Этикет подачи пищи к столу




1) Еду следует подавать как можно скорее, потому что это является выражением уважения и почтительности к гостю.

2) Лёгкую пищу, такую как фрукты, следует подавать вначале, это полезнее в том числе и с медицинской точки зрения. Говоря о райской пище, Всевышний Аллах упомянул это в такой же последовательности:

«…с фруктами, которые они выбирают, и мясом птиц, которое они желают» (Коран, 56: 20-21).

После фруктов лучше всего подать мясное блюдо, причем желательно, чтобы оно было жареным[17]. Лучшей едой после мяса является сарид[18]. Затем следует подать сладости. В завершении надо предложить гостям прохладную воду.

3) Хозяину следует по возможности разнообразить стол и предложить гостям сразу все блюда, приготовленные для них.

4) Хозяин не должен торопиться убирать со стола, надо дать гостям возможность наесться вдоволь, и убирать только после того, как гости полностью наедятся.

5) Хозяин должен предоставить гостям еду в достаточном количестве, потому что несоблюдение этого правила будет нарушением этикета гостеприимства и нанесет ущерб его репутации.

6) Если хозяин собирается оставить часть приготовленной пищи для своих домочадцев, то это следует сделать до того, как он вынесет её к гостям.

Когда гость уходит, хозяин должен проводить его до двери дома, это является Сунной и признаком уважительного отношения к гостю. Хозяин должен смотреть на гостей с радушным выражением лица, вести с ними приятные беседы и говорить им красивые слова, когда они садятся за стол и когда встают.

Что касается гостя, то он обязан выходить с довольством в душе, даже если его право гостя было исполнено не полностью, это говорит о культурности, воспитанности и скромности человека. Гость не должен покидать собрание, не спросив позволения хозяина. Также гость должен учитывать обстоятельства и возможности принимающей стороны и не обременять хозяев, например, задерживаясь у них надолго.

Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение Посланнику Аллаха, а также его семье и всем его сподвижникам.

  • [1] «Благословенна пища, до и после, которой были омыты [руки]». « Сильсилят аль-ахадис ад-да’ыфа» (168). Данный хадис относится к категории слабых хадисов, но тем не менее мытьё рук до и после приёма пищи является предпочтительным действием, исходя из общих принципов Ислама побуждающих к чистоте. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Очищение – это половина имана» (Муслим).Ввиду этого мусульманину следует всегда стремиться к соблюдению чистоты во всех смыслах этого слова.
  • [2] Хадис привели Ахмад (17155), «Сахих ат-Тирмизи» (1939, 2380), «Сахих Ибн Маджа» (2704, 3349) и аль-Хаким от аль-Микдама ибн Ма’да Якруба. Также см.: «Сахих аль-Джами’» (5674), «аль-Ирва» (1983) и «ас-Сахих» (2265).
  • [3] Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запрещал вообще дуть в посуду, как ртом, так и носом.
  • [4] Так поступал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), как об этом сообщается в хадисе передаваемом в сборнике Муслима (2042).
  • [5] Хадис передал Абдур-Раззак.
  • [6] Прим. переводчика: Облизывание пальцев, также как и полное очищение тарелки, у некоторых народов считается нарушением этикета и даже показателем дурного тона. Мусульмане же в этом вопросе исходят в первую очередь из образа действий Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Сподвижник Анас ибн Малик сказал: «Если Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) кушал, то [после этого] облизывал пальцы трижды, и он (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Если у кого-то из вас упадёт кусочек еды, пусть удалит с него грязь и съест, не оставляя его шайтану». Также он велел нам вычищать тарелку и говорил: «Вы ведь не ведаете, в какой части вашей пищи содержится благодать».
    Мы видим, что этикет западных стран исходит из их пренебрежительного отношения к дарам Аллаха и высокомерию по отношению к уделу, который дан нам по милости Аллаха. Мусульманский этикет, напротив, учит нас смиренности, скромности и признанию всех милостей нашего Господа, как больших, так и малых. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) воспитывал своих сподвижников в духе бережливости и учил избегать расточительства даже в малых вещах. В свете этого мы видим, что исламский этикет приёма пищи намного выше, чище, логичнее и правильнее, чем этикет западных стран.
    Возникает вопрос, будет ли грехом, если мусульманин оставит данное действие в обществе людей, которые видят в облизывании пальцев нарушение этикета и признак дурного тона? Если человек оставит данное действие не из-за того, что ему не нравится сунна Пророка (мир ему и благословение Аллаха), но с целью не подавать повода для дискредитации Ислама в глазах людей, которые ещё не готовы понять исламских установлений, то в этом случае не будет греха, если мусульманин не будет облизывать пальцы после еды. Как говорил Али ибн Абу Талиб (да будет им доволен Аллах): «Обращайтесь к людям с речами, которые они понимают, неужели вы хотите, чтобы люди не верили Аллаху и Его Посланнику!?» Облизывание пальцев является желательным действием (мустахабб), а не обязательным (ваджиб), поэтому её оставление в определённых обстоятельствах не является греховным. Если же мусульманин оставляет данное действие из-за того, что он не доволен этой Сунной Пророка (мир ему и благословение Аллаха) или считает это действие отсталостью и поступком, неприемлемым для воспитанного человека, то в таком случае человек совершает грех и отдаляется от пророческих установлений Шариата. Как сказал сам Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха): «Кто не желает моей Сунны, тот не имеет ко мне отношения».
  • [7] Т.е. необходимо вытереть остатки еды на тарелке кусочком какой-либо пищи, например, хлебом.
  • [8] Хадис привели Муслим (2734), ат-Тирмизи (1483, 1816), также см.: «ас-Сильсилят ас-сахиха» (1651).
  • [9] Т.е. вести себя неискренне, так, чтобы люди обратили на него внимание и стали просить его поесть.
  • [10] Так следует поступать не только с уксусом, но и со всеми другими приправами, такими как соус, майонез, кетчуп, соль и т.д. Если эти приправы находятся в общей тарелке, то нельзя макать туда свой кусок еды, но следует взять её ложкой и нанести на свою пищу, можно также отложить приправу в свою тарелку или на свой край общего блюда и использовать его индивидуально.
  • [11] Хайсама ибн Абдуррахман ибн Абу Сабра аль-Джа’фи аль-Куфи (умер в 80 г.х.) – учёный и признанный передатчик хадисов.
  • [12] Хабис – сладость, приготовленная из финиковой массы и растительного жира.
  • [13] Ибрахим ибн Язид ибн Кайс ибн аль-Асвад ибн Амр ан-Нах’ы Абу Имран аль-Куфи (146-147 г.х.), известный учёный, факих, был прославлен своей удивительной праведностью, набожностью и благодетельностью.
  • [14] Сулейман ибн Михран аль-Асди аль-Кахили Абу Мухаммад аль-Куфи аль-А’маш (61-147 г.х.), великий исламский учёный.
  • [15] Это действие указывает на близкие и непринуждённые дружеские отношения между двумя великими учёными.
  • [16] Люди, вносящие нововведения в религию и искажающие её.
  • [17] По видимому, говоря о желательности угощения жареным мясом, автор ссылается на то, что пророк Ибрахим предоставил своим гостям именно такое угощение, как об этом говорится в Коране: «Наши посланцы принесли Ибрахиму (Аврааму) радостную весть и сказали: «Мир!» Он сказал: «И вам мир!» – и поторопился, чтобы принести жареного теленка» (Коран, 11: 69). И конечно же, нет сомнений, что мясо – это один из лучших видов пищи, а мясо, приготовленное путём жарки на открытом пламени, делает его аппетитнее, нежели то, что приготовлено путём варки или другим способом.
  • [18] Сарид – это каша, приготовленная из раскрошенного сухого хлеба, вымоченного в бульоне. Если у человека нет возможности накормить гостя жареным мясом, то можно предложить какое-то блюдо, которое содержит в себе бульон и мучные изделия в виде второго.

Из книги «Минхадж аль-касыдин» («Путь стремящихся»)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: