Тульские купцы - благотворители XVII-начала XIX вв.
ТУЛА 2008
Содержание
1. Введение.
2. Основная часть.
2.1. Купеческое сословие. История становления.
2.2. Баташевы.
2.3. Белобородов.
2.4. Ваныкин.
2.5. Васильковы.
2.6. Володимиров.
2.7. Воронцовы.
2.8. Демидовы.
2.9. Ермолаев.
2.10. Красноглазовы.
2.11. Ливенцевы.
2.12. Ломовы.
2.13. Лялины.
2.14. Мескатиновы.
2.15.Молчанов.
2.16. Платонов.
2.17. Сапуновы.
2.18. Сушкины.
2.19. Трухины.
2.20. Федуркины.
Заключение.
Используемая литература.
Введение
Всегда интересно узнавать о людях, чьи имена сохраняются в географии городов. Зачастую мы проходим по улице, например по Черниковскому переулку, и не знаем, кем были эти Черниковы. Максимум что можно узнать из мемориальной таблички, если она есть, – когда жили и в какой сфере работали, но мало кто может рассказать о качествах, чертах характера этих людей, об их отношении к городу, стране. Именно поэтому основной целью работы является изучение деятельности тульских предпринимателей-меценатов, выявление фактов биографии, характеризующих их отношение к Родине. Русские предприниматели в гораздо большей мере, чем другие слои, сохраняли самобытные черты, несли в себе ценности русского национального сознания и русской культуры. Широкое развитие предпринимательства в России, отмечает историк Д.Иловайский, было связано с исторически сложившимся характером народа - "деятельного, расчетливого, домовитого, способного к неуклонному преследованию своей цели, к жесткому или мягкому образу действия, смотря по обстоятельствам". Мечтой жизни большей части предпринимателей было желание построить храм. Русская православная этика создала атмосферу добра, души. Многие считали, что любое богатство связано с грехом: «Богатство перед Богом - большой грех". Справедливо отмечает и писатель В.Белов, что "в старину многие люди считали Божьим наказанием не бедность, а богатство..."
|
На огромном числе зданий, больниц, школ, богаделен, картинных галерей до 1917 года сохраняются имена их основателей. Построить храм или богадельню - это самый традиционный путь покаяния и общественного служения. Но кроме этого были и другие пути меценатства - собирание библиотек, коллекций, финансирование научных разработок.
В этой работе показан вклад туляков в развитие культуры городов России и Европы как пример для нынешнего поколения предпринимателей.
Основная часть
Купеческое сословие. История становления
Древнюю Русь называли страной городов: при князе Владимире их было 25, перед нашествием Орды - 271, в царствование Ивана Грозного - 715, при царе Алексее Михайловиче - 923. Были среди них и очень большие по тем временам города. Наверно, не случайно русской княжне Анне Париж 11 века показался большой деревней, а, спустя несколько веков, англичанин Р. Ченслер отмечал в 1554 году, что Москва по размерам превосходит Лондон.
Именно города становились оплотом развития предпринимательства, складочными местами в которых сосредотачивались массы товаров, распределяемые отсюда как по стране, так и за рубеж.
Купцы и предприниматели в Древней Руси не были выделены в отдельное сословие. В предпринимательской деятельности принимали участие все слои общества. Тем не менее, уже в 11-12 веках русское законодательство дорожит жизнью купца, и за его голову полагался штраф вдвое больший, чем за голову простого человека (12 гривен и 5-6 гривен).
|
Интересное описание предпринимательской деятельности русских людей еще в дохристианский период оставил в своих записках византийский император Константин Багрянородный (905-959г.г.). Он пишет о том, что русские купцы, торговавшие за морем, были заняты круглый год: сначала на русских землях скупают товар, потом 6 месяцев торгуют в Царьграде, после этого снова отправляются на русские земли, торгуя византийским товаром и скупая русский. Такая предпринимательская деятельность велась не одно столетие.
Анализируя характер великороссов, отмечая черты, которые могли способствовать развитию русского предпринимательства, русский историк академик В. Безобразов выделяет особо:
- чувство меры, которое уравновешивает все разнообразные душевные порывы, движение увлечения всяких других чувств и страстей, соразмеряет важность различных целей и силу наличных способов их достижения;
- практический расчет - умение сосредоточиться на ближайших и важнейших целях жизни и пожертвовать в момент действия всеми более отдаленными, менее отдаленными и менее достижимыми, хотя бы и самыми возвышенными целями;
- самообладание. Среди разнородных и противоположных потребностей жизни и стремление к их удовлетворению;
- трезвость характера, не позволяющая увлекаться никакими чувствами и страстями, удаляющими от поставленной задачи, от начатого предприятия;
- сила воли, непрерывно поддерживающая бодрость духа, не позволяющая предаваться излишнему самообольщению при успехе и излишнему унынию при неудаче, всегда дающая рассудку господству над порывами чувств.
|
Участвовал в укрепление предпринимательства и Петр I. Весьма характерно, что большая часть русских предпринимателей Петровского времени, как и в более поздний период, вышла из крестьян или посадских людей, тогда как в западноевропейских странах - из дворян. И это, прежде всего самые выдающиеся фамилии русских предпринимателей, среди которых есть и фамилии туляков - Демидовы, Баташевы. За ними - организация огромных производств, снабжавших своей продукцией десятки, а то и сотни тысяч людей в России и за границей.
Количество промышленных предприятий только за 18 век увеличилось в 10-12 раз, достигнув в 1801 году 2 423, с числом занятых почти 100 тыс. человек. По ряду экономических показателей Россия вышла на самые передовые рубежи. Прежде всего, это относилось к металлургической промышленности.
Предприятия уральских предпринимателей и, прежде всего, демидовские заводы, продукция которых была известна во всей Европе, стали материальной базой стремительного рывка России в 18 веке, и более того, уральский металл создал основу для промышленного переворота в Англии.
Черная металлургия России 18 века была самой передовой в мире. Уже первые домны, построенные на заводах Демидовых, оказались значительно крупнее и продуктивнее английских, которые в то время считались лучшими в мире. По многим другим показателям уральские заводы также были лучшими.
Екатерина II создает самые благоприятные условия для развития русского предпринимательства. В 1785 году российские предприниматели получают от Екатерины "Жалованную грамоту городам", которая сильно возвысила их положение. Согласно этой грамоте все купцы были разделены на 3 гильдии.
Баташевы
Баташевы - известная не только в Туле и России, но и далеко за их пределами фамилия фабрикантов-самоварщиков, купцов, общественных деятелей, благотворителей, потомственных почетных граждан.
Из четырех братьев: Василия, Александра, Павла два первых стали крупными промышленниками. С 1857 года они работали на самоварной фабрике отца Степана Ивановича Баташева, с 1861 года став ее владельцами. С годами фабрика приобрела известность не только в России, но и в Европе. Самовары Баташевых представлялись на многих выставках: так на Всероссийской инженерной выставке в 1893 году они получили высокую оценку, а затем были переданы музею Русского общества народного здравия в его школу кухонного искусства. В 1883 г. братья получили золотую медаль и диплом за свои самовары на Амстердамской выставке. В 1896 г. первая в России паровая самоварная фабрика Баташевых была удостоена высшей награды — Государственного герба на Всероссийской Нижегородской выставке за производство самоваров.
Александр Степанович вместе с тем занимался еще и птицеводством. В июле 1881 года у себя на птичнике он устроил выставку кур, уток, почтовых голубей. На всех последующих выставках в России и за рубежом птичник А.С. Баташева производил сенсации. Оба брата были видными общественными деятелями. Василий Степанович в 1872-1878 г.г. был гласным городской Думы, почетным членом и членом-основателем общества "Милосердия". А все звания Александра Степановича трудно перечислить. В общей сложности он занимал более 15 должностей: добросовестный для раздачи пособий бедным жителям Тулы, член общества "Милосердие", казначей попечительства дома призрения бедных Ведомства Императрицы Марии Федоровны, действительный член Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии и др.
В 1889 году А.С. Баташев передал усадьбу с птичником, домами, мастерскими и садами плюс 15 тысяч рублей для устройства приюта для малолетних преступников. В 1892 году передал свой дом на Демидовской улице со всеми надворными постройками для устройства ночлежного дома. В 1894 году пожертвовал 10 тысяч рублей для создания в Туле Дома трудолюбия, где могли зарабатывать себе на жизнь мастеровые бедняки. В двух домах на Дворянской (ныне Гоголевской) улице Александр Степанович разместил училище для слепых девочек и приют для слепых старцев. В 1898 году при двух баташевских фабриках учреждается больница для бесплатной "амбулаторной и кроватной помощи". В 1904 году Баташев просит городскую Думу принять очередной дар - 37 тысяч рублей для создания убежища для неизлечимо больных граждан Тулы.
Помимо этого, тульский купец поместил несколько тысяч рублей в Тульское отделение Государственного банка, на процент с которых покупались восковые свечи на раздачу всем тульским арестантам во время богослужений под Вербное воскресение и на страстной неделе.
Позднее Баташев открыл в Туле издательство остросюжетной и приключенческой литературы. Часть тиража издаваемых книг бесплатно передавалась в Тульское общество публичных чтений.
Иван Степанович Баташев по семейной традиции также сначала занимался купеческими делами. Но под влиянием жены Александры Васильевны, получив соответствующие образование, стал вольнопрактикующим врачом в селе Малахово Тульского уезда, имел чин титулярного советника, был гласным городской Думы. Скончался Иван Степанович в Ялте в 1901 году. Александра Васильевна Баташева так же, как и ее супруг, много сделала для улучшения здравоохранения в Туле и губернии: она была основательницей первого в Тульской губернии Иншинского противотуберкулезного диспансера и заложила основы такой же больницы в Петелине. Она оказывала большую благотворительную помощь приютам. Была участницей русско-японской войны: организовала отряд сестер милосердия, сама выносила раненых с поля боя. Сумела также сконструировать специальную тележку для перевозки раненых. А.В. Баташева была награждена орденом Св. Великомученика и Победоносца Георгия IV степени "За службу и храбрость".
Была известной общественницей и Мария Николаевна Баташева, жена Василия Степановича. В конце 1890-х годов она стала действительным членом общества "Милосердие", несколько лет состояла в попечительном совете тульской 1-й женской гимназии. В апреле 1904 года она скончалась.
Из братьев Баташевых менее известным был Павел Степанович. Одно время он служил старостой при церкви тульского Тюремного замка.
Из множества домов, принадлежавших Баташевым, выделим один, стоящий на нынешней Комсомольской улице, 1. Принадлежал он пращуру А.С. Баташева и был построен в прозаичных формах "умирающего" провинциального барокко на рубеже 18-19 столетий еще в нерегулярной Зареченской слободе. К середине 19 века относится строительство корпусов знаменитой баташевской самоварной фабрики на нынешней улице Революции: это целый комплекс разностилевых, подстроенных в разное время друг к другу строений, от производственных до конторы заводоуправления и небольшого выставочного зала.
Родственником Баташевых был не менее известный в Туле благотворитель Ф.Ф. Занфтлебен. Он женился на дочери Василия, Лидии. В Государственном архиве Тульской области хранятся интересные материалы о его деятельности. Так, в одном из документов Ф.Ф. Занфтлебен просит принять его почетным членом Тульского губернского попечительства детских приютов, куда он обязуется ежегодно делать взнос по 100 рублей. Императрица Мария Федоровна дала согласие на это в 1898 году. 4 февраля 1899г Мария Федоровна дала согласие назначить его уже директором Тульского Мариинского детского приюта. На этой должности занимается уютом и постановкой в приюте учебно-воспитательной работы. В приюте не было книг, а, считая чтение одним из самых необходимых условий умственного развития детей, Ф.Ф. Занфтлебен пожертвовал 40 рублей на устройство библиотеки, в которую поступило 600 книг. Он устраивал загородные прогулки и «ёлку» для детей. Ежегодно жертвовал 500 рублей из личных средств на выписку журналов, оплату телефона. Выделил 13,5 тысяч рублей на постройку новых зданий приюта и свыше 3 тысяч — на храм при нем.
В 1898 г. он Всемилостивейше награжден за усердную службу и за заведование фабрика наследников В.С. Баташева золотой медалью для ношения на шее на Станиславской ленте. В 1902 г. Главный комитет экспертов Парижской выставки за заслуги в фабрично-заводской промышленности присудил ему серебряную медаль с дипломом. В 1903 г. «за усердие и особые труды» награжден золотой медалью для ношения на Владимирской ленте, в 1905 г. — золотой медалью на Александровской ленте, в 1910-м орденом св. Станислава 3-й степени, в 1912 — орденом св. Анны 3-й степени, в 1913-м — орденом св. Станислава 2-й степени.
В 1915 г. Занфтлебен ходатайствует о разрешении ему с семьей, в виде монаршей милости, именоваться впредь по фамилии Баташевы. Канцелярия по управлению детскими приютами уведомила почетного члена Тульского губернского попечительства детских приютов ведомства учреждений императрицы Марии, директора Тульского Мариинского детского приюта коллежского секрета Ф. Занфтлебена о Всемилостивейшем разрешении именоваться с семейством Баташевыми с 19 декабря 1915 года.
Много для города сделали Алексей и Иван Баташевы. В газете «Тульская жизнь» в 1906 г. дается объявление о бесплатном наборе детей в начальное училище, которое открывалось на средства братьев. Принимались дети не моложе 8 лет, обоего пола.
В 1895-1903 гг. в Туле работала общественная библиотека. В 1899-1900 гг. в нее поступило 513 наименований книг в 611 томах. Среди тех, кто пожертвовал книги в библиотеку, были И.С. Баташев и В.В. Вересаев. В библиотеке они и познакомились. Когда представилась возможность купить частную библиотеку Протасова за 1000 рублей для общественной библиотеки, не располагавшей такой суммой, И.С. Баташев предложил эти деньги в долг, без процентов, с рассрочкой платежа на 5 лет.
Белобородовы
Тульский I гильдии купец Иван Сергеевич Белобородов был одним из самых известных общественных деятелей своего времени.
По ходатайству Крапивенского городского общества император утвердил Ивана Сергеевича почетным гражданином города Крапивны 14 октября 1866 года. Этим же обществом 9 ноября 1871 года он был избран членом попечительского совета женской прогимназии уездного центра. Немного ранее, 5 августа 1870 года, его утвердили старшиной тульского Николаевского детского приюта.
С открытием в Туле Мариинского детского приюта Иван Сергеевич выразил желание принять на себя звание директора. С разрешения императора он был утвержден в этой должности. В ноябре 1879 года Белобородов приобрел для приюта за выгодную цену дом, одежду и белье для воспитанников. Много делал за свой счет. Постоянно следил за воспитанием мальчиков, стремился привить им любовь к токарному и слесарному делу, создав для этого соответствующие условия.
22 сентября 1822 года министром финансов России Иван Сергеевич был утвержден членом учетного комитета Государственного банка при его тульском отделении. 12 января 1889 года императрица назначила его казначеем Тульского губернского попечительства детских приютов. Белобородов был одним из основателей общества "Милосердие" для призрения бедных, внеся в фонд крупную сумму. Был казначеем и действительным членом общества.
И.С. Белобородов имел три золотые медали "За усердие" для ношения на Владимирской, Анненской и Станиславской лентах и бронзовую медаль на Анненской ленте в память о русско-турецкой войне 1853-1856 гг.. По постановлению Главного управления общества попечения о раненых и больных воинах 29 апреля 1879 года Иван Сергеевич получил Высочайше установленный Знак Красного Креста.
В течение 8 лет Белобородов был церковным старостой церкви Святого Александра Невского при Тульской мужской гимназии. На нужды церкви он пожертвовал значительный капитал.
И в 90-е годы Иван Сергеевич вел активную общественную жизнь: был членом Губернского податного присутствия от земства, гласным городской Думы, членом совета Тульско-Калужского попечительства о слепых, почетным членом Николаевского детского приюта и его казначеем, необязательным директором Тульского губернского попечительного о тюрьмах комитета.
Ваныкин
Широкую известность в Туле имел капиталист-меценат Дмитрий Яковлевич Ваныкин, родившийся в 1816 году. Он происходил из известного купеческого рода. Его отец был потомственным тульским предпринимателем. Мать также из влиятельного тульского купеческого рода Красноглазовых, прославленных меценатов. После смерти родителей Дмитрий объединил капиталы двух родов. Интересно что, по завещанию Красноглазова его капитал был разделен на две части: одна часть — пошла на благотворительность, вторая — по наследству перешла Ваныкину.
Сведения, имеющиеся о Дмитрии Яковлевиче Ваныкине, весьма скупы. Не получил хорошего образования. Был женат на коренной тулячке Баташевой; рано овдовел. В детстве умерла его единственная дочь. Был глубоко верующим человеком. Вел уединенный образ жизни, большинство дел было отдано на откуп приказчикам. Однако никогда не оставался безучастным к чужому горю и просьбам о помощи.
В 1898 году Д.Я. Ваныкина поразил апоплексический удар — он потерял возможность ходить, на ногах появились раны. Все эти тяготы Дмитрий Яковлевич мужественно сносил, прося лишь, чтобы устраивали богослужение в его доме. Чувствуя, что конец его близок, он составляет завещание. По завещанию Дмитрия Яковлевича Ваныкина основная часть его капитала расходовалась на благотворительные цели — в целом город получал около двух миллионов рублей. Первоначально Д.Я. Ваныкин намеревался по завещанию пожертвовать деньги, главным образом, православным храмам и приютам. Однако, узнав из беседы со своим лечащим врачом — Федором Сергеевичем Архангельским о том, что в Туле из 115000 жителей ежегодно умирали 3500 человек, половину из которых составляли дети до десяти лет, Дмитрий Яковлевич решил большинство средств завещать на строительство городской больницы.
Утром 17 (30) июля 1900 года Д.Я. Ваныкин скончался. Тульский Окружной суд рассмотрел духовное завещание Ваныкина и утвердил его к исполнению. 20 декабря 1900 года доверенные лица внесли пожертвованную сумму в банк (около 2 млн. рублей), а завещание было передано в городскую думу.
По завещанию следовало передать следующие суммы:
· строительство городской больницы — 325000 руб. серебром;
· книги для библиотеки при больнице — 1000 руб.;
· снабжение выздоравливающих одеждой и обувью — 3000 руб.;
· городской библиотеке — 3000 руб.;
· Обществу тульских врачей — 15000 руб.;
· реальному училищу — 2000 руб.;
· бедным ученикам мужской гимназии — 2000 руб.;
· бедным ученикам 1 и II женских гимназий 2000 руб. и 3000 руб.;
· духовному училищу — 2000 руб.;
· семинарии — 2000 руб.;
· епархиальному училищу — 1000 руб.;
· 4 детским приютам (Ксениевский, Красноглазовский, Николаевский, Михайловский) по 5000 руб.;
· Общине сестер милосердия — 1500 руб.;
· Обществу приказчиков — 3000 руб.;
· дому призрения бедных — 10000 руб.;
· Обществу земледельческих колоний — 10000 руб.;
· Тульскому городскому попечительству — 3000 руб.;
· попечительству о слепых — 3000 руб.;
· богадельне Петровской — 20000 руб.;
· дому трудолюбия — 3000 руб.;
· 9 церквям (Всесвятская — 1500 руб.; Ильинская — 2000 руб.; Благовещенская, Воздвиженская, Петропавловская, Знаменская, Феодосьевская, двенадцати апостолов — по 3000 руб.; Казанская - 25000 руб.);
· 30 домам для бедных — 15000 руб.;
· ночлежному дому 150000 руб4.
Еще при жизни Дмитрий Яковлевич пожертвовал 25000 рублей церкви при богадельне на Никитской улице, а также два крупных усадебных места с постройками» под ремесленное училище на Калужской улице; вложил порядка 100000 в Коммерческое училище.
В завещании все было четко продумано. Например, если городские власти затягивали решение вопроса о вложении завещанных денег в соответствующие проекты в течение трех лет со дня утверждения духовного завещания, то душеприказчики Ваныкина имели право изъять данную денежную сумму и самостоятельно начать строительство. Однако осуществлять положения данного пункта завещания не пришлось. На заседании городской думы от 28 ноября 1900 года было принято решение «ввиду исключительности пожертвования» выставить в честь мецената Ваныкина его портрет в зале думы. Вскоре «ввиду важности дела и сложности постройки» городская дума создает специальную комиссию, из наиболее предприимчивых людей города, в которую вошли: А.А. Любомудров, Г.К. Антонов, Ф.С. Архангельский, А.С. Баташев, Н.В. Леонтьев, В.П. Каменев, Г.О. Гартман, П.И. Векшин, Е.Е. Баташев, С.Н. Соболев, И.И. Богатырев, Н.Ф. Занфтлебен, А.М. Молчанов, Л.Г. Сухин.
В начале 1904 года городская дума проработала вопрос о строительстве большого ночлежного дома. На возведение здания решили потратить 80 тысяч рублей из завещанных Д.Я. Ваныкиным средств, а остальные деньги — на содержание ночлежного дома. Тогда же военный инженер Балбот приступил к эскизному проектированию, но русско-японская война не позволила ему завершить эту работу. Проектирование продолжил архитектор В.Н. Сироткин.
Ночлежный дом открылся в 1908 году. Он представлял собой трехэтажное каменное здание с бетонными сводами и асфальтовыми полами. Главный фасад с парадным входом выходил на Новопавшинскую улицу (ныне улица Коминтерна). Со двора было еще два входа: отдельный для мужчин и отдельный для женщин. На первом этаже размещались столовая, буфет и кладовая, на втором и третьем — отделения для посетителей. Дом был рассчитан на 250 ночлежников: 210 мужчин и 40 женщин. Сегодня в этом здании по адресу: ул. Коминтерна, 28 находится военкомат Советского района.
6 февраля 1903 года городская дума объявила открытый конкурс на разработку проекта для устройства больницы. Уже через год (в конце февраля 1904 г.) Тульское общество архитекторов приступило к рассмотрению представленных проектов. В марте премии были присуждены двум проектам, разработанным Московским архитектурным обществом. Однако оба «плана для постройки больницы» оказались слишком дороги в исполнении. Городской архитектор В.Н. Сироткин переработал эти проекты в соответствии с имеющейся суммой. В июне 1905 года началось строительство. Место постройки больницы тщательно выбиралось. Было решено отвести под постройку большой земельный участок (около 5 га) близ городского парка (им. П.П. Белоусова). К больнице можно было подъехать по четырем мощеным камнем улицам, к тому же рядом проходила конно-железная дорога.
Встал вопрос со сточными водами, которые первоначально планировалось собирать в накопительные ямы и удалять конным транспортом, но такой способ требовал больших затрат. Было принято решение о постройке канализационной сети. С этой целью члены комиссии во главе с врачом В.П. Грушецким выехали для консультации в Москву, одновременно были сделаны соответствующие запросы в ряд зарубежных городов, где имелись подобные сооружения. Проблема состояла в том, что больница находилась на возвышенности, и город лежал ниже нее, поэтому в случае прорыва больничной канализации возникала угроза затопления города сточными водами. После нескольких консультаций было принято решение построить дорогостоящую, но надежную канализационную сеть с системой биологической очистки. Одновременно был засыпан большой овраг, рассекавший всю территорию больницы на две части.
Все работы по строительству городской больницы были завершены в декабре 1907 года. За два с половиной года притом, что строительные работы не велись в зимнее время, были построены 7 больничных зданий; потрачено 260-300тысяч рублей (остальные деньги были использованы на инженерное и медицинское оборудование).
При Советской власти переименовали и название больницы (стала называться в честь Н.А. Семашко) и улицу (стала Первомайской). Историческая справедливость восторжествовала лишь в 2004 году, когда Тульская городская Дума возвратила больнице «Скорой помощи» имя Дмитрия Яковлевича Ваныкина. Улица же до сих пор остается Первомайской.
Васильковы
Тульские I гильдии купцы и промышленники Иван Михайлович и Петр Михайлович Васильковы, потомственные почетные граждане, владельцы кожевенной фабрики на Новопавшинской (ныне - Мосина) улице, в течение 10 лет оказывали городу постоянную помощь во время пожаров, страшных по тому времени стихийных бедствий. Для пожарной команды Васильковы приобрели 500 ведер, пожарные трубы и многое другое. В любое время дня и ночи они вместе со своими рабочими лично выезжали на пожары, помогая городской пожарной команде и гражданам. Терпели при этом убытки, так как фабрика во время тушения пожаров останавливалась, но, тем не менее, продолжали оказывать городу помощь. Васильковы внесли также крупные суммы денег на содержание лечебницы для бедных общества тульских врачей и являлись одними из основателей основного фонда общества "Милосердие". Братьями был сооружен знаменитый Васильковский мост с Заварной улицы в Заречье на Новопавшинскую в центральной части города.
Городская Дума в знак благодарности 11 октября 1874 года присваивает братьям Васильковым звание почетных граждан города Тулы.
Володимировы
Тульский купец Иван Васильевич Володимиров с сыновьями Григорием и Николаем находился во II гильдии купечества с 1817-1819 гг. В ноябре 1839 года Николай Иванович подал прошение о возведении его с семьей в сословие потомственных почетных граждан, и оно было удовлетворено.
В 1842 году его сын изъявил желание поступить на должность почетного старшины Николаевского детского приюта, и 9 мая он был утвержден в этой должности. В.Н. Володимиров пожертвовал каменный 2-этажный дом с надворными постройками для размещения приюта, 3 тысячи рублей денежных средств, а также взял на себя обязательство каждый год вносить на его содержание по 285 рублей серебром. 24 ноября 1842 года он получил золотую медаль "За усердие".
За многочисленные пожертвования, сделанные Володимировым на содержание Николаевского приюта, 20 октября 1946 года Василию Николаевичу была объявлена благодарность попечительства приюта с опубликованием ее в "Тульских губернских ведомостях". В течение 1840-1850 годов за усердную службу на этом поприще Василий Николаевич Володимиров (по некоторым документам - Владимиров) неоднократно получал монаршее благоволение.
Воронцовы
Воронцов Гавриил Тимофеевич тульский купец, заводчик, общественный деятель в 1854 году открыл в Туле мастерские по производству гармоний и самоваров. Он был одним из создателей общества «Милосердие».
Его сын, Анатолий Гаврилович, был старостой Дмитриевской кладбищенской церкви. В 1900 году провел полный ремонт этого храма, затратив при этом на него около 3 тысяч рублей личных денег. Через три года поставил деревянную ограду вокруг кладбища за 1500рублей, в следующем году за 2 тысячи приобрел усадебное место с домом для причта церкви.
Демидовы
Русское предпринимательство было крепко своей родовой преемственностью и сословной сплоченностью. Вместе с тем следует отметить, что русские предпринимательские роды не были замкнутой кастой, а постоянно подпитывались и обновлялись снизу, преимущественно из крестьянской среды. Из крестьян вышел и Никита Демидович - родоначальник Демидовых-промышленников. Эта фамилия не безразлична исторической судьбе Тулы. Едва ли среди их современников можно отыскать фигуры, оказавшие на развитие древнего русского города, одного из старейших индустриальных центров России, столь глубокое и многоаспектное воздействие. Проводники этого влияния - тульское окружение Демидовых, во многом их сформировавшее (если не породившее), но и в не меньшей степени сформированное ими. Весь род этих промышленников был христианами, поэтому они старались помочь церковным приходам. Например, возведение нынешнего каменного здания Никольской (Николо-Зарецкой) церкви, заменившее деревянное, связано с деятельностью сына Никиты Демидова Акинфия и относится к первой половине 30-х годов 18 века.
В Петровское время церковь называлась, как правило, по престолу Николая Чудотворца. В дальнейшем ее все чаще именовали Христовоздвиженской. Уже в середине 40-ых годов именно этот престол считали основным, прочие - придельными. Подобно многим русским храмам, Николо-Зарецкая церковь имела и особые, данные ей в народе, прозвища. Наиболее известное из них - Никола Богатый. Приход этой церкви среди зареченских храмов был средним по величине. К нему принадлежали представители крупнейших промышленных династий Тулы - Демидовы, Баташевы, Мосоловы.
Биография Демидовых известна всем интересующимся историей, поэтому я остановлюсь на самых интересных моментах их жизни для того, чтобы понять: кто же такие, родные любимца Петра I.
Никита Демидов занимался не только промышленным, но и торговым предпринимательством. Больше того, есть основания предполагать, что эта деятельность сыграла важную роль в становление его хозяйства. Яркое представление о торговой деятельности тульских оружейников дает "Ведомость от тульских земских бурмистров" (1720 год), содержащая список из 64 семейств казенных кузнецов, занимавшихся торговым предпринимательством. Среди них почти исчерпывающий перечень фамилий, входящих в известный на нынешний день список слободских старост. Большой интерес представляют сведения о некоторых из торговых занятий промышленника, содержащиеся в раздельной записи, составленной в 1711 году при отделении им от своего хозяйства младшего сына Никиты.
Во-первых, в ней отмечены существовавшие на передаваемом сыну тульском дворе лавки. В отношении части из них, а именно, стоявших "от Тулицы на переднем конце двора", раздельная запись дает уточнение, причем достаточно неожиданное: лавки ("семь замков") "ныне таргуют мясам".
Помимо них в это же время он владел торговыми точками непосредственно в местах сосредоточения основной городской торговли: лавками в Мескатином (Мескотином) ряду и одной лавкой в железном ряду. И, наконец, находившимися в Зарайском уезде на берегу реки Оки Перевинскими (Перевидскими) винными заводами.
В дар Петру I Никита Демидович преподнес золотые изделия из сибирских курганов. Открыл первую «цифирную школу» в Невьянске (1709).
Не так уж много известно о Никите Демидыче-деятеле и почти ничего - о человеке. Да и то, что можно почерпнуть на этот счет в литературе, в большинстве случаев с помощью источников проверить не удается. Как, например, сообщение Головщикова, что "он был человек веселого нрава, любивший забавлять собеседников остроумными шутками".
Есть, впрочем, одно известие о природных способностях Демидова, сомнение не вызывающее хотя бы уже потому, что пришло из лагеря противников Никиты, никак не заинтересованных приукрашивать правду. В "Разговоре двух приятелей о пользе науки и училищах" его автор (В.Н.Татищев) вспоминает: «Мы все знали кузнеца, а потом дворянина Никиту Демидова, который грамоте не учен, но другие ему Библию читали, он все, памяти достойное, в которой главе стих не токмо сказать, но пальцем место указать мог". Помимо свидетельства о замечательной памяти, отсюда можно извлечь и другую ценную информацию: указание на широкую известность личности Демидова. ("Мы все знали кузнеца..."), дополнительное подтверждение факта о его неграмотности, очень любопытное свидетельство интереса Демидова к религии.
Смотря на портрет, можно сказать, что перед нами отнюдь не весельчак, напротив, человек суровый, волевой. Нет на портрете, кстати, еще одной детали, упоминаемой документом - болезни глаз, которой ближе к концу жизни, возможно, страдал Никита Демидов.
С оценкой заслуг металлозаводчика перед государством связан указ от 21 сентября 1720 года (до нас не дошедший) о пожаловании его в дворяне. Соответствующий диплом был заготовлен, но случайно, за отъездом Демидова, оказался не подписанным Петром I. Тем не менее, когда при Екатерине I дело, наконец, было доведено до конца, и новый диплом 24 марта 1726 года был императрицей подписан, в нем оказалась ссылка на соответствующий указ 1720 года. Родовой дворянский герб Демидовых включал изображения, символически отражавшие их занятия: серебряный молот и три зеленые рудоискательные лозы.
При жизни Никиты Евдокия Федотовна (его жена) пребывала в отбрасываемой им тени. Лишь после его смерти имя ее начинает встречаться на страницах документов. В 1723 году (23 октября) она составила духовное завещание. "В недвижимом - наследником, а в движимом - душеприказчиком" она назначала своего старшего сына. Из движимого 1300 рублей она оставляла двум младшим сыновьям и дочери, все же остальное приказывала раздать нищим при церквях и на строительство храмов. Акинфия она просила широко, "оставя скупость", жертвовать из оставшихся после нее денег, а также из собственных средств "в поминовение муже моем и по мне по вся годы".
Евдокия Федотовна надолго пережила своего мужа. Она хранила память о нем, чему свидетельство не только цитированные строки завещания, но и церковные вклады. Так в память о покойном она пожертвовала в Христовоздвиженскую, что в Чулковой слободе, церковь 53-пудовый (865 кг) колокол (не сохранился).
С именем Акинфия Никитича Демидова некоторые источники связывают также строительство тульской церкви Рождества Христова, что в Чулковой слободе.
В городской усадьбе отца в 1730-1734 г.г. Акинфий построил обширный в три этажа каменный дом-дворец. Отделка самого дома, судя по описанию Афремова, отличалась исключительной роскошью. По его утверждению, именно здесь дважды в течение 1744 года принимались проезжавшие через Тулу императрица Елизавета Петровна и наследник престола Петр Федорович с его нареченной невестой Екатериной Алексеевной (будущей Екатериной II).
Акинфий Никитич приобрел во Фрайбурге минералогический кабинет, дополнил его коллекцией сибирских минералов (в 1759 по его желанию переданы в дар Московскому университету).