Стандартизация возникла в процессе трудовой деятельности людей в связи с необходимостью создания наиболее совершенных орудий производства и приёмов их производства. Она позволяет регламентировать требования к качеству готовой продукции, наиболее эффективно решать проблемы специализации производства, рационального использования сырья, материалов, топлива, электроэнергии, обновления и расширения ассортимента (сл.5). Естественно сложившимися «стандартами» издавна являются письменность, летоисчисление, денежные знаки, построение музыкальных произведений, правила спортивных игр и т.п.
Одним из самых первых примеров стандартизации является производство стандартных строительных блоков, позволивших возвести и пирамиды Египта. В период великих географических открытий, в связи с необходимостью строительства большого количества судов на корабельных верфях начали применять сборку судов из заранее стандартно изготовленных деталей.
В производстве оружия проблему стандартизации осознали в тот период, когда для массовых армий потребовалось его большое количество. В связи с чем Леблан в 1785 г. создал около 50 типов оружейных замков, которые были пригодны для использования в производстве ружей без предварительной подгонки. С появлением крупных производственных предприятий в Европе появилась потребность в унифицировании как продукции, так и технологий.
Год 1875 можно считать началом международной стандартизации. В этом году представителями 19 государств было создано Международное бюро мер и весов и подписана Международная метрическая конвенция.
В царской России впервые в 1848 году было принято «Положение о мерах и весах». В 1898 г построена Главная палата мер и весов, которую возглавил Менделеев Д.И. По всей стране стали создавать поверочные палатки.
|
Точкой отсчёта начала стандартизации в нашей стране является подписанный 14 сентября 1918 г. председателем Совета народных комиссаров РСФСР В.И. Лениным Декрет «О введении международной метрической системы мер и весов» (сл.5).
В 1923 г. при Народном Комиссариате рабоче-крестьянской инспекции образовали Временное бюро стандартизации (сл.6). В его функции входили проверка состояния стандартов, подготовка к созданию центрального органа. Через 2 года при Совете Труда и Обороны (СТО) создали Комитет по стандартизации и началась планомерная систематическая работа во всех отраслях народного хозяйства (сл.6). С этого момента начали вводить общесоюзные стандарты, обязательные для всех организаций и предприятий. Это были государственные документы.
В 30-е годы появились новые отрасли промышленности - автомобильная, авиационная и т.д., что потребовало развития и самой службы, в 1930 году образовали Всесоюзный комитет по стандартизации при Совете Труда и Обороны, в распоряжение которого передали Главную палату мер и весов (сл.6). Этот Комитет издавал нормирующие документы, контролировал выполнение и соблюдение этих документов. В 1936 году этот Комитет упразднили, но в 1940 году создали снова, обязав его разрабатывать и утверждать госстандарты.
В 1942 г. издали постановление об обязательной поверке мер и измерительных приборов с перечнем более 600 приборов, обязательных к проверке (шли бои под Сталинградом) (сл.7).
|
В 1948 г. Всесоюзный Комитет по стандартизации вошел в состав комитета по внедрению новой техники при Совете Министров (сл.7).
В 1951 г. организовали Управление по стандартизации при Совете Министров (сл.7).
В 1954 г. создали Комитет стандартов мер и измерительных приборов, который в 1978 г стал называться Государственным комитетом по стандартам (сл.7).
Целью изучения учебной дисциплины «Стандартизация» является формирование у студента понятий и знаний, к выявлению наиболее правильного, рационального, безопасного и эффективного варианта решения (сл.8).
2. Теоретические основы стандартизации
Термин «стандарт» происходит от английского «standard» - мерило, норма, образец, основа (сл.8). Современное определение термина «стандартизация» разработано Комитетом по изучению научных принципов Международной организации по вопросам стандартизации (ИСО) и одобрено Советом ИСО в 1962 г. Оно раскрывает сущность, назначение и содержание стандартизации. С 1 января 1970 г. в нашей стране введен в действие ГОСТ 1.0-68 «Государственная система стандартизации. Основные положения», в котором дается определение стандартизации и стандарта, основанное на определениях ИСО (сл.8).
Согласно ГОСТ 1.0-68, стандартизация - это установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении условий эксплуатации (использования) и требований безопасности (сл.9). Она основывается на объединенных достижениях науки, техники и практического опыта и определяет основу не только настоящего, но и будущего развития и должна осуществляться неразрывно с прогрессом.
|
Основной принцип стандартизации, наиболее полно отражающий ее сущность, заключается в том, что она, впитывая в себя достижения науки и передового опыта, на основе объективных методов и критериев производит оценку, отбор и синтез прогрессивных решений, регламентация и соблюдение которых - необходимое условие общественного развития (сл.9). Одновременно установление прогрессивных решений способствует развитию самих наук в процессе ускоренного внедрения передовых идей в производство.
Анализируя достижения и тенденции развития научно-технического прогресса, стандартизация не ограничивается их фиксацией в качестве обязательных норм и правил, а стимулирующее развивает достижения науки и практики, заранее устанавливая конкретные правила и нормы, которые являются ориентиром перспективного развития. Поэтому она как бы опережает и направляет развитие технического прогресса.
Стандартизация, получившая признание как полноправная наука, имеет научную основу и организационные принципы, цели и задачи, теорию и практику, методы и специфические особенности.
Являясь связующим звеном между отдельными этапами цикла «наука - производств», стандартизация существенно сокращает его продолжительность. Результаты научных исследований могут быть полностью и быстро введены в нормативно-технические документы, а посредством них в практическую деятельность.
Сама стандартизация, как наука, тесно связана с другими науками и использует их данные. Все большее значение в стандартизации стала приобретать метрология, связанная с ней математика и математическая статистика. Характер взаимосвязей других наук со стандартизацией определяется тем, что стандартизация, основанная на научных принципах, обеспечивает единство и высокую точность измерений, а также обобщает и закрепляет в научно-технической документации научные открытия и достижения.
Стандартизация ускоряет процесс использования достижений науки в практике, так как результаты исследований, имеющих прикладное значение, приобретают нормативный характер в виде нормативно-технического документа с выходом на производство продукции, услуг, процессов (работы).
3. Стандартизация в пищевой промышленности
и сельском хозяйстве.
Первые попытки стандартизации в России, выразившиеся в создании товарных классификаций зерна, относятся к 80-м г. 19 в. Однако эти классификации носили внутриведомственный характер и не оказывали влияния на качество зерна, использовавшегося внутри страны.
Могучим орудием в борьбе за повышение качества и рациональное использование ресурсов народного хозяйства стандартизация стала только после социалистической революции. Первым актом Советского правительства, имеющим важнейшее значение для стандартизации, является подписанный В.И. Лениным - Декрет Совета народных комиссаров РСФСР «О введении международной метрической системы мер и весов», принятый 14 сентября 1918 г. Внедрение этой системы могло быть осуществлено только путем установления стандартов на материалы, изделия, тару и тому подобное, в которых все требования, как количественные, так и качественные, были бы выражены в данной системе мер. В 1922 г. в возглавлявшей работу по внедрению Метрической системы мер Главной палате мер и весов был создан Комитет эталонов и стандартов. В его задачи входили координация работ по стандар-тизации, установление требований и норм в области метрологии и измерительной техники, промышленности, транспорта (сл.10).
Начало работ по разработке стандартов, отчего зависело будущее экономического подъема страны, связано с организацией в конце 1918 - начале 1919 г. (несмотря на наличие изнуряющей гражданской войны) особых комиссий по подготовке стандартов, в том числе и на сельскохозяйственное сырье. В задачу комиссий входили разработка и упорядочение требований к заготовке сырья для легкой промышленности (лен, шерсть, хлопок и др.) (сл.10). В 1919 г. был разработан и введен первый пробный стандарт на заготовку льна, который действовал до 1926 г. В 1923 г. было создано бюро по стандартизации, в состав которого входили представители ряда ведомств. Началом планомерной работы по стандартизации в СССР следует считать организацию в 1924 г. руководящего центра по стандартизации в промышленности - бюро промышленной стандартизации при Главном экономическом совете ВСНХ. Этот вопрос персонально курировал председатель ВСНХ Ф.Э. Дзержинский. Стандарты, принятые этим бюро, назывались Промстандартами ВСНХ СССР. Вы́сший сове́т наро́дного хозя́йства.
15 сентября 1925 г. Совет народных комиссаров СССР принял постановление о создании Комитета по стандартизации при Совете труда и обороны (СТО), который был уполномочен издавать общесоюзные стандарты (ОСТ) (сл.11).
Комитетом по стандартизации 7 мая 1926 г. был утвержден первый общесоюзный стандарт на селекционные сорта пшеницы - ОСТ 1 «Пшеница. Селекционные сорта зерна. Номенклатура», (сл.11) сыгравший важную роль в распространении этих сортов на полях страны и, как следствие, повышении урожайности.
В 1926 г. специальной комиссией ВСНХ был подготовлен документ, определяющий основы сортировки хлопка. В 1927 г. Комитетом по стандартизации при СТО он был утвержден в качестве общесоюзного стандарта. В этом же году специальная комиссия занялась подготовкой стандарта на сортировку льна (сл.11) с учетом требований перерабатывающей промышленности. Созданные в 1919-гг. комиссии по разработке классификации и стандарта провели большую подготовительную работу, направленную на упорядочение требований, предъявляемых к сырью и в частности на русскую шерсть. В 1928 г. представленные проекты были утверждены в качестве стандартов.
Первый общесоюзный стандарт на яблоки (ОСТ 558) был введен с 1 июля 1929 г (сл.12). Он предусматривал разделение яблок по внешним признакам на три торговых сорта.
Решениями съезда в 1930 г. были утверждены первые общесоюзные стандарты (ОСТ) на продовольственное зерно, основных культур, картофель, огурцы, огурцы тепличные, груши, морковь, лук зеленый, свеклу, редьку, редис, репу, хрен. К концу 1931 г. было утверждено 80 стандартов на сельскохозяйственную продукцию (сл.12).
С развитием народного хозяйства повышалась роль стандартизации, увеличивалось количество государственных стандартов (к 1932 г. их число достигло 4500). В августе 1930 г. советское правительство утвердило новое положение о Комитете стандартизации, который получил новое название - Всесоюзный комитет по стандартизации при СТО (Совет труда и обороны).
В июне 1932 г. решением Совнаркома СССР при хозяйственных наркоматах были организованы ведомственные комитеты по стандартизации, которые, работая под руководством заместителей народных комиссаров, отвечали за состояние стандартизации в данном ведомстве. Аналогичная работа по стандартизации проводилась в союзных республиках, где были созданы республиканские комитеты.
В 1940 г. ЦК ВКП (б) и Совнарком СССР отменили порядок утверждения стандартов наркоматами и был организован Всесоюзный комитет стандартизации при Совете народных комиссаров СССР. С этого времени общесоюзные стандарты стали называться Государственными и обозначаться индексом ГОСТ с порядковым номером и указанием года утверждения.
В 1965 г. впервые в мировой практике был разработан и утверждён комплекс государственных стандартов - «Государственная система стандартизации» (ГСС). С 1987 г. введено 4 категории стандартов - государственный стандарт Союза ССР (ГОСТ), республиканский стандарт (РСТ), отраслевой стандарт (ОСТ), стандарт предприятия (СТП), что позволяло мобильнее внедрять в производство новые технологии (сл.13).
Результаты стандартизации сельскохозяйственной продукции зависят не от количества вновь утвержденных или пересмотренных стандартов, а от эффективности изменений, которые внесли они в народное хозяйство, в развитие производительных сил. Как показывает экономический анализ, стандартизация является одним из высокоэффективных средств роста производства. По данным экономистов, отдача на каждый вложенный в стандартизацию рубль затрат составляет 12 руб. По отдельным отраслям производства этот показатель еще выше. Значимым стимулом в развитии стандартизации явилось постановление Совета министров СССР от 07.01. 1985 г. «Об организации работы по стандартизации в СССР», где главной задачей стандартизации была названы разработка системы нормативно-технической документации, определяющей прогрессивные требования к продукции, правилам, обеспечивающим её разработку, производство и применение, а также контроль за правильностью использования этой документации.
В постановлении Совета министров СССР от 25.12.1990 г. № 1340 «О совершенствовании организации работы по стандартизации» определены задачи в условиях перевода экономики страны на рыночные отношения и интеграции ее в мировое экономическое пространство.
Основными положениями постановления являются: (установление в стандартах двух категорий требований к качеству продукции - обязательных (относят требования, определяющие безопасность, экологичность, взаимозаменяемость и совместимость продукции) и рекомендуемых.
Образование в 1992 г. независимых государств на территории бывшего Советского Союза потребовало поиска новых форм сотрудничества этих стран в области стандартизации, метрологии и сертификации. Правительства государств - участников СНГ, признавая необходимость проведения в этой области согласованной технической политики, подписали 13 марта 1992 г. Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации. В соответствии с соглашением был создан Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации, в задачу которого входила организация работ по стандартизации (а также метрологии и сертификации) на межгосударственном уровне. Подписание соглашения, последующая разработка государственных стандартов РФ послужили началом формирования российской системы стандартизации.
В 1993 г. был принят Закон РФ «О стандартизации», который определил меры государственной защиты интересов потребителей посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации (сл.14). С введением этого закона был осуществлен переход от всеобщей обязательности стандартов, установленный законодательством СССР, к стандартам, содержащим как обязательные, так и рекомендуемые требования. На эту тенденцию важно обратить внимание, так как она получила продолжение через 10 лет: в 2003 г. начался переход к добровольным стандартам. Однако необходимо добавить, что эта тенденция не влияет на требования по безопасности применительно к нашему виду продукции - пищи. Безопасность достигается выполнением требований по применению ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер (сл.14).
Ветеринарно-санитарные меры - обязательные для исполнения требования и процедуры, направленные на предупреждение заноса заразных болезней животных из иностранных государств, выпуск безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных (сл.15).
Фитосанитарные меры - обязательные для исполнения требования и процедуры, устанавливаемые в отношении продукции растительного происхождения, которая по своей природе и (или) своему способу переработки может создавать риск проникновения на территорию РФ и распространения вредных организмов (сл.15).
Оценка соответствия требованиям безопасности не ограничивается сопоставлением фактического значения показателей безопасности с нормативами - необходимы анализ и оценка риска нарушения нормативов безопасности.
Для периода 1992-2001 гг. характерны следующие направления развития российской системы стандартизации:
- развитие межгосударственной стандартизации в соответствии с Соглашением от 13.03. 1992 г.;
- активизация работ по гармонизации российских стандартов с международными в связи с необходимостью освоения международного рынка и подготовкой к вступлению в ВТО;
- первоочередная разработка государственных стандартов на продукцию и услуги, подлежащие обязательной сертификации;
- внедрение международных стандартов ИСО серии 9000 и создание отечественных систем качества, соответствующих этим стандартам.
Период 2002-2003 гг. ознаменовался принятием 27.12. 2002 г. ФЗ «О техническом регулировании» и вступлением его в силу с 01.07.2003 (сл.16). Принятие данного закона положило начало реорганизации системы стандартизации, для которой установлены следующие позиции (сл.16):
- сближение требований отечественных и международных стандартов;
- сохранение обязательности требований государственных стандартов в отношении тех показателей, которые во всем мире подлежат законодательному регулированию, т.е. показателей безопасности, технической и функциональной совместимости и взамозаменяемости;
- усиление роли стандартов, устанавливающих методы испытаний и оценки объектов стандартизации;
- создание федерального фонда стандартов, который комплектуется следующими видами документов: нормативными актами РФ, государственными реестрами, правилами и рекомендациями в области стандартизации, метрологии и сертификации; государственными стандартами и их проектами, общероссийскими классификаторами технико-экономической информации; стандартами отраслей и информацией о стандартах научно-технических, инженерных и других общественных объединений; международными договорами в области стандартизации, метрологии и сертификации, стандартами, правилами и рекомендациями международных (региональных) организаций, стандартами зарубежных стран;
- присоединение России к Генеральному соглашению по тарифам и торговли (ГАТТ) и Всемирной торговой организации (ВТО), созданной на основе ГАТТ, что позволяет преодолеть технические барьеры международной торговле;
- переход РФ на принятую в международной практике систему учета и статистики - государственную систему каталогизации продукции и, как следствие, формирование территориальных и государственных банков данных о продукции. Это необходимо для обеспечения взаимопонимания в сфере техники и технологии. В РФ используется мировой опыт обеспечения широкого участия в разработке стандартов всех заинтересованных сторон-производителей, потребителей, научных и общественных организаций, специалистов. Вместе с тем сохранены стандарты бывшего СССР, фонд которых пополняется за счет разработки новых, действующих в пределах СНГ (сл.17).
Осуществляется этот переход к новой системе стандартизации, с принятием закона «О техническом регулировании». Реформиро-вание системы стандартизации разделили на три этапа (сл.17):
1-й этап - начальный (до 2002 г.) - существование Государственной системы стандартизации (ГСС), функционирующей к моменту принятия названного закона;
2-й этап - переходный (2003-2010 гг.) - преобразование государственной системы стандартизации (ГСС) в национальную систему стандартизации (НСС);
3-й этап - с 2010 г. - окончание формирования национальной системы стандартизации, базирующейся на национальных стандартах добровольного применения. Рассмотрим более детально эти этапы.
1. Начальный этап. Государственное управление стандартизацией осуществлялось Госстандартом России, который выполнял свои функции непосредственно и через созданные им территориальные органы - Центры стандартизации и метрологии (ЦСМ), которых было более 90. Основой ГСС являлся фонд законов, подзаконных актов, нормативных документов по стандартизации. Указанный фонд представлял четырехуровневую систему, включавшую: 1 - техническое законодательство; 2 - государственные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации; 3 - стандарты отрасли и стандарты общественных организаций; 4 - стандарты предприятий и технические условия. Техническое законодательство, являясь правовой основой ГСС, по существу, представляло собой совокупность регламентов 1-го уровня. Ядром технического законодательства был Закон РФ «О стандартизации» (который утратил силу со дня вступления в силу ФЗ «О техническом регулировании»). Нормативные документы 2-го уровня были представлены: государственными стандартами Российской Федерации; межгосударственными стандартами (ГОСТами), введенными в действие постановлением Госстандарта России (Госстроя России) в качестве государственных стандартов Российской Федерации; государственными стандартами бывшего СССР (ГОСТами); правилами, нормами и рекомендациями по стандартизации; общероссийскими классификаторами технико-экономической и социальной информации. Регламентами 2-го уровня являлись: государственные и межгосударственные стандарты (далее - государственные стандарты), содержащие обязательные требования; правила по стандартизации, метрологии, сертификации; общероссийские классификаторы. Нормативные документы 3-го уровня были представлены стандартами, сфера применения которых ограничена определенной отраслью народного хозяйства - отраслевыми стандартами (ОСТ) или сферой деятельности - стандартами научно-технических и инженерных обществ (СТО). Категория ОСТ была введена еще в 1960-е гг., поэтому их фонд является достаточно обширным (около 46 тыс.). Категория СТО впервые введена в 1992 г. Общие требования к ОСТ и СТО были установлены ГОСТ Р 1.4—93 «ГСС. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения». Нормативные документы 4-го уровня были представлены НД, сфера действия которых ограничена рамками организации (предприятия) - стандартами предприятий (СТП) и техническими условиями (ТУ). ТУ выступают в роли технических и нормативных документов. К НД относятся те ТУ, на которые делаются ссылки в договорах на поставляемую продукцию.
2. Переходный этап. Начало его ознаменовалось тем, что Госстандарт России, получив (в соответствии с постановлением Правительства РФ) функции национального органа по стандартизации, принял постановление от 27.07.2003 № 63 «О национальных стандартах Российской Федерации», в соответствии с которым:
- с 1 июля 2003 г. - дня вступления в силу ФЗ о техническом регулировании признаны национальными действующие государственные и межгосударственные стандарты, введенные в действие до 1 июля 2003 г. для применения в РФ;
- впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов действующие государственные и межгосударственные стандарты рекомендовано применять в добровольном порядке, за исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей законодательства РФ о техническом регулировании.
Указанный акт не следует рассматривать как формальное переименование государственных стандартов в национальные. В результате преобразования ранее утвержденных государственных стандартов в национальные стандарты номенклатура обязательных требований к конкретной продукции (до вступления в силу соответствующих ТР) должна быть скорректирована в соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» (п. 1 ст. 46). Роль главных инструментов государственного технического регулирования, которую выполняли государственные стандарты, переходит к ТР.
Добровольный характер применения стандартов.
Несмотря на добровольный характер национальных стандартов, заменивших государственные, их требования могут стать обязательными для изготовителя, если он принял решение об их применении для производства и поставки продукции.
Национальные стандарты утверждаются национальным органом по стандартизации. Одним из важнейших положений ФЗ «О техническом регулировании» является установление единой системы документации по стандартизации: национальных стандартов, общероссийских классификаторов (в том числе правил их разработки и применения), стандартов организаций. Нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, например СанПиНы бывшего Минздрава России, СНиПы бывшего Госстроя России, с принятием ТР на соответствующую продукцию будут заменены как носители обязательных требований техническими регламентами и добровольными в применении документами по стандартизации.
Таким образом, в переходный период, а также на последующих этапах содержание национальной стандартизации будет приведено в соответствие с ее формой.
С принятием ТР перейдут в разряд добровольных документов нормы и правила федеральных органов исполнительной власти, в компетенцию которых в соответствии с законодательством входило установление обязательных требований. Речь идет, например, о СанПиНах бывшего Минздрава России (около 1 тыс. ед.), СНиПах бывшего Госстроя России (около 1 тыс. ед.) и т.д.
Рассматривая возможные изменения указанных НД в будущем, следует иметь в виду предложение ряда федеральных органов исполнительной власти ввести понятие «технический кодекс установившейся практики» (свод правил). Это связано с тем, что для выполнения целей технического регулирования, определенных ФЗ «О техническом регулировании», применение только национальных стандартов, тем более на различных стадиях жизненного цикла продукции, может оказаться недостаточным. В международной практике для этого широко используются документы типа «кодекса установившейся практики». В России к ним могут быть отнесены строительные, санитарные и другие правила и нормы. На 1 января 2006 г. фонд национальных стандартов составил более 25000 ед. (точнее 25163 ед.). Из них 22704 приняты на народно-хозяйственную продукцию и 2459 - на военную. Если учесть, что фонд стандартов бывшего Советского Союза стал фондом межгосударственных стандартов, то 80% национальных стандартов (около 20 тыс.) являются межгосударственными стандартами стран - участниц СНГ. Эти стандарты имеют аббревиатуру ГОСТ.
В крупных странах Европы по объему он примерно такой же: в Германии - 27179, Великобритании - 22589, Франции - 26544 ед. Но фонд НД, действующих в России, не ограничен только национальными стандартами. Надо учесть упомянутые выше нормы федеральных органов исполнительной власти (СанПиН, СНиП и пр.), которые по своему статусу были приравнены Законом РФ «О защите прав потребителей» к государственным стандартам.
В ФЗ «О техническом регулировании» не предусмотрены такие категории, как стандарты отрасли как документы, принимаемые федеральными органами исполнительной власти. Это обусловлено следующими причинами: ликвидацией большинства отраслевых министерств; отсутствием этой категории документа в зарубежной практике. В перспективе ОСТы будут трансформированы в национальные стандарты, а также стандарты общественных организаций. Учитывая численность фонда ОСТ, указанное преобразование займет продолжительный период времени, и на 2-м этапе эта категория не потеряет практического значения.
Постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 № 294 было утверждено Положение о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, которое определено национальным органом по стандартизации (вместо Госстандарта России). Федеральное агентство по техническому регулированию (Ростехрегулирование) находится в ведении Министерства промышленности и энергетики РФ (Минпромэнерго России).
3. Заключительный этап. К 2010 г. действующая национальная система стандартизации (НСС) окончательно приобретет форму и содержание, соответствующие идее, заложенной в ее организацию, и зарубежной практике.