особенности культурного и духовного мира средневековой руси




В истории Российского государства и культуры периоду с IX по XVII в. принадлежит особое место. Именно в средние века определились в основном границы государства, были заложены этнокультурные основы будущих наций и национальных языков, сформировались православно-христианские общественные идеалы и базовые ценности, сложилась богатейшая культура. Об этом периоде существует огромная историография. Среди вопросов, традиционно вызывающих дискуссии историков, следует назвать такие, как: происхождение термина «Русь», роль экзогенных факторов на ранних этапах становления древнерусской государственности, генезис феодализма у восточных славян и роль геополитического фактора, повлиявшего на специфику русской истории и культуры, концепцию Предвозрождения в русской культуре конца XIV–XV в. и др.

В истории средневековой Руси прослеживаются три периода:

I — древнейшая история Русского государства со второй половины IX в. до 30-х годов XIII в.;

II — вторая половина XIII–XV в.;

III — начало XVI–XVII в.

Историю Древнерусского государства можно разделить на три этапа. Первый из них — это время довольно длительного «собирания» восточнославянских земель. Он растянулся с 80-х годов IX в. почти до конца Х в. Второй этап — это время существования относительно единого Киевского раннефеодального государства, приблизительно со времени Владимира I до 20-х годов XIII в., когда оно окончательно распалось на независимые княжества. И, наконец, третий этап — господство феодальной раздробленности — от 20-х годов XII в. до монгольских нашествий 30–40-х годов XIII в.

  Образование, просвещение, книгопечатание Известно, что одним из главных показателей культуры любого народа является уровень грамотности и образованности. В русских землях этот показатель медленно, но неуклонно повышался. Благодаря хозяйственному подъему, росту городов и городского населения, активизации торговых связей между регионами, росту государственного аппарата объединяющейся страны, росла потребность в грамотных и образованных людях, так как одновременно увеличивалась потребность в деловых записях, в оформлении хозяйственных расчетов, расширялся диапазон государственных бумаг: от дипломатической переписки до налоговых и родословных книг. С XIV в. в русских землях стали использовать для записей бумагу (вывозили из-за границы) вместо дорогостоящего пергамента. Рост потребности в записях повлек за собой ускорение письма. Появляется более упрощенное написание букв, позволяющее вести беглое и свободное письмо, а с XV в. - скоропись, близкая к современному письму. Распространение грамотности и знаний почти не затронуло деревенское население. Основная масса его оставалась бесписьменной. Разнородные знания (иногда весьма причудливые) об окружающем мире, природе, человеке, устройстве мира передавались изустно в виде сельскохозяйственных примет, знахарских рецептов, пословиц и поговорок, сказок, эпической поэзии, песен и т.п. Церковь и ее учение составляли духовную жизнь сельского населения, определяли его быт, нравы, обычаи. Просвещение в городах, монастырях, боярских вотчинах основывалось на книжной грамотности. Уровень грамотности и образованности особенно заметно растет среди священнослужителей, в церковной и монастырской среде. Священнослужители становились учителями в княжеских дворцах и хоромах, в боярских усадьбах, у местных батюшек обучались дети служилых людей (дворян), купцов, ремесленников. По уровню грамотности землевладельцы и купечество оказались впереди других сословий. Об этом свидетельствуют документы тех столетий - хозяйственные учетные книги и записи, духовные грамоты (завещания), договоры великих и удельных князей, хозяйственные акты московских князей и русской митрополии, переписка и т.п. Безусловно, в начальный период монголо-татарского ига общий уровень грамотности снизился, но Русь не стала сплошь неграмотной. Грамотные люди в ней никогда не переводились. Житийная литература XIV-XV вв. свидетельствует, что обучать детей начинали в 6-7 лет, сначала учили чтению, используя церковную литературу (Часослов и Псалтырь), а затем письму. Рост грамотности отмечен не только среди мужчин, но и среди женщин. Учителями в домашнем круге становятся родители. Большое внимание церковь и родители обращали на воспитание подрастающего поколения. Именно в это время формируется российская аристократия - поколения древнейших родов, которых отличала хорошая по тем временам образованность, строгое понятие родовой чести и достоинства, осознание своей духовной ответственности. О нравственности населения заботились власть церковная и светская. В 1551 г. Стоглавый церковный Собор поставил задачу улучшить нравы духовенства, чтобы поднять авторитет церкви, а местных священнослужителей сделать наставниками прихожан. Некоторые исследователи полагают, что школа, как таковая, начинает складываться именно в XVI в., когда Стоглавый собор принял решение о создании в городах «книжных училищ». Эти первые учебные заведения были в то время всесословными и давали солидное (по тому времени) общее и специальное образование. Помимо духовных лиц учредителями выступали и светские «мастера грамоты», открывавшие своеобразные двухгодичные школы. Об уровне просвещения народа ученые судят по книжному делу. В XIV-XVI вв. оно возрождается и развивается. Книга в этот период продолжала оставаться рукописной. Но замена пергамента бумагой сделала ее более доступной. К XV в. в монастырях складываются библиотеки. Выдающее событие в культуре XVI в. - появление книгопечатания.   Литература Драматические события XV-XVI вв. способствовали развитию литературы. Наряду с освоенными жанрами, появляются новые, изменяются уже существовавшие, расширяется круг пишущих. Ведущим жанром оставалось летописание. Если в XIII в. этот жанр древнерусской литературы едва теплился в северо-западных землях, то с XIV в. складываются новые центры летописания и потому летописи этого времени носят локальный характер. Московское летописание появилось в первой половине XIV в. Возрождение общерусского летописания приходится на конец XIV - начало XV вв. В XVI в. усиливается официальный характер летописания. Включавшиеся в летописи предшествующие летописные своды подвергаются определенной обработке в политических целях. Нарушаются характерные черты летописного жанра (погодность изложения событий); летописи не претендуют на написание истории от начала до конца, а выделяют отдельные сюжеты. Самым официальным летописным произведением XVI в. была «Степенная книга царского родословия». Исторической энциклопедией XVI в. называют ученые «Никоновскую летопись», подготовленную московскими летописцами к середине XVI в. В XVII в. она хранилась у патриарха Никона. XIV-XV вв. - время расцвета древнерусской литературы. Ей присущи жанровое и стилистическое разнообразие и высокое нравственное звучание. Наиболее распространенным и любимым жанром этой эпохи стали военно-исторические повести. В их основе лежали конкретно-исторические события и факты, персонажи. Военно-исторические повести - светские произведения, близкие по своему характеру к устному народному творчеству, хотя многие из них перерабатывались в духе церковной идеологии и даже включались в летописи. Эти произведения проникнуты патриотическим чувством, пафосом борьбы с ордынским игом. Цикл военно-исторических повестей посвящен победе Дмитрия Донского на поле Куликовом. В XVI в появились новые военно-исторические повести о событиях того времени. В XIV-XVI в. московская литература, вбирая в себя областные стилистические тенденции, приобретает общерусский характер и занимает ведущее место. Расцветает житийная литература, столь любимая на Руси. Своеобразно трансформируется жанр «хождений», известный на Руси с XII в., где описывались путешествия просто и деловито описаны быт и нравы неведомой еще европейцам Индии (Никитин посетил Индию за 30 лет до открытия пути в Индию португальцем Васко да Гама). Русская литература не обошла вниманием и вечную тему любви. Ко времени Ивана III относится утверждение культа «покровителей московских государей» - Петра и Февронии Муромских. В XVI в. на основе муромских сказаний и легенд возникло замечательное произведение - «Повесть о Петре и Февронии». Конец XV-XVI вв. стали временем расцвета публицистики. В «Сказание о князьях Владимирских» родословная правящих московских государей выводилась не только от византийских императоров (символом великокняжеской власти стала «шапка Мономаха», якобы переданная византийским императором Константином Мономахом его внуку, киевскому князю Владимиру Мономаху), но и непосредственно от римского императора Августа. Утверждалось право московской великокняжеской власти над всеми русскими землями и другими княжескими родами. В начале XVI в. оформилась идея о Москве как «третьем Риме». Ее выдвинул игумен Псковского Елизарова монастыря Филофей в своих посланиях к Василию III. Филофей утверждал, что в истории христианства последовательно существовало три великих центра. Первый из них - Рим пал из-за отступления от истинного христианства, второй - Константинополь - из-за Флорентийской унии 1439 г. Третий же Рим - Москва, а четвертому не бывать. Учение о «третьем Риме» служило идейным обоснованием исключительного значения православия, как истинной веры. Возвеличивалось значение московских государей и русской церкви как носителей и хранителей истинного христианства. Появляется такой жанр как публицистика   Общественная мысль Вопросы о положении церкви внутри государства, об отношении русской православной церкви к остальному религиозному миру, внутреннее устройство церкви - были едва ли не самыми обсуждаемыми вопросами в XV-XVI вв. Конец XV в. - время распространения в Новгороде ереси «жидовствующих» (названа так за некоторое сходство с иудаизмом). Еретики выступали против церковного землевладения, против существования сословия церковнослужителей и монашества. Некоторое время великокняжеская власть сочувственно относилась к «жидовствующим», но в 1490 г. церковный собор в Москве осудил ересь, а позднее еретики были казнены.   Архитектура Опустошительные походы монголо-татарского войска по русским землям в XIII в. трагически отразились на материальной культуре Руси. Русская архитектура переживала пору упадка и застоя. На полстолетия прекратилось монументальное строительство. Не было сил и средств у князей и бояр, которые обычно являлись заказчиками строительных работ. Кадры строителей либо были уничтожены, либо оказались в Орде. В конце XIII - начале XIV вв. строительство оживает в основном в двух регионах: в Новгородско-Псковской земле и Владимиро-Суздальской. В Новгородской земле за 100 лет (с 1250 по 1350 гг.) было построено лишь несколько небольших каменных церквей: Николы на Липне (1292 г.), Спаса на Ковалеве (1345 г.) и др. Со второй половины XIV в. растет экономическое и политическое могущество Новгорода. Широко развивается и монументальное строительство. В эту пору складывается классический тип новгородского храма. Эти крупные сооружения резко выделялись на фоне окружающей деревянной застройки. Зодчие отказываются от излишней лаконичности и делают эти однокупольные храмы подчеркнуто нарядными. Их заказчиков - именитых новгородских бояр интересовал внешний эффект. Географическое положение Пскова, постоянная опасность нападения Ливонского ордена обусловили развитие здесь в основном оборонного зодчества. В начале XIV в. общая протяженность крепостных стен Пскова составила 9 км. Первые монументальные постройки в Москве относятся к концу XIII в. Это Успенский и Архангельский соборы в Московском Кремле, просуществовавшие недолго и уже через полвека замененные новыми постройками. Оживление строительства в Москве относится ко времени ее усиления при Иване Калите (II четв. XIV в.). В отличие от Новгорода и Пскова монументальное зодчество здесь с самого начала приобрело государственный целеустремленный характер. В этом смысле история московского зодчества схожа с владимиро-суздальской: московские князья выступали продолжателями объединительной политики «владимирских самодержцев» XII-XIII вв., а развитие культуры прочно опиралось на владимирское наследство. Многие постройки не сохранились и известны по археологическим раскопкам и письменным источникам. Но именно эти постройки предопределили композицию центрального ансамбля Кремля на два столетия. В конце XV в. возведен заново Московский Кремль. К этой работе были привлечены итальянские мастера. В проведенном с огромным размахом строительстве Кремля (1485-1495 гг.) использовались достижения как русского, так и итальянского военно-инженерного искусства. Возведены были 18 башен (из 20 - ныне существующих). Первой была заложена Тайницкая башня. В ней находился тайник с родником воды на случай длительной осады. Были построены Успенский и Архангельский соборы. Благовещенский собор (1484-1489 гг.) и церковь Ризположения (1484-1486 гг.), построенные русскими мастерами, более связаны с русскими традициями. Эти храмы подняты на высокий цокольный этаж - подклет и окружены открытой галереей; по фасаду и апсидам проходит аркатурно-колончатый пояс. Широкое каменное строительство в Москве продолжается в XVI в. В 30-е годы XVI в. была возведена вторая линия каменных укреплений в городе - стены Китай-города (мастер Петрок Малый), а в 1585-1593 гг. - третья - Белый город (мастер Федор Конь). Своеобразным итогом развития крепостного зодчества в XVI в. стал замечательный Смоленский Кремль (1595-1602 гг., Федор Конь). В XVI в. широкое распространение получили шатровые храмы. Это поистине русская во всех формах постройка, порвавшая с привычным образом крестово-купольного храма. Шатровые церкви не имели внутри опорных столбов, и вся тяжесть сооружения держалась только на фундаменте. Один из лучших образцов этого стиля - церковь Вознесения в селе Коломенском (1530-1532 гг.). При огромной высоте площадь храма невелика. Он создан прежде всего для обозрения снаружи как торжественный памятник - монумент важному событию - рождению наследника престола (Ивана IV). Во второй половине XVI в. в культовом строительстве появились консервативные тенденции. Стоглавый церковный собор строго регламентировал церковное строительство. Зодчим было указано придерживаться канонического образца Успенского кремлевского собора; шатровые постройки, противоречившие византийским образцам, были запрещены. Тогда шатровый стиль, полюбившийся на Руси, стали использовать при возведении колоколен. Так появилось сочетание больших пятиглавых купольных храмов и рядом стоящих шатровых колоколен. В целом зодчество XVI в. по масштабам, разнообразию и оригинальности творческих решений принадлежит к наиболее ярким этапам в истории русской архитектуры.   Живопись В эволюции живописи XIV-XVI вв. следует различать следующие тенденции: Живопись второй пол. XIII-XV вв. явилась естественной преемницей искусства домонгольской Руси. Это результат того, что в ходе монголо-татарского нашествия сохранились города с памятниками древнерусского искусства (Ростов, Ярославль, Новгород, Псков). Здесь же сохранились кадры мастеров, традиция передачи художественного опыта. Однако, это не означало, что изобразительное искусство повторяло старые образцы и каноны. Уже в период феодальной разобщенности русских земель складываются местные художественные школы - новгородская, ростовская (XIII в.), тверская, псковская, московская, вологодская (или северная) - (XIV в.). И, наконец, в конце XIV-XV вв. по мере усиления Москвы как общерусского центра идет процесс слияния местных школ в общерусскую, который завершается в XVI в. формированием культуры великорусской народности. Процесс слияния местных школ сопровождался переосмыслением местных особенностей и ориентацией на современную византийскую живопись, не всегда совпадавшую с каноническими образцами. Московская живопись XIV-XV вв. по размаху и стилевому разнообразию не знала себе равных. Когда около 1390 г. из Новгорода в Москву приехал Феофан Грек, здесь уже сложилась самобытная художественная традиция. Это позволило московским живописцам избежать простого подражания великому мастеру. Но именно он на рубеже XIV-XV вв. стал главной фигурой в художественной жизни Москвы. Под его руководством проходили основные художественные работы: росписи церкви Успения Богородицы, Архангельского и Благовещенского соборов, теремов Московского Кремля и др. Сохранился ряд икон, созданных в кругу Феофана. Лучшая из них - «Богоматерь Донская» из Успенского собора Коломны с «Успением Богородицы» на обороте. Первые 7 икон праздничного чина иконостаса Благовещенского собора традиционно связывают с именем величайшего художника Руси Андрея Рублева (ок. 1360 - ок. 1430). Для художественной манеры Рублева характерны просветленный мотив и оптимизм. Это соответствовало общественным ожидания XV в., а также мироощущению самого художника-мыслителя, предугадавшего грядущий национальный подъем. Для Успенского собора во Владимире эти художники выполнили небывало монументальный трехрядный иконостас высотой 6 метров и состоящий из 61 иконы, в числе лучших «Богоматерь Владимирская». Самое совершенное произведение Рублева - икона «Троица». Она была написана для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря в 10-е - 20-е гг. XV в. Рублев переосмыслил каноническую византийскую композицию, освободил сюжет от жанровых подробностей и сосредоточил внимание на фигурах ангелов. Три ангела - это предвечный совет о послании Отцом Сына на страдание во имя спасения человечества. Изображенные Рублевым ангелы едины, но не одинаковы. Их фигуры составляют круговую композицию. Повторность форм и контуров вносит в это произведение музыкальный ритм. Световые чистые краски, среди которых особенно выделяется ярко-синий (васильковый) цвет, жизнерадостны и гармонично согласованы. Уже современники высоко ценили художественный гений Рублева. На рубеже XIV-XV вв. меняется соотношение видов живописи. Если в XIV столетии главной была фреска, то в XV в. первенство переходит к иконе. К этому времени относится и оформление так называемого высокого иконостаса. Возникновение высокого (или русского) иконостаса с его сложной иерархической и символической системой расположения икон считается достижением отечественной культуры. В XVI в. усиливается церковная регламентация художественного творчества. Стоглавый собор (1551 г.) потребовал, чтобы иконописцы «како греческие иконописцы писали и как писал Андрей Рублев, а от своего замышления ничто же претворяти». Больших успехов в XVI в. достигает книжная миниатюра,. Уже в рукописях начала XIV века на смену фантастическим переплетениям растительных и животных мотивов (тератологический стиль) приходит изображение человеческих фигур и сценок, подмеченных художником в окружающей действительности. Именно в книжной миниатюре художник проявлял свою самобытность, талант и творческое начало. Так, в Евангелие 1355 г. художник изображает заглавную букву «Р» в виде мужчины с банной шайкой в руках. В середине XVI в. вместе с первыми печатными книгами появилась гравюра на дереве (ксилография). Высокого художественного уровня достигло декоративно-прикладное искусство (лицевое шитье, шитье жемчугом, золотыми и серебряными нитями, ювелирное искусство), скульптура (деревянная и каменная резьба) и литейное производство. Причем литье колоколов поднялось на высоту большого искусства, где скульптурное и декоративное мастерство проявилось во всю силу. Ученые отмечают, что основной задачей искусства XV-XVI вв. становится прославление русского единого государства. Это придает культуре в целом политический смысл, что в свою очередь в XVI в. уже способствует проникновению светских мотивов в искусство.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: