МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №88 Г.ТЮМЕНИ
Безопасная живопись
Автор: Тенякова Ксения Олеговна,
Россия, Тюменская область, г.Тюмень,
МАОУ СОШ №88, 9 класс
Научный руководитель:
Исакова Людмила Георгиевна,
учитель химии
МАОУ СОШ №88 г.Тюмени
г. Тюмень, 2016
Оглавление
Введение...3
История возникновения красок ………………………………………………….4
Изготовление красок разных цветов в древности. 4
Современные краски. 6
Химический состав и его влияние на организм человека. 6
Состав красок без химически-опасных элементов. 9
Создание продукта. 11
Вывод. 12
Список используемой литературы.. 14
Приложения. 14
Введение
В современном мире мы сталкиваемся с живописью каждый день, а для многих детей и подростков живопись является основным увлечением. Часто пользуясь красками, я задалась вопросом их безвредности, а также из каких веществ делают современные краски, актуальны ли древние методы изготовления красок и можно ли сэкономить на покупках красок и сделать их самому. Этим и обусловлен выбор темы проекта - «Безопасная живопись »
Исходя из актуальности и практической значимости темы, можно сформулировать цель данной работы: изучить химический состав современных красок. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить историю создания красок и их химический состав в древности
- Изучить состав современных красок
- Обобщить собранный материал и определить безвредность современных красок
- Собрать информацию о способах изготовления химически-безопасных красок
- Изготовить продукт
Процесс создания проекта можно разделить на несколько этапов:
|
- Изучение химического состава разных видов современных красок, определение их влияния на организм человека
- практический этап, включающий подготовку материалов и непосредственно изготовление красок
1. История возникновения красок
Изготовление красок разных цветов в древности
Растительные краски с древности применялись человеком для украшения оружия, одежды и жилища. Сначала это были соки ярких лепестков, листьев, плодов растений. Затем люди научились изготавливать специальные краски из растений. При раскопках египетских пирамид найдены ткани синего цвета, окрашенные индиго (краситель из листьев растения индигофера). В Древней Руси синюю краску добывали из корня горца красильного, желтую - из корней щавеля конского, вишневую - из лишайника степной золотянки, а с помощью ежевики и черники окрашивали ткани в фиолетовые тона. Из манжетки научились получать желтую, зеленую и черную краски, из зверобоя - красную, желтую и оранжевую. Особенно широкую цветовую палитру давала марена красильная. Знаменитые яркостью красок и многоцветием дагестанские ковры ткались из шерсти, окрашенной веществом, которое получали из этого растения.
Желтые краски
Наиболее древним пигментом, известным доисторическим «живописцам» — авторам пещерных росписей, была желтая натуральная земля, называемая греками охрой. Желтые охры — природные земляные краски, представляющие продукт выветривания железной руды и полевого шпата. Месторождения охр встречаются повсеместно. В классическую эпоху охры добывали в разных местах.
|
Красные краски
С доисторических времен, подобно охрам, известны в живописи красные земли. Красные земли, или красные охры, — натуральные красные земли, представляющие собой преимущественно глины или минералы, окрашенные безводной окисью железа, продукта выветривания красного железняка, разнообразные по цвету: от светлого теплого красного (английская красная) до холодных фиолетовых (капут-мортум) и желтовато-розовых (розовая поцуольская земля).
Красные земли в живописи известны давно. Они применялись в стенных росписях многих пещер эпохи палеолита.
Красный пигмент милтос, который, скорее всего, относится к группе красных железосодержащих и глинистых пигментов, называл Теофраст, различая три его разновидности: очень красный, светлый и средний между ними.
Белые краски
Известь, обобщённое название продуктов обжига - известняков, мела, мрамора, устричных раковин и пр. Известь, как материал живописи, была известна за 25 -15 тыс. лет до н.э.. Известковые белила являлись основной белой краской в египетских фресках эпохи Древнего царства за 3-2 тыс. лет до н.э.. Они применялись в античной стенной живописи древнеэтрусских гробниц.
Свинцовые белила, белая свинцовая краска, относящаяся к наиболее древним. Впервые о них упоминает древнегреческий естествоиспытатель Теофраст (372-287 до н.э.). За свой долгий путь использования в живописи эта краска имела множество названий: у древних греков - psimithium, псимигион, псимитий, псимитиум. У римлян: Ceruse, cerosium, церусса.
Синие краски
Ляпис-лазурь, лазурит или ультрамарин натуральный.Ляпис-лазурь или ультрамарин натуральный принадлежит к древнейшим краскам, применяемым в живописи. Получали пигмент, для краски тонко размалывая минерал лазурит. Лазурит может иметь цвет от ярко-синего до пурпурного и содержать вкрапления пирита, который выглядит как золото. В Древнем Египте лазурит ценился наравне с золотом:, так как он был редким камнем. Напоминая своим видом усыпанный звёздами небосвод, он считался священным камнем жрецов и фараонов. Жрецы-судьи носили амулет на шее из ляпис-лазури с надписью «истина». Синий цвет ляпис-лазури как бы указывает на его небесное происхождение (синий цвет, так же как и золото, считался божественным, символизирующим, прежде всего, бога Амона).
Современные краски