Леонардо Да Винчи – автор современного анатомического рисунка




Особое внимание Леонардо уделял анатомическому рисунку, который должен был быть и максимально информативным, и максимально понятным. Леонардо предложил заменять на рисунках мышцы пучками-проволочками – так нагляднее демонстрировалась работа мышц и участки прикрепления - «Прежде чем ты сделаешь мускулы, нарисуй вместо них нити, показывающие положения этих мускулов, которые своими концами будут кончаться в месте прикрепления мускулов к их кости. И это дает удобнейшее понятие, если ты хочешь мускулы изобразить все, один над другим. Но если будешь делать это иначе, чертеж твой окажется спутанным». Этот метод пользуется у анатомов популярностью и до сих пор.

Применяемый Леонардо да Винчи метод распила конечностей и органов вдоль и поперек, и их подробная зарисовка не только предвосхитили аналогичные методы, предложенные нашим соотечественником Н.И. Пироговым в XIX столетии, но и стали очередным смелым новаторством в анатомических исследованиях.

Dimonatrazioni – так Леонардо назвал рисунки, изображающие орган в разных ракурсах и проекциях. Подобное объемное изображение костей и частей человеческого тела впервые было предложено Леонардо и только позже стало использоваться другими анатомами. «Истинное познание формы какого угодно тела получится из рассмотрения его с разных точек зрения. И потому, чтобы дать познание истинной формы какого-либо члена человека, первого зверя среди животных, буду я соблюдать это правило, делая четыре изображения каждого члена с четырех сторон. И в случае костей буду я делать пять, разрезая их посредине и показывая полость каждой из них» - описываемая Леонардо да Винчи методика предвосхищает современный томографический метод.

А главным достижением Леонардо на анатомическом поприще, будет тот факт, что определенная последовательность и научный подход сопутствовать всему процессу изучения организма человека, что так четко просматривается в «Анатомических тетрадях» Леонардо. Открытия Леонардо открывали перед анатомией и медициной поистине широкие горизонты.

Леонардо да Винчи планировал составить комплексный труд, воплощающий в себя весь объем накопленных им анатомических знаний, однако эта задумка так и не была реализована. «Труд этот должен начинаться с зачатия чело­века и описать особенности матки, и как в ней обитает ребенок, и на какой ступени он в ней находится, и способ, каким он живится и пита­ется, и рост его, и какой промежуток между од­ной стадией его роста и другой, и что выталки­вает его вон из тела матери, и почему иногда из чрева своей матери выходит он ранее должного срока. Затем опишешь, какие члены по рождении ребенка растут быстрее других, и дашь размеры годовалого ребенка. Затем опиши взрос­лого мужчину и женщину и их размеры, и суще­ственные черты их строения, цвета и физиогномии. Затем опиши, как сложен он из жил, нервов, мускулов и костей. Это сделаешь ты в последней книге» - так распланировал Леонардо неосуществленную работу над всеобъемлющим анатомическим трактатом.[5]

ДАТЫЖИЗНИ

14 мая 1452 года – рождение Леонардо.

1457 год – зачислен в список граждан Флоренции.

1464 – 1466 года – поступление в мастерскую Верроккьо. Приобщение к искусству и наукам. Занятие анатомией.

1472 год – внесен в книгу «Товарищество художников» Флоренции.

1483 год – Милан. Работа над конной статуей Франческо Сфорца. Занятие анатомией человека и лошади.

1489 год — Леонардо занимается анатомическими рисунками черепа.

1493— к Леонардо прибывает Катерина, по всей видимости, его мать; она живет у Леонардо около двух лет до своей смерти. Леонардо рисует аллегории, занимается анатомической практикой и исследованиями полетов.

1496 год – Милан. Работа над «Тайной Вечерней». «Божественная пропорция».

1500 - 1503 года – работа над «Монной Лизой"

1509 – 1511 года – Павия. Занятия по анатомии с Маркантонио делла Торе.

1513 год – Рим. Занятия анатомией.

2 мая 1519 года – Франция, Клу близ Амбуаза. Смерть Леонардо да Винчи.

Заключение

Сказанное выше позволяет нам считать Леонардо да Винчи за лучшего и величайшего анатома не только своей эпохи, но и крупнейшего исследователя последующего времени. Кроме того, его можно считать первым, обнаружившим и показавшим необходимость и важность иллюстративного материала для изучения анатомии. И хотя задуманный всеобъемлющий трактат по анатомии Леонардо да Винчи так и не был дописан до конца, дошедшие до нас работы Леонардо по анатомии являются, бесспорно, своеобразными памятниками анатомической науки.

Увы, но в течение целых столетий оставались неизвестными многие научные открытия и достижения Леонардо. Жестокие и ограниченные его современники, еще оставшиеся душами и умами в эпохе средневековья просто не могли понять и постичь все его гениальные анатомические открытия, которые так противоречили догматическим представлениям того времени.

Рукописи Леонардо до середины XVIII века пребывали в неизвестности, и дошли до нас не полностью, а в разрозненном виде. Кропотливым трудом ученых, работавших согласно планам самого Леонардо, разрозненные записи и рисунки были по возможности и в зависимости от степени их сохранности систематизированы и обобщены. Подавляющее большинство записей Леонардо по анатомии находятся сегодня в королевской библиотеке Виндзорского замка. Анатомические наблюдения Леонардо оказались востребованными специалистами-анатомами только в 60-х годах XVIII столетия (в первую очередь, И. Ф. Блуменбах и Уильям Гентер). Это лишний раз подчеркивает и показывает, насколько Леонардо в своих трудах и изысканиях опередил свое время.

Может быть, Великий флорентинец Леонардо не довел свои анатомические труды до конца и не опубликовал их при жизни осознанно – оставив поле деятельности свободным для не менее талантливых его последователей. А уже они, в первую очередь Везалий и Сервет, составили фундамент анатомии как науки экспериментальной, материалистической и синтетической, сочетающей в себе множество различных подходов к изучению природы человеческого тела.

И не смотря на то, что работы Леонардо были забыты на долгие века, а его последователи поплатились своей жизнью за прогрессивное развитие науки – золотой век анатомии был открыт его анатомическими трудами.

 

 

Библиография:

1. Дживегелов А.К. Леонардо да Винчи.- Изд. 3-е. - М.: Искусство, 1974. - https://www.e-reading.life/bookreader.php/143350/Dzhivelegov_-_Leonardo_da_Vinchi.html

2. Клейтон М. Анатомия Леонардо. М.: Эксмо, 2013. https://static.ozone.ru/multimedia/book_file/1011212000.pdf

3. Большая советская энциклопедия: Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci).

4. Софи Шово. Леонардо да Винчи.https://www.6lib.ru/books/leonardo-da-vinhi-173241.html

5. Ivroz. Вклад в развитие анатомии Леонардо Да Винчи. https://ivroz.livejournal.com/10918.html

6. Леонардо Да Винчи. https://stud-baza.ru/leonardo-da-vinchi-referatyi-istoricheskaya-lichnost

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: