Задачи экологического воспитания.




Формирование ответственного отношения младших школьников к природе через экологическое воспитание

Когда - то давно, в книге одного детского писателя, я прочитала о том, что у каждого ребенка в глубине души спрятаны серебряные колокольчики. Надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели. Я уверена, что внутренний мир детей неисчерпаемо богат, и мне, классному руководителю, нужно лишь помочь им: создать необходимые условия для проявления высоких человеческих качеств, чтобы у каждого ребенка зазвенел внутри его серебряный колокольчик.

Развитие личности ребенка, согласно ФГОС НОО, является приоритетной целью современного начального образования, которая достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание условий для формирования полноценного члена общества. Частью такого потенциала является и экологическое воспитание. Его роль в воспитании детей переоценить невозможно.

Экологическое образование и воспитание учащихся - это:

  • не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром;
  • одна из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления.

Эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой - природной и социальной.

Целью экологического образования и воспитания является формирование экологической культуры школьников.

Задачи экологического воспитания.

Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста предполагает:

  • воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
  • формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
  • развитие эстетических чувств: умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её (эстетическое воспитание);
  • участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы (трудовое воспитание).

Конечным результатом процесса формирования у детей ответственного отношения к природе должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

Все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях школьного образования существуют не обособленно, а взаимосвязано. Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, домашними питомцами и т. д. Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её — дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждому его движению. Они очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание.

Важнейшей задачей экологического образования является теоретическое освоение школьниками знаний о природе, о ее ценностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и путях их решения на производстве, в быту, в процессе отдыха (включая экологические нормы и правила поведения) и т. д. Эта задача решается, главным образом, на уроках, на классных часах, а также в процессе самообразования, на занятиях кружка «Школа юного спасателя». Здесь имеются все необходимые условия для эффективного педагогического управления процессом теоретического усвоения экологических знаний.

Другой задачей экологического образования является приобретение учащимися опыта оценочных суждений. Наиболее успешно эта задача решается в процессе овладения школьниками практическими умениями по изучению состояния природной среды, целей и характера деятельности в ней человека, выявлению и оценке ее результатов. Здесь крайне важна взаимосвязь деятельности учащихся в природе и в условиях школы.

Задачей экологического образования является овладение учащихся трудовыми умениями по защите, уходу и улучшению окружающей среды. Эта деятельность опирается на теоретические знания, полученные школьниками на уроках, в процессе самообразования. Содержание экологически ориентированной трудовой деятельности учащихся зависит от возрастных особенностей ребят. Школьникам начальных классов доступны такие практические дела, как: развешивание птичьих домиков, кормушек; регулярный сбор корма для птиц и их кормление, посадка растений и уход за ними; помощь приюту для бездомных животных и т. д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: