УЧЕБНИКИ И ПРОГРАММЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ




ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

1. Вспомните свой школьный опыт работы с учебником литературы. Попытайтесь объяснить, в каких случаях вы обращались к учебной книге, в каких – игнорировали её, давались ли вам задания по работе с учебником (если да, то какие). Если не обращались к учебнику вообще, то что заменяло вам учебную книгу?

 

2. Ответьте на вопросы анкеты Н.В. Беляевой «Каким быть школьному учебнику литературы?»

1) Что такое учебник литературы?

  • пособие для работы с текстами на уроках
  • путеводитель для ученика в литературном «море»
  • «учебник жизни»
  • другое (укажите что)

2) Какая ведущая функция учебника литературы?

· воспитание личности

· воспитание интереса к художественной литературе

· знакомство с конкретными писателями и произведениями

· изучение литературного процесса

· формирование читательских качеств

· расширение культурного кругозора

· выработка конкретных умений (выразительно читать, создавать тексты и др.)

· обучение литературоведческим навыкам (пониманию и толкованию прочитанного)

· подготовка к итоговой аттестации (ЕГЭ, сочинение)

· другое (укажите)

3) Какой принцип должен быть в основе организации учебного материала?

· хронологический

· проблемно-тематический

· жанровый

· культуроведческий (литература в ряду других искусств)

· другое (укажите какой)

4) Что должна включать в себя структура учебника?

· страницы биографии писателя

· тексты полностью, в сокращении, в кратком пересказе (выберите нужное)

· вопросы и задания для учащихся: общие для всех, дифференцированные (выберите нужное)

· тематику творческих и индивидуальных заданий (напр., темы сочинений)

· научный аппарат (комментарии, библиография, указатель имен, названия терминов, литературоведческий словарь и др.)

· списки произведений для самостоятельного чтения

· портреты писателей, иллюстрации к литературным произведениям, репродукции картин художников

· дополнительный материал на электронных носителях (CD-ROM): тексты, портреты писателей, иллюстрации к литературным произведениям, фрагменты фильмов, музыкальные произведения, театральные постановки

· другое (что именно)

5) Что должно преобладать в методическом аппарате учебника?

· задания на поиск нужной информации в главе учебника

· вопросы проблемного характера

· задания творческого характера

· задания, помогающие подготовиться к ЕГЭ

· другое (укажите)

 

3. Познакомьтесь с программами и учебниками по литературе. Подготовьте устную рецензию одного из учебников по плану:

1) Выходные данные учебника.

2) Структура учебника, состав художественных текстов.

- Соответствие структуры и содержания учебников программе.

- Репрезентативность художественных текстов (оцените выбор авторов и текстов и их соответствие возрасту учеников), характер их представления (в сокращении, в полном объеме, в отрывках, в пересказе), его обоснованность.

- Принцип, положенный в основу структуры учебника (тематический, хронологический, жанрово-родовой, другой).

3) Научность содержания.

- Достаточность теоретических сведений и практических упражнений.

- Корректность введения научных понятий, соблюдение общепринятой терминологии.

- Ориентация на базовые компоненты содержания образования по литературе.

4) Доступность содержания.

- Посильность учебного материала для учащихся данного возраста.

- Ясность, точность изложения материала.

5). Практическая направленность.

- Соответствие вопросов и заданий требованиям программы.

- Доступность вопросов и заданий, их характер: репродуктивный, проблемный, творческий.

- Технологичность учебника (наличие «инструкций» для выполнения заданий, памяток, планов, специальных разделов и т.п.).

6. Учебно-методический и справочный аппарат

- Методическая целесообразность введения информации историко-литературного и теоретико-литературного характера, выбора структуры и способа изложения учебного материала, создание возможности для «приращивания» к изложенным в учебнике знаниям дополнительной информации из смежных наук.,.

- Наличие дифференцированных заданий.

- Направленность учебного материала на развитие литературных умений и творческих способностей ученика, на формирование навыков и потребностей самообразования, ориентация на углубление и дополнение знаний по той или иной проблеме.

- Наличие справочного аппарата.

- Развитие интереса к предмету.

7. Полиграфическое оформление учебника.

- Шрифт, оформление форзацев, введение специальных символов.

- Иллюстративный материал.

- Аппарат ориентировки – предисловие, примечания, приложения, оглавления.

 

4. Выберите одну из статей учебника и разработайте к нему систему вопросов и заданий разных типов (репродуктивные, аналитические, проблемные, творческие. / В тетради для домашних работ

 

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

1. Романичева Е.С. Школьный учебник // Литература. – 2006. - № 2.

2. Беляева Н.В. Каким быть школьному учебнику литературы? // Литература. – 2006. - № 12. – С.46 – 47.

3. Романичева Е.С. «Соглашений мы как-то не помним»: Еще раз к вопросу о предметном учебнике // Литература. – 2006. - № 13. – С. 46 – 47.

4. Беленький Г.И. Какой быть учебной книге по литературе? // Педагогика. – 1998. - № 2. – С. 38 – 42.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: