Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.




Методология и методы психолого-педагогических исследований.

Определение методологии. Основные уровни методологии. Методологические принципы отечественной психологии. Классификация методов исследования. Четыре группы методов по Б. Г. Ананьеву.

 

(Метод – это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности. По своему составу представляет совокупность приёмов или операций, которые осуществляет исследователь при изучении какого-либо объекта.

Метод конкретизируется в исследовательских методиках. Методика отвечает конкретным целям и задачам исследования, содержит в себе описание объекта и процедур изучения, способов фиксации и обработки полученных данных.

Учение о методе составляет особую область знания – методологию.)

 

Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Воплощается в организации и регуляции всех ви­дов человеческой деятельности.

Это понятие используется с несколько разными оттенками по отношению к различным видам и уровням деятельности. В целом М. определяет принципы, которыми должен руководствоваться в деятельности человек. Функция ее двояка, она позволяет описать и оценить деятельность с точки зрения внутренней организации, а также в ее рамках вырабатываются рекомендации и правила – те нормы, которыми следует руководствоваться в своей деятельности.

Область М. включает в себя обширный комплекс конкретно-на­учных приемов исследования: наблюдение, эксперимент, модели­рование, которые, в свою очередь, преломляются во множестве специальных процедур – методиках получения научных данных. Различные уровни М. – философский, общенаучный, конкретно-научный – взаимосвязаны и должны рассматриваться системно. Совершенствование М. теснейшим образом связано с прогрессом различных форм деятельности.

Методология общенаучная – к ней относятся попытки раз­работать универсальные принципы, средства и формы научного познания, соотносимые, хотя бы потенциально, не с какой-то конкретной наукой, а с широким кругом наук, оставаясь все же, в от­личие от методологии философской, в рамках собственно научного познания, не расширяясь до общего мировоззренческого уровня. Сюда относятся, например, концепции системного научного анализа, структурно-уровневый подход, кибернетические принци­пы описания сложных систем. На этом уровне разрабатываются и общие проблемы построения научного исследования, способы осу­ществления теоретической и эмпирической деятельности, в част­ности – общие проблемы построения эксперимента, наблюдения и моделирования.

Методология конкретно-научная – разрабатывает те же проблемы, что и методология общенаучная, но и рамках конкрет­ных наук, исходя из особенностей объекта науки в отношении как теории, так и эмпирической деятельности. Это осуществляется в рамках систем знаний, создаваемых научными школами, отлича­ющимися от других своими объяснительными принципами и спо­собами исследовательской и практической работы.

Методология философская – та основа, на которой базиру­ется деятельность. В роли методологической основы конкретных научных направлений выступают крупные философские учения. Существует не как система жестких норм или указаний на необходимость определенных технических приемов – она лишь предлагает основные ориентиры. К этому же уровню методологии относится рассмотрение общих форм научного мышления.

(Асмолов А.Г. выделяет следующие уровни методологии: уровень философской методологии; уровень методологии общенаучных принципов исследования; уровень конкретно-научной методологии; уровень методик и техник исследования).

Методологические принципы:

(принцип – должен иметь глубокое и развёрнутое научное обоснование, носит обобщённый характер; требование – не столь глубоко обосновано, вытекает из принципа, использование диктуется особенностями ситуации)

Принцип объективности – выражается во всестороннем учёте порождающих то или иное явление факторов, условий, в которых они развиваются, адекватности исследовательских подходов и средств, позволяющих получить истинные знания об объекте, предполагает исключение субъективизма, односторонности и предвзятости в подборе и оценке фактов. Не исключает субъективности человека-исследователя с его творческой индивидуальностью, определённо ориентированным внутренним миром.

- требование доказательности (установление всех фактов и их правильное толкование, достоверность фактов – необходимое условие достоверности выводов; альтернативный характер научного поиска (все возможные варианты).

Принцип сущностного анализа – связан с соотнесением в изучаемых явлениях общего, особенного и единичного, проникновением в их внутреннюю структуру, раскрытием законов их существования и функциони­рования, условий и факторов их развития, возможностей целе­направленного их изменения. Этот принцип предполагает движе­ние исследовательской мысли от описания к объяснению, а от него – к прогнозированию развития педагогических явлений и процессов.

- требование необходимости учета непрерывного изменения, развития исследуемых элементов и педагогической системы в целом;

- требование выделения основных факторов, которые определяют результаты процесса, установле­ния иерархии, взаимосвязи основных и второстепенных факто­ров в изучаемом явлении;

- требование раскрытия противоречивости изучаемого предмета, его количествен­ной и качественной определенности, взаимосвязи и взаимопереходов количественных и качественных изменений, движения к более высоким стадиям развития с сохранением всего положитель­ного.

Генетический принцип - сущностью кото­рого является рассмотрение изучаемого факта или явления на ос­нове анализа условий его происхождения, последующего развития, выявления моментов смены одного уровня функционирова­ния другим (качественно иным). При орга­низации психологического исследования следует учитывать то, что сами психические явления непрерывно изменяются (примером является отслеживание Л. С. Выготским особенностей эгоцентрической речи детей). Генетический метод проявляется также и в том, что выявляются тенденции во вновь зарож­дающихся особенностях психики детей (позволяет предвидеть возможности развития, целенаправленно организовывать образо­вательный процесс в школе; обучающий и формирующий виды эксперимента обусловлены этим принципом).

Принцип единства логи­ческого и исторического, который требует в каждом исследовании сочетать изучение истории объекта (генетический аспект) и теории (структуры, функций, связей объекта в его современном состоянии), а также перспектив его развития.

- требование преемствен­ности, учета накопленного опыта, традиций, научных достижений прошлого.

Принцип кон­цептуального единства исследования, ибо если исследователь не защищает, не проводит последовательно определенной концеп­ции, вырабатывая ее сам или присоединяясь к одной из суще­ствующих, ему не удается осуществить единство и логическую непротиворечивость подходов и оценок, он неизбежно соскаль­зывает на позиции эклектики. Принцип концептуальности внут­ренне противоречив, он представляет единство определенного, принятого как верное, и неопределенного, изменчивого. Это и отличает его от предвзятости. Принятые исходные положе­ния проверяются, развиваются, корректируются в ходе поиска, а в случае необходимости и отбрасываются (происходит смена или модернизация концепции).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: