СЦЕНАРНОЕ МАСТЕРСТВО И ЗАКОНЫДРАМАТУРГИИ
КОНСПЕКТЫИ ЗАМЕТКИ, СХЕМЫ
STAGE 0: Главная терминология
Замысел – с него начинается сценарий. Замысел, или сверхидея зачастую отличается от управляющей идеи, ведь она может сформироваться когда произведение уже закончено. Замысел начинается с вопроса автора: а что если?
Управляющая идея сценария описывает порядок и причины изменения жизненной ситуации, происходящего в промежутке между началом и концом истории, ОНА НЕ ДОЛЖНА ПРОГОВАРИВАТЬСЯ В ФИЛЬМЕ НАПРЯМУЮ – ЗРИТЕЛЬ НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖЕН ПОНЯТЬ, О ЧЕМ ФИЛЬМ. “ Управляющая идея включает в себя ценность и причину. Аудитория должна определить ценность истории для себя и понять причину изменения” (Роберт Макки)
Фа́була — фактическая сторона повествования, то есть сочетание событий, факты, случаи, действия, состояния в их причинно-следственной, хронологической последовательности. Краткое изложение событий, которые компонуются и оформляются автором в процессе творческой деятельности в сюжете на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии изображаемых явлений. Сюжет отличается от фабулы тем, что в нем показываются события которые нужны автору для показа зрителю.
Сеттинг – мир, в котором происходят события, его условности, правила, художественное оформление
Тайна – это то, что определяет главного героя. Хороший сценарий всегда строится вокруг событий, происходящих именно с главным героем. У него всегда должна быть тайна, в отличие от второстепенных персонажей.
Принцип Чеховского ружья – нельзя ставить на сцене заряженное ружьё, если никто не имеет в виду выстрелить из него.Ничего в фильме не должно появляться или произноситься просто так, у всего должно быть назначение. Все предметы должны быть использованы.
|
Предлагаемые обстоятельства (по Станиславскому из книги “Работа актера над собой”) - обстановка, которая формирует действие. Это все окружение сцены, жизненная ситуация, условия жизни действующего лица театральной постановки или фильма, в которые актёр, в своём воображении, должен себя поместить. Это, к примеру, пить холодную воду как горячий чай потому что в данной обстановке уместен горячий чай, но на сцене присутствует только стакан с холодной водой. Станиславский говорил, предлагаемые обстоятельства – это «фабула пьесы, ее факты, события, эпоха, время и место действия, условия жизни, наше актерское и режиссерское понимание пьесы, добавления к ней от себя, мизансцены, постановка, декорации и костюмы художника, бутафория, освещение, шумы и звуки и прочее и прочее, что предлагается актерам принять во внимание при их творчестве».
Са́спенс — состояние тревожного ожидания, беспокойства. Прием, который используется зачастую в триллерах, детективах и фильмах ужаса для нагнетания обстановки чтобы зрителю было интереснее смотреть фильм. Саспенс возникает за счет соответствующей музыки, саунддизайна, интершумов, звукового оформления, операторских приемов, мезансцены, антуража, актерской игры и режиссерских решений. Термин был введён Альфредом Хичкоком.
Макгаффин – предмет, вокруг которого строится сюжет фильма и который жаждут заполучить практически всего его персонажи. Иногда этот объект может находиться за кадром и не участвовать в действии, пока герои его ищут. Чаще всего макгаффины встречаются в детективах, триллерах и приключенческом кино. Иногда, Макгаффин это не предмет, а персонаж («Зеленая миля» Фрэнка Дарабонта). Завязка сюжета фильма может строиться на поиске этого предмета, суть которого может не играть роли.
|
Клиффхэнгер – художественный приём в создании сюжетной линии, в ходе которой герой сталкивается со сложной дилеммой или последствиями своих или чужих поступков, но в этот момент повествование обрывается, таким образом, оставляя развязку открытой до появления продолжения.
Флешфо́рвард (от англ. flash — вспышка, озарение; forward — вперёд) — частный случай пролепсиса: повествовательная техника, состоящая в отклонении от реальности и повествования в будущее, упоминание будущих событий как заранее ожидаемых. Противоположный приём (обращение к прошлым событиям) — флешбэк. При возникновении флэшфорварда или флешбэка сюжетная линия прерывается и мы наблюдаем действия, которые будут происходить позднее или происходили ранее.
1 страница в сценарии = 1 минута фильма