Существует неоднозначность и множественность подходов к понятию «применение права». Нередко применение права понимается как «особая форма» реализации права, осуществляемая государственными или общественными организациями в пределах и компетенции в форме властной организующей деятельности по конкретизации правовых норм на основе строго соблюдения законности[8]. Другое трактование как «властная деятельность» органов государства или иных органов по уполномочию государства, которые, используя свои социальные полномочия, издают акты индивидуального значения на основе норм права, решая тем самым по существу конкретные вопросы жизни общества[9]. Довольно часто применение права рассматривается как такая форма его реализации, которая состоит в проведении государством сложной, ответственной юридической и организационной деятельности «по обоснованному существованию правовых норм относительно конкретных субъектов», фактов отношений реальной общественной жизни в рамках закона[10].
После этих понятий хотелось бы рассмотреть, что выделяет правоприменительный процесс как форму реализации нормы права среди других форм реализации права, каковы ее особенности и черты.
Правоприменительная деятельность, в отличии от других форм реализации права, в которых участвуют самые различные субъекты права – физические и юридические лица, может осуществляться уполномоченным на то государственными органами и должностными лицами. В соответствии с Конституцией и текущим законодательством России это могут быть органы законодательной власти, судебные, прокурорские органы и органы исполнительной власти, администрация предприятий и учреждений, должностные лица разных рангов, общественные органы и организации по поручению государства. Граждане, не являющиеся должностными лицами, правоприменительной деятельностью заниматься не могут.
|
Правоприменение – один из важнейших видов государственной деятельности. Оно существует наряду с законодательной, правоохранительной и другими видами государственной деятельности и имеет государственно-властный характер. Это означает, что акты издаваемые в процессе правоприменения, являются юридическими, неисполнение которых влечет за собой государственное принуждение. Применение права как государственное властное деяние всегда осуществляется от имени государства. Различают две формы его осуществления: оперативно-исполнительную и правоохранительную.
Под оперативно-исполнительной формой деятельности подразумевают организацию выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование с помощью индивидуальных актов.
Под правоохранительной формой деятельности имеют в виду деятельность, направленную на охрану норм права от каких бы то ни было нарушений, применение мер государственного принуждения к правонарушителям, обеспечение исполнения назначенных мер наказания, а также принятие мер по предупреждению правонарушений.
Необходимость в правоприменительной деятельности возникает, таким образом, всегда, когда осуществление субъективных прав и исполнение предусмотренных законом обязанностей невозможно без использования государственно-властных полномочий.
Применение норм права осуществляется не в произвольной форме, а строго установленном законом порядке. Существует определенная процедура правоприменительной деятельности судебных, административных, следственных и иных государственных органов и должностных лиц. Степень детализации порядка правоприменительной деятельности различных органов и должностных лиц не всегда одинаковы.
|
Правоприменительная деятельность государственных органов и должностных лиц всегда осуществляется в соответствии с определенными, общепризнанными во всех странах принципами. Среди них важнейшее значение имеют принципы законности, социальной справедливости, целесообразности и обоснованности принимаемых в порядке правоприменения тех или иных решений.
Принцип законности означает строгое и неуклонное следование государственных органов и должностных лиц закону в процессе правоприменительной деятельности.
Принцип социальной справедливости означает деятельность правоприменительного органа и должностного лица в интересах не каких-либо граждан или групп, а в интересах всего общества.
Принцип целесообразности в правоприменительной деятельности означает учет конкретных условий применения того или иного нормативно-правового акта, принятие во внимание специфики сложившейся ситуации в момент вынесения решения, выбор наиболее оптимального варианта реализации правовых требований в тех или иных конкретных обстоятельствах.
Принцип обоснованности правоприменительной деятельности означает полное выявление, тщательное изучение и использование всех относящихся к делу материалов, принятие решения только на основе достоверных, хорошо проверенных, не подлежащих сомнению фактов. Данный принцип лежит в основе других принципов.
|
Принцип целесообразности, с одной стороны, и принципы законности и справедливости – с другой, нередко входят в противоречия. Суть их заключается в том, что в процессе формирования норм права, являющихся правилами общего характера, невозможно учесть все разнообразие конкретных случаев и обстоятельств, которые возникают в тех или иных жизненных условиях, в процессе их применения.
Правоприменительной процесс осуществляется в определенной последовательности. В государственно-правовой теории и практике выделяются ряд относительно самостоятельных ступеней, или стадий, данного процесса. Наиболее типичными признаются следующие: а) установление и исследование фактических обстоятельств дела; б) выбор и анализ нормы права с точки зрения ее подлинности, законности, действие ее во времени, в пространстве и по кругу лиц; в) анализ содержания нормы права и принятие решения (издание индивидуального акта); г) доведение содержания принятого решения до сведения заинтересованных государственных и общественных органов и должностных лиц.
Правоприменительная деятельность государственного органа или должностного лица всегда связана с принятием решения по конкретному делу и его стремлением. На данной, завершающей стадии правоприменительного процесса вырабатываются и оформляются юридические последствия применения нормы права к конкретному случаю или лицу.
А актах применения норм права или индивидуальных актах всегда усматриваются авторитет и сила государства. Им неизменно придается государственно-властной характер. За нарушение предписаний, содержащихся в этих актах, следует государственное воздействие. Они охраняются и обеспечиваются государством в той же мере, как и нормы права, на основании и во исполнение которых эти акты принимаются.
Основные требования, применяемые к актам, заключается в том, чтобы они: а) строго соответствовали нормативно-правовым актам, на основе которых они принимаются; б) издавались в пределах компетенции правоприменительского органа или должностного лица; в) содержали глубокую и всестороннюю мотивировку; г) имели все необходимые реквизиты, придающие актам применения официальной.
В отличие от нормативно-правовых актов, индивидуальные акты рассчитаны на однократное применение, обращены к строго установленному лицу или кругу лиц, издаются применительно к строго определенному случаю или случаем, влекут за собой юридические последствия, выступают в качестве юридических фактов, служат основанием для возникновения, изменение или прекращения конкретного правоотношения.
По своей природе и характеру индивидуальные акты далеко неодинаковы. В зависимости от формы регулятивного воздействия на общественные отношения их подразделяют на два вида: исполнительные и правоохранительные.
Исполнительные акты направлены на организацию исполнения содержащихся в нормах права предписаний применительно к конкретному лицу или случаю.
Например: акт регистрации брака, приказы о повышении в должности.
Правоохранительные акты предназначены для охраны существующих норм права от возможных нарушений. Они издаются, как правило, или в связи с предупреждением правонарушения, в профилактивных целях, или же в связи с совершением правонарушения.
Существуют и иные критерии классификации индивидуальных актов.
Применение права – важный фактор, столь существенно влияющий на правовое регулирование, притом влияющий в самом ходе. В процессе воздействия права на общественные отношения, является особой формой претворения норм права в практику.
Заключение
Право (объективное и субъективное) таково по природе, что требует своей реализации в деятельности людей. Порожденное общественными отношениями право в тех же отношениях должно найти свое осуществление. Сказанное относится к нормам законодательства, поскольку они представляют собой возможность, которая подлежит превращению в действительность. Без выполнения правовых предписаний в жизнь, нормы мертвы, иначе говоря, они теряют свое социальное значение.
Реализация права – это процесс, процедура претворения правовых норм в общественную практику.
Динамичная правовая система представляет собой постоянное «воспроизводство» права, исторически непрекращающийся процесс правообразования и непрерывное, исключительно многообразное его осуществление в общественных отношениях, постоянно действующий процесс правореализации. Оба эти процессы связаны и проникают друг в друга. При первом пути правообразования, еще до принятия закона, существует и реализуется субъективное право, защищенное судебными актами – в процессе становления юридических норм вкраплены элементы правореализации. При втором пути правообразования субъективное право вкраплено в уже начавшийся процесс реализации юридических норм. В одном случае правообразования включает не только установление, но и какое-то осуществление субъективного права. В другом – правореализация включает продолжающийся процесс правообразования в условиях, когда объективное право уже начало осуществляться. Правообразование – предпосылка правореализации, в то время как социальные последствия последней образуют новые условия, вызывающие вновь правообразование.
К формам реализации права относятся: соблюдение норм права, исполнение норм права, использование норм права и применение норм права. Применение норм права является основной из форм реализации права и проходит несколько стадий применения права.
Установление или анализ фактических обстоятельств юридического дела – эта стадия характеризуется тем, что по ней выясняется, обладает ли рассматриваемый случай юридической значимостью, попадает ли он под действие норм права или нет, выбрать нормами какой отрасли права регулируется то или иное деяние, являющееся объектом его анализа.
Выбор правовой нормы, подлежащей применению – это стадия предполагает отыскание нормы права, которая связывает с теми или иными фактами юридические последствия.
Следующая стадия применения права – «уяснения и разъяснения смысле и содержания (толкование) нормы права». Она имеет своей целью правильное применение содержащихся в них предписаний к конкретным случаям жизни. Толкование норм права это деятельность государственных органов, различных организаций и отдельных граждан, направленная на уяснение и разъяснение смысла и содержание общеобязательной воли общества, выраженный в нормах права.
После разъяснения и уяснения смысла и содержание юридических норм соответствующие органы государства принимают решения, которые оформляются в официальных актах. Эти акты называются актами применения права. Акт применения права – это властное предписание органов государства, индивидуализирующее нормы права к конкретным случаям жизни. Принятое решение в порядке, предусмотренном нормами права, составляет содержание акта применения права. В нем обосновывается необходимость данного решения, указывается его целевое назначение.
Завершающей стадией применения права является осуществление контроля за реализацией принятого решения. Контрольными функциями по проверке и реализации акта применение на высшем уровне обладают Президент Российской Федерации и Конституционный Суд Российской Федерации. На ином уровне ими наделены соответствующие государственные органы и должностные лица.
В работе раскрыта содержание понятия реализации права, в определении и характеристике путей им форм реализации права, рассмотрено правоприменение как особая форма реализация права. Цель исследования выяснена.
Список использованной литературы:
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 – М.: Буквица, 1997. – 32с.
2. Алексеев С.С. Проблемы теории права: Курс лекций. – Свердловск, 1973. – 232 с.
3. Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. – М., 1989. – с. 81-103.
4. Алексеев С.С. Теория права. – М. Бек, 1994. – 224с.
5. Коваленко А.И. Общая теория государства и права: Тес, 1996 г. – 412 с.
6. Лазарев В.В. Применение советского права: Изд-во КазГУ, 1972. – 315с.
7. Лившиц Р.З. Теория права. – М: Бек, 1994. – с. 126-137.
8. Общая теория права./ Отв. редактор А.С. Пиголкин. – М., 1957. – с. 285-288.
9. Теория государства и права./ Отв. редактор А.И. Денисов. – М., 1980. – с. 348.
10. Теория государства и права./ Отв. редактор М.Н. Марченко. – М., 1987. – с. 378.
11. Теория государства и права: Академический курс в 2-ух томах. – т. II. – с. 312-322.
12. Явич Л.С. Сущность права: Изд-во ЛГУ, 1985. – с. 127-135.
[1] Лившиц Р.З. Теория Права. – М., 1994. С.130.
[2] Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. – М., 1989. С. 81-103
[3] Конституция Российской Федерации ст. 43
[4] Конституция Российской Федерации ст. 30
[5] Конституция Российской Федерации ст. 31
[6] Конституция Российской Федерации ст. 35
[7] Конституция Российской Федерации ст. 58
[8] Теория государства и права / Отв. редактор М.М. Марченко. М., 1987. С. 378.
[9] Общая теория права / Отв. редактор А.С. Пиголкин. С. 285.
[10] Теория государства и права / Отв. редактор А.И. Данилов. М., 1980. С. 348.