царьград (Константинополь), до­бавляет, что если бы Кий был простым перевозчиком, то не ездил бы к византийскому императору. Во всяком случае, археологические раскоп­ки подтвердили существование на месте Киева нескольких поселений, слившихся в один город.

В русских летописях город Киев впервые упоминается в 860 г. Воз­вышение Киева произошло благодаря его удобному географическому положению: через Киев проходили важнейшие торговые пути — «из варяг в греки», в Царьград, в Азию, на Дон, в Новгород.

В 882 г. Киев стал столицей Руси и с тех пор получил почетное на­именование «мать городов русских». После распада Киевской Руси на от­дельные княжества в XII в. Киев утратил свое значение главного города.

Великий Новгород

Много было богатых городов на Руси, но всех богаче был Новгород, что на реке Волхов, у Ильмень-озера стоит. Известен он в истории с 859 г. Почему же один из древнейших русских городов носит название нового города? Существуют разные предположения. Вот одно из них. На берегу Ильмень-озера, там, где берет начало река Волхов, в далекие-далекие времена возникло первое поселение. Потом жители облюбовали новое место. Так и возник город, который стали называть Новым.

700-800 лет назад Новгород был огромным по тем временам городом. Он раскинулся по обоим берегам реки Волхов. Две его части соединяв между собой широкий деревянный мост.

Как и всякий город, Новгород одновременно был и крепостью. От незваных гостей его надежно защищали земляной вал, ров, могучие башни. На левом берегу возвышался красавец кремль.

За стенами Новгородского кремля блестели на солнце золотые ку­пола собора, названного, как и в Киеве, в честь святой Софии. Предпо­лагают, что оба храма воздвигли одни и те же мастера. Собор построен в середине XI в. Он был главным храмом, символом Новгорода. «Где святая София, там и Новгород», — говорили в те времена новгородцы.

Напротив Новгородского кремля располагалась торговая площадь города. Вокруг нее теснились каменные амбары, в которых хранились зерно, мука и разные товары. Везли их отовсюду. Пристани Волхова были густо уставлены кораблями и лодками, на которых приплывали гости из разных стран и городов. Судов было так много и стояли они, так тесно прижавшись друг к другу, что, случись пожар, огонь мог перекинуться по ним с одного берега на другой.

Первоначально киевские князья присылали управлять Новгородом своих старших сыновей. Затем новгородцы стали приглашать к себе князя по своему усмотрению. Бывало, что приглашенный князь попадал в не­милость к новгородцам. И тогда его прогоняли прочь и искали другого.

В XII в. единое государство Киевская Русь распалось на отдельные княжества. Каждым княжеством правил свой особый княжеский род. Только в Великом Новгороде сидели на престоле выборные князья. Сначала Новгород подчинялся киевским князьям, но Киев был далеко, и поэтому новгородцы стали управлять «сами собой».

Звон особого колокола — новгородцы хорошо отличали его голос от голосов других колоколов — собирал народ на вече (собрание). Вече решало все вопросы городской жизни: как править землей, с кем воевать, а с кем мириться. Вече же решало, кого пригласить на княжение.

Избранный князь приезжал в Новгород, давал клятву соблюдать ин­тересы новгородцев. Занимался князь в основном вопросами обороны государства от врагов. Если князь «не полюбился» новгородцам, то вече говорило ему: «Мы тебя не хотим, ступай от нас добром, куда знаешь». Так и князь: если ему не по сердцу приходилось в Новгороде, созывал он вече, кланялся ему, благодарил за хлеб-соль и уезжал, куда хотел.

Любил Великий Новгород свою вольность и дорожил ею. Трудно было князьям смириться с новгородскими порядками, но все-таки они соглашались прийти в Новгород. Поладив с жителями, князь добывал себе новую славу.

Кончилась новгородская вольность при Иване III в 1478 г. Вечевой колокол — символ (знак) вольности — привезли в Москву и «вознесли его на колокольницу, — говорит летописец, — с прочими колоколами звонити».

Через сто лет, в 1570 г., Иван Грозный, ненавидя свободное прошлое Новгорода, совершил бессмысленный поход в Новгородскую землю. Царские слуги — опричники — уничтожали не только мирных жителей, но и домашний скот. Долго жила в Новгороде память об этом страшном времени.

 

Киев. Древний Киев в X в. занимал небольшое пространство. Весь город был окружен крепкими бревенчатыми стенами. Попасть в него можно было только через Софийские ворота. В городе были построе­ны церкви, каменные дворцы. Значительно изменился город в XI в. Занимаемая им площадь увеличилась в несколько раз. В центре города был воздвигнут Софийский собор, построено еще несколько церквей и каменных дворцов. Войти в город теперь можно было через Золотые и Львовские ворота.

Летописцы называли Киев времен Ярослава «украшением Востока». Ведь именно в это время на месте последней битвы с печенегами был по­строен Софийский собор, и каменные стены вокруг Киева, и знаменитые Золотые ворота. Софийский собор в Киеве — памятник древнерусского зодчества, главное церковное и общественное здание Древнерусского государства. Заложен в 1037 г. 13-купольный кирпично-каменный храми XI в. был украшен величественными мозаиками и фресками. С 1934 г. является музеем-заповедником. В настоящее время передан Русской православной церкви.

Новгород. Древний Новгород расположился на берегах реки Волхов, со всех сторон город был окружен земляным валом и реками Тарасовец и Гзель. Добраться до него можно было только водным путем. Весь город был как бы разделен рекой Волхов на две части — софийскую и торговую стороны. На софийской стороне были расположены монастыри: Никольский, Зверин, Духов и кремль. Кремль был обнесен крепостными стенами и рвом с водой. А на торговой стороне располагались торговая площадь и Павлов монастырь. Постепенно город расширялся.

В 1054 г. умер князь Ярослав Мудрый. Перед смертью он разделил русскую землю между своими внуками и сыновья­ми. Самым сильным было Владимиро-Суздальское княжество. Внук Ярослава Мудрого стремился расширить свои владения, за что прозван был Долгоруким. С его именем связана одна легенда.

Ехал как-то Долгорукий со своей дружиной по лесу дремучему. Тихо было в лесу. Только ветки похрустывали под копытами коней да птица редкая с криком перелетала с дерева на дерево. Туман серый стелился средь кустарника густого. И вдруг увидел князь Юрий зверя о трех головах, огромного и лохматого. Взмахнулкнязь мечом булатным, и чудовища не стало. Старец один разъяснил князю видение так: «Явление зверя диковинного — знамение тебе, великий князь. Говорит о том, что суждено тебе на этом месте воздвигнуть новый град». Выехал князь на приго­рок, и взору его предстало село Красное боярина Степана Кучки. Эй, боярин! — грозно крикнул Долгорукий, — земля сия под град новый отведена!» И в 1147 г. на этом месте был основан новый город.

«Это была маленькая, бедная Москва, она вовсе не походила на нашу нынешнюю белокаменную гордую Москву, — не прошло и года от ее построения. Многие ее еще называли не Москвою, а Кучковом, по имени хозяина здешних мест богатого бояри­на Степана Кучки» — так пишет о Москве А. Ишимова в своей книге.

(Учитель показывает книгу «История России в рассказах для детей».)

О Москве мы будем вести речь на следующих уроках.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

· Какими были первые города? (Это были поселки-крепости, окруженные крепкими бревенчатыми стенами и глубокими широкими рвами. Такие огороженные поселки были надеж­ными убежищами.)

· Как назывался центр древнего русского города? (Центр го­рода был обычно укреплен и назывался кремлем.)

· Что располагалось внутри кремля? (Княжеский дворец и дома знати, главная городская церковь.)

· Кто жил за пределами кремля? (Ремесленники, торговцы и другой городской люд.) Назовите сооружения, которые были воздвигнуты при Яро­славе. (Золотые ворота, Софийский собор, деревянные тере­ма, храмы, каменные дворцы.)

· Какой город расположился на берегах реки Волхов у Иль­мень-озера? (Великий Новгород.)

· Кто жил в Новгороде? (Бояре, купцы, ремесленники.)

· Какие мастера-ремесленники жили в Новгороде? (Оружей­ники, ювелиры, камнерезы, кожевники.)

· Кто управлял городом? (Посадники, которых выбирали из знатных бояр на вече.)

· Что стало известно благодаря работе археологов? (Новго­родцы ходили по деревянным мостовым. Их настилали с X по XV в. — 500лет. Древние новгородцы писали на бересте.)

· Что такое береста? (Березовая кора.)

· Чем писали на бересте? (Буквы выцарапывали специальными заостренными палочками — писалами.)

· На какой реке стоит город Киев? (На Днепре.)

· Назовите главные архитектурные постройки в Киеве. (Золо­тые ворота, Софийский собор, Львовские ворота, Софийские ворота.)

· Схема какого города изображена на втором рисунке? (На втором рисунке схема города Новгорода.)

· На какой реке стоит город Новгород? (На реке Волхов.)

· Назовите главные архитектурные постройки в Новгороде. (Кремль, Никольский монастырь, Духов монастырь, Зверин монастырь, Торг, Павлов монастырь.)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: