Типы социальных взаимодействий




Классификации социальных взаимодействий

Социальные взаимодействия классифицируют по разным основаниям. Социолог Питирим Сорокин делил социальные взаимодействия следующим образом:

  • по количеству субъектов взаимодействия: взаимодействия двух индивидов, взаимодействие одного индивида со многими, взаимодействие многих индивидов со многими;
  • по продолжительности: кратковременные и долговременные взаимодействия;
  • по характеру: односторонние и многосторонние взаимодействия;
  • по организованности: организованные и неорганизованные взаимодействия;
  • по сознательности: стихийные и сознательные взаимодействия;
  • по "материи" обмена: интеллектуальные, чувственно-эмоциональные и волевые взаимодействия.

Так же социальные взаимодействия могут быть непосредственными (складываются в ходе межличностного общения) и опосредованными (в результате совместного участия людей в сложных системах).

Типы социальных взаимодействий

Существуют два основных типа социального взаимодействия:

  • сотрудничество;
  • соперничество.

Сотрудничество строится на основе взаимопомощи и предполагает наличие общих целей и интересов. Основной формой сотрудничества является кооперация. При кооперации происходит обмен интеллектуальными, материальными, управленческими и другими видами услуг.

Соперничество – тип социального взаимодействия, которые предполагает наличие единого неделимого объекта притязаний субъектов взаимодействия и характеризуется стремлением опередить или подчинить соперника.

Соперничество бывает двух видов:

  • конкуренция (субъекты взаимодействия пытаются только опередить друг друга);
  • конфликт (прямое столкновение противоборствующих сторон).

Социология не дает конкретных оценочных суждений касательно типов социального взаимодействия. Так, конфликт рассматривается некоторыми социологами как источник развития социальных взаимодействий.

2. Субъектом социальных взаимодействий является личность. Прежде всего, попробуем разделить понятия «индивид», «человек», «индивидуальность», «личность». Понятие «человек» отражает принадлежность к человеческому роду и отражает наличие присущих всем людям характеристик и особенностей. В частности, это прямохождение, использование орудий труда, развитый мозг. «Индивид» - это единичный представитель человеческого рода, носитель социальных и психологических характеристик. Часто понятие индивид используется для обозначения отдельного человека. Понятие «индивидуальность» используется для того, чтобы подчеркнуть непохожесть, отличие данного индивида от окружающих его людей.

Понятие «личность» является достаточно сложным и используется различными науками. В социологии личность понимается как социальные качества индивида. Человек не рождается личностью. Качества личности формируются у него в процессе включения в систему социальных отношений. Личность является сложным образованием и может проявляться на различных уровнях. Можно выделить следующие уровни существования личности. Интрауровень ограничивает существование личности телесными рамками. Личность здесь рассматривается как система ценностей, мотивов и интересов. Когда мы говорим о человеке, что он интересуется современной музыкой, интересуется психологией, настойчиво идет к поставленной цели – мы характеризуем именно этот уровень. Понятно, личность, являясь сложным образованием, не ограничивается только этой структурой. Интеруровень существования личности – это качества личности, которые проявляется в системе социальных отношений. Такие качества, как доброта и ответственность или, напротив, жестокость и равнодушие проявляются в личности только при ее взаимодействии с окружающими. Таким образом, личность на данном уровне как бы является вынесенной за пределы физического тела и существует в пространстве взаимоотношений с окружающими. Взаимодействуя с другими, личность оказывает на них определенное влияние. Таким образом, можно говорить о существовании третьего уровня личности – мезоуровня. На этом уровне личность существует в виде «вкладов» в других людей. Каждый человек оказывает влияние на окружающих: родители вкладывают частичку своей личности, воспитывая ребенка, друзья, общаясь и взаимодействуя, обмениваются не только информацией, но и в определенной степени оказывают влияние на личность товарища. Уровень «вкладов» или степень влияния, могут быть различными – влияние некоторых людей ограничивается ближайшим социальным окружением – родственниками, приятелями. Другие люди оказывают очень мощное воздействие на окружающих, формируя мнения и взгляды больших социальных групп. Это крупные политики, ученые, деятели литературы, искусства, спортсмены.

 

3. Социально-психологическое исследование — это вид научного исследования, про­водимого с целью установления психологических закономерностей взаимодействия индивидуального и коллективного субъектов.

Основными источниками информации о социально-психологических явлениях принято считать:

а) характеристики реального поведения и деятельности личности и группы (по­ступки и действия, вербальное и невербальное поведение, образ и стиль жизни и т. д.);

б) особенности индивидуального и группового сознания: социальные установки, ценностные ориентации, оценки, мнения, убеждения, отношения, социальные пред­ставления, ожидания и т. п.

в) слабоосознаваемые или неосознаваемые характеристики личности и группы (имплицитные представления, социальные стереотипы и предрассудки, архетипы и т.п.);

г) характеристики продуктов материальной и духовной деятельности личности и группы;

д) отдельные события жизнедеятельности личности и группы, ситуации социаль­ного взаимодействия и т. д.

Среди методов эмпирического исследования наиболее широкое распространение в социальной психологии получили следующие: наблюдение, анализ документов, опрос, социометрия, групповая оценки личности (ГОЛ), тесты, шкалы измерения со­циальных установок и аппаратурный метод.

 

Метод наблюдения .

В зависимости от роли наблюдателя в ситуации исследова­ния различают включенное (участвующее) и невключенное (простое) наблюдение. Включенное наблюдение предполагает непосредственное взаимодействие исследо­вателя с изучаемой группой. Наблюдатель выступает полноправным членом группы. Классическими примерами таких исследований являются изучение Н. Андерсоном жизни бродяг, У. Уайтом — эмигрантов, В. Б. Ольшанским — ценностных ориента­ций молодых рабочих и др. Невключенное наблюдение регистрирует социально-психологические явления со стороны, без взаимодействия с изучаемым человеком или группой. При этом наблюдение может проводиться открыто или незаметно для исследуемого объекта.

По условиям организации наблюдения делятся на полевые (в естественных усло­виях жизни личности или группы) и лабораторные (в искусственных условиях).

Много внимания уделяется способам повышения достоверности получаемых с по­мощью наблюдения данных, например разработке надежных схем (программ) наблю­дения, использованию технических средств регистрации поведения и деятельности личности или группы, специальной подготовке наблюдателей и т. д.

 

Метод анализа документов является разновидностью общепсихологического ме­тода анализа продуктов человеческой деятельности. У. Томас и Ф. Знанецки впер­вые в социальной психологии применили этот метод для исследования феномена со­циальной установки.

 

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Появляясь на свет, младенец уже приобретает статус индивида. Так же имеет свою индивидуальность, но личностью он становится только под влиянием общества. Рассмотрим, какую же роль оно играет в развитии личности человека.

Личность явление культурной революции. Предположение, что общество оказывает большое влияние на нее, имеет место быть. Общество, в широком смысле, это отделившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает себя индивидов и способы взаимодействия людей. В узком смысле, общество – это объединение людей, связанных общим социальным признаком и общей деятельностью, отношения в котором регулируются формальными или неформальными социальными институтами.

Человек, всю свою жизнь находится в обществе. Если это младенец, то его первое общество это родители, которые его окружают, воспитывают. Для школьника, уже круг общения расширяется. Помимо родителей появляются такие группы общения как одноклассники, друзья, сверстники. И с каждым периодам жизни человека круг все больше расширяется.

Каждое общество вносит свою лепту в развитие личности.

Учитель в школе, сосед по парте, партнер по команде в футбольной секции, тренер и этот список можно продолжать до бесконечности. Каждое слово может повлиять на человека и изменить его отношение к чему либо. Так и формируется сознание, мировоззрение. Конечно, не любое мнение переворачивает представление о мире. Каждое слово осмысляется человеком и проходит ряд внутренних мысленных фильтров, подобно производству, какого либо продукта на фабрике, и в итоге пройдя множество умственных обработок, выходит сложившиеся мнение.

Происходит социализация индивида. А люди, которые влияют на человека, которых мы немного выше перечислили, называются агентами социализации.

Создатель теории психоанализа Фрейд считал, что в антропо-социогенезе - процессе возникновения и развития человека и общества - главной причиной является биологическая. По его мнению, она коренится в решающем влиянии на человека бессознательного начала, заключающегося в его психике, инстинктах, унаследованных от предков. В свою очередь, общество для защиты от нежелательных животных инстинктов пытается создавать противовесы, например, в виде норм морали, культуры.

 

То, что общество всегда оказывало большое влияние на отдельного человека — неоспоримо. Но может ли общество «убить» в человеке все его уникальное и индивидуальное начало? Я считаю, что нет, ведь личность может противостоять коллективу, если на кону стоят ее убеждения.

Общество — это то, что на самом деле может сильно повлиять на человека. Но в любом, даже самом закостенелом, жестком коллективе найдётся не одна личность, которая, вероятно, не сможет противостоять ему, но и не даст изменить себя.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: