ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2
1. Вспомните свой школьный опыт работы с учебником литературы. Попытайтесь объяснить, в каких случаях вы обращались к учебной книге, в каких – игнорировали её, давались ли вам задания по работе с учебником (если да, то какие). Если не обращались к учебнику вообще, то что заменяло вам учебную книгу?
2. Ответьте на вопросы анкеты Н.В. Беляевой «Каким быть школьному учебнику литературы?»
1) Что такое учебник литературы?
- пособие для работы с текстами на уроках
- путеводитель для ученика в литературном «море»
- «учебник жизни»
- другое (укажите что)
2) Какая ведущая функция учебника литературы?
· воспитание личности
· воспитание интереса к художественной литературе
· знакомство с конкретными писателями и произведениями
· изучение литературного процесса
· формирование читательских качеств
· расширение культурного кругозора
· выработка конкретных умений (выразительно читать, создавать тексты и др.)
· обучение литературоведческим навыкам (пониманию и толкованию прочитанного)
· подготовка к итоговой аттестации (ЕГЭ, сочинение)
· другое (укажите)
3) Какой принцип должен быть в основе организации учебного материала?
· хронологический
· проблемно-тематический
· жанровый
· культуроведческий (литература в ряду других искусств)
· другое (укажите какой)
4) Что должна включать в себя структура учебника?
· страницы биографии писателя
· тексты полностью, в сокращении, в кратком пересказе (выберите нужное)
· вопросы и задания для учащихся: общие для всех, дифференцированные (выберите нужное)
· тематику творческих и индивидуальных заданий (напр., темы сочинений)
· научный аппарат (комментарии, библиография, указатель имен, названия терминов, литературоведческий словарь и др.)
· списки произведений для самостоятельного чтения
· портреты писателей, иллюстрации к литературным произведениям, репродукции картин художников
· дополнительный материал на электронных носителях (CD-ROM): тексты, портреты писателей, иллюстрации к литературным произведениям, фрагменты фильмов, музыкальные произведения, театральные постановки
· другое (что именно)
5) Что должно преобладать в методическом аппарате учебника?
· задания на поиск нужной информации в главе учебника
· вопросы проблемного характера
· задания творческого характера
· задания, помогающие подготовиться к ЕГЭ
· другое (укажите)
3. Познакомьтесь с программами и учебниками по литературе. Подготовьте устную рецензию одного из учебников по плану:
1) Выходные данные учебника.
2) Структура учебника, состав художественных текстов.
- Соответствие структуры и содержания учебников программе.
- Репрезентативность художественных текстов (оцените выбор авторов и текстов и их соответствие возрасту учеников), характер их представления (в сокращении, в полном объеме, в отрывках, в пересказе), его обоснованность.
- Принцип, положенный в основу структуры учебника (тематический, хронологический, жанрово-родовой, другой).
3) Научность содержания.
- Достаточность теоретических сведений и практических упражнений.
- Корректность введения научных понятий, соблюдение общепринятой терминологии.
- Ориентация на базовые компоненты содержания образования по литературе.
4) Доступность содержания.
- Посильность учебного материала для учащихся данного возраста.
- Ясность, точность изложения материала.
5). Практическая направленность.
- Соответствие вопросов и заданий требованиям программы.
- Доступность вопросов и заданий, их характер: репродуктивный, проблемный, творческий.
- Технологичность учебника (наличие «инструкций» для выполнения заданий, памяток, планов, специальных разделов и т.п.).
6. Учебно-методический и справочный аппарат
- Методическая целесообразность введения информации историко-литературного и теоретико-литературного характера, выбора структуры и способа изложения учебного материала, создание возможности для «приращивания» к изложенным в учебнике знаниям дополнительной информации из смежных наук.,.
- Наличие дифференцированных заданий.
- Направленность учебного материала на развитие литературных умений и творческих способностей ученика, на формирование навыков и потребностей самообразования, ориентация на углубление и дополнение знаний по той или иной проблеме.
- Наличие справочного аппарата.
- Развитие интереса к предмету.
7. Полиграфическое оформление учебника.
- Шрифт, оформление форзацев, введение специальных символов.
- Иллюстративный материал.
- Аппарат ориентировки – предисловие, примечания, приложения, оглавления.
4. Выберите одну из статей учебника и разработайте к нему систему вопросов и заданий разных типов (репродуктивные, аналитические, проблемные, творческие. / В тетради для домашних работ
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ
1. Романичева Е.С. Школьный учебник // Литература. – 2006. - № 2.
2. Беляева Н.В. Каким быть школьному учебнику литературы? // Литература. – 2006. - № 12. – С.46 – 47.
3. Романичева Е.С. «Соглашений мы как-то не помним»: Еще раз к вопросу о предметном учебнике // Литература. – 2006. - № 13. – С. 46 – 47.
4. Беленький Г.И. Какой быть учебной книге по литературе? // Педагогика. – 1998. - № 2. – С. 38 – 42.