Итого: максимум 10 баллов.




ЗАДАНИЕ 1.

Известно, что в современных славянских языках можно обнаружить сходства не только на лексическом, но и на фонетическом уровне. Напишите русские существительные, соответствующие существительным из славянских языков других групп. Что объединяет все подобранные вами слова? Напишите болгарские соответствия к русским словам молод, порох, город, ворона, золото.

Восточнославянская группа (русский язык) Южнославянская группа Западнославянская группа
  болг. глава польск. głowa
  болг. крава чеш. krava
  болг. крайбрежие польск. brzeg
  болг. глас польск. głos
  болг. мляко чеш. mléko

 

Максимальный балл – 12

Модель ответа.

Русские соответствия: голова, корова, берег, голос, молоко.

Слова объединяет то, что в них представлены сочетания гласных с сонорными согласными (сочетания оло, оро, ере).

Молод – млад, порох – прах, город – град, ворона – врана, золото – злато.

Критерии оценивания.

За каждое верное русское соответствие – 1 балл.

За верное объяснение – 2 балла.

За каждое болгарское соответствие – 1 балл.

Итого: максимум 12 баллов.

 

ЗАДАНИЕ 2.

Многие из известных русских фразеологизмов имеют аналоги в других языках. Например, русский фразеологизм быть не на своем месте соответствует английскому фразеологизму, который буквально можно перевести как квадратный колышек в круглом отверстии. Ниже представлены буквальные переводы фразеологизмов английского языка, напишите их русские соответствия.

1. Быть под чьим-либо большим пальцем.

2. Играть осла.

3. Сердце опустилось в ботинки.

4. Верно как то, что яйца – это яйца.

5. Быть занятым как пчела.

6. Вставать не стой стороны кровати.

7. Не стоит и боба.

Максимальный балл – 14

Модель ответа.

1. (Быть / находиться) под каблуком (башмаком).

2. Валять дурака (дурочку), валять ваньку.

3. Сердце в пятки уходит (ушло).

4. Как дважды два – четыре, как дважды два, ясно как (божий) день.

5. (Вертеться) как белка в колесе.

6. Встать (вставать) не стой (с левой ноги).

7. Гроша (ломаного) / яйца выеденного не стоит.

Критерии оценивания.

За каждое правильное соответствие – 2 балла.

Итого: максимум 14 баллов.

 

ЗАДАНИЕ 3.

Прочитайте данные ниже отрывки. Какие слова в них обращают на себя внимание и почему? Как называются такие слова? Покажите, как они были образованы: с помощью чего, каким способом.

1. Пишкино око постоянно хранило какую-то загадочную веселинку и все время подмигивало (М.Алексеев).

2. Хотелось ударить, уже ощутил ту внезапную железность в мышцах, в кулаке (В. Маканин).

3. Плясал он, плясал и выплясал самую красивую девку в деревне (В.Шукшин).

4. Чтобы ножки не промокли, их нужно окалошить (И.Северянин).

5. И пахнет солнцем, мятой, полынной горькотой… (Т.Кузовлева).

Максимальный балл – 12

Модель ответа.

При чтении данных предложений внимание обращаем на слова веселинка, железность, выплясал, окалошить, горькотой, которые придуманы авторами.

Такие слова называются окказионализмами (индивидуально-авторским неологизмами).

Веселинка ß веселье/веселый + -инк- (суффиксальный способ).

Железность ß железный + ость (суффиксальный способ).

Выплясал (выплясать) ß вы- + плясать (приставочный способ).

Окалошить ß о- + калошить (приставочный способ) или ß о- + калоша + -и- (приставочно-суффиксальный).

Горькота ß горький + -от- (суффиксальный).

Критерии оценивания.

За правильно выделенные слова и указание на то, что они придуманы, – 1 балл.

За правильный термин – 1 балл.

За каждый верный анализ образования слова – 2 балла.

Итого: максимум 12 баллов.

ЗАДАНИЕ 4.

Вася изучал Национальный корпус русского языка и решил вбить в строку поиска точных форм слово «бай». Определите, в роли какой части речи выступает слово «бай» в предложениях, которые нашел Вася? Объясните значение слова в каждом случае.

1. ― Дедушка, дай я понесу колья, ― сказал я, догнав старика. Он передал мне свой груз и, еле успевая, пошел за мной. - Спасибо тебе, сынок. Раньше тоже были хорошие люди, вот бай Фатхи-агай всегда к празднику выносил мне корки беляша. Ой, хороший человек был [М. И. Саитов. Островки // «Бельские Просторы», 2010].

2. ― Мой ребёночек, бай, бай…

Слышится плач ребёнка: «Уа, уа!..»

― Замолчи, мой хороший, мой милый мальчик.

«Уа!.. уа!..» [А. П. Чехов. Вишневый сад (1904)].

3. Спасалась перед спектаклем кассетой с медитативной музыкой. Вроде отпустило. Ночью сплю плохо. Вот сейчас похоже, поползу бай. Всем привет! [М. Письма из Санкт-Петербурга подруге в Саратов (2010)].

4. ― Тогда ― пока! ― помахала рукой Танка. ― Я пошла. Бай! ― С Богом, ― улыбнулась Лика подруге [Анатолий Лернер. Преддверие… // «Вестник США», 2003.11.26].

5. ― Уж ты и Сысойка заставь. ― И его заставлю. Только смотри, делай, как я буду велеть. ― Уж не бай! А ты, Терентьич, и ребят туды поставь. ― Ребят нельзя. Работа их легкая [Ф. М. Решетников. Подлиповцы (1864)].

Максимальный балл – 10

Модель ответа.

1) существительное, [тюрк. bai] «господин, мужчина» // «кулак, богач» и подобное;

2) междометие, в колыбельной «спи, засыпай» и подобное;

3) глагол, «спать» и подобное;

4) частица, от англ. bye «пока, до свидания, до встречи» и подобное;

5) глагол, от баять – «говорить, толковать, рассказывать».

Критерии оценивания.

За каждую правильно определенную часть речи – 1 балл.

За каждое правильное значение – 1 балл.

Итого: максимум 10 баллов.

ЗАДАНИЕ 5.

Заполните пропуски:

Амфиболия [от греч. – слово является этимологическим родственником биологического термина 1)_______________ ] — так называется двусмысленность, двойственность, которая получается как от 2) ___________________ слов, так и от употребления их в том или ином 3) _______________, иногда намеренно, иногда же вовсе бессознательно. Также это явление называют синтаксической 4) _________________.

Примером этого явления может послужить следующее предложение: Не до смерти любим, но до поливальных машин, до солнца, повернутого в профиль к Югу. Сочетание 5) _____________ может иметь значение «очень сильно» (как в устойчивом сочетании 6)________________), а также значение 7) ______________.

Максимальный балл – 14

 

Модель ответа.

1) амфибия

2) порядка слов

3) значении

4) омонимией

5) (не) до смерти

6) смеяться до слез, испугаться до смерти, до ужаса красивый и др.

7) времени (не до конца жизни).

Критерии оценивания.

За каждый правильный ответ – 2 балла.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: