Урок литературного чтения 4 класс
«Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…»,
«Парус»
Цели урока:
Обучающие:
· продолжить работу по изучению творчества М.Ю. Лермонтова, пробудить интерес к его произведениям
· вспомнить основные сведения о Лермонтове, познакомить с некоторыми страницами биографии поэта;
· закрепить у обучающихся умение интерпретировать стихотворный текст, комплексно анализировать его;
· продолжить обучение декламационному чтению;
· вырабатывать умение обобщать материал с использованием таблицы.
Развивающие:
· развивать интерес к дальнейшему изучению творчества М.Ю.Лермонтова;
· развивать мышление учащихся путём организации нетрадиционных уроков;
· способствовать развитию творческого воображения;
· развивать наблюдательность, внимательность к поэтическому слову;
Воспитательные:
· воспитывать у учащихся ответственность, организованность, самостоятельность, чувство коллективизма;
· воспитание интереса к классическому наследию русской литературы; воспитание нравственных начал; привитие культуры умственного труда;
· воспитание эстетического вкуса у учащихся.
Тип урока: урок-исследование.
Оборудование: презентация;
интерактивная доска;
музыкальное оформление: романс А.Варламова на слова М.Лермонтова «Парус»;
раздаточный материал для учащихся.
- Средства обучения:
- портрет М.Ю Лермонтов
- учебник “Литературное чтение” ч.1ав..
Этапы урока | Дидактические задачи этапа | Содержание материала урока | Методы и приемы по каждому этапу и виду деятельности учащихся |
1. 1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (организационный момент) | Осознанное вхождение обучающегося в пространство учебной деятельности на уроке. Мотивация обучающихся на урок. | Здравствуйте ребята,меня зовут Валерия Дмитриевна и сегодня я проведу у вас урок чтения. Проверьте:на партах у вас должны лежать учебник, тетрадь, дневник и пенал. Все лишнее,пожалуйста уберите. Давайте вспомним правила работы в группе уважать чужое мнение; не обижать и не обижаться; быть внимательными; соблюдать тишину (работать вполголоса); слушать и слышать друг друга. | Словесный (беседа) |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии | Выяснение в ходе беседы уровня сформированности знаний по изученным темам. | 1. (Игра «Вспомни и назови»). -Послушайте отрывки из произведений, вспомните и назовите заголовки. · Октябрь уж наступил – уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей. · Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой. · Сквозь волнистые туманы пробирается луна. Что общего у этих произведений?(они написаны одним автором, назовите его) | Словесный (беседа) |
5. Сообщение темы и цели урока. | Решение исходной задачи: | -Совсем недавно вы читали произведения великого русского поэта А.С. Пушкина, а сегодня познакомитесь с произведениями М.Ю. Лермонтова, чьё имя золотыми буквами вписано в сокровищницу русской литературы. Он как и другие поэты писал стихи о природе, и мы понаблюдаем за тем, как, и с помощью каких средств поэт создаёт картины природы. | Словесный (беседа); практический (чтение сказки) |
6.Вступительная беседа о творчестве Э.Успенского. | Слайд 1 -В этом году исполнилось 195 лет со дня рождения поэта, а наша любовь к нему не ослабевает, стихи его становятся всё ближе, дороже, нужнее. Слайд 2 Сегодня мы вспомним страницы биографии поэта, совершим путешествие по Лермонтовким местам познакомимся со стихотворением «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…» и попробуем разгадать тайну удивительного стихотворения «Парус». Слайд 3 Биография -Шёл 1814 год. В семье Марии Михайловны и Юрия Петровича Лермонтовыхпоявился малыш. Слайд 4 -В ту тревожную ночь в доме находилась женщина, сохранявшая даже в эти трудные часы спокойствие и твёрдую решимость. Именно эта статная пожилая женщина, готовая оказать любую помощь, поставит будущего поэта на ноги, окружит такой несказанной любовью и заботой, на которую способна только любящая бабушка, Елизавета Алексеевна Арсеньева. Слайд 5 -Когда маленькому Лермонтову не было и трёх лет, мать умирает, но день похорон мальчик запомнил на всю жизнь. Он был дитя, когда в тесовый гроб Его родную с пеньем уложили. Он помнил, что над нею чёрный поп Читал большую книгу, что кадили И прочее…и что, закрыв весь лоб Большим платком, отец стоял в молчанье… -Воспитание Лермонтова ложится на плечи бабушки. Детство маленького Мишеля прошло в имении бабушки в Тарханах, которое находится в 100 километрах от Пензы. Слайд 6 -Лермонтов получает прекрасное домашнее образование: он владел французским и немецким языками также свободно, как русским, изучал историю, географию, математику, играл на скрипке, фортепиано, хорошо рисовал акварелью. -Богатая бабушка делает любимого внука наследником всего своего состояния, но с условием, что бедный отец не будет принимать участие в воспитании сына. Ссора двух самых близких людей тяжким грузом легла на чуткую душу ребёнка. -Лермонтов часто болел, и бабушка возила внука на Кавказ. Картины величавой природы сильно действовали на восприимчивую душу, рожденную для поэзии, и она распускалась скоро, как роза при ударе лучей утреннего солнца. Слайд 7 Синие горы Кавказа, приветствую вас. Вы взлелеяли детство моё; Вы носили меня на своих одичалых хребтах, Облаками меня одевали, И я с той поры всё мечтаю о вас, да о небе… В 1827 году Лермонтов успешно сдаёт экзамены в Московский благородный пансион. Слайд 8 -Переезд в древнюю столицу принёс поэту много новых впечатлений. Первая любовь, первые столкновения с миром зла и несправедливости, первые стихи. -Одно из них «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…» | ||
7. Подготовка к восприятию | Беседа с целью выяснения уровня усвоенных знаний. | Слайд 9 -В 1812 французский император Наполеон решился на вторжение в Россию. Началась война. Великий полководец М.И.Кутузов, командовавший в той войне русской армией, приказал покинуть своим солдатам Москву. В Кремль вошли войска Наполеона. Пожары, голод, болезни ждали французов в Москве. Кремлевские храмы были разграблены французскими солдатами. Отступая, Наполеон приказал взорвать часть стен, башен и сооружений. Однако уже в 1813 большинство храмов было приведено в порядок. Эти исторические события вдохновили поэта к написанию стихотворения о родном городе. | Словесный (беседа) |
8.Первичное чтение | Осуществление самооценки учащимися своей учебной деятельности на уроке. | Учитель читает стихотворение. Беседа Слайд 10 - Какой теме посвящено это произведение?(теме Родины) - Лирические произведения, воспевающие Родину, выражающие любовь поэта к своей стране называются патриотической лирикой. - В этом стихотворении выражена любовь не к Родине вообще, а к малой родине. Можете ли вы сделать вывод, что поэт любит больше всего? (город Москву) Какие чувства вызывает у вас это произведение? В каких словах слышится любовь поэта к своему городу? | Словесный (беседа) |
9.Физминутка | Физминутка Мы немного отдохнём, Встанем, глубоко вздохнём, Руки в стороны, вперёд. Мы на пляже, Солнце жжёт, Побежим скорее в море, Окунёмся, поплывём. Заигрались мы чего-то, Надо на урок бежать. | ||
10.Словарная работа | -Прочитайте самостоятельно стихотворение и понаблюдайте, в каких ещё словах поэт выражает свою любовь к Москве. (Люблю священный блеск твоих седин И этот Кремль зубчатый, безмятежный) -Как поэт называет Кремль, с кем сравнивает? (Столетний русский великан). -Кремль поэт сравнивает со столетним великаном. «Столетний великан» - это метафора. -Прочитайте определение слова метафора. Метафора –переносное значение слова, указывающее на сходство или различие сравниваемых предметов. -Кого в стихотворении автор называет чуждым властелином? ( Наполеона, занявшего Кремль ) -Что хотел Наполеон сделать с Кремлём? Найдите ответ в тексте (Помериться главою, низвергнуть) -Как вы понимаете эти слова? -Удалось ли пришельцу разбить Кремль? Докажите словами из стихотворения (Величавый Ты жив!) - Поэты для создания художественных образов используют разные образные слова и выражения, которые нам могут быть непонятны. - Чтение незнакомых слов и выражений, пояснение их значений. (Учебник, стр.83) · Чуждый властелин - Наполеон · Низвергнуть - сбросить · Тщетно - напрасно · Пришлец - завоеватель | Словесный (беседа) | |
11.Повторение чтения | -Стихотворениям присуща рифма. Вспомните, какие виды рифм вам известны? (парные, перекрёстные, опоясывающие) - Прочитайте произведение вполголоса, определите вид рифмы (перекрёстная, парная). -Какова основная мысль стихотворения? (Любовь поэта к Родине. Поэт воспевает Кремль и гордится своей Родиной) -Подготовьтесь читать стихотворение выразительно: подумайте, -как будете читать это произведение?(с гордостью, восхищением) - Что значит прочитать выразительно? (выбор тона, темпа, выделение знаков препинания, учёт строк по длине) - О чём говорят знаки препинания- многоточие, восклицательный знак? (восклицательный знак указывает на отношение автора, его восхищения; многоточие указывает на то, что он не всё сказал, что хотел, делает паузу для обдумывания) - Обратите внимание с 5 по 7 строку. Здесь нет знака препинания, значит, паузу делать не надо. Она должна быть в середине 8 строки. Учтите это при чтении. | ||
12.Анализ произведения | - как автор говорит о своей любви к Москве? (Люблю тебя как сын) - что он говорит о завоевателе? (хотел обманом свергнуть, но не смог) - чем гордится автор? (красавец Кремль непобедим) - какова главная мысль произведения? (русский человек – патриот России) | ||
13.Выполнение заданий в учебнике. | - Какие художественные приёмы использует автор?
| ||
14.Подготовка к восприятию | Слайд 11 -Ребята, закройте глаза. Попробуйте представить себя на скалистом берегу, а у ваших ног, искрясь, переливаясь в бликах солнца, плещется, волнуется, самое прекрасное, нежно-голубое, сказочно-необъяснимое море. Оно шумит и зовёт в голубую даль. Вы слышите крик чаек, свист дельфинов, зов затонувших кораблей, которые манят вас в эти бесконечные просторы. -Какие чувства может испытывать человек в этот момент? (человек волнуется, гордится, любуется красотой моря) -Да, близость моря всегда волнует человека, поражает своей изменчивостью. Какое море в тихую погоду, в бурю? Слайд 12 -Море всегда манило к себе человека. Людям хотелось обуздать непокорную стихию, бороться с ней и побеждать. Люди строили лодки, крепили к ним паруса. Паруса появились у древних греков и египтян, живших на морском побережье. Парус для человека всегда был символом надежды, светлой мечты. -Стоя на берегу, Лермонтов долго смотрел вдаль. И вдруг он увидел белеющий в морской синеве парус. Слайд 13 -Именно тогда, в 1832 году, после той прогулки по берегу моря поэт написал стихотворение «Парус». | ||
15.Первичное чтение | (учитель читает стихотворение «Парус») Беседа с текстом -Как красиво Лермонтовское стихотворение! Нам хочется разгадать секрет его впечатляющей силы.. -В стихотворении «Парус» есть какая-то тайна. Оно пробуждает настроение, которое невозможно выразить словами. Но попробуем всё же хоть немного проникнуть в его тайну. Отгадка кроется в тексте, и нужно просто быть внимательным читателем. Анализ текста. -Какими словами рисует Лермонтов море? (голубое, лазурь, луч солнца) - Какие художественные средства использует Лермонтов, чтобы передать красоту моря? (Цветовая гамма эпитетов…..) А какого цвета парус? (белый) Белый, лазурный, голубой, золотой. Слайд 14 -Какие это цвета? -Какие чувства они рождают? (эти цвета тёплые, близкие человеку, жизнелюбивые, рождают чувство радости) -Каким эпитетом о парусе поэт начинает стихотворение?(парус назван одиноким, и это вызывает чувство тоски, грусти, сожаления) Слайд 15 -Прочитаем первые 2 строки каждого четверостишия. Что рисуют нам они?(картины природы, безбрежность неба, сияние солнца, и среди воды, ветра, воздуха – парус) Слайд 16,17,18 -Что мы видим на первой строфе?(море, небо, парус, затишье.) -А как читаем?(спокойно, повествовательно) Одинокий парус между небом и землёй. -Прочитаем последние 2 строчки четверостиший. Чей голос звучит в них? (самого поэта, его размышления) -Обратим внимание на пунктуацию, ведь в стихотворении всё важно. Первое, что бросается в глаза,- это многоточия, которые призваны разделить паузой каждое из трёх четверостиший. Пауза, которая обозначена графически многоточием, несёт в себе глубокий смысл. Пейзаж не может слиться со строками, рисующими состояние героя.Между ними пауза – многоточие. Именно такая расстановка знаков препинания помогает читателю понять стихотворение и не относить его к пейзажной лирике. - Сколько раз употребляется слово парус? (один) -Чем потом заменяется оно? (местоимением; ищет он, кинул он, он счастья не ищет, он просит бури) -Можно ли так говорить о неодушевлённом предмете? -Почему Лермонтов так пишет о парусе? -Почему, читая стихотворение, мы начинаем относиться к парусу, как к живому существу? (Лермонтов пишет о парусе, как о живом; говорит, что он оставил родной край; ищет не счастья, а бури. Так можно говорить про гордых и смелых людей.) | ||
16.Словарная работа | Работа со словарём. «Мятежный» - тревожный, неспокойный, бурный. -Почему именно этим эпитетом Лермонтов заканчивает стихотворение, ведь финал стихотворения – это последний аккорд, который несёт основную смысловую нагрузку.(Буря прошла, но парус не успокоился, он не в силах находиться в покое.) -На какого человека похож парус? (Лермонтов воспевает сильного, борющегося человека, гордится им.) -А теперь попробуем прочитать стихотворение так, как вы его поняли, прочувствовали. Постарайтесь передать тайну его впечатляющей силы, выразительности, глубины. | ||
17.Повторное чтение | Выразительное чтение стихотворения «Парус» -Лермонтов заворожил и околдовал нас трепетными и таинственными словами. Читая стихотворение «Парус», будто слушаешь музыкальные аккорды. -Ребята, а какое впечатление произвело на вас это стихотворение? Какие рождаются представления, когда слушаешь это произведение? Нарисуйте устно картины, которые возникают в воображении при чтении стихотворения. (Когда я слушала стихотворение, у меня возникло чувство грусти, тоски, печали. В моем воображении рождается такая картина: парус - в море, далеко – далеко, человек на берегу. Море голубое, чистая вода, светит яркое солнце. Человек размышляет об этом удаляющемся от него парусе.) - Ребята, какова тема этого стихотворения? Что стремился показать автор? (тема свободы и одиночества) - В стихах содержится попытка переосмыслить поставленные в ранней лирике темы одиночества и свободы, неприятия жизни. | ||
18.Закрепление материала | -Открываем рабочие тетради на странице 45 -Самостоятельное выполнение заданий в рабочей тетради, самооценка результатов. | ||
19.Подведение итогов | Наш урок подходит к концу. А сколько интересных встреч с произведениями М.Ю.Лермонтова вас ждёт впереди! Имя Лермонтова никогда не забудется. Он всегда рядом с нами: в сотнях прекрасных книг, в названиях улиц и площадей, в памятниках и музеях. Можно сказать, Лермонтов стал частицей каждого из нас, частицей нашего ума, нашего сердца, частицей Родины. Возвращаться к М.Ю.Лермонтову можно и нужно всегда. Потому что М.Ю.Лермонтов – собеседник, М.Ю.Лермонтов – друг, М.Ю.Лермонтов – учитель. А вы сегодня были достойными его учениками. |
|