Практическая деятельность
Деятельность человека и её основные виды
Деятельность – это форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира.
Развитие ОБ – это результат Д. людей.
Cтруктуру человеческой деятельности можно представить следующим образом:
1. Потребность – это сознаваемое человеком, необходимость в том, что нужно для поддержания его организма и развития личности.
2. Мотив (от слова – приводить в движение) – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности; осознаваемая причина, которой обусловлен выбор действий и поступков.
3. Основным мотивом, побуждающим человека к деятельности, является желание индивида удовлетворить свои потребности. Эти потребности могут быть физиологическими, социальными и идеальными. Осознаваемые в той или иной мере людьми, они становятся главным источником их активности.
4. Огромную роль играют и убеждения людей относительно целей, которых необходимо достигнуть, и основных путях и средствах, к ним ведущих. Иногда в выборе последних люди руководствуются сложившимися в обществе стереотипами, т. е. некоторыми общими, упрощенными представлениями о каком-либо социальном процессе (конкретно — о процессе деятельности).
5. Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность человека.
6. Средства – совокупность элементов, необходимых для достижения цели. Средства должны соответствовать цели.
Любая деятельность состоит из отдельных действий. В действии тоже можно усмотреть цель, средство, результат.
1.Результат – это осуществлённая цель деятельности.
2. Когда цель определена, индивид решает, какие средства ему необходимо использовать для достижения поставленной цели.
|
3. Итогом деятельности будет получение того результата, к которому стремится субъект.
В структуре Д. выделяют объект и субъект.
Объектом называется то, на что направлена деятельность;
субъектом – тот, кто осуществляет данную деятельность; цель деятельности человек определяет сам, прежде чем начнёт действовать.
Существуют различные классификации видов деятельности.
Практическая деятельность
направлена на преобразование реальных объектов природы и общества.
Она включает в себя
материально-производственную деятельность социально-преобразовательную деятельность
(преобразование природы) (преобразование общества).
2. Духовная деятельность связана с изменением сознания людей (познавательная деятельность, прогностическая деятельность). Все виды деятельности связаны между собой.
Практика - специфически человеческий способ отношения к миру
Исходное отношение человека к миру
Это преобразование внешнего мира предполагает наличие сознания. Сознание является специфическимпризнаком человека, но его происхождение и сущность можно правильно понять только в системе практически -преобразовательного отношения человека к миру.
В процессе преобразования мира человек создает новую реальность - мир материальной и духовной культуры, новые условия существования, которые не даны ему природой в готовом виде. Создавая эту новую реальность, человек развивает и совершенствует самого себя, свои творческие способности. Таким образом, именно реальное преобразование материального мира является основой всех других проявлений творчески активного начала.
|
Как и любое живое существо, человек вписан в окружающую среду, но способ включения человека в эту окружающую среду носит принципиально иной характер, чем отношение животных к окружающей среде. Этот способ включения человека в окружающий его природный и социальный мир путем активного преобразования объективно существующих предметов и явлений внешнего мира и определяется как практика.
Генезис практики.
Для того чтобы понять сущность практики, ее роль в системе всей жизнедеятельности человечества, следует рассмотреть ее происхождение в процессе становления человека и сопоставить ее со способами воздействия на окружающую среду, свойственными животному миру. Практика как специфически человеческий способ бытия в мире представляет собой деятельность, которая обладает сложной системной организацией. Она включает в себя: 1) реальное преобразование внешней среды при помощи искусственно созданных орудий и средств (субъект - объектные отношения), тогда как животные ощущают, воспринимают, представляют мир лишь в той мере в какой вещи свойства и отношения окружающего мира имеют для них прямой или косвенный биологический смысл 2) общение людей в процессе и по поводу этого преобразования (субъект-субъектные отношения) и 3) совокупность норм и ценностей (ценностно-целевые структуры), которые существуют в виде образов сознания и обеспечивают целенаправленный характер практической деятельности.
|
Приспособительное поведение животных и практически-преобразовательная деятельность человека.
Опосредствуя свое отношение к действительности искусственно созданными орудиями и средствами ее преобразования, человек в своей познавательной деятельности выделяет объективные свойства и связи реального мира. Человек способен познавать мир так, как этот мир существует по своим объективным законам. И в этом состоит его отличие от животного.
2. Практика - основа всех форм общественной жизнедеятельности человека.
Поведение и деятельность.
С термином "поведение" в науке связана активность, система действий, которая состоит в адаптации, в приспособлении к уже имеющейся наличной среде, притом у животных только к природной, а у человека - и к социальной. Типичным примером социального поведения является адаптация, приспособление к окружающей социальной среде путем следования принятым в этой среде обычаям, правилам и нормам.
Присущей только человеку формой отношения к действительности является деятельность, которая, в отличие от поведения не ограничивается приспособлением к существующим условиям - природным или социальным, - а перестраивает, преобразует их. В случае адаптивного поведения при всей его возможной активности и оригинальности цели действий в конечном счете заданы, определены. Деятельность же, связанная с целеполаганием, с возможностью определять цели деятельности (и при том не под давлением внешних обстоятельств, а на основе решения субъекта) традиционно связана с философским пониманием свободы.