Для оценки эффективности данной программы определены основные методики.
На начальном этапе:
1. Шкала самооценки тревожности (Ч. Д. Спилбергер)
Цель: измерение тревожности как личностного свойства и состояния
2. Исследование самооценки с помощью процедуры ранжирования(Л. А. Головей, Е.Ф. Рыбалко)
Цель: Исследование самооценки.
3.Изучение мотивации успеха и боязни неудачи(Л.А. Головей, Е.Ф.Рыбалко.)
Цель: выявление склонности мотивации успеха и боязни неудачи.
4.Методика Шварцландера «Самооценка уровня притязаний»
Цель: выявление уровня притязаний клиента.
5. Методика определения нервно-психической устойивости, риска дезодаптации в стрессе «Прогноз».
Цель: Определение нервно-психической устойчивости в стрессе.
.
На заключительном этапе:
1. Шкала самооценки тревожности (Ч. Д. Спилбергер)
Цель: измерение тревожности как личностного свойства и состояния
2. Исследование самооценки с помощью процедуры ранжирования(Л. А. Головей, Е.Ф. Рыбалко)
Цель: Исследование самооценки.
3.Изучение мотивации успеха и боязни неудачи(Л.А. Головей, Е.Ф.Рыбалко.)
Цель: выявление склонности мотивации успеха и боязни неудачи.
4.Методика Шварцландера «Самооценка уровня притязаний»
Цель: выявление уровня притязаний клиента.
5. Методика определения нервно-психической устойивости, риска дезодаптации в стрессе «Прогноз».
Цель: Определение нервно-психической устойчивости в стрессе.
II. Содержание программы
1. Реализуемые блоки и их цели:
· Когнитивный
Цель: помощь в осознании неконструктивных форм поведения, мотивов своих действий, осознание собственной роли в его формировании.
· Эмоциональный
Цель: создание условий для отреагирования негативных эмоций и развития чувственной сферы.
· Поведенческий
Цель: формирование навыков уверенного поведения.
· Личностный
Цель: создание условий для формирования целостного образа Я
· Коммуникативный
Цель: способствовать успешной социальной адаптации в различных социальных ситуациях, выстраиванию конструктивных взаимоотношений с окружающими.
2. Тематический план
Наименование блока | Темы занятий | Цель | Количество занятий | Количество часов |
Когнитивный блок | «разбираю себя» | Осознание ситуаций, вызывающих тревогу и напряжение | ||
«всё получится!» | Осознание собственного личностного потенциала | |||
Эмоциональный блок | «я с другими» | Создание условий для отреагирования негативных чувств и эмоций | ||
«а как у других?» | Снятие психоэмоционального напряжения, развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим. | |||
Поведенческий блок | «Взгляд в себя» | Определение собственных деструктивных форм поведения, овладение конструктивными формами | ||
«я постараюсь» | Создание условий для формирования уверенности ребёнка. | |||
Личностный блок | «узнала о себе» | Осознание собственных ресурсных состояний | ||
«я многое могу» | Помощь в формировании чувства собственной значимости | |||
Коммуникативный блок | «вы мне важны» | Помощь в выстраивании конструктивных взаимоотношений с окружающими | ||
«я интересная!» | Развитие коммуникативных способностей |
Содержание программы
Занятие «Коллаж мечты»
Цель: осознание личностного потенциала и внутренних ресурсных состояний клиента.
Задачи:
1. Создание благоприятной атмосферы для самораскрытия клиента;
2. Содействие в планировании жизненного плана;
3. Создание условий для эмоционального отреагирования клиента.
Структура занятия:
1. Приветствие, вводная часть.
2. Упражнение «Коллаж мечты».
3. Обсуждение итогов.
4. Обратная связь, завершение занятия.
Ход занятия:
Приветствие, вводная часть
Цель этапа: Создание благоприятной атмосферы для самораскрытия клиента, снятие эмоционального напряжения.
Упражнение «Коллаж мечты»
Цель этапа:
1. Содействие в планировании жизненного плана;
2. Создание условий для отреагирования чувств клиента.
Инструкция: « Сейчас вам предоставляется возможность помечтать о том, какую жизнь вы хотите прожить. У вас ещё всё впереди, и все ваши мечты могут воплотиться в жизнь. А сейчас вы можете воплотить их на ватмане при помощи ножниц, клея, вырезок из журнала. Вы в течение 20 минут будете создавать «Коллаж вашей мечты», форма может быть любой, по вашему усмотрению. Итак, приступайте!
Обсуждение
Цель этапа: отреагирование чувств клиентом, развитие навыков рефлексии.
Вопросы для обсуждения:
1. Расскажите, о вашей жизни в будущем, которую вы изобразили в коллаже
2. Как вам на каждом из этих этапов (событий) какие качества вам присущи, что вы чувствуете на каждом конкретном этапе?
3. Сейчас у вас есть эти чувства, качества. Может, вы их имеете, но по каким то причинам не проявляете, стараетесь не показывать? (Если нет- Давайте подумаем, где можно их почерпнуть?)
4. Что-нибудь хотите дополнить в своём коллаже?
4.Обратная связь, завершение занятия
Что вы узнали нового о себе?
С какими чувствами уходите?
Спасибо за работу. До свидания.