Основные типы авторитарных режимов




Партийные режимы. Осуществление монопольной власти партией, либо политической группировкой. Чаще всего это однопартийные режимы, но могут возникать и формы правления аристократических или семейных групп. Либо режим правления лидера со сплоченной политической командой. Марокко, Белоруссия, Азербайджан. Президентские монархии.

Военные режимы. Преторианство. Подавление значительной части политических и гражданских свобод, внутренняя нестабильность. Широкое использование угроз и силового принуждения. Но армия – инструмент определенных сил, а не самостоятельный политический игрок на арене власти. неумение продуцировать смыслы, эффективно управлять различными социальными отношениями. Скорее создание условий для управления, чем продуцирование содержания.

Модели национального авторитаризма. Результат доминирования националистических или этнических элит. Постсоветская Средняя Азия. Негласное вытеснение иных национальностей. Отсутствие механизмов балансирования политических сил обуславливает особую нестабильность, чреватую обвальным развитием событий с переструктурированием авторитарных основ режима. Киргизия.

Корпоративные режимы. В обществах с достаточно развитым экономическим и политическим плюрализмом, где мобилизация граждан достигла необходимого уровня для их эффективного политического участия. Но участие проявляется не через общественно-политические движения, а через систему корпоративного представительства интересов. Исключение партий и разнообразных групп интересов из процесса формирования государственного курса. Семибанкирщина при Ельцине.

Режимы личной власти. И.Ганди, Франко, Чаушеску. Персонализация политической власти. Опора на популизм способствует росту легитимности режима. Тем не менее, политическая конкуренция сдерживается огромным влиянием лидера. Отчасти сходство с султанистскими режимами.


13. Современные теории демократии.

Современные теории демократии

В совр.условиях в политической науке сохранили свое место многие идеи (марксизм, либерализм). Но наряду с ними появился ряд теорий, возникший в ходе развития демократических процессов, с учетом изменившейся ситуации в мире.

Идеи:

1. партиципаторной демократии

- основная мысль ее политич.орг-ции заключается в обязательном исполнении всеми гражданами тех или иных ф-ций по управлению делами общества и гос-ва (на всех уровнях политической системы!).


-Однако такая универсальность требований имеет один большой минус - она исключает право индивида (гражданина) на уклонение от политического участия, что подрывает базовые свободы демократии! При это почти выравнивается ответственность профессионалов и непрофессионалов в управлении гос-вом, а это в свою очередь снижает ответственность избираемых общ-вом элитарных слоев.

 

2. теории эгалитарного элитизма

- сформулировал основные положения американский ученый И. Шумпетер в книге “Капитализм, социализм, демократия” (1942).

- свободный и суверенный народ обладает в политике весьма ограниченными ф-циями. Рядовые граждане избирают промежуточный институт, который впоследствии формирует правительство, а затем полностью отстраняются от управления. ПОЭТОМУ демократия представляет собой ни что иное, как гонку элит за поддержкой и голосами избирателей (институциональное мероприятие обеспечивает данное соревнование)

 

Демократия - это форма правления при посредстве народа, форма осуществления власти профессиональными политиками. Это не процесс формирования “общей воли” народа, а конкурентная борьба групповых интересов, представляемых лидерами, механизм, позволяющий рядовым гражданам определять состав руководства социальной структурой, а руководству - легализовывать свою власть. В силу этого демократия понималась как институциональное мероприятие, важнейшими нормами которого признавались те, которые регулировали избирательно право, осущ-ние выборов, а также конкуренцию партий и элит (по представлению Шумпетера).

 

 

- главные проблемы демократии по мнению Шумпетера:

 

● проблема в отборе квалифицированных политиков

● стиль деятельности управляющих важен для функционирования демократической формы правления

● правящие элиты должны принимать не только в понятных, но и в доступных для народа формах

● руководители не должны излишне вовлекать в разработку целей не готовых для этого людей

● у политиков должно быть ограничение власти, распространяющееся и на корпоративные интересы

● бюрократия должна придерживаться норм своей профессиональной деятельности. Сохраняя честь мундира и верность интересам народа

 

!Данные идеи подчеркивают выдающуюся роль правящих кругов, при этом акцентируя внимание на необходимости участии масс в процессе формирования демократического строя!

 

3. элитистские теории

 

- широко распространились в XX столетии. Данные теории связывают сущность демократии лишь с деятельностью управляющих.

 

- П. Барах, Дж.Сартори, Х. Кене и ряд др.ученых полагали, что самоуправляющийся демос (от лат. народ) - это миф, а его склонность к насилию - есть реальная угроза общественным интересам. Поэтому, при оценки неуклонно возрастающей роли элит, они рассматривали необходимость расширения дистанции между управляющими и управляемыми.

 

4. теории сторонников плюрализма

 

- впервые данный термин был введен Х.Вольфоном (1679- 1754), для выработки демократической теории его стали исп. лишь в первой половине XX в. (Г.Ласки, Д.Трумэн, Р.Даль). В этой вариации рассматривается, как демократия формируется в процессе распыления или диффузии между различными силами. Движущие силы принимают участие в политической игре.

 

- демократия, как система поддержания динамического равновесия конкурирующих сил представляет собой власть постоянно изменяющего свои очертания большинства.

 

!В данной трактовке демократии слабо учитывается степень и характер влияния на власть различных групп, а также роль личности в политическом процессе.

 

5. идея консоциальной демократии

 

- ее предложил А. Лейпхарт. Она разработал оригинальную модель “разделения власти” (она предусматривала обеспечение представительства интересов меньшинства, не способного получить доступ к рычагам гос-нного управления.

 

- (в связи с этим) Лейпхарт выделил 4 важнейших механизма, которые могут дать им доступ к власти:

 

● создание коалиционного правительства с участием всех партий, представляющих основные слои общ-ва.

● роль технологий

● при перераспределении власти рассматривается и обеспечение максимальной автономии в решении ими своих внутренних вопросов

● предоставление группам при выработке политических целей права вето

 

 

!Решающая роль остается за элитой. Такой эилитизм приобретает особую важность в Северной Ирландии. Такая модель демократии может применяться лишь в странах, в которых действует высоко ответственная элита!

 

6. теории рыночной демократии

 

- данная система власти, в которой постоянно происходит обмен “товарами”, в котором продавцы-носители власти меняют свои выгоды, статусы, привилегии на “поддержку” избирателей. Таким образом под политическим действием понимается только электоральное поведение, в рамках которого акт подачи голоса трактуется как своего рода “покупка” или “инвестиция”, а избиратели рассматриваются как пассивные “потребители”.

 

- “...”сфабрикованная воля” не меняет сути этой “демократии напрокат””. (У.Гайдер)

 

7. идеи теледемократии (“киберократии”)

- виртуализация политики

 

- в политическую жизнь вовлекаются широкие слои населения

 

- А. Этциони предложил концепцию “восприимчивой” общественной системы, при которой власть чутко реагирует на импульсы и табу, поступающие из недр общ-ва.

 

- А. Этциони. Концепция рефлексирующей (размышляющей) демократии. Общественное мнение вкл. в политическое упр-ние + полная подотчетность ему (т.е. общ.мнению) властных структур.

 

!Главное - механизмы “народной автономии”! (Они формируются благодаря принятию решений)

 


14. Демократический политический режим.

Демократия — политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах.

Формы демократии:

- прямая – непосредственное участие граждан в подготовке, обсуждении, принятии и реализации важнейших решений;

- плебисцитарная – открытое волеизъявление населения на конкретной стадии решенческого цикла (референдум, плебисцит);

- представительная – участие во власти через собственных представителей, выбираемых в законодательные или исполнительные структуры власти.

Характерные черты:

1. Избрание представительных органов государственной власти и местного самоуправления путем всеобщих, равных и прямых выборов при тайном голосовании;

2. Наличие у парламента исключительного права издавать общегосударственные законы;

3. Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви при наличии механизма сдерживания и противовесов в отношениях между ними;

4. Многопартийность, наличие в партийной системе политических партий, как стоящих на почве существующего строя, так и отрицающих его, но действующих в рамках конституции;

5. Принятие политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинства;

6. Отсутствие у политических партий непосредственных публично-властных отношений.

Условия функционирования демократического режима:

1. наличие системы контроля со стороны гражданского общества за деятельностью государственных органов и государственного аппарата;

2. отсутствие системы привилегий, связанных с обладанием властью;

3. наличие возможностей и условий для своевременного и полного политического информирования граждан;

4. наличие упрощенной процедуры отзыва депутатов и смены чиновников;

5. гарантии равноправия граждан, признание права каждого человека на критику властей и любых ее представителей.


!Сторонники “ценностного” подхода, при всех их идеологических разногласиях, рассматривают демократию как политическую конструкцию, призванную воплотить во власти совокупность совершенно определенных идеалов и принципов, т.е. тех высших ценностей, которые и выражают ее социальный смысл и предназначение!

 

♣ Органические пороки и противоречия демократии обусловлены как несовпадением формальных и реальных оснований данных порядков, так и внутренними конфликтами, которые заложены в самой природе политической власти и неразрешимы при любой форме политического устройства. Черчилль. "Демократия - наихудшая форма правления. Если не считать всех остальных. Лучший аргумент против демократии - это 5 минут беседы с обычным избирателем".

1. Политическое участие граждан, как правило, опосредовано многочисленными структурами и ассоциациями, которые зачастую подменяют их интересы и позиции, присваивают права и свободы своих членов, оттесняют их от принятия решений.

2. Растущая автономизация административного аппарата власти от ее политических оснований. Бюрократия становится из инструмента власти в ее активного субъекта. Тем самым власть провоцирует отчуждение общества от политики и государства.

3. Приватизация власти со стороны множества активных групп, действующих, в основном, в противоположных целях и направлениях ради реализации собственных интересов и ценностей. Особенно опасна охлократия, лишающая деятельность властных институтов рациональных оснований. Тем самым, демократия как система балансирования политических взаимодействий постоянно подвергается испытаниям: либо стать формой предпочтения исключительно частных, корпоративных интересов конкретных групп над общесоциальными. Либо скатиться к охлократическим формам правления, игнорирующим всякий частный интерес. Трудности балансирования системы, особенно в условиях электорального преимущества популистских стратегий.

4. Несовпадение политических возможностей обладателей формальных прав и реальных ресурсов. Разные социальные группы реально обладают неравновесными для системы власти и управления ресурсами. Сохранение демократических порядков (поэтому) зависит напрямую от эффективности механизмов балансирования, сведения/примирения интересов и позиций обладателей формальных прав и распорядителей реальных ресурсов. Не допустить социального напряжения и дезинтеграции/противостояния, в том числе, и за счет политического манипулирования.

5. Размытость, неопределенность рутинных функций неэлитарных слоев общества относительно участия во властных процессах. Особенно в межвыборный период. Цикличность подобного участия.

6. Потребность в единстве духовных ориентаций общества противоречит принципам идейного плюрализма, базового элемента демократии. Разрушение единой системы ценностей, совокупности идеалов и принципов, определяющих приоритеты государства в различных сферах, сокращает его регулятивные возможности, в том числе и в сфере обеспечения общественной стабильности и развития. Подрывается способность государства к выстраиванию единой линии социального развития.

7. Усиление проблем совмещения прав и обязанностей индивида и общества. Интересы личности ставятся заведомо выше и приоритетнее потребностей общества в целом. Но как тогда обеспечить выживание каждого?

♣ Несомненно, что совершенный демократический процесс и совершенное демократическое правление никогда не существовали и не будут реализованы на практике. Поэтому одной из самых популярных дефиниций современной демократии является полиархия. Это не система власти, полностью воплощающая в себе идеалы демократического режима, но правление, приближающееся к осуществлению данных идеалов. Полиархия есть нечто большее, нежели электоральные процедуры, а также более или менее демократическое (inclusive) гражданство, а также право граждан оппонировать и сменять официальное правительство.

♣ Полиархия (Р.Даль) есть "политический порядок, опирающийся на 7 основных институтов, и все они должны действовать, чтобы система могла быть признана именно полиархией".

1. Выборность должностных лиц. Контроль над политическим курсом возлагается на избираемых высших должностных лиц.

2. Свободные и честные выборы, в ходе которых принуждение минимизировано.

3. Всеобщее голосование.

4. Право претендовать на выборные должности при разумных и обоснованных ограничениях и фильтрах, например, по возрасту.

5. Свобода слова, право граждан без угрозы выражать свое мнение.

6. Информационный плюрализм, разнообразие источников и содержания получаемой гражданами информации.

7. Право граждан на создание свободных и независимых организаций и ассоциаций.

Институциональные принципы полиархического режима:

1. Правление большинства и уважение прав меньшинства. Учитывая разнообразие общества невозможно принять справедливое для всех решение. Поэтому основа для согласия – принцип большинства. Не существует продолжительного, стабильного большинства.. Люди и группы не одержимы строго конкретным интересом. Власть меньшинства – элиты – или большинства – общества? Стратегические вопросы принципиального для общества характера решаются всей совокупностью граждан, остальные, в зависимости от их характера, масштаба и релевантности, избранным представителям общества.

2. Политическое и правовое равенство граждан.

3. Легитимация власти.

4. Представительный характер власти.

5. Выборность властей. Неопределенность, необратимость и повторяемость выборов. Неопределенность результатов при определенности процедур.

6. Плюрализм и свобода политической деятельности.

♣ Отмечая перспективы развития форм и содержания демократических режимов, Бернард Манин использовал термин демократия зрителей (audience democracy). Публика все более увлекается разыгрываемым перед ней спектаклем, оставает в сфере политики безучастной и пассивной. Растет безразличие к политике, энергичная демократия становится последним делом, в которм нуждаются граждане. Общества разочаровывается в выборах, растет его недоверие к политическим лидерам.

Обозначилась потребность в институциональных экспериментах, альтернативных представительной демократии, включающих референдумы, гражданские жюри и иные формы представительной политики. Тенденция к переходу права по окончательному одобрению решений вниз, к обществу, к неполитическим агентствам и структурам м более технократическим их оценкам.

В России, в аспекте процедурного подхода демократия, как отмечали Oversloot и Verheul, демократический режим все более управляется партией власти, не самостоятельным движением, победившим на выборах, а корпусом лиц уже обладающим исполнительной властью. Партия выступает электоральным инструментом сохранения и воспроизводства уже существующей власти. Власть истекает от правительства сверху, а не формируется обществом снизу.

К сожалению, большинство "новых" демократий делают упор на легальность, а не легитимность, выборных процедур, и пренебрегают реальному наполнению неразрывных конституционных гарантий и свобод. Возникает новая категория демократии – комбинация свободных выборов и ограниченных конституционных свобод. Тем самым выборные механизмы (институты) приобретают формальное, декларативное содержание.


15. Государство, теории его возникновения. Специфика государства как политического института

 

Государство является центральным политическим институтом. Оно концентрирует высшие властные полномочия и обладает способностью управлять и целенаправленно регулировать социальные отношения.Государство – это институт, организующий совместную жизнь населения на определенной территории и обеспечивающий там должный социальный порядок, поддержание соответствующих норм и правил человеческого общежития.

Признаки: аппарат управления, система законов, карательные органы, гос-ный сувернитет.

Термин появился только в 16 веке благодаря Н. Макиавелли для обозначения особой, отличной от общества структуры власти.

ТЕОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ:

1. Естественное происхождение. Это от Аристотеля и вообще из Др. Греции. Государство - формальная организация общества, потому что люди социальны по своей природе и потому постоянно взаимодействующие друг с другом, они неизбежно образуют общество. Государство состоит из людей, но оно неизмеримо сильнее любого отдельного человека или каких-либо групп. Поэтому сила, мощь и превосходство государства над человеком также должны рассматриваться как его важнейшие проявления.

2. Божественное происхождение. Это из средних веков. Государство как результат Божьего промысла, орудие проявления заранее предуготованного для человека божественного плана. Бог выбирает короля и дарует ему абсолютные полномочия по отношению к подданным, все ему должны подчиняться даже если он тупой тиран. Теория «двух мечей»: наличие центров светской (мирская облась) и церковной власти (духовн.).

3. Договорная теория. Противопоставление «божественному праву королей» и основывается на идее народной власти, т.е. признания народа главным источником государственного суверенитета. 17-18век - теория общественного договора, властители и подвластные имеют друг перед другом определенные обязательства, возникшие в тот период, когда суверенный народ согласился создать государство и передать правителям определенные полномочия. Люди могут аннулировать правительство и государство, если они не служат их целям.

4. Насильственный характер происхождения. В древние времена думали, что государство было создано путем захвата и насилия сильных над слабыми. На протяжении тысячелетий формировалась не только установка на отрицательное отношение к государству как социальному злу, но и этическое оправдание сопротивления ему и даже уничтожения его. Такие подходы были характерны и для ранних христиан, сопротивлявшихся Римской империи, и для теологов, стремящихся подчинить церкви органы светской власти. Наиболее яркую форму такого рода идеи получили в теориях анархистов М. Штирнера, П. Прудона, М. Бакунина, рассматривавших государство как воплощение социального зла и стремившихся освободить человека от всех разновидностей внешнего принуждения и власти.

В 19 в. в теориях Г. Гегеля и Ф. Ницше сложился иной подход: государство, имевшее силовое происхождение, есть крайне положительное для общества явление. Государство организует власть сильных над слабыми, заявляя о себе как о самой могущественной организации и неся таким образом благо нуждающимся в защите людям.

5.Марксистская. Предпосылки возникновения Г: наличие общественного разделения труда, возникновение частной собственности и классов. Причина создания государства: непримиримость классовых взаимоотношений, вследствие чего экономически господствующий класс создает государство как инструмент принуждения своих конкурентов. В марксизме наиболее ярко выразилось отношение к государству не как к институту, а как к инструменту группового господства, аппарату власти, господства и управления общественными процессами в интересах определенного класса.

СПЕЦИФИКА ГОСУДАРСТВА КАК ПОЛИТИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА:

Государство обладает рядом качественных свойств, отличающих его от иных институтов:

1. Государство выступает как институт, который действует на СТРОГО ОГРАНИЧЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ. Законы и правила, нормы и постановления государства действуют только на определенном пространстве. Этот признак отличает государство от всех иных политических и социальных объединений людей, формирующихся на основе их кровнородственных, этнических, идеологических, экономических или других форм связи.

2. Государство представляет собой публичный политический институт, обладающий особой организацией, структурой, профессионально-кадровым составом и другими чертами, не совпадающими с характеристиками организации общества как такового. В этом смысле государство предстает в качестве особого АППАРАТА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ, особой группы лиц, профессионально занимающихся осуществлением функций по руководству и регулированию общественными отношениями.

3. Государство обладает ВЫСШЕЙ ВЛАСТЬЮ (суверенитетом) на занимаемой им территории. Только оно может издавать и устанавливать общеобязательные законы, нормы, правила человеческого поведения для постоянно проживающего на его территории населения. Государство устанавливает для проживающих на его территории людей гражданский статус(обычно по месту рождения).

4. Государство обладает монополией на ЛЕГАЛЬНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СИЛЫ, на физическое принуждение отдельных граждан. Для такого обеспечения контроля у государства имеются особые органы – армия, полиция, службы безопасности, прокуратура, суд, а также соответствующие средства – оружие, тюрьмы и др.

5. Государство обладает и монопольным правом на взимание с населения различного рода НАЛОГОВ И СБОРОВ, которые используются на оплату работы госслужащих, создание структур общесоциального назначения (судов, больниц, школ), а также для обеспечения целенаправленных изменений в области экономической, социальной и духовной жизни.

! Нарастание информационной и экономической проницаемости границ сокращает суверенные права национальных государств в области внутриполитического регулирования соответствующих процессов. Например, Европейский союз. Там вырисовывается тенденция к нарастанию условности внешних границ в рамках постоянно усиливающейся межгосударственной интеграции.

 


16. Основные признаки государства. Современные тенденции развития национальных государств.

- Наличие организационных документов (в которых изложены цель создания и задачи государства): конституция, военная доктрина, законодательство.

- Управление и планирование: публичная власть, глава государства (правительство), парламент, суд, нормирование жизни общества (система права), государственная (политическая и внешнеполитическая) деятельность,

- хозяйственная деятельность (экономика): денежная система, налоговые сборы, государственная казна.

- Собственность (ресурсы)

- Территория

- Население

- Наличие подчинённых организаций: правоохранительная деятельность, вооружённые силы, периферийные административные организации.

- Наличие государственного языка (языков)

- Суверенитет (способность государства выступать в международно-правовом поле как признанный другими государствами субъект)

- Гражданство

- Государственные символы.

Кроме прочих, в качестве признаков можно рассматривать и иные политические, экономические и социальные аспекты.

Разница между государством и страной:

Понятие государство обозначает политическую систему власти, установленную на определённой территории, особого рода организацию, в то время как страна скорее относится к культурным, общегеографическим (общность территории) и другим факторам. Термин страна также имеет менее официальную окраску.

 


17. Формы территориального устройства государств.

Форма территориального устройства характеризует деление государства по территории и взаимоотношения государства в целом с его составными частями. После определенного порога численности граждан и размеров территории возникает необходимость разделить территорию, распределить полномочия между центральными и местными органами власти и управления. Все государства делятся на два вида: а) унитарные, б) федеративные. Особым видом надгосударственного образования является конфедерация.

1. Унитарное – простое по строению государство, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих признаками государства.
В унитарном государстве едиными являются: а) конституция; б) система законодательства; в) система органов государственной власти; г) гражданство; д) валютная система. Составные части являются единицами, не обладающими признаками государства.
Унитарные государства могут быть двух видов: централизованные, в которых все составные части равны по статусу и децентрализованные, включающие автономные образования.

 

2. Федерация – сложное по строению государство, состоящие из нескольких государств и/или государственных образований, являющихся субъектами федерации и обладающих некоторыми признаками государства. Признаки федерации:

1. Территория состоит из территории ее субъектов;

2. Существует две системы законодательства: а) федеральная конституция и федеральное законодательство; б) конституции или иные акты конституционного характера и законодательства субъектов федерации.

3. Существует две системы органов государственной власти: а) федеральные (Федеральное Собрание, Правительство, Конституционный Суд); б) органы государственной власти субъектов федерации.

4. Предметы ведения между федерацией и ее субъектами разграничены федеральной конституцией (иногда федеративными договорами).

5. Отсутствие у субъектов федерации права сецессии (выхода из состава). Лишь одно государство в истории предусматривало это право – СССР.

Виды федераций:

1. По принципу образования: а) территориальный (США); б) национальный (Югославия); в) национально-территориальный (Россия).

2. В зависимости от правового положения субъектов федерации: а) симметричный (все субъекты федерации юридически и фактически равны); б) асимметричный (субъекты федерации юридически и фактически не равны).

3. По правовому основанию образования: а) договорная (СССР); б) конституционная (Чехословакия).

 

3. Конфедерациясоюз государств, обладающих государственным суверенитетом, созданный для обеспечения их общих интересов.

Признаки конфедерации:

1. государства, объединяющиеся в конфедерацию сохраняют суверенитет;

2. конфедерация создается для защиты общих интересов и достижения общих целей;

3. в предметы ведения конфедерации входит незначительный круг вопросов;

4. конфедерация – недолговременное, непрочное образование: при достижении или исчезновении общих целей оно либо распадается (Священная Римская империя), либо создается единое государство (Швейцария);

5. конфедерация не обладает признаками государства (Евросоюз).


18. Формы государственного правления.

Фо́рма госуда́рственного правле́ния — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании[1].

● Форма правления в узком смысле — это собственно организация высших органов государственной власти (способ организации верховной власти в государстве).

● Форма правления в широком смысле — это способ организации и взаимодействия всех органов государства.

Форму правления не следует путать с формой государственного устройства иполитическим режимом государства. Все вместе, эти три характеристики дополняют друг друга и описывают форму государства.

Форма правления показывает:

● как создаются высшие органы власти в государстве,

● их структуру,

● какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами,

● как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами,

● в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.

Форма правления является старейшим элементом, характеризующим устройство государства, которую начали изучать ещё в Древней Греции. В различных периодах истории форма правления имела различный смысл. Так, в аграрном обществе - каким образом замещается должность главы государства — в порядке наследования или путем выборов.

Критерии по которым определяется форма правления

1. Способ передачи власти (наследование или путём выборов);

2. Ответственность высших органов государственной власти перед населением (в монархии глава государства не несет юридической ответственности, в отличие от главы государства в республике);

3. Разграничение властных полномочий между органами государственной власти.

Основные формы правления:

Монархия — форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства — монарху, который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением.

Отличительные признаки монархии – наследие престола, Монарх юридически безответственен (отстранить монарха от власти невозможно).

Виды монархий

Абсолютная монархия (неограниченная) — государство, в котором монарх является единственным высшим органом в стране и в его руках сосредоточена вся полнота государственной власти (Саудовская Аравия, Оман). Особой разновидностью является теократическая монархия (Ватикан).

Ограниченная монархия — государство, в котором помимо монарха существуют и иные органы государственной власти не подотчётные ему, а государственная власть рассредоточена между всеми высшими органами власти, власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции) или же традиции. В свою очередь ограниченная монархия делится на:

Сословно-представительная монархия — монархия, в которой власть монарха ограничена на основании традиции формирования органов по критерию принадлежности к определенному сословию (Земский собор в России[3], Кортесы вИспании) и играющих роль, как правило, совещательного органа[4]. В настоящее время подобных монархий в мире нет.

Конституционная монархия — монархия, в которой власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции), где существует иной высший орган власти, формирующийся путём выборов представителей народа (парламент). В свою очередь конституционная монархия делится на:

Дуалистическая монархия — государство, в котором монарх обладает всей полнотой исполнительной власти, а также имеет часть законодательных и судебных полномочий. Представительный орган в таком государстве существует и осуществляет законотворческие функции, но монарх может наложить абсолютное вето на принимаемые акты и по своему усмотрению распустить представительный орган (Иордания, Марокко).

Парламентарная монархия — государство, в котором монарх является лишь данью традиции и не обладает какими-либо существенными полномочиями. Государственное устройство в такой монархии строится на принципе разделения властей (Великобритания, Япония, Дания).

 

Республика

форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом, либо формируются особыми представительными учреждениями на определенный срок и несут полную ответственность перед избирателями.

Отличительные признаки

1. Всегда существует несколько высших органов власти, при этом полномочия между ними разделены таким образом, что один орган независим от другого (принцип разделения властей);

2. Главой государства является Президент, который осуществляет свою власть от имени народа;

3. Высшие органы власти и должностные лица несут ответственность перед населением, которая может быть выражена в следующем:

● они избираются на определенный срок, по истечении которого полномочия могут не продлеваться;

● возможно досрочное прекращение полномочий.

Виды республик

Республики различаются главным образом тем, какой из органов власти — парламент или президент — формирует правительство и направляет его работу, а также перед кем из названных правительство несет ответственность.

Президентская республика — государство, в котором наряду с парламентаризмом в руках президента одновременно соединяются полномочия главы государства и главы правительства. Правительство формирует и распускает непосредственно сам президент, парламент при этом какого-либо значимого влияния на правительство оказывать не может — здесь наиболее полно раскрывается принцип разделения властей (США, Эквадор).

Парламентская республика — государство, в котором верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Парламент формирует правительство и вправе в любой момент отправить его в отставку. Президент в таком государстве не имеет каких-либо существенных полномочий (Израиль, Греция,ФРГ).

Смешанная республика — в государствах с такой формой правления сильная президентская власть одновременно сочетается с наличием эффективных мер по контролю парламента за деятельностью исполнительной власти в лице пр



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: