Задачи и функции социологии.




Социология

Социология как наука. Объект и предмет. (в тетради 1 и 2 вопрос 1 темы)

История становления и развитие социологии. (в тетради 5 вопрос 1 темы)

Социология в Беларуси

Становление социологии в Беларуси происходило под влиянием географических, социально-политических и национально-культурных особенностей социальных процессов на белорусских землях. Находясь в центре Европы, они испытывали на себе влияние со стороны как Запада, так и Востока. Здесь теснейшим образом переплетались политические и экономические интересы соседних народов и государств, что определило своеобразие белорусского фольклора, художественной и социально-философской литературы, науки, морали и права. Социология начала проникать в Беларусь в XIX в. с двух сторон: из России в виде переводов на русский язык работ классиков европейской социологии и из западных стран в виде оригинальных произведений на европейских языках. Кроме того, многие произведения русских социологов печатались в европейских странах в переводе на европейские языки и в этом виде возвращались в Россию.

Белорусский социолог А. Н. Елсуков выделяет следующие этапы развития социологии в Беларуси:

1. Социологическая мысль дореволюционного периода

Предпосылки оформления социологии представлены в произведениях видных мыслителей и общественно-политических деятелей, таких как К. Туровский (1130-1182), Е. Полоцкая (ок. 1110-1173), Ф. Скорина (1490-1551), С. Будный (1530- 1593), А. Волан (1530-1610), Н. Гусовский (1470-1533), Л. Сапега (1557-1633), М. Смотрицкий (ок. 1572-1633), Г. Конисский (1717-1795), С. Щука (1654-1710), К. Нарбут (1738-1807), И. Стройновский (1752-1815), Т. Костюшко (1745-1817), И. Еленский (1756-1813). В ряду мыслителей XIX в. следует отметить профессоров Виленского университета М. Бобровского (1784 или 1785-1848), И. Даниловича (1787-1843), И. Лелевеля (1786-1861), а также наиболее ярких представителей общества филоматов студентов Виленского университета Я. Чечота (1796-1847), Я. Барщевского (1796-1851), М. Рукевича (1796-1841), Ю. Ежовского (1798-1955), А. Рыпинского (1811 - ок. 1900?), А. Мицкевича (1798-1855), В. Дунина-Мартинкевича (1808-1884), В. Спасовича (1829-1906), белорусских студентов, подготовивших в 1884 г. издание «Гоман» - X. Ратнера, М. Стацкевича, А. Марченко и др., публицистов Ивана и Антона Луцкевичей, В. Ластовского, Я. Лёсика (1883- 1940), А. Цвикевича, Б. Тарашкевича, а также писателей и поэтов начала XX в. Я. Купалы (1883-1942), Я. Коласа (1882-1956), М. Богдановича (1891-1917), Э. Пашкевич (1876-1916), А. Гаруна (1887-1920).

До 20-х годов XX в. социология в Беларуси не была институционализирована. Особенностями возникновения социологии в Беларуси стали:

1) отсутствие условий для институционализированного развития по причине отсутствия научных центров и высших учебных заведений;

2) тесная взаимосвязь с национально-освободительным движением;

3) отсутствие специальной подготовки у тех, кого можно назвать представителями белорусской социологической мысли.

К белорусским произведениям XIX в., имеющим важное значение для развития отечественной социологической мысли, относится творчество белорусских народников в Петербурге 80-х годов XIX в.: воззвания «К белорусской молодежи», «Письма о Белоруссии» Данилы Боровика, «Послание к землякам-белорусам», «К белорусской интеллигенции», поскольку в них рассматривались проблемы этнокультурного своеобразия белорусов.

2. Социологическая мысль советского периода (1917-1991)

Научный статус социология в Беларуси приобретает при советской власти. В созданном в 1921 г. Белорусском государственном университете открыта кафедра социологии и первобытной культуры. В преподавании социологических дисциплин активно участвовали профессора В. И. Пичета, С. 3. Каценбоген, В. Н. Ивановский, С. М. Василейский и др.

На базе Института белорусской культуры, созданного в январе 1922 г., а в 1929 г. преобразованного в Академию наук Беларуси, проведены исследования в области социально-экономических и социально-культурных проблем развития белорусской нации (Е. Ф. Карский, С. М. Некрашевич), динамики социальной структуры белорусского общества (В. И. Игнатовский, М. В. Довнар-Запольский), проблем семьи, религии (С. Я. Вольфсон, Б. Э. Быховский), образования и воспитания (С. М. Василейский, А. А. Гайваровский, С. М. Ривес).

В 1965 г. на общественных началах в г. Минске был открыт Институт социологических исследований. При институте работали курсы по подготовке социологов.

В 1967 г. начали функционировать проблемные социологические лаборатории при БГУ, Институте народного хозяйства, и других ведущих вузах.

В 1968 г. в составе Института философии и права АН БССР был создан сектор конкретных социальных исследований.

В 1970 г. белорусские социологи впервые приняли участие в работе Международной социологической ассоциации в болгарском городе Варна.

В 1976 г. учреждено Белорусское отделение Советской социологической ассоциации.

В 1978 г. создан Сектор методологических проблем социологических исследований в Институте философии и права Академии наук Беларуси.

В 1988 г. с постановлением ЦК КПСС «О повышении роли марксистской социологии в решении узловых проблем советского общества» в номенклатуре научных специальностей социология отделяется от философии.

В 1989 г. открывается отделение социологии и кафедра социологии в БГУ, а в Академии наук БССР создается Республиканский центр социологических исследований (РЦСИ).

В 1990 г. на базе РЦСИ создается Институт социологии АН БССР.

3. Постсоветский период

В 1994 г. Белорусское отделение Советской социологической ассоциации преобразовано в Белорусскую социологическую ассоциацию (БСА).

С 1997 г. выходит журнал «Социология».

В 2000 г. на основе БСА создано Белорусское общественное объединение «Социологическое общество».

Существенное значение для развития белорусской социологической науки имеют творческие связи, устанавливаемые между учеными как на международном, межрегиональном, так и внутригосударственном уровнях. Активное участие белорусских социологов в работе международных конгрессов, конференций и коллоквиумов, творческие связи со своими коллегами из ближнего и дальнего зарубежья, обмен студентами, аспирантами, преподавателями и сотрудниками создают условия для плодотворного развития белорусской социологии.

Задачи и функции социологии.

Социология как самостоятельная наука имеет свои задачи. Социология, изучая общественную жизнь в тех или иных формах и сферах, во-первых, решает научные проблемы, которые связаны с формированием знания о социальной действительности, разработкой методов социологических исследований. Во-вторых, социология изучает проблемы, которые связаны с преобразованием социальной действительности, анализом путей и средств целенаправленного воздействия на социальные процессы.

Особенно повышается роль социологии в условиях преобразования нашего общества, так как каждое принимаемое решение, каждый новый шаг, предпринимаемый властями, задевают социальные интересы, меняют положение, поведение множества взаимодействующих групп. В этих условиях органам управления крайне необходима полная, точная и правдивая информация о реальном положении дел в любой сфере общественной жизни, о потребностях, интересах, поведении общественных групп в той или иной ситуации, а также о возможном влиянии их поведения на общественные процессы.

Не менее важной задачей социологии является обеспечение надежной «обратной связи» управления обществом. Ведь принятие самого правильного и необходимого решения высшими органами управления представляет собой первый шаг преобразования действительности. Это делает необходимым постоянный социологический контроль выполнения решений, протекания конкретных процессов в обществе.

Нельзя забывать также и о такой важнейшей задаче социологии, как формирование у людей социального мышления, а активизация деятельности человека, социальной энергии масс и направление ее в нужное обществу русло. Эта задача адресована в первую очередь социологам.

Задачи, которые стоят перед социологической наукой, определяют ее функции.

Социология выполняет в обществе множество различных функций. Главные из них таковы:

1) теоретико-познавательная – дает новые знания об обществе, социальных группах, индивидах и закономерностях их поведения. Особое значение принадлежит специальным социологическим теориям, которые раскрывают закономерности, перспективы социального развития общества. Социологические теории дают научные ответы на актуальные проблемы современности, указывают реальные пути и методы социального преобразования мира;

2) прикладная – предоставляет конкретную социологическую информацию для решения практических, научных и социальных задач. Вскрывая закономерности развития различных сфер общества, социологические исследования дают конкретную информацию, необходимую для осуществления контроля над социальными процессами;

3) социальный прогноз и контроль – предупреждает об отклонениях в развитии общества, прогнозирует и моделирует тенденции общественного развития. На основе социологических исследований социология выдвигает научно обоснованные прогнозы относительно развития общества в будущем, которые являются теоретической основой построения перспективных планов социального развития, а также дает практические рекомендации, разрабатываемые социологами, для более эффективного управления социальными процессами;

4) гуманистическая – разрабатывает социальные идеалы, программы научно-технического, социально-экономического и социально-культурного развития общества.

5.Общество как единая социально-экономическая и социокультурная система: сущность, основные характеристики.

При рассмотрении и изучении общества часто используется сферный принцип, согласно которому в общество входят четыре сферы:

• экономическая – материальные, производственные отношения между людьми и их объж.единениями;

• политическая – деятельность политических институтов и организаций, органов власти, правоохранительных органов, социальных и политических движений, политических лидеров разного уровня;

• духовная – образование, наука, общественное сознание, религия, культура, искусство;

• социальная – взаимодействующие общности разного рода людей: классы, этносы, социальные слои, группы, организации.

Все сферы жизнедеятельности общества функционируют в теснейшей взаимосвязи, выполняя определенные функции в обществе и являясь сложными общественными подсистемами.

Итак, общество – это исторически развивающаяся целостная система отношений и взаимодействий между людьми, их общностями и организациями, складывающаяся и развивающаяся в процессе их совместной деятельности.

Рассмотрим отличительные признаки общества.

1. Социальность (от лат. socialis – совместный), выражающая общественную сущность жизни людей, специфику их социальных отношений, социальных взаимодействий и социальных связей.

2. Способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность взаимодействий между людьми, которые действуют относительно друг друга.

3. Территория, от которой зависят многие особенности общества (для сравнения можно взять образ жизни, обычаи, культуру и религию эскимосов, неразрывно связанных с особенностями арктической территории и те же характеристики жителей Восточной Европы – белорусов, украинцев, русских).

4. Существование в социальном пространстве и социальном времени.

5. Высокий уровень самоутверждения и саморегуляции, позволяющий обществу без вмешательства извне создавать высокий уровень организации социальных взаимодействий, обеспечивающий его устойчивое саморазвитие и самовоспроизводство, удовлетворение жизненных потребностей людей.

6. Наличие специальных органов для осуществления саморегуляции – социальных институтов.

7. Существование субъектов социального развития (отдельных индивидов, групп, общностей, институтов), без сознания, воли и деятельности которых невозможны социальные изменения.

8. Наличие социальной структуры, элементами которой могут быть:

• социальные институты;

• социальные общности;

• социальные группы, классы, слои;

• социальные организации;

• человеческие индивиды.

Большинство социологов сходятся во мнении, что в развитии общества существуют определенные тенденции и закономерности. Утверждается, что в эволюции общества существует закон ускорения социального развития, который гласит, что каждый последующий его этап проходит в более краткий, сжатый во времени период, чем предыдущий. Также в развитии человеческих обществ действует закон неравномерности политического, экономического, социального и духовного развития, вследствие чего одни страны и народы развиваются быстрее и интенсивнее, чем другие. Наконец, история развития различных типов обществ свидетельствует, что при всяких зигзагах, уклонениях от основного пути общественной эволюции, даже при вынужденных застоях и откатах назад, в этой эволюции существует направленность по восходящей (закон социального прогресса).

 

2.Культура как социальное явление

Одним из важнейших факторов развития общества является культура.

Термин «культура» латинского происхождения и первоначально обозначал возделывание земли. Войдя в обыденную человеческую речь, в ходе частого употребления это слово утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческого поведения, а также видов деятельности.

Культура – 1). В широком смысле – совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения. 2). В узком смысле – система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей.

Культура рассматривается в социологии как сложное динамичное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях.

Рассмотрим основные элементы культуры.

Ценности – общепринятые убеждения относительно целей, которые человек считает истинными и к которым он должен стремиться. Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждое общество устанавливает, что является ценностью, а что не является.

Нормы – образцы и шаблоны поведения людей в обществе. Основными типами норм в порядке возрастания их социальной значимости являются:

• привычки – поведенческие образцы, ставшие в силу длительного следования поведенческим стереотипом;

• обычаи – массовые образцы поведения, касающиеся социально-значимых явлений;

• традиции – элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном обществе, социальной группе в течение длительного времени;

• институциональные нормы, сознательно и тщательно разрабатываемые;

• законы – усиленные и формализованные нравственные нормы, требующие неукоснительного выполнения. Выполнение норм, входящих в законы, обеспечивается специально созданными для этой цели институтами (такими, например, как милиция, суд, колонии для преступников и т.д.).

Убеждения и верования – субъективно-личностное отношение человека к объектам, представлениям, теориям. Наибольшее развитие верования получили в крупнейших мировых религиях. Именно религии оказали решающее воздействие на формирование культуры в мире.

Знания – достоверные сведения о чем-либо, научные сведения. Прежде чем получить наименование знаний, сведения проверяются на истинность или ложность. Ложные сведения отбраковываются, а истинные, т.е. соответствующие реальности, признаются в качестве научных знаний.

Язык – объективная форма аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта, являющийся средством для познания окружающего мира. Чем лучше конкретный индивид владеет языком, тем легче ему ориентироваться, познавать, устраиваться, делать карьеру, расти в личном плане, в мире природы и в мире людей. И наоборот, чем хуже индивид владеет языком, тем меньших успехов (а может быть, никаких вообще) он достигнет.

Мы рассмотрели общие элементы культуры безотносительно к тому, как они функционируют в различных социальных образованиях (религиях, нациях, группах и т.д.). Можно сказать, что все эти элементы относятся к культуре как таковой, к общечеловеческой культуре. Однако культура функционирует в определенных конкретных формах.

Так, все социальное наследие можно рассматривать как синтез материальной и нематериальной культур. Нематериальная культура включает в себя слова, используемые людьми, идеи, привычки, обычаи и верования, которые люди создают, а затем поддерживают. Материальная культура состоит из произведенных человеком предметов: инструментов, мебели, автомобилей, зданий, ферм и других физических субстанций, которые постоянно изменяются и используются людьми. Сравнивая оба эти вида культуры между собой, можно прийти к выводу, что материальная культура должна рассматриваться как результат нематериальной культуры и не может быть создана без нее.

Каждое общество имеет некоторую совокупность культурных образцов, которые принимаются и разделяются всеми членами общества. Эту совокупность принято называть доминирующей культурой.

В то же время в обществе существуют субкультуры – определенные культурные комплексы, отличающие какую-либо социальную группу (например, социальную страту), то или иное сообщество (национальное, религиозное, профессиональное, молодежное).

В силу ряда социальных, политических или экономических обстоятельств субкультура может культивировать образцы поведения, противоположные доминирующей культуре. Они составляют контркультуру общества.

Некоторые социологи выделяют также отдельные виды культуры в современном обществе, такие как элитарная культура, народная культура и массовая культура. Главный критерий такого разделения – принадлежность к тому или иному социальному классу. Обычно под «культурой» здесь подразумеваются такие виды искусства, как классическая литература, музыка, танец и живопись.

Культура играет важную роль в жизни общества. Эта роль реализуется через ряд социальных функций культуры:

• образовательно-воспитательная – социализация личности путем освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества;

• интегративная-дезинтегративная – чувство общности, появляющееся у индивидов одного сообщества (нации, народа, религии, группы и т.д.) в результате освоения культуры. Но, сплачивая одних на основе какой-либо культуры, она противопоставляет их другим сообществам, объединенным на основе другой культуры, т.е. людей разных культур их разные культуры разъединяют;

• регулирующая – установление правил и рамок поведения, в которых живет и работает человек. В случае нарушения этих предписаний и запретов личность подвергают определенным санкциям – наказанию или наградам.

 

3.Социокультурные процессы современного общества

Культура не стоит на месте. Происходящие в обществе социокультурные изменения приводят к переустройству всех сторон жизни общества, меняют системы ценностей, норм, образцов поведения людей.

Для современного общества характерным является оживление всех без исключения социокультурных процессов. Переориентация общества в середине ХХ века на информацию и знание как стратегические ресурсы развития, последующая виртуализация и глобализация общественной жизни, привели к радикальным переменам как в отдельных сферах общества (политической, экономической, производственной, социально-личностной и др.), так и в общественной организации в целом. Такие наблюдаемые сегодня процессы, как внедрение в структуру производства информационных технологий; совершенствование мировых коммуникационных систем; тенденция количественного роста высокотехнологичных товаров, именуемых также инновационными; усиление влияния транснациональных компаний, приводящее к прогрессирующей интернационализации мировой экономики; актуализация вопросов межкультурной политики, выстраивающая новые приоритеты во внутренней и внешней политике страны; глобализация культурной индустрии – являются логическим следствием перехода к постиндустриальному этапу цивилизационного развития, спрогнозированного в футурологических концепциях «постиндустриального общества», «информационного общества», «общества знаний» и одновременно предстают качественными характеристиками последнего.

На рубеже второго и третьего тысячелетий в спектре интереса ученых доминантой становятся именно процессы глобализации. Часть исследователей трактует глобализацию однозначно позитивно и оптимистически, полагая, что этот процесс приведет к консолидации мира, преодолению конфликтов, подъему уровня жизни народов, социальной стабильности, всеобщему равноправию. Позитивными результатами глобализации называют создание глобальных рынков, глобальных технологий, глобальных идей и глобальной солидарности, приводящих к уменьшению социального пространства, к ускоряющемуся бегу социального времени и усилению прозрачности границ государств.

Другая часть исследователей отстаивает точку зрению о негативных последствиях влияния глобализации на современный мир, а именно:

• неизбежном снижении статуса национальных государств и их социально-политической значимости вследствие интенсификаци транснациональных отношений, что оборачивается усилением националистических настроений, подчеркнутым регионализмом многих слаборазвитых стран;

• глобализации нищеты как результате господства на мировых рынках транснациональных корпораций глобализация, делающих богатых еще богаче, а бедных беднее;

• глобализации преступности, когда организованные преступные синдикаты действуют далеко за пределами национальных границ и вступают в стратегические союзы;

• игнорировании национальных интересов, традиций и культуры народов разных стран в социальных конфликтах, вследствие чего растет угроза международного терроризма;

• глобализации информационных процессов, создающей новые угрозы сохранению, воспроизводству и развитию культуры многих народов, особенно в слаборазвитых странах;

• усиливающемся влиянии американской продукции на индустрию развлечений, где действуют три главных кита – кинематограф, музыка и телевидение, испытывает.

В социокультурном измерении процесс глобализации проявляется в повсеместном распространении культуры постмодерна, различных вариантов поп-культуры, новых интегральных форм религиозных культов, мирового туризма, космополитизма, а также появлении глобальных социокультурных гибридов, складывающихся их причудливого смешения прежде несовместимых культурных феноменов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: