Расходы бюджета – это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления.
Поскольку государству необходимо, прежде всего, обеспечить стабильность в обществе, то основными направлениями расходов являются: правоохранительные органы, государственный аппарат, социальные цели.
Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:
- обеспечение деятельности Президента, Федерального Собрания, Счетной палаты, Центральной избирательной комиссии, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление;
- функционирование федеральной судебной системы;
- осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (культурное, научное и информационное сотрудничество, взносы в международные организации);
- национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
- фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
- поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
- поддержка атомной энергетики;
- ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
- исследование и использование космического пространства;
- содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти;
- формирование федеральной собственности;
- обслуживание и погашение государственного долга РФ;
- пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
|
- проведение выборов и референдумов;
- федеральная инвестиционная программа;
- финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;
- официальный статистический учет.
В зависимости от влияния на процесс расширенного воспроизводства бюджетные расходы делятся на:
- текущие (на обеспечение текущих потребностей);
- капитальные (на инвестиционные нужды) или бюджет развития.
К бюджету текущих расходов относятся расходы на текущее содержание и капитальный ремонт (восстановительный) ЖКХ, объектов охраны окружающей среды, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и иные расходы, не включенные в расходы развития.
К бюджету развития относятся ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность, связанную с капитальными вложениями в социально-экономическое развитие, на собственные экологические программы и мероприятия по охране окружающей среды (сверх ассигнований, выделяемых из экологических внебюджетных фондов), иные расходы на расширенное воспроизводство. Именно этот бюджет определяет масштабы и скорость перевооружения производства, НИОКР.
Средства из бюджета развития используются на конкурсной, возвратной, срочной и платной основах для реализации инвестиционных проектов, обеспечивающих структурную перестройку экономики.
Расходы государства в сфере материального производства занимают наибольшую долю в расходной части как федерального бюджета, так и бюджетов субъектов федераций и местных бюджетов.
|
Состав затрат на социально-культурные мероприятия включают ассигнования на образование и науку, здравоохранение и физическую культуру, на культуру и искусство, средства массовой информации, на реализацию социальной политики.
Размер бюджетных ассигнований на оборону зависит от международной обстановки, проводимой политики и экономических возможностей государства.
Расходы на управление включают бюджетные ассигнования на содержание органов государственной власти и управления, суда и прокуратуры, правоохранительных органов.
Среди других расходов федерального бюджета особое место занимают затраты по текущему обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга.
В составе доходов и расходов федерального бюджета выделены следующие целевые бюджетные фонды:
- Федеральный дорожный фонд РФ;
- Фонд развития таможенной системы;
- Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;
- Фонд развития федеральной пограничной службы;
- Фонд Министерства РФ по атомной энергии;
- Федеральный фонд ИФНС РФ;
- Федеральный экологический фонд;
- Государственный фонд борьбы с преступностью.
Целевые бюджетные фонды гарантируют с большей надежностью их использование по назначению.
Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели – организации производственной и непроизводственной сферы. Таким образом, расходы бюджета носят транзитный характер.