Й УЧЕБНЫЙ ВОПРОС: Понятие психической саморегуляции.




ЛЕКЦИЯ

По социально-гуманитарной подготовке

Для проведения занятия со стажерами ФКУ СИЗО-1

ГУФСИН России по Челябинской области

 

Тема 9: Саморегуляция поведения сотрудников УИС.

Вид занятия: плановое занятие.

Материальное обеспечение: лекция

Время: 1 час минут.

Учебные вопросы:

1. Понятие психической саморегуляции.

2. Эмоционально – волевая мобилизация.

 

Литература:

1. Методические рекомендации.

 

Лекцию подготовил:

Старший инструктор группы по БСП ОКиРЛС

капитан внутренней службы И.В. Мартынова

1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (5 мин.)

 

1. Проверить наличие слушателей, готовность их к занятию.

2. Объявить тему, цели, задачи и план проведения занятия.

 

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (35 мин.)

 

Й УЧЕБНЫЙ ВОПРОС: Понятие психической саморегуляции.

В современных условиях сотрудники УИС выполняют ответственные задачи в сложной обстановке постоянного воздействия психогенных факторов: опасности сопряженной с риском для жизни, физических перегрузок, напряженной работы внимания, необходимости непрерывного анализа быстро меняющихся ситуаций и их неопределенности. Специфика службы требует от сотрудников УИС мобилизации всех физических и психических возможностей.

Для этого необходимо знать возможности своего организма и уметь реализовывать их в нужный момент. Другими словами владеть навыками психической саморегуляции. В настоящее время достаточно подробно разработаны и активно используются во многих областях деятельности специальные методы психической саморегуляции.

Существует множество свидетельств того, что возможности человека в обыденной жизни проявляются далеко не полностью, но в состоянии чрезвычайного эмоционального возбуждения, в экстремальной ситуации люди способны на гигантскую интеллектуальную и физическую сверхмобилизацию.

Например, очевидным является разительное изменение сознания человека, находящегося на грани жизни и смерти, которое мобилизует все человеческие возможности. И если в экстремальной ситуации это происходит самопроизвольно, то путем регулярных психофизических психологических тренировок можно научиться вызвать такую сверхмобилизацию «по заказу» в нужный момент. Ярким подтверждением этого является прикладное использование психотренинга в боевых искусствах Востока.

Так что же такое психическая саморегуляция как особый режим работы человеческой психики?

Психическая саморегуляция может рассматриваться как психическое состояние, имеющее единую психофзиологическую основу с другими измененными состояниями сознания, основанными на релаксации коры головного мозга. (Релаксация – состояние покоя, расслабленность, возникающая у человека вследствии снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий).

Психическая саморегуляция (от латинского regulare - приводить в порядок, налаживать) – самостоятельное целенаправленное и сознательное изменение субъектом регуляторных механизмов своей психики на основе использования ресурсов бессознательного уровня.

В обычном режиме психической деятельности практически невозможно сознательно управлять непроизвольными функциями организма, т.к. большинство жизненно важных систем автоматизировано и как бы неподвластно произвольной регулировке (сердечно - сосудистая, пищеварительная, эндокринная и другие системы). На любое изменение окружающей человека среды, его организм как бы автоматически, самостоятельно, непроизвольно (без сознательного волевого вмешательства) изменяет состояние этих систем на основе врожденных и приобретенных программ. Безусловно, реагирует, как бы подсознательно, автономно и психика. Тем более, что эмоциональная сфера напрямую зависит от состояния сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем.

В результате у человека незаметно для его сознательного контроля изменяется эмоциональное состояние, появляются вегетативные реакции (Вегетативные реакции – ответ высших отделов нервной системы на изменение в деятельности внутренних органов и обмен веществ в организме.), которые могут затруднить деятельность.

Происходит своеобразный сбой в реализации автоматизированных программ, когда осознание возможных негативных последствий неудачных действий, переживания и неуверенность сковывают мысли и движения. В этом случае, человек, не умеющий управлять своими непроизвольными функциями, становится заложником астенического состояния (Астеническое состояние – сочетание раздражительности, повышенной впечатлительности и чувствительности со значительной психической истощаемостью и утомляемостью), обусловленного ситуацией и эффективность выполняемых им действий снижается. (Например, каждый взрослый человек может пройти по лежащему на земле бревну, так как прямохождение является отработанной автоматизированной программой, устойчивым навыком, но стоит поднять бревно на определенную высоту и сковывающий страх заблокирует реализацию этого навыка, и не каждый сможет выполнить такое задание. Поэтому необходимо уметь отвлечься от переживаний по поводу высоты, то есть, как бы исключить работу сознания и полностью довериться подсознанию, которое реализует автоматизированную программу прямохождения безотносительно того, на какой высоте находится бревно.

Поскольку сотрудник УИС постоянно подвержен влиянию различных неблагоприятных факторов, то для него важной задачей является овладение непроизвольными функциями, способностью управлять ими произвольно и реализовывать в нужный момент отработанные автоматизированные программы. Решить эту задачу можно с помощью саморегуляции.

Психическая саморегуляция является эффективным средством вызова позитивных физических состояний и поведения человека, осуществляемая им самим с помощью самовнушения.

Обучение психической саморегуляции сотрудников может осуществляется с помощью различных методов аутотренинга.

Аутогенная тренировка (самовнушение) – основана на единстве и взаимодействии сознания и подсознания, слова и чувства, первой и второй сигнальной систем. Слово исходит от самого человека и адресуется к эмоциональной сфере, благодаря чему активируется воображение и осуществляется волевой акт, физическое и психологическое расслабление, самоконтроль над дыханием, другими функциями.

Т.е. это процесс внушения адресованный самому себе, при котором субъект и объект внушающего воздействия совпадают.

Аутогенная тренировка широко применяется в различных видах профессиональной деятельности, где имеют место экстремальные ситуации.

Индивидуальные и групповые программы аутогенной тренировки занимают особое место среди психологических методов. Реализация их связана с тем, что человек сам активно включается в работу по саморегуляции, при этом полностью сохраняя сознательный самоконтроль.

Следует подчеркнуть, что аутотренинг включает в себя элементы не только самовнушения, но и самовоспитания. Он позволяет быстро, в течении 10-15 минут снять напряжение мобилизовать себя на выполнение поставленной задачи.(Примером может служить эмоционально-волевая тренировка).

Аутотренинг закаляет нервную систему, укрепляет память и волю, сглаживает отрицательные, мешающие жизни и работе черты характера, развивает необходимые для успешной профессиональной деятельности качества личности.
Физиологические механизмы аутогенной тренировки и ее влияние на организм человека достаточно сложны, тем не менее установлено, что в процессе тренировки человека обретается способность сознательно регулировать функции организма, оказывать на физиологические процессы достаточно сильное воздействие. Человек благодаря этому обретает способность владеть собой, своими настроениями, эмоциями. Благодаря тому, что в период аутогенных тренировок самовнушение постоянно повторяется на фоне заторможенного состояния коры больших полушарий головного мозга, становится возможным влиять на некоторые функции организма, обычно не поддающиеся произвольному воздействию.

Психическую саморегуляцию называют психической гимнастикой, так как в процессе самовнушения можно настраивать себя на оптимистический лад, достигать «нейтрализации» отрицательных состояний.

Таким образом психорегулирующая тренировка эффективна, потому что:

во-первых, в ней сотрудник играет активную роль в собственной психологической подготовке;

· во-вторых, методы психической саморегуляции давно зарекомендовали себя в профилактике нейротических состояний;

· в – третьих, деятельность сотрудников УИС часто осуществляется в условиях стресса, а психическая саморегуляция имеет эффект восстановления;

· в-четвертых, психическая саморегуляция имеет эффект восстановления;

· в-пятых, после обучения психической саморегуляции сотрудник будет применять усвоенные им приемы самостоятельно;

· в-шестых, психическую саморегуляцию характеризует то, что она позволяет видеть сотруднику ее положительный эффект.

Приемы и способы психологической мобилизации сотрудников УИС».

 

2-Й УЧЕБНЫЙ ВОПРОС: Эмоционально – волевая мобилизация.

Проявления групповых неповиновений и массовых беспорядков в исправительных учреждениях связаны с резким качественным и количественным скачком уровня преступности в России. Привыкнув на свободе попирать права других, не считаться с законом, преступники пытаются утвердить свои нормы в местах лишения свободы.

Пресекать проявления уголовного беспредела, соблюдать закон – это важнейшие задачи сотрудников исправительных учреждений. Естественно, что эта работа связана с каждодневным физическими и психологическими перегрузками. В связи с этим сотрудникам важно ответить на следующие вопросы:

1. Как мобилизовать себя на выполнение поставленной задачи?

1. Как выявлять и преодолевать психологические трудности?

2. Как мобилизовать себя на выполнение служебных задач?

Термин «мобилизация» происходит от латинского слова (mo-bilis), что означает «подвижный» В психологии это понятие чаще употребляется в широком смысле, как «приведение кого–либо, в активное состояние, обеспечивающее успешное выполнение задачи».

Мобилизация исполнителей на решение предстоящих задач является частью организаторской деятельности руководителя. Ее необходимость связана с естественным процессом изменения психических состояний работника, в которых отражаются: удовлетворенность условиями, организацией, самим процессом трудовой деятельности, сложившимися взаимоотношениями с руководством, атмосферой, климатом в коллективе, личными жизненными планами сотрудника и другими факторами.

Итак, мобилизация есть особое психическое состояние работника, которое проявляется: в отношении к выполнению своих обязанностей, в степени готовности к предстоящей деятельности, в активности, энергичности усилий, в исполнении служебных задач.

Это по сути целостное, интегральное состояние психики человека, включающее все ее основные компоненты: мотивационный, интеллектуальный, эмоциональный, волевой, психофизиологический.

Стержневой компонент состояния мобилизованности – мотивационный, поэтому сущность мобилизации является активизация мотивов служебной деятельности сотрудника и формирование адекватного смысла исполнения конкретного служебного задания.

В многообразии мотивов, побуждающих деятельность работника, выделяют следующие группы:

Деловые.

1. Коллективистические.

2. Личностно- позитивные.

3. Личностно-негативные.

4. Материальные мотивы.

В конкретной ситуации отдельные факторы, мотивирующие работника,

оказываются выраженными в различной степени и приобретает либо положительное, либо отрицательное значение для выполнения их служебного задания.

В целом мобилизованность исполнителя характеризуется:

· Наличием действенного мотива, стимула, побуждающего работника к эффективной деятельности по выполнению служебного задания;

· Пониманием значимости и ответственности порученного дела, наличием рационально осмысленной, положительной позиции по вопросу предстоящей деятельности;

· Общей эмоциональной уравновешенностью, эмоционально-положительным отношением, интересом к выполняемому делу;

· Наличием должного волевого настроя, решимости приступить к действиям и преодолеть трудности;

· Достаточным запасом сил, хорошим самочувствием.

В зависимости от степени готовности исполнителя к предстоящей деятельности различают 4 уровня состояния мобилизованности:

1. Полная мобилизованность.

2. Достаточная мобилизованность.

3. Недостаточная мобилизованность.

4. Демобилизованность.

Повышение уровня мобилизованности требует понимания причин сложившегося положения и знания психических механизмов мобилизации людей.

Мобилизация - сложный психолого – управленческий феномен и в общем виде представляет собой сопряжение деятельности руководителя и исполнителя, их взаимодействие.

Приемы и способы мобилизации могут быть сгруппированы следующим образом:

1. Приемы и способы мобилизации, определяющиеся характером мотивов служебной деятельности работников;

2. Связанные с содержанием выполняемых руководителем тех или иных управленческих действий;

3. Вызываемые психологической природой механизмов воздействия на людей.

4. Специализированные и комплексные способы мобилизации.

По критерию характера мотивов различают следующие приемы и способы мобилизации:

1. Ориентированные на нравственно-правовые (разъяснение новых законов и решений правительства, гражданской сознательности, нравственных устоев и др.);

2. Ориентированные на деловые мотивы (обогащение содержание труда, внесение элементов самостоятельности и творчества в трудовую деятельность и др.);

3. Ориентированные на коллективные мотивы (организация взаимной подстраховки и выручки и др.);

4. Ориентированные на личностно-позитивные мотивы достижений и притязаний (учет самооценки сотрудника, раскрытие перспективы служебного роста, выражение доверия и веры в успех и др.);

5. Ориентированные на личностно- негативные мотивы (жестокое предъявление требований, наказание и др.);

6. Ориентированные на материальные мотивы (материальное стимулирование).

Отдельные способы и приемы мобилизации одновременно ориентированы на различные группы мотивов и имеют универсальный характер.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: