Классификация социальных технологий




ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ»

 

Преподаватель: к.п.н. Холоднова И.В.

 

ст. Вешенская

Тема: «ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ»

Основные понятия и термины: технология, социальная технология, технологическая схема социальной работы, классификация социальных технологий, метод,методологический подход, групповая социальная работа, индивидуальная социальная работа, микросоциальная работа, территориальная социальная (макросоциальная) работа, социальные категории населения.

 

План.

1. Понятия «технология» и «социальная технология».

2. Классификация социальных технологий.

3. Технологическая схема социальной работы.

4. Направления и виды технологий в социальной работе.

5. Основные принципы классификации методов социальной работы.

Содержание лекции.

1.

Технология (от греч. тесhпе — искусство, мастерство, учение; + logos учение) — система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта. Понятие технологии вначале было обосновано и принято в сфере промышленного производства, а затем распространилось на другие производительные области. В производстве технология понимается как строго определенная последовательность этапов и операций, ведущая к созданию конечного продукта из конкретного исходного сырья. Любое изменение качества сырья, условий его переработки на каком-либо этапе представляется как применение иной технологии.

Появление социальной технологии было связано с потребностью «тиражирования» новых идей, проектов, видов социальной деятельности, что во многом определило эффективность современной социальной политики и социального управления.

Общей целью технологий социальной работы является предупреждение распада общества.

Технология в социальной сфере (социальная технология) — способ организации деятельности вэтой области, направ­ленный на реализацию поставленных целей и задач.

Целью применения социальной технологии является «соци­альный продукт» — создание условий, нормализующих жизне­деятельность людей, удовлетворяющих общественным интересам, разрешающих социальные противоречия.

Распространение понятия технологии на социальную сферу — так называемая технологизация социальной сферы — стало свое­образной данью индустриализации современного общества. Этот процесс встретил ряд осложнений, связанных с тем, что индиви­ды и социальные группы уникальны, как и социальные случаи, требующие применения социальной работы. По этой причине невозможно постоянно применять одну и ту же последователь­ность и содержание стандартизированных социальных приемов-операций, Необходимо гибкое сочетание, или модификация изве­стных приемов, рассчитанное на индивидуальность данного слу­чая. Следовательно, нужен творческий подход, аналогичный соче­танию классических методов в их определенной последовательно­сти и творчества в медицине. Тем не менее, можно выделять типовые случаи в определенных направлениях социальной деятельности, где применяются единые способы реализации целей и задач, что позволяет выделять социальные технологии.

Социальная технология рассматривается как совокупность и порядок применения методов, приемов, средств разрешения соци­альных проблем. Разрешение любой социальной проблемы предпо­лагает пооперационное осуществление социальной деятельности. Операции разрабатываются предварительно, сознательно и планомерно, причем разработка производится на основе и с использова­нием научных знаний. При разработке учитывается специфика области, в которой осуществляется деятельность.

Социальная технология имеет, как правило, две формы: созда­ется проект, описывающий процесс и методы, и осуществляется деятельность, организованная в соответствии с этим проектом.

2. Социальные технологии выступают инструментом социальной политики. На этом основании специалисты выделяют несколько групп технологий (см. таблицу).

Таблица

Классификация социальных технологий

 

Классиф. признак Виды технологий
По степени новизны   Рутинные, основанные на прошлом опыте; Инновационные, направленные на создание нововведений
По масштабности   Глобальные; региональные
По содержанию   Информационные, оптимизирующие информационный процесс; Интеллектуальные, стимулирующие мыслительные и творческие способности людей; Демографические, изучающие и управляющие изменениями численности и состава населения
По видам   Технологии согласия и разрешения конфликтов; Политические технологии; Административно-управленческие и психологические технологии

 

 

Специалистами в области социальных технологий выработаны следующие необходимые условия технологизации практической деятельности в социальной сфере:

- объект воздействия должен обладать определенной сте­пенью сложности, т, е. иметь признаки социальной системы;

- должны быть выделены элементы системы объекта социального воздействия, особенности его структуры и функционирования;

- возможность формализации реально происходящих процессов и представления их в виде определенных операций, процедур, показателей;

- возможность воспроизводства и повторяемость операций, процедур или показателей в новых условиях.

Социальная работа как специфическая профессиональная дея­тельность и самостоятельная область знаний по всем параметрам отвечает условиям технологизации.

Польза применения понятия технологии для социальной рабо­ты состоит в том, что в обобщенном виде социальную работу можно представить как последовательность этапов деятельности, каждый из которых имеет определенное целевое назначение, и его результаты используются на последующем этапе. На каждом этапе осуществляются действия, обеспечивающие выполнение его цели, и, таким образом, применяются методы, свойственные только этому этапу.

Технология социальной работы рассматривается как процесс управления действиями людей с применением специальной мето­дологии.

В рамках данного определения рассмотрим его составные ча­сти.

Методологический подход — теоретическое обоснование и общее описание тех пли иных способов действий. В социальной работе используется ряд методологических подходов, каждый из которых обусловливает группу методов, объединенных общей теоретической основой и характером действий.

Метод — принципиальный способ действий в определенной ситуации на определенном этапе работы.

Технология — конкретная последовательность действий (алго­ритм) в конкретном социальном случае от начального до завершаю­щего этапа работы.

Процесс — изменение (динамика) состояния предмета под воз­действием внешних или внутренних факторов,

В качестве внешних факторов рассматриваются социальные условия и обстоятельства жизнедеятельности людей, социальных групп и сообществ, а внутренними факторами выступают их ре­сурсы: психологические, социальные, социально-экономические. Целенаправленное воздействие специалиста на внешние и внутренние факторы, их активизация — основная функция соци­альной работы.

3. Социальная работа — это процесс во времени и пространстве, следовательно, в любом ее методическом направлении это опре­деленная последовательность действий, именуемая технологической цепочкой или технологической схемой.

Генеральная, или общая, технологическая схема состоит из этапов, одинаковых по названию и сущности, независимых от направления и особенностей работы. В самом общем виде в технологическом процессе можно выделить четыре основных процедурных этапа.

1. Аналитическая часть (социальная диагностика) — сбор информации, ее анализ и постановка социального диагноза.

2. Внедрение — установление специалистом связей с объектом и средой.

3. Социальная терапия (вмешательство) — составление и реализация плана терапевтических действий.

4. Анализ результатов и коррекция плана — проводятся не только по завершении терапевтических действий, но и по мере их осуществления.

Любое из направлений, любой из видов технологий социальной работы, работа с любыми объектами включают в качестве этапа социальную терапию. Этот этап реализует цель и задачи социальной работы, которые в конечном счете сводятся к соци­альной адаптации объектов работы к условиям их повседневной жизнедеятельности. Ни одна иная социальная технология не предусматривает социальной терапии.

Внедрение тоже представляет собой своеобразный этап техно­логии социальной работы, который не является необходимым для других социальных технологий. В макропрактике, объединяющей деятельность управленцев в сфере социальной работы, которые не контактируют непосредственно с объектами социальной тера­пии, внедрение осуществляют посредники — специалисты по социальной работе или представители общественных объединений.

На определенных этапах социальной работы могут быть использованы другие социальные технологии, которые при этом подменяют собой всю последовательность технологических эта­пов, свойственных социальной работе.

4. Технологии социальной работы можно дифференцировать раз­личным образом.

По направлениям работы, конкрети­зирующим ее основные цели и задачи, выделяют:

индивидуальную социальную работу — управление поведением индивида;

групповую социальную работу — управление поведением социальных групп, в том числе терапевтических групп, искусственно созданных для проведения работы с ними, групп, сложившихся естественным путем (семей, общин, групп взаимопомощи, общественных объединений), и групп, ведущих целевую деятельность, — организаций, производственных коллективов;

микросоциальную работу (практическую социальную работу), для которой характерно преимущественное использование социально-психологических методов терапии и принципа мимикрии — максимального учета и использования мнения, привычек и предпочтений объектов работы;

макросоциальную работу — деятельность по структурированию территориальных сообществ, населения локальных территорий как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне муниципальных образований, сельских поселений, городских кварталов, исходя из ин­тересов и возможностей населения;

разрешение социальных конфликтов, характеризующееся не только особыми задачами, но и специфической методологией, предполагающей использование посредничества;

формирование личности и поведения специалистов по социальной работе —специализированное направление социальной работы, где используется наставничество, развивающее творческие возможности и психологическую подготовку будущих специалистов.

Технологии социальной работы, как и виды любой деятельности человека, дифференцируются по оперативным целям и задачам и по характеру терапевтической ра­боты:

социальная профилактика, предполагающая работу с населением, в том числе с социальными категориями риска, имеющими тенденцию к маргинализации, в основном социокультурными методами (клубная, спортивная работа; кружки и секции дополнительного образования), социальным консультированием и патронажем;

социальная абилитация, направленная на создание, формирование возможностей и связей, обеспечивающих интеграцию в общество людей, которые никогда в нем не участвовали. Психолого-социальные методы являются главным инструментом абилитации. Они позволяют сформировать социофункциональный потенциал (социально-психологические свойства и особенности поведения индивида или группы) на основе диагностики и дальнейшего развития;

социальная реабилитация, предусматривающая восста­новление или возможно более полную компенсацию со­циальных ограничений жизнедеятельности. Ее целями яв­ляются повышение социального статуса индивида или группы, активизация социофункциональных ресурсов клиентов социальной работы. Предполагается использо­вание широкого комплекса терапевтических методов;

социальное консультирование представляет собой применяемые в практической социальной работе встречи специалиста с людьми, которым нужна информация, полезная для того, чтобы ориентироваться в сложной для них ситуации. Специалист предоставляет социально-правовую, социально-психологическую информацию, помогающую им в дальнейшем налаживать связи с социальной средой. Особенность консультирования состоит в активизации возможностей клиентов для решения своих проблем. Используются социально-психологические методы терапии;

социальная диспансеризация, сопровождение и патронаж практикуются при макросоциальной и практической работе с социальными категориями риска, с маргинальными индивидами и группами. Эта комплексная деятельность предусматривает постановку индивидов и групп на учет в специальной службе, периодическое посещение их по месту проживания и разностороннюю социальную помощь, включая консультирование и помощь при встречах с другими людьми;

социальное прогнозирование — рассматривается как социальная технология, которая применяется в макросоциальной работе для обоснования социальных программ и их предполагаемых результатов. В этом случае используются социологические методы составления прогнозов развития социальной ситуации, в том числе экстраполяция (распространение выводов по изучению части процесса на другую его часть), моделирование (исследование объектов на их аналогах) и экспертиза (обращение к мнениям группы специалистов);

социальное проектирование — это научно обоснованное определение вариантов планового развития социальных процессов, применяемое в макросоциальной работе.

В основном это программно-целевое проектирование — создание программ по решению проблем целевых категорий населения локальных территорий с использованием социологических методов диагностики. Как и социальное прогнозирование, эта социальная технология не является самостоятельной технологией социальной работы, однако используется на этапе планирования терапевтических мероприятий.

Перечисленные технологии обычно называют общими технологиямисоциальной работы.

Для практики социальной работы важное значение имеет диф­ференциация технологий социальной работы по объектам — ка­тегориям населения, имеющим общие проблемы. Это так называ­емые частные технологии социальной работы, к которым относят:

- технологии работы с семьями;

- технологии работы с дезадаптированными детьми и под­ростками и профилактики наркомании в подростковой и молодежной среде;

- технологии работы с зависимыми людьми;

- социальная работа с пожилыми людьми;

- социальная работа с инвалидами;

- социальная работа с безработными, бездомными, мигрантами и беженцами.

Частными технологиями считаются также технологии социаль­ной работы в различных сферах жизнедеятельности общества. К такого рода технологиям относят:

• социальную работу в системе образования;

• социальную работу в системе здравоохранения;

• социальную работу в организациях;

• социальную работу в исправительных учреждениях.

Основной целью социальной работы с проблемными категори­ями населения является социальная адаптация индивидов и соци­альных групп. Социально активные люди и группы, ведущие созида­тельную деятельность, адаптированы, т. е. приспособлены к усло­виям жизнедеятельности, в данном, обществе.Благодаря своим усилиям они получили место и возможности для созидательной деятельности. Люди и социальные группы сразличной степенью маргинализации или ведущие асоциальный образ жизни, как прави­ло, дезадаптированы — изначально не приспособлены к созида­тельной деятельности либо утратили эту приспособленность.

Формы и методы социальной адаптации укладываются в об­щую технологическую схему социальной работы. Они диф­ференцируются в зависимости от причин дезадаптации, которые так или иначе связаны со сферами жизнедеятельности людей и групп и с социальными категориями, к которым принадлежат люди и группы. Причины дезадаптации многообразны. Их выяв­ление — задача социальной диагностики, являющейся начальным этапом общей технологической схемы социальной работы.

Социальная адаптация как процесс приспособления людей к правилам, системе норм и ценностей является метатехнологией социальной работы, объединяющей ее направления, виды и формы.

Возможности и средства адаптации разнообразны и зависят от того, в какой области жизнедеятельности людей проявляются признаки их дезадаптации. В связи с этим выделяют;

- профессиональную адаптацию как процесс профессио­нальной ориентации, приобретения профессии, стажи­ровки на рабочем месте и трудоустройства;

- социально-психологическую адаптацию как процесс коррекции поведения людей, их отношения к другим людям и событиям;

- социально-бытовую адаптацию как процесс приспособления людей к жизнедеятельности в окружающей их повседневно социальной среде и бытовых условиях;

- экономическую адаптацию как процесс приобретения экономической самостоятельности и способности своим трудом поддерживать себя и свою семью;

- культурную адаптацию как процесс освоения норм, правил и ценностей социальной среды интеграции — социальной системы, частью которой предстоит стать объекту социальной работы.

5. Технологии социальной работы осуществляются путем приме­нения различных методов и их модификаций на определенных этапах технологического процесса. Если технология является формой, то методы являются содержанием процесса социальной работы, занимают конкретные области и этапы этого процесса и в этом отношении неотделимы от технологии. Существуют два основных принципа и способа классификации методов, использу­емых в социальной работе;

• по целевому назначению;

• по теоретической и функциональной основе метода.

По целевому назначению, т.е. по этапу процес­са социальной работы, выделяют:

• методы социальной диагностики, в том числе методы сбора информации и методы ее анализа;

• методы внедрения, определяющие установки и поведение социального работника при внедрении;

• методы проектирования и планирования социальной работы, куда относятся планирование терапевтических программ в микросоциальной работе, прогнозирование социальных процессов, создание проектов реформирования социальной сферы и программ по повышению качества жизни социальных категорий населения;

• методы социальной терапии, представляющие различные подходы, приемы и способы исправления установок и поведения людей;

• методы оценки социальной работы, включающие способы оценки эффективности микросоциальной работы и социальных программ для населения территорий различного уровня,

По теоретической и функциональной основе выделяют:

• социологические методы, базирующиеся на социологических теориях;

• социально-экономические методы, базирующиеся на концепциях социальной экономики;

• социально-психологические методы коррекции поведения людей на основе представлений социальной психологии;

• социокультурные методы, научной основой которых является культурология;

• социально-педагогические методы, развитые на базе социальной педагогики;

• медико-социальные методы, в основе которых научные принципы валеологии;

• организационные и организационно-распорядительные методы, разработанные с использованием теории управления;

• методы проектирования и прогнозирования на основе системного подхода и системного анализа;

• методы посредничества и разрешения конфликтов, происхождение которых связано с конфликтологией.

К социологическим методам относятся методы сбора и анали­за информации в социальной диагностике. Они применяются в макросоциальной работе, социальном проектировании и прогно­зировании. Социологическая методология и методы социальной статистики используются также для оценки эффективности мик­росоциальной работы и социальных программ. В микросоциальной работе эти методы существенно модифицированы.

Социально-экономические методы направлены на содействие повышению благосостояния объектовработы. К ним относится организация самозанятости, социального партнерства, артельной и кооперативной деятельности, других форм трудоустройства, экономической поддержки семей с детьми. Они используются в профилактике криминализации населения и социального ижди­венчества, в практике некоторых методологических подходов со­циальной терапии индивидов и социальных групп.

Социально-психологические методы направлены на нормализа­цию поведения индивидов и социальных групп при микросоциальной работе. Они используются в качестве способов социальной терапии при индивидуальной и групповой работе.

Социокультурные методы — это социализация и социальная адаптация людей через приобщение их к определенным культур­ным традициям и историческому наследию. Они используются главным образом при социально-профилактической работе с на­селением, в особенности с подростками и молодежью. К ним от­носятся, например, клубная работа, просветительская работа в СМИ, культурно-массовые мероприятия.

Социально-педагогические методы включают различные воспи­тательные мероприятия:индивидуальные и групповые беседы, групповые собрания, диспуты, дискуссии по жизненно важным вопросам, системы поощрений за проявление положительной социальной активности. Они практикуются при работе с семьями, детьми, подростками, молодежью.

Медико-социальные методы — это различные оздоровительные мероприятия, например: оздоровительная и лечебная физкультура, отдых в природных условиях, пропаганда здорового образа жизни, а также диспансеризация и уход за людьми с нарушенным здо­ровьем. Они используются при макросоциальной профилактичес­кой работе и при микросоциалыюй работе с нуждающимися в под­держании здоровья социальными категориями — инвалидами, людьми пожилого и старческого возраста.

Организационные и организационно-распорядительные мето­ды — это методы управления социальными системами: объедине­ниями людей и организациями, например, руководства соци­альными службами, содействия работе муниципальных образова­ний. Они используются при непрямых мероприятиях в макросоциальной работе.

Методы проектирования и прогнозирования в виде экстра­поляции и моделирования событий применяются в макросоциалъной работе для определения тенденций социального разви­тия, целей и задач создания социальных программ. Их разновид­ность — методики планирования и определения предполагаемо­го эффекта — позволяют наметить конкретные мероприятия программ.

Методы посредничества и разрешения конфликтов отличают­ся особой процедурой взаимодействия специалиста с объектами работы и различными организациями для установления связи между ними, а также формой и содержанием его контактов с противостоящими сторонами. Они используются при работе с индивидами, семьями, организациями и представляют собой са­мостоятельное направление социальной работы.

Таким образом, технология социальной работы — один из ви­дов социальных технологий, который отличается от других соци­альных технологий своеобразием этапов технологической схемы и методов, с помощью которых осуществляются эти этапы.

 

Вопросы и задания для самоконтроля.

1.Раскройте понятия «социальные технологии» и «технологии социальной работы».

2.Дайте краткое описание технологической схемы социальной работы.

3.Поясните, что собой представляет метатехнология социальной работы.

4. Назовите направления и виды технологий в социальной работе.

5. Определите, в чем заключается специфика частных технологий социальной работы.

6. Отметьте основные принципы классификации методов со­циальной работы.

7. Назовите методы, применяемые в определенных технологических направлениях социальной работы.

8. Укажите область применения социологических методов в
социальной работе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: