Единая шкала оценивания развернутых письменных заданий открытого типа
отметка | Содержание и полнота выполнения тестового задания | Организация текста | Речевое оформление | Орфография и пунктуация |
Учащийся полностью справился с заданием, успешно извлек информацию, систематизировал искомую и обработал в соответствии с заданием. | Учащийся исчерпывающе изложил результаты обработки искомой информации, точно выбрал его формат, в случае необходимости правильно использовал средства передачи логической связи между отдельными частями текст а, грамотно разделил текст на абзацы. | Учащийся продемонстрировал знание соответствующего заданию запаса лексики и успешно использовал ее с учетом норм русского языка Учащийся допустил небольшое количество ошибок, которые не нарушают понимания | Учащийся не допустил почти что ни одной орфографической или пунктуационной ошибки. Имеющиеся неточности не мешают пониманию текста | |
Учащийся справился с заданием, хотя имеются отдельные незначительные неточности в передаче искомой информации, ее систематизации и обработке. | Учащийся в основном логично изложил результаты обработки искомой информации, допустив отдельные неточности при делении текста на абзацы, использовании средств логической связи и выборе формата текста | Учащийся использовал достаточный объем лексики, в целом эффективно и правильно с учетом норм русского языка Учащийся допустил ряд грамматических ошибок, не препятствующих пониманию текста | Учащийся допустил несколько орфографических ошибок, которые не затрудняют понимания текста | |
Задание выполнено не полностью, имеются недостатки в передаче искомой информации, ее систематизации и обработке. | Учащийся не всегда логично излагает результаты обработки искомой информации. Много ошибок в формате текста Деление текста на абзацы непоследовательно или вообще отсутствует, имеются ошибки в использовании средств передачи логической связи между отдельными частями текста. | Учащийся использовал ограниченный запас слов, не всегда соблюдая нормы русского языка В работе либо часто встречаются грамматические ошибки элементарного уровня, либо ошибки немногочисленны, но так серьезны, что затрудняют понимание текста | Учащийся допустил многочисленные ошибки, орфографические и пунктуационные, некоторые из которых могут привести к непониманию текста | |
Задание не выполнено, ответ не содержит описания результатов деятельности по передаче искомой информации, ее систематизации и обработке. | Отсутствует логика в изложении результатов обработки искомой информации. Формат текста не соблюдается. Не используются средства передачи логической связи между частями текста. | Учащийся не смог использовать свой лексический запас для выполнения задания Грамматические правила не соблюдаются | Правила орфографии и пунктуации не соблюдаются |
Единая шкала критериев оценки устных ответов учащихся
отметка | Содержание | Взаимодействие с собеседником | Речевое оформление | Интонационный рисунок/ произношение |
Задание выполнено полностью: цель общения успешно достигнута высказывания связные и логичные; тема раскрыта в полном объеме | Демонстрирует способность начинать и активно поддерживать беседу, соблюдая очередность в обмене репликами; задавать и отвечать на поставленные вопросы, быстро реагировать и проявлять инициативу при смене темы беседы, восстанавливать беседу в случае сбоя | Речевое оформление соответствует поставленной задаче. Допускает незначительное количество ошибок, которые не мешают пониманию | Речь понятна: соблюдает правильный ритм и интонационный рисунок. | |
Задание выполнено: цель общения достигнута, высказывания в основном логичные и связные, однако; тема раскрыта не в полном объеме | В большинстве случаев демонстрирует способность начинать, при необходимости, и поддерживать беседу, реагировать и проявлять определенную инициативу при смене темы. В некоторых случаях наблюдаются паузы. Сигнализирует о наличии проблемы в понимании собеседника | Речевое оформление в основном соответствует поставленной задаче, однако наблюдаются некоторые затруднения при подборе слов и отдельные неточности при беседе на более абстрактные темы. Допускает ошибки, которые не препятствуют пониманию | В основном речь понятна: ритм и интонационный рисунок иногда нарушаются | |
Задание выполнено частично: цель общения достигнута не полностью, тема раскрыта недостаточно | Не стремится начинать и поддерживать беседу, передает наиболее общие идеи в ограниченном контексте, в значительной степени зависит от помощи со стороны собеседника. | Имеет ограниченный словарный запас, делает многочисленные ошибки или единичные ошибки, затрудняющие понимание. | В отдельных случаях понимание речи может быть затруднено из-за неправильного ритма или интонационного рисунка; требуется напряженное внимание со стороны слушающего | |
Задание не выполнено, цель общения не достигнута | Не может поддерживать беседу | В целом не соответствует поставленной задаче. | Речь почти не воспринимается на слух |
9. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Курс «Основы смыслового чтения» 7 класс
№ п/п | Дата урока | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Практическая часть Программы | Текущий и промежуточный контроль | Универсальные учебные действия | Материалы к уроку |
1 цикл | ||||||||
Введение. Цели и задачи курса. | УОТ | Знакомство с целями курса, определение собственных целей | Понимать и сохранять учебные цели | |||||
Раздел 1. Текст – 8 ч. | ||||||||
Диагностический тест №1. | УКТ | выполнение диагностического теста № 1 | Тест | Адекватно понимать основную и дополнительную информацию, владеть различными видами чтения, приемами работы с книгой и другими информационными источниками, передавать в устной форме содержание прослушанного/прочитанного текста | Орлик Е.Н. Тексты, развивающие логику и мышление. Полистовое разъемное пособие для учащихся 5-9 классов, М., «Грамотей» | |||
Основные виды чтения. Типы текстов. | УКТ | Виды чтения. Тексты сплошные и несплошные. Ориентирование в содержании текста. | Работа с текстом | |||||
Знакомство с основными приёмами предтекстовой стратегии. | УКТ | Определение видов связей в тексте | Работа с текстом | |||||
«Глоссарий». | УКТ | Актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста. | Работа с текстом | |||||
«Рассечение вопроса». | УКТ | Смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия. | Работа с текстом | |||||
«Соревнуемся с писателем». | УКТ | Мотивирование на прочтение книги, включение механизмов антиципации. | Работа с текстом | |||||
«Ассоциативный куст». | УКТ | Актуализация знаний, формирование установки на чтение. | Работа с текстом | |||||
2 цикл | ||||||||
«Мозговой штурм». | УКТ | Актуализация знаний, имеющих отношение к изучаемой теме. | нахождение в тексте информации, заданной в явном или неявном виде; понимание письменных текстов | Тест | ||||
Практическое занятие в группах. | УКТ | Научно-популярный текст, просмотровое, ознакомительное, поисковое, изучающее чтение | нахождение в тексте информации, заданной в явном или неявном виде; | |||||
Знакомство с основными приёмами текстовой стратегии. | УКТ | Научно-популярный текст, просмотровое, ознакомительное, поисковое, изучающее чтение | понимание письменных текстов | |||||
«Чтение с остановками». | УОТ | Управление процессом осмысления текста во время чтения. | Работа с текстом | тест | ||||
«Чтение в кружок». | УКТ | Управление процессом осмысления текста во время чтения. | интерпретация текста; рефлексия и оценка текста | |||||
«Чтение в кружок». | УКТ | Управление процессом осмысления текста во время чтения. | интерпретация текста; рефлексия и оценка текста | |||||
«Чтение про себя с вопросами» | УКТ | формирование умений вдумчивого чтения | интерпретация текста; рефлексия и оценка текста | излагать в письменной форме содержание прослушанного/прочитанного текста, отбирать и систематизировать материал на определенную тему | Орлик Е.Н. Тексты, развивающие логику и мышление. Полистовое разъемное пособие для учащихся 5-9 классов, М., «Грамотей» | |||
«Чтение про себя с вопросами» | формирование умений вдумчивого чтения | интерпретация текста; рефлексия и оценка текста | ||||||
«Читаем и спрашиваем». | УКТ | Формирование умений формулировать вопросы, отвечать на них, работать в парах. | использование содержания текстов для достижения собственных целей; для развития своих знаний (в том числе и эмоционально-смысловых) и возможностей, для участия в человеческих сообществах | |||||
3 цикл | ||||||||
Диагностический тест №2 | Тест | Планировать деятельность с учетом времени и сложности задания | ||||||
Анализ теста | УОТ | Рефлексия деятельности | Анализ работы, обсуждение затруднений обучающихся при выполнении теста | Оценка и самооценка результатов деятельности | ||||
Раздел 3. Чтение художественных текстов – 14 часов | ||||||||
«Прочти вслух и выскажись». | Формирование умений понимать информацию, содержащуюся в тексте, и извлекать её. | Работа с текстом | Формирование навыков определения типов речи в тексте | Коваль Ю. И. Полынные сказки: рассказы и сказки / Ю. И. Коваль и предисл. Я. Акима. – М.: Астрель; АСТ | ||||
Практическое занятие. | Работа с текстом | Работа с текстом | Формирование навыков работы с текстами разных стилей | |||||
Знакомство с основными приёмами послетекстовой стратегии | УКТ | Умение структурировать информацию. | нахождение в тексте информации, заданной в явном или неявном виде; понимание письменных текстов | Извлекать соответствующие фрагменты текста, устанавливать связи между ними и их интерпретировать; выделять последовательность событий, значимых для проявления внутреннего мира героя; | ||||
«Кластер». | УКТ | Формирование умений выделять смысловые единицы текста и оформлять их в определённом порядке. | интерпретация текста; рефлексия и оценка текста | Выявлять прямые и косвенные оценки автора (рассказчика) и обосновывать свое понимание; определять эмоциональный тон текста и обосновывать свое понимание | ||||
4 цикл | ||||||||
Стратегия «Фишбоун». | УКТ | Автор, авторская позиция, способы выявления авторской позиции | интерпретация текста; рефлексия и оценка текста | Выявлять прямые и косвенные оценки автора (рассказчика) и обосновывать свое понимание; определять эмоциональный тон текста и обосновывать свое понимание | ||||
Стратегия «Фишбоун». | УКТ | Работа с прозаическим текстом | интерпретация текста; | Формирование навыков работы с прозаическим текстом | Коваль Ю. И. Полынные сказки: рассказы и сказки / Ю. И. Коваль и предисл. Я. Акима. – М.: Астрель; АСТ | |||
Стратегия «Фишбоун». | УКТ | Умение написать сочинение по данному тексту. | рефлексия и оценка текста | Формирование навыков работы со стихотворным текстом | Стихи русских поэтов 19 века | |||
«Чтение в парах – обобщение в парах». | УКТ | Формирование умений выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать проблемные вопросы | интерпретация текста; рефлексия и оценка текста | Находить и интерпретировать художественные детали, значимые для проявления а) внутреннего мира героя и б) отношения автора; | Коваль Ю. И. Полынные сказки: рассказы и сказки / Ю. И. Коваль и предисл. Я. Акима. – М.: Астрель; АСТ | |||
«Чтение в парах – обобщение в парах». | УКТ | Формирование умений выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать проблемные вопросы | Работа с текстом | Построение оценочных суждений на основе прочитанного | Е.Н. Орлик Притчи, сказки и легенды. М., «Грамотей» | |||
«Бортовой журнал». | УКТ | Дневник двойных записей. Формирование умений критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом. | Работа с текстом | Построение оценочных суждений на основе прочитанного | Е.Н. Орлик Притчи, сказки и легенды. М., «Грамотей» | |||
5 цикл | ||||||||
«Чтение с составлением диаграммы». | УКТ | Формирование навыков сравнения и классификации, структурирования информации | Работа с текстом | Построение оценочных суждений на основе прочитанного | Е.Н. Орлик Притчи, сказки и легенды. М., «Грамотей» | |||
«Чтение с составлением диаграммы». | УКТ | Формирование навыков сравнения и классификации, структурирования информации | Работа с текстом | Построение оценочных суждений на основе прочитанного | Е.Н. Орлик Притчи, сказки и легенды. М., «Грамотей» | |||
Диагностический тест №3 | Тест | Планировать деятельность с учетом времени и сложности задания | ||||||
Анализ теста | УОТ | Анализ работы, обсуждение затруднений обучающихся при выполнении теста | Оценка и самооценка результатов деятельности | |||||
Диагностический блок – 2 ч. | ||||||||
Диагностический тест №4 | Тест 4 | Планировать деятельность с учетом времени и сложности задания | ||||||
Мои достижения | УОТ | рефлексия деятельности | Обсуждение результатов работы, сопоставление планируемых и достигнутых результатов | Оценивать достигнутые результаты, понимать роль чтения для достижения результатов |
[1] См. там же с. 6