Диагностика в обучении: сущность и технология




В педагогической литературе широко используются такие понятия (термины), как педагогическая диагностика, контроль педагогического процесса, проверка знаний и умений, оценка, отметка. Термин «педагогическая диагностика» был введен в науку в 1968 г. немецким ученым К. Ингекампом. Под диагностикой он понимал процесс, в ходе которого учитель наблюдает за учащимися, проводит анкетирование, обрабатывает данные наблюдений и опросов с целью описать их поведение, объяснить его мотивы или предсказать поведение в будущем. В педагогическом словаре (Минск, 2006) педагогическая диагностика определяется как подраздел педагогики, изучающий принципы и методы распознавания и изучения признаков, характеризующих нормальный или отклоняющийся от норм ход педагогического процесса.

Этим же термином обозначают (С.С. Кашлев и др.) процесс изучения изменения состояния участников педагогического процесса, а также самой педагогической деятельности и педагогического взаимодействия (диагностика - от греч. diagnostikos – способный распознавать). Сущность педагогической диагностики – изучение результативности учебно-воспитательного процесса в школе на основе изменений в уровне обученности и воспитанности учащихся и росте педагогического мастерства учителей (А.И. Кочетов).

Педагогическое диагностирование имеет целью своевременное выявление, оценивание, анализ течения учебно-воспитательного процесса и его продуктивности. Педагогическое диагностирование и его составная часть диагностика в обучении включает контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденции, прогнозирование дальнейшего развития. Процедура диагностики: определение объекта; постановка целей; определение критериев и показателей; отбор методов и их применение; анализ результатов; учет результатов диагностики при организации процесса обучения.

Контроль – неотъемлемый элемент традиционного учебно-воспита-тельного процесса, благодаря которому реализуется обратная связь в обучении (воспитании). Это процедура получения информации о деятельности педагогов и учащихся, её результатах, установления степени достижения целей обучения и воспитания, проверки уровня знаний, умений и навыков, развития мышления, сформированности определенных личностных качеств. Контроль позволяет корректировать ход учебно-воспитательного процесса, ставить конкретные задачи в дальнейшем обучении и воспитании.

Начальным моментом контроля являются наблюдение и проверка. В ходе наблюдения и проверки выявляется и измеряется тот материал, который предстоит проконтролировать. В результате накапливается первичная информация, которая учитывается, а затем подвергается анализу, синтезу, сравнению. При этом проводится оценивание этой информации с точки зрения задач контроля. Результаты оценивания словесно комментируются, а также могут быть выражены в баллах (отметках).

Педагогический контроль предполагает внешнюю обратную связь (обеспечивается педагогом) и внутреннюю обратную связь (самоконтроль, самооценка учащихся).

Реализуя свои функции (диагностическую, обучающую, воспитывающую, развивающую), педагогический контроль позволяет привести в систему учебный материал, усвоенный школьниками за определенный период; позволяет выявить успехи и недостатки в учении, определить качество усвоенного материала, его объем и степень понимания учащимися; способствует изучению педагогом учащихся; способствует расширению, углублению и закреплению знаний, умений и навыков; способствует развитию познавательных интересов; повышает ответственность учащихся и учителя за выполненную работу; приучает школьников к систематическому труду и аккуратности в выполнении учебного задания; формирует определенные нравственные и личностные качества учащихся, взаимоотношения между ними.

Установлены общие требованиями к педагогическому контролю: индивидуальный характер контроля; систематичность, регулярность контроля на всех этапах учебной деятельности; разнообразие форм проведения контроля; всесторонность контроля; объективность контроля; дифференцированный подход; единство требований учителей, осуществляющих контроль за учебной работой учащихся в данном классе.

В педагогической практике осуществляются разные виды контроля (см. схему 14).

Предварительный контроль

 

 

Текущий контроль

 
 

Тематический контроль

Итоговый контроль

 

 
 

Заключительный контроль

 

Схема 14

К организационным (общим) формам контроля относятся: индивидуальная, групповая, фронтальная и комбинированная (уплотненная) формы, а также взаимоконтроль, самоконтроль. Конкретными (по внешнему выражению) формами контроля являются: контрольный урок, контрольное практическое занятие, опрос, коллоквиум, зачет, экзамен.

Контроль осуществляется с помощью разнообразных методов. Методы контроля (самоконтроля) в обучении – это способы выявления результатов учебно-познавательной деятельности учащихся и преподавания. Наиболее распространены в педагогической практике такие методы контроля:

· Методы наблюдения, которыепозволяют установить отношения ученика к тем или иным объектам действительности, к своим учебным обязанностям, учебному труду, выявить интересы, способности ученика и т.п.

· Методы устного контроля: беседа, рассказ, контрольное чтение текста, индивидуальный или фронтальный опрос и другие.

· Методы письменного контроля: написание диктантов, изложений, классных и домашних сочинений, подготовка рефератов, докладов и другие.

· Методы графического контроля: выполнение таблиц, графиков, схем, заданий в контурных картах и другие.

· Методы практического контроля: выполнение контрольных лабораторных работ, опытов, проверка практических умений и навыков и другие.

· Методы программированного безмашинного или машинного контроля.

· Метод тестового контроля.

· Методы самоконтроля.

Особое значение для диагностики имеет метод тестирования, так как он является одним из основных способов организации и осуществления мониторинга в образовании. В настоящее время в ходе диагностики активно применяются тесты дидактические, тесты психологические, тесты достижений, тесты обучаемости, тесты способностей. Например, с помощью тестов достижений и дидактических тестов осуществляются: диагностика успеваемости учащихся школы за учебный период (четверть, полугодие и т.д.); диагностика качества знаний учащихся школы по предметам за учебный период; диагностика результатов деятельности педагогов школы; диагностика успеваемости класса; диагностика динамики успеваемости ученика. Задача каждого современного педагога овладеть основамитестологии. Тестология - теория и методика создания и использования тестов как объективных и стандартизированных измерений, легко поддающихся количественной оценке, статистической обработке и сравнительному анализу.

Важная составная часть педагогического контроля процесс оценивания деятельности учащихся или педагогов. Под процессом оценивания учащихся понимается взаимодействие педагога или технической системы с учащимися, в результате которого появляется парциальная и (или) количественная оценка. Парциальная оценка выражается в словесной форме, вербальных или невербальных реакциях учителя, отражающих эмоциональное отношение учителя к работе ученика (согласие, одобрение, ободрение, замечание, порицание, отрицание, упрек, угроза, нотация и другое). Отметка – это результат процесса оценивания, фиксированный количественный показатель (в баллах) оценки результатов учебной деятельности учащихся, который фиксируется в документах.

Основные требования к оцениванию знаний, умений и навыков учащихся: всесторонность оценки успеваемости, ее значимость и дифференцированный характер; гласность и обоснованность, ясность критериев оценки знаний; сочетание оценки учителя с самооценкой и взаимооценкой. Оценка включает в себя ряд показателей работы ученика: фактическое состояние знаний; правильность, полнота, точность знаний; знание литературы; самостоятельность; инициативность и творческий подход.

Выделяют следующие функции процесса оценивания:

- диагностическая: измерение усвоения учащимися учебного материала, определение объемов усвоенного материала и глубины понимания;

- обучающая: определяется тем, насколько при контроле наблюдается прирост знаний, умений и навыков;

- развивающая: определяется тем, насколько присутствует прирост психических операций в определенных психических процессах;

- воспитывающая: определяется тем, насколько у учащихся формируются устойчивые отношения, позитивная адекватная «Я-концепция», сотрудничество, ответственность и другие личностные качества;

- стимулирующая: определяется тем, насколько ученики готовятся к каждому уроку, насколько они активны во время опроса, насколько формируется мотивация для занятий данным предметом;

- корректирующая: исправление деятельности и поведения ученика и учителя, если таковые не соответствуют требованиям педагогического процесса.

В 2002/2003 учебном году в общеобразовательных учреждениях Беларуси была введена десятибалльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся. Основными целями её введения были: повышение объективности оценки и качества учебно-познавательной деятельности учащихся, ее результатов; обеспечение социальной защищенности личности учащихся; реализация интегративного подхода в оценке учебных достижений учащихся в единстве знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных свойств и качеств личности; создание условий для стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся и достижения более высоких результатов на основе введения инвариантной оценочной шкалы, применимой к разноуровневому обучению; обеспечение условий для адекватной самооценки личности и реализации принципа социальной справедливости в оценивании учебных достижений учащихся.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: