Сценарно-режиссёрская разработка эпизода
Г.
Эпизод - это относительно самостоятельная и относительно законченная часть целостного сценария представления.
Структура (схема) эпизода: начало эпизода; его развитие через взаимодействие главных и второстепенных линий; кульминационная точка эпизода; совпадающая или переходящая в финал и уход или перетекание этого эпизода в другой. эпизод сценарий представление образ
С точки зрения методической целостности учебного процесса, важно не только рассмотреть все составляющие элементы эпизода, но и как в нём отражаются, как используются при разработке эпизода навыки, полученные в учебном процессе на предыдущих этапах.
Прежде, чем подходить к разработке отдельного эпизода, важно точно осознать, что он - часть целого, т.е. каждый эпизод имеет свою идейно-тематическую основу, но она носит относительно законченный характер, так, как является частью целого представления.
Начальный этап разработки эпизода представления
Начальный этап - это определение идейно-тематической основы всего представления и его структурных элементов - эпизодов. На этом этапе очень важна роль идейно-тематического анализа будущего представления. Когда мы говорим «идейно-тематический анализ», - мы говорим об инструменте, который позволит нам в многообразии документального и художественного материалов, в многообразии выразительных средств отобрать наиболее необходимые.
Тема произведения - это не только круг жизненного явления, исследуемый автором, но это и резец, отсекающий от этого круга всё, что в него не входит. Попробуйте разработать эпизод о любви. Сразу возникает вопрос: а какая любовь нас интересует? Ведь любовь может быть школьной, а любовь к матери -это другая, как другая любовь зрелого человека… Любовь к родителям маленького ребёнка полна доверчивости, света, тепла и игрушек; а любовь к ним же подростка полна драматизма и противоречий, не зря подростковый возраст называют сложным и т.д. Следовательно, тематический анализ - это определение своего пространства деятельности, своего пространства фантазии, своего пространства исследования.
|
Когда мы говорим об идее произведения, мы говорим о событийно-сюжетной линии. Точно определённая идея своего замысла помогает разработать и перевести этот замысел в конкретное произведение. В точно определённом идейном замысле уже прослеживаются некие контуры сюжетной линии. Например, идея произведения Б. Васильева «А зори здесь тихие» очень точна: ужас войны в том, что женщины, призванные природой своей любить и давать продолжение жизни, вынуждены убивать и погибать, защищая любовь и жизнь. Эта идея пронизывает всю структуру произведения и определяет его сюжетную линию: их поведение в воинской части (они все же женщины, а не солдаты-мужчины), буйство в них женского начала (стремление к любви, детям, мечты о прекрасном и единственном своём «принце»), столкновение с необходимостью убивать или погибнуть, но именно за свою любовь, за своего ребёнка, за своего «будущего принца» и т.д.
Этап разработки событийно-смысловой линии действия
1. Начало любого эпизода - это ввод в самый широкий круг предлагаемых обстоятельств: время действия, место, герои действия, эпоха, атмосфера времени действия и т.п.
|
2. Развитие эпизода: разработка любого сценического действия начинается с разработки конфликта и с события, которое происходит на сцене или уже произошло за рамками сценического пространства и определяющего характер, и силу накала конфликта. Говоря о конфликте,- мы говорим о событии или событиях, через которые и развивается конфликт произведения. Т.е. возникновение борьбы, столкновение противоположных точек зрения, противоположных драматургических позиций, - есть возникновение события и событийного ряда. Событие - это психофизический акт, меняющий линию поведения героев. От работы над этюдом берётся главное: умение выстроить событие, а, следовательно, и ряд предлагаемых обстоятельств, в которых развивается событие-конфликт. Чем ярче и интереснее будет сделано (выстроено) начало эпизода (предсобытийный ряд), тем ярче будет явление события. Принципом построения действия выступает контрпункт: столкновение двух противоположностей или двух красок.
Событие-конфликт - это психофизический акт, меняющий линию поведения героев, но акт, имеющий пространственно-временную протяжённость своего развития. Это с одной стороны, а с другой - событие должно порождать новое поведение героев представления, из которого рождается новое событие, влекущее, в свою очередь, новое его развитие и иное поведение участников действия, и т.д.
3. Финал эпизода: он должен, во-первых, подчёркивать некую законченность действия эпизода, а во-вторых, - давать начало следующему, входящему в общую структуру представления. Каждый эпизод несёт в себе свою событийно-конфликтную цепочку, но подчинённую единому замыслу, единому решению всего представления и основной идее автора, тогда мы, в результате, получаем единую цепь событий всего представления, пронизанную идейно-тематическим авторским замыслом. Естественно, цепь событий подчиняется основному закону драматургии: накал борьбы идёт по восходящей и разрешается в кульминационной точке, т.е. последующий эпизод по накалу борьбы должен быть сильнее предыдущего и давать начало жизни эпизоду с ещё большим накалом действия.
|
При разработке эпизода необходимо постоянно помнить и ориентироваться на «магическое Если бы» К. С. Станиславского. Это та фантастическая подсказка, которая даёт ему возможность проникать во времена, искать мотивацию поведения героев представления в тех или иных драматических обстоятельствах, помогает познать быт и привычки людей, познакомиться с музыкой времени, его обычаями и т.д. Главное - «Если бы» активно будирует фантазию, подвигает к сочинительству и проработке своих творческих задумок.