Кафедра физической культуры, лечебной физкультуры и спортивной медицины с курсом последипломного образования
МЕТОДИЧЕСКИЕ указания
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ №
К внеаудиторной (самостоятельной) работе
По дисциплине «Физическая культура»
Для специальности 060103-Педиатрия (очная форма обучения)
К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №
ТЕМА: «Освоение водной среды и специальных упражнений».
Утверждена на кафедральном заседании
протокол № ___от «___» ___________2011г.
Заведующий кафедрой
доцент ___________________Штейнердт С.В.
Составители:
Доцент___________________Тимофеев А.В.
Преподаватель_____________Стародубцева Н.В.
Красноярск
1.Тема: «Освоение водной среды и специальных упражнений».
2.Формы работы:
- Подготовка к практическим занятиям.
Студент должензнатьфизические свойства воды, которые не только затрудняют в ней движение тела, но и создают опору для выполнения двигательных действий, а также их влияние на организм человека.
-Подготовка материалов по НИРС:
· «Физический аспект влияния водной среды на организм человека»;
· «Физиологический аспект влияния воды на организм человека»;
· «Возможности использования плавания в лечебных целях».
3. Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия:
3.1.Должен обладать общекультурными компетенциями:
-уметь анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных,медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1)
-владеть способностью и готовностью к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию (ОК-2)
-владеть логическим и аргументированным анализом,к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5)
Профессиональными компетенциями:
Общепрофессиональные:
-уметь применять современные социально-гигиенические методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослого населения и подростков в целях разработки научно обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья у мужчин и женщин(ПК-1)
-владеть способностью и готовностью к формированию мотивации отдельных лиц,семей и общества в целом по поддержанию соматологического и общего здоровья(ПК-17)
-уметь применять методы физической культуры и курортологии для профилактики и лечения больных, улучшения здоровья, работоспособности и хорошего самочувствия здоровых(ПК-43)
3.2Должен знать:
-социальную роль физической культуры в развитии личности и подготовке её к профессиональной деятельности;
-принципы здорового образа жизни.
- Роль специальных упражнений, выполняемых пловцом на суше.
3.3.Должен уметь:
-разбираться в вопросах физической культуры, применяемой в целях профилактики и лечения;
-сохранять гидростатическое равновесие при полном вдохе и при выдохе.
3.4. Должен владеть:
-методами физического самосовершенствования и самовоспитания.
4. Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы:
1. Оси тела пловца:
а) горизонтальная, вертикальная, продольная;
б) продольная, поперечная, горизонтальная;
в) вертикальная, поперечная, горизонтальная;
г) продольная, поперечная, вертикальная.
Ответ:Б
2. Плоскости тела:
а) вертикальная, фронтальная, сагитальная;
б) фронтальная, горизонтальная, сагитальная;
в) горизонтальная, вертикальная, сагитальная;
г) фронтальная, горизонтальная, вертикальная.
Ответ:Б
3. Плотность пресной воды равна:
а) 0,9 кг\м3
б) 1,0 кг\м3
в) 1,1 кг\м3
г) 1.2 кг\м3
Ответ:Б
4. Сила тяжести тела пловца в воде по величине:
а) постоянная;
б) изменяется в зависимости от плотности воды;
в) изменяется в зависимости от температуры воды;
г) изменяется в зависимости от веса тела.
Ответ:А
5. В количественном отношении выталкивающая сила равна:
а) весу тела;
б) весу вытесненной телом жидкости;
в) весу тела + вес вытесненной жидкости;
г) весу тела – вес вытесненной жидкости.
Ответ:А
6. Горизонтальная устойчивость (плавучесть) тела зависит от:
а) веса и роста пловца;
б) длины передних и задних конечностей пловца;
в) расстояния между точками приложения общего центра тяжести
и общего центра давления;
г) квалификации спортсмена.
Ответ:В
5.Ситуационные задачи по теме:
1.При спасении тонущий в воде инстинктивно ухватил спасателя за обе руки сзади.
Какие основные приёмы необходимо применить, чтобы освободиться от захвата?
Ответ: Необходимо сделать вдох, сгруппироваться, вытянуть руки и погрузиться в воду с головой. Затем упереться подошвами ног в грудь тонущего. Сильно, но мягко оттолкнуться ногами и, уходя вниз, отталкивать тонущего назад—вверх.
2.При спасении тонущий в воде инстинктивно ухватил спасателя за шею спереди.
Какие основные приёмы необходимо применить, чтобы освободиться от захвата?
Ответ: Необходимо прижать подбородок к груди, упереться руками в локти тонущего и погружаться вниз, отталкивая его руки вверх. Или, опираясь ладонью в подбородок тонущего, оттолкнуть его, придерживая другой рукой за талию. В случае необходимости упереться коленом ноги в его живот.
6.Перечень практических умений по изучаемой теме:
- уметь выполнить упражнение «поплавок»,
-уметь выполнять упражнение «лежание на воде»,
-уметь освободиться от захвата тонущего человека, чтобы его спасти.
7. Рекомендации по выполнению НИРС:
Подготовить рефераты и презентации на темы:
· «Физический аспект влияния водной среды на организм человека»;
· «Физиологический аспект влияния воды на организм человека»;
· «Возможности использования плавания в лечебных целях».
Презентация не менее 20 слайдов, тема должна быть раскрыта полностью.
Список литературы.
Обязательная:
1. Ганчар И.Л. Плавание: Теория и методика преподавания: Учеб. – Мн.: «Четыре четверти»; «Экоперспектива», 1998.
2. Познакомьтесь – плавание/ Н.Ж. Булгакова. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002.
Дополнительная:
1. Кардамонова Н.Н. Плавание: лечение и спорт. Серия «Панацея», Ростов н/Д: Феникс, 2001.
2. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание: Учеб. О – 461 пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Н.Ж. Булгакова, С.Н. Морозов, О.И. Попов и др.; Под ред. Н.Ж. Булгаковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
Учебно-методические пособия:
1. Викулов А.Д. Плавание: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003.
Электронные ресурсы:
1. Электронный каталог КрасГМУ
2. Медиатека
3. БД MedArt
4. Ресурсы Интернет