Методология и методы психолого-педагогических исследований.
Определение методологии. Основные уровни методологии. Методологические принципы отечественной психологии. Классификация методов исследования. Четыре группы методов по Б. Г. Ананьеву.
(Метод – это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности. По своему составу представляет совокупность приёмов или операций, которые осуществляет исследователь при изучении какого-либо объекта.
Метод конкретизируется в исследовательских методиках. Методика отвечает конкретным целям и задачам исследования, содержит в себе описание объекта и процедур изучения, способов фиксации и обработки полученных данных.
Учение о методе составляет особую область знания – методологию.)
Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
Воплощается в организации и регуляции всех видов человеческой деятельности.
Это понятие используется с несколько разными оттенками по отношению к различным видам и уровням деятельности. В целом М. определяет принципы, которыми должен руководствоваться в деятельности человек. Функция ее двояка, она позволяет описать и оценить деятельность с точки зрения внутренней организации, а также в ее рамках вырабатываются рекомендации и правила – те нормы, которыми следует руководствоваться в своей деятельности.
Область М. включает в себя обширный комплекс конкретно-научных приемов исследования: наблюдение, эксперимент, моделирование, которые, в свою очередь, преломляются во множестве специальных процедур – методиках получения научных данных. Различные уровни М. – философский, общенаучный, конкретно-научный – взаимосвязаны и должны рассматриваться системно. Совершенствование М. теснейшим образом связано с прогрессом различных форм деятельности.
|
Методология общенаучная – к ней относятся попытки разработать универсальные принципы, средства и формы научного познания, соотносимые, хотя бы потенциально, не с какой-то конкретной наукой, а с широким кругом наук, оставаясь все же, в отличие от методологии философской, в рамках собственно научного познания, не расширяясь до общего мировоззренческого уровня. Сюда относятся, например, концепции системного научного анализа, структурно-уровневый подход, кибернетические принципы описания сложных систем. На этом уровне разрабатываются и общие проблемы построения научного исследования, способы осуществления теоретической и эмпирической деятельности, в частности – общие проблемы построения эксперимента, наблюдения и моделирования.
Методология конкретно-научная – разрабатывает те же проблемы, что и методология общенаучная, но и рамках конкретных наук, исходя из особенностей объекта науки в отношении как теории, так и эмпирической деятельности. Это осуществляется в рамках систем знаний, создаваемых научными школами, отличающимися от других своими объяснительными принципами и способами исследовательской и практической работы.
Методология философская – та основа, на которой базируется деятельность. В роли методологической основы конкретных научных направлений выступают крупные философские учения. Существует не как система жестких норм или указаний на необходимость определенных технических приемов – она лишь предлагает основные ориентиры. К этому же уровню методологии относится рассмотрение общих форм научного мышления.
|
(Асмолов А.Г. выделяет следующие уровни методологии: уровень философской методологии; уровень методологии общенаучных принципов исследования; уровень конкретно-научной методологии; уровень методик и техник исследования).
Методологические принципы:
(принцип – должен иметь глубокое и развёрнутое научное обоснование, носит обобщённый характер; требование – не столь глубоко обосновано, вытекает из принципа, использование диктуется особенностями ситуации)
Принцип объективности – выражается во всестороннем учёте порождающих то или иное явление факторов, условий, в которых они развиваются, адекватности исследовательских подходов и средств, позволяющих получить истинные знания об объекте, предполагает исключение субъективизма, односторонности и предвзятости в подборе и оценке фактов. Не исключает субъективности человека-исследователя с его творческой индивидуальностью, определённо ориентированным внутренним миром.
- требование доказательности (установление всех фактов и их правильное толкование, достоверность фактов – необходимое условие достоверности выводов; альтернативный характер научного поиска (все возможные варианты).
Принцип сущностного анализа – связан с соотнесением в изучаемых явлениях общего, особенного и единичного, проникновением в их внутреннюю структуру, раскрытием законов их существования и функционирования, условий и факторов их развития, возможностей целенаправленного их изменения. Этот принцип предполагает движение исследовательской мысли от описания к объяснению, а от него – к прогнозированию развития педагогических явлений и процессов.
|
- требование необходимости учета непрерывного изменения, развития исследуемых элементов и педагогической системы в целом;
- требование выделения основных факторов, которые определяют результаты процесса, установления иерархии, взаимосвязи основных и второстепенных факторов в изучаемом явлении;
- требование раскрытия противоречивости изучаемого предмета, его количественной и качественной определенности, взаимосвязи и взаимопереходов количественных и качественных изменений, движения к более высоким стадиям развития с сохранением всего положительного.
Генетический принцип - сущностью которого является рассмотрение изучаемого факта или явления на основе анализа условий его происхождения, последующего развития, выявления моментов смены одного уровня функционирования другим (качественно иным). При организации психологического исследования следует учитывать то, что сами психические явления непрерывно изменяются (примером является отслеживание Л. С. Выготским особенностей эгоцентрической речи детей). Генетический метод проявляется также и в том, что выявляются тенденции во вновь зарождающихся особенностях психики детей (позволяет предвидеть возможности развития, целенаправленно организовывать образовательный процесс в школе; обучающий и формирующий виды эксперимента обусловлены этим принципом).
Принцип единства логического и исторического, который требует в каждом исследовании сочетать изучение истории объекта (генетический аспект) и теории (структуры, функций, связей объекта в его современном состоянии), а также перспектив его развития.
- требование преемственности, учета накопленного опыта, традиций, научных достижений прошлого.
Принцип концептуального единства исследования, ибо если исследователь не защищает, не проводит последовательно определенной концепции, вырабатывая ее сам или присоединяясь к одной из существующих, ему не удается осуществить единство и логическую непротиворечивость подходов и оценок, он неизбежно соскальзывает на позиции эклектики. Принцип концептуальности внутренне противоречив, он представляет единство определенного, принятого как верное, и неопределенного, изменчивого. Это и отличает его от предвзятости. Принятые исходные положения проверяются, развиваются, корректируются в ходе поиска, а в случае необходимости и отбрасываются (происходит смена или модернизация концепции).