ЗАДАНИЕ 1.
Известно, что в современных славянских языках можно обнаружить сходства не только на лексическом, но и на фонетическом уровне. Напишите русские существительные, соответствующие существительным из славянских языков других групп. Что объединяет все подобранные вами слова? Напишите болгарские соответствия к русским словам молод, порох, город, ворона, золото.
Восточнославянская группа (русский язык) | Южнославянская группа | Западнославянская группа |
болг. глава | польск. głowa | |
болг. крава | чеш. krava | |
болг. крайбрежие | польск. brzeg | |
болг. глас | польск. głos | |
болг. мляко | чеш. mléko |
Максимальный балл – 12
Модель ответа.
Русские соответствия: голова, корова, берег, голос, молоко.
Слова объединяет то, что в них представлены сочетания гласных с сонорными согласными (сочетания оло, оро, ере).
Молод – млад, порох – прах, город – град, ворона – врана, золото – злато.
Критерии оценивания.
За каждое верное русское соответствие – 1 балл.
За верное объяснение – 2 балла.
За каждое болгарское соответствие – 1 балл.
Итого: максимум 12 баллов.
ЗАДАНИЕ 2.
Многие из известных русских фразеологизмов имеют аналоги в других языках. Например, русский фразеологизм быть не на своем месте соответствует английскому фразеологизму, который буквально можно перевести как квадратный колышек в круглом отверстии. Ниже представлены буквальные переводы фразеологизмов английского языка, напишите их русские соответствия.
1. Быть под чьим-либо большим пальцем.
2. Играть осла.
3. Сердце опустилось в ботинки.
4. Верно как то, что яйца – это яйца.
5. Быть занятым как пчела.
6. Вставать не стой стороны кровати.
|
7. Не стоит и боба.
Максимальный балл – 14
Модель ответа.
1. (Быть / находиться) под каблуком (башмаком).
2. Валять дурака (дурочку), валять ваньку.
3. Сердце в пятки уходит (ушло).
4. Как дважды два – четыре, как дважды два, ясно как (божий) день.
5. (Вертеться) как белка в колесе.
6. Встать (вставать) не стой (с левой ноги).
7. Гроша (ломаного) / яйца выеденного не стоит.
Критерии оценивания.
За каждое правильное соответствие – 2 балла.
Итого: максимум 14 баллов.
ЗАДАНИЕ 3.
Прочитайте данные ниже отрывки. Какие слова в них обращают на себя внимание и почему? Как называются такие слова? Покажите, как они были образованы: с помощью чего, каким способом.
1. Пишкино око постоянно хранило какую-то загадочную веселинку и все время подмигивало (М.Алексеев).
2. Хотелось ударить, уже ощутил ту внезапную железность в мышцах, в кулаке (В. Маканин).
3. Плясал он, плясал и выплясал самую красивую девку в деревне (В.Шукшин).
4. Чтобы ножки не промокли, их нужно окалошить (И.Северянин).
5. И пахнет солнцем, мятой, полынной горькотой… (Т.Кузовлева).
Максимальный балл – 12
Модель ответа.
При чтении данных предложений внимание обращаем на слова веселинка, железность, выплясал, окалошить, горькотой, которые придуманы авторами.
Такие слова называются окказионализмами (индивидуально-авторским неологизмами).
Веселинка ß веселье/веселый + -инк- (суффиксальный способ).
Железность ß железный + ость (суффиксальный способ).
Выплясал (выплясать) ß вы- + плясать (приставочный способ).
Окалошить ß о- + калошить (приставочный способ) или ß о- + калоша + -и- (приставочно-суффиксальный).
|
Горькота ß горький + -от- (суффиксальный).
Критерии оценивания.
За правильно выделенные слова и указание на то, что они придуманы, – 1 балл.
За правильный термин – 1 балл.
За каждый верный анализ образования слова – 2 балла.
Итого: максимум 12 баллов.
ЗАДАНИЕ 4.
Вася изучал Национальный корпус русского языка и решил вбить в строку поиска точных форм слово «бай». Определите, в роли какой части речи выступает слово «бай» в предложениях, которые нашел Вася? Объясните значение слова в каждом случае.
1. ― Дедушка, дай я понесу колья, ― сказал я, догнав старика. Он передал мне свой груз и, еле успевая, пошел за мной. - Спасибо тебе, сынок. Раньше тоже были хорошие люди, вот бай Фатхи-агай всегда к празднику выносил мне корки беляша. Ой, хороший человек был [М. И. Саитов. Островки // «Бельские Просторы», 2010].
2. ― Мой ребёночек, бай, бай…
Слышится плач ребёнка: «Уа, уа!..»
― Замолчи, мой хороший, мой милый мальчик.
«Уа!.. уа!..» [А. П. Чехов. Вишневый сад (1904)].
3. Спасалась перед спектаклем кассетой с медитативной музыкой. Вроде отпустило. Ночью сплю плохо. Вот сейчас похоже, поползу бай. Всем привет! [М. Письма из Санкт-Петербурга подруге в Саратов (2010)].
4. ― Тогда ― пока! ― помахала рукой Танка. ― Я пошла. Бай! ― С Богом, ― улыбнулась Лика подруге [Анатолий Лернер. Преддверие… // «Вестник США», 2003.11.26].
5. ― Уж ты и Сысойка заставь. ― И его заставлю. Только смотри, делай, как я буду велеть. ― Уж не бай! А ты, Терентьич, и ребят туды поставь. ― Ребят нельзя. Работа их легкая [Ф. М. Решетников. Подлиповцы (1864)].
|
Максимальный балл – 10
Модель ответа.
1) существительное, [тюрк. bai] «господин, мужчина» // «кулак, богач» и подобное;
2) междометие, в колыбельной «спи, засыпай» и подобное;
3) глагол, «спать» и подобное;
4) частица, от англ. bye «пока, до свидания, до встречи» и подобное;
5) глагол, от баять – «говорить, толковать, рассказывать».
Критерии оценивания.
За каждую правильно определенную часть речи – 1 балл.
За каждое правильное значение – 1 балл.
Итого: максимум 10 баллов.
ЗАДАНИЕ 5.
Заполните пропуски:
Амфиболия [от греч. – слово является этимологическим родственником биологического термина 1)_______________ ] — так называется двусмысленность, двойственность, которая получается как от 2) ___________________ слов, так и от употребления их в том или ином 3) _______________, иногда намеренно, иногда же вовсе бессознательно. Также это явление называют синтаксической 4) _________________.
Примером этого явления может послужить следующее предложение: Не до смерти любим, но до поливальных машин, до солнца, повернутого в профиль к Югу. Сочетание 5) _____________ может иметь значение «очень сильно» (как в устойчивом сочетании 6)________________), а также значение 7) ______________.
Максимальный балл – 14
Модель ответа.
1) амфибия
2) порядка слов
3) значении
4) омонимией
5) (не) до смерти
6) смеяться до слез, испугаться до смерти, до ужаса красивый и др.
7) времени (не до конца жизни).
Критерии оценивания.
За каждый правильный ответ – 2 балла.