Ситуационно-аналитическое упражнение.
"Быстро еда готовится, и не просто дело делается"
Постановка задания
Корпорация "Техноком" - одна из наибольших в Восточной Европе. Бизнес настроен на производство продуктов быстрого приготовления.
По оценкам экспертов корпорация контролирует 60% российского рынка.
До 20% продукции "Техноком" экспортируется в страны ближнего и дальнего зарубежья: Беларусь, Молдову, Румынию, Казахстан, Литву, Латвию, Эстонию, Германию, Польшу, Чехию, Израиль, Болгарию. Система менеджмента качества, которое внедрено в компании, сертифицирована по международному стандарту качества ISO 9001:2000. Корпорация неоднократно становилась лауреатом национальных конкурсов и фестивалей "Европейское качество", "Высшая проба". Торговая марка "Мивина", "Лушеда" и "Бим-Бим" - победители национального конкурса "Золотая торговая марка".
Дополнительная информация
Ситуация на рынке. Продукты быстрого питания - один из наиболее динамических рынков, который развивается. С ростом благосостояния все больше потребители пытаются тратить меньше времени на приготовление еды.
Однако для производителей "быстрой еды" такая конъюнктура рынка имеет не только позитивные черты: чем более привлекательно поле бизнеса, тем больше желающие в нем работать.
Поэтому в последние несколько лет конкуренция постепенно заостряется. Рынок насыщен как продуктами, к которым привык потребитель, так и новыми продуктами.
По оценкам аналитиков, при общей стабильности рынка (темпы роста в пределах 10-15%) следует ожидать выборочное увеличение продажи по новым товарным группам. Например, возможно появление относительно дорогих стоимостных отечественных "быстрых" продуктов, потому что спрос на них уже сформирован.
|
Конкурентоспособность. Основным способом защиты своих конкурентных преимуществ "Техником" рассматривает внедрение системы CRM (Customer Relationships Marketing) - маркетинг отношений с потребителем. Например, на основе анализа преимуществ потребителей компанией была разработанная концепция новых продуктов: рисовых чипсов ТМ "Бим-Бим", рисовой лапши и рисовой вермишели премиум-класса "Лушеда", в состав которых входят сублимированные овощные компоненты.
Вторым средством сохранения конкурентоспособности является реинвестирование производства и наращивание мощностей. В прошлом году компания ввела в эксплуатацию две больших фабрики - макаронную и картонную, инвестировал в этот проект $8 млн. В пищевой промышленности слишком выраженный масштаб производства. Поэтому компания, снижая условно-постоянные расходы на единицу продукции, усиливает свои конкурентные позиции.
Персонал. В компании широко используются нематериальные методы мотивации. Кроме того, компания обеспечивает и денежное вознаграждение также бесплатное питание, летний отдых, возможность заниматься спортом в собственном спортивном комплексе, лечение в собственном "Центре восточной медицины". Компания негативно относится к сверхурочному труду.
Поскольку спрос на продукты быстрого приготовления в стране уже сформирован, возникает угроза: появления на рынке отечественного производителя с мощным производством; выходу на российский рынок зарубежных компаний с аналогичными продуктами.
|
Задание к ситуационному упражнению
1 Проанализируйте внешнюю бизнес-среду для корпорации "Техноком".
2.Проанализируйте внутреннюю среду корпорации "Техноком".
3.Постройте матрицу SWOT.
4.Как именно корпорация "Техноком" может влиять на поведение потребителей?
5.Какие основные источники формирования конкурентных преимуществ можно определить для корпорации "Техноком"?
6.Какие методы управления персоналом использует компания?
7.Определите, какой внешней стратегии необходимо придерживаться компании на рынке для укрепления и поддержания свих конкурентных позиций, и какой тип кадровой политики в этом случае будет целесообразен.
Решение
1.Несмотря на то, что корпорация «Техноком» одна из наибольших в Восточной Европе и контролирует 60% российского рынка, а также экспортирует 20% своей продукции в страны ближнего и дальнего зарубежья на нее, так же как и на остальные компании, влияют факторы внешней среды, а именно: потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации, источники трудовых ресурсов, а также наука, культура, состояние общества и природные явления. Особую опасность представляют собой конкуренты, ведь сфера производства продуктов быстрого питания очень привлекательна. Многие из нас хотят быстро и вкусно поесть, не затрачивая при этом никаких усилий на приготовление. В наше время появляется большое количество новой «отечественной» продукции, которая и несет в себе опасность для продукции «Техноком». Но, корпорация защищает свои конкурентные преимущества. Основным способом защиты является внедрение системы CRM (Customer Relationships Marketing) - маркетинг отношений с потребителем. Компания проводит анализ преимуществ потребителя и разрабатывает новую продукцию, которая будет полностью устраивать покупателя. Вторым средством сохранения конкурентоспособности является реинвестирование производства и наращивание мощностей.
|
2.Внутренняя среда корпорации «Техноком»- это совокупность встроенных элементов, которые определяют способность и степень интеграции организации во внешнюю среду. К элементам внутренней среды «Техноком» можно отнести цели и задачи организации, самих работников и применяемые в производстве технологии, финансовый и информационный ресурсы, а также организационную культуру. Компания заинтересована в производительности труда, поэтому большое внимание уделяется мотивации и стимулированию труда работников. Корпорация имеет собственный спортивный комплекс и «Центр восточной медицины». Персонал мотивируют как материальными, так и не материальными методами. Введено бесплатное питание, что является не менее важным и предоставляется возможность летнего отдыха для всей семьи. Нематериальное стимулирование в компании на первом месте, это объясняется тем, что руководство воспитывает в своих сотрудниках патриотизм по отношению в компании, в которой они работают.
3. Таблица 2.1.Матрица SWOT анализа корпорации «Техноком»
Сильные стороны | Слабые стороны | |
Возможности | Корпорация контролирует 60% российского рынка и экспортирует в страны ближнего и дальнего зарубежья до 20% своей продукции. | Наращивание мощностей. |
Угрозы | Система CRM (Customer Relationships Marketing) - маркетинг отношений с потребителем помогает бороться с конкурентами. | Реинвестирование производства. |
4. Если существует потребитель, то, следовательно, имеется и потребность. Для того чтобы обеспечить себя потребителями, фирма должна определить, какие именно потребности она может удовлетворить с наибольшим успехом. В этом корпорации «Техноком» помогает система отношений маркетинга с потребителем. Это подход, который подчеркивает длительные отношения, которые должны существовать между компанией и ее клиентами. Данный подход обращает внимание на важность службы работы с покупателями и качества, развития серии транзакций с потребителями. Менеджеры высшего звена должны добиваться интеграции всех компонентов маркетинговой стратегии (т. е. четырех факторов маркетингового комплекса: усовершенствования продукта, назначения цены, размещения продукта и его продвижения) в единый стратегический план, основанный на понимании поведения потребителя.
5.Основными конкурентными преимуществами «Технокм» являются система отношений маркетинга с потребителем, так как она помогает проанализировать потребности потребителя, реинвестирование производства и наращивание мощностей. В прошлом году компания ввела в эксплуатацию две больших фабрики - макаронную и картонную, инвестировал в этот проект $8 млн. В пищевой промышленности слишком выраженный масштаб производства. Поэтому компания, снижая условно-постоянные расходы на единицу продукции, усиливает свои конкурентные позиции.
6.Компания «Техноком » использует экономические методы управления персоналом. Под экономическими методами понимают элементы экономического механизма, с помощью которого обеспечивается функционирование и развитие организации. Роль экономических методов управления персоналом заключается в мобилизации трудовых ресурсов на достижение определенного результата. Здесь важнейшим методом является мотивация трудовой деятельности, заключающая в большинстве случаев в материальном стимулировании работников. Основным мотивационным фактором, как правило, является заработная плата. Кроме того, существенный инструментарий управления персоналом представляет собой система выплат, надбавок, льгот и т.д., предоставляющая дополнительные экономические рычаги воздействия на мотивацию сотрудников. Также к экономическим методам можно отнести элементы социального обеспечения сотрудников (например, оплата питания, проезда, отдыха, предоставление различных видов страхования, в том числе медицинского и т.д.).
7. Для укрепления и поддержания свих конкурентных позиций компании «Техноком» следует использовать стратегию концентрированного роста – это стратегия усиления позиций на рынке, стратегия развития рынка, стратегия развития продукта. Для этого внутри организации должна существовать активная кадровая политика, то есть руководство должно иметь не только прогноз, но и средства воздействия на ситуацию, а кадровая служба должна быть способна разработать антикризисные кадровые программы, проводить постоянный мониторинг ситуации и корректировать исполнение программ в соответствии с параметрами внешней и внутренней ситуации.