Подготовка педагогических кадров




Уже в послевоенные годы в Англии стали уделять серьезное внимание подготовке учителей для работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Следует оговориться, что наличие специальной подготовки необязательно для преподавания в специальных школах. Специальную подготовку учителя могли получить на курсах, самостоятельных или при университетах, а также в колледжах. С 1950 г. действовали такие одногодичные курсы при педагогическом факультете Лондонского университета. В 1954 г. такие же были созданы при Бирмингемском университете. Здесь изучались психологические особенности и методика обучения детей и подростков с различными нарушениями.

Для Англии того времени характерна убежденность, что каждому учителю специальной школы полезно периодически возвращаться в школу обычную.

В последние годы подготовка кадров по программе специального образования осуществляется в университетах и колледжах, где существуют факультеты соответствующего профиля (Оксфорда, Манчестера, Эдинбурга, Лондона, Нью-Кастла). Срок обучения составляет шесть лет. Для получения права работы в качестве специалиста (сурдопедагога, логопеда) необходимо, помимо 4летнего курса бакалавриата, пройти дополнительное 2летнее обучение, связанное со специализацией, и получить степень магистра. Кроме того, для работы надо иметь лицензию на профессиональную деятельность, для получения которой требуется сдать профессиональный экзамен.

Подготовка педагогов для работы с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательной школы (т.е. обычных учителей) осуществляется чаще всего без отрыва от производства. Для этого организуются стажировки, семинары, тренинги. По окончанию предусмотренных занятий выдается сертификат о праве работать в этой области.

Слияние массового обучения со специальным, значительный приток «особенных» детей в обычные школы ставят местные органы самоуправления перед необходимостью создания, организации и различных вспомогательных служб внутри общеобразовательных школ (и за их пределами), и их взаимодействия, а сами педагогические коллективы школ побуждают к поиску новых эффективных форм работы.

Довольно распространенными формами работы становятся «сотрудническое обучение», предполагающее совместную работу на уроке учителя класса (основного педагога) и учителя-специалиста, ответственного за специальное обучение; создание «команд специального образования» при общеобразовательных школах для оказания помощи детям и подросткам с различными нарушениями. В их задачу входит также координация действий с обычными учителями, общим процессом обучения в школе.

Для Великобритании, как и для многих европейских стран типична активная деятельность влиятельных профессиональных объединений, союзов, ассоциаций дефектологов, таких, как «Британская Ассоциация учителей глухих», основанная еще в 1885. С 1902 г. выходит в свет ее профессиональный журнал «Учитель глухих», который в 1977 был переименован в «Журнал Британской Ассоциации учителей глухих».

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте первые попытки обучения и воспитания в Англии лиц с сенсорными и интеллектуальными нарушениями.

2. Раскройте значение слова бедлам. Почему оно стало нарицательным?

3. Существует ли взаимосвязь между изобретением шрифта для незрячих и увеличением количества школ для детей и подростков данной категории?

4. Почему в Англии законы об обязательном образовании детей и подростков с отклонениями принимаются только во второй половине XIX столетия? Кто лоббировал их принятие и почему?

5. С чем связан расцвет специального образования первой четверти XX в.?

6. Почему в начале – середине XX столетия именно категория умственно отсталых детей и подростков привлекает внимание законодателей? Обоснуйте свой ответ.

7. Какие категории аномальных детей и подростков имели право на получение специализированной государственной помощи по закону 1944 года?

8. Охарактеризуйте структуру специального образования, сложившуюся к 70-м гг. прошедшего столетия

9. Познакомьтесь с работой Н.Портмена, А.Праттена и подготовьтесь к ответу на следующие вопросы: Почему в 70-е годы в английском обществе изменилось отношение к людям с нарушениями? Что способствовало реформированию специального образования? В чем состояли основные положения реформы специального образования? Как авторы реформы оценивали преимущества и недостатки интеграции? Охарактеризуйте современную структуру специального образования в стране.

10. Назовите основные противоречия, с которым сталкивается в настоящее время.

11. Выберите любого известного вам английского исследователя, педагога, практика и охарактеризуйте его вклад в развитие специального образования этой страны.

Литература

Айрленд В. Идиотизм и тупоумие. - СПб., 1880/

Андреева Л.В.Сурдопедагогика.- М., 2005.

Замский Х.С. Умственно отсталые дети. История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX столетия. – М., 1995.

Малофеев Н.Н.Сравнительное образование в России и за рубежом. М., 1996. - Ч.1.

Назарова Н.М., Пенин С.Г. // Специальная педагогика.: В 3.т. / под ред, Н.М. Назаровой. – М., 2006. – Т.1

Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия. / Сост. Л.М. Шипицина. – СПб., 1997.

Николаева Т.В. О международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы сурдопедагогики XXI в. //Дефектология. – 2007. -№ 3.

Форман, Н., Праттен, А. Новый подход к обучению детей с особыми потребностями в Великобритании. // Дефектология, 1993. - № 4.

Loewe, A. Hoergeschaedigtenpaedagogik international/ - Heidelberg, 1992.

Tysen M.S., Waldeck M. L. Grossbritanen // Handbuch der Sonderpaedagogik / Vergleichende Sonderpaedagogik / -Bd/11/ - Berlin, 1987.


[1] В связи с тем, что в научном мире имеет значение приоритетность работы, английская специальная литература признает, что у У. Холдер стал первым учителем глухого человека, Валлису принадлежит первенство в публикации своего опыта за рубежом.

[2] Айрленд В. Идиотизм и тупоумие, М.,1880, с. 34.

[3] Это объясняется многочисленностью категории; кроме того, для нее недостаточно определена понятийная и терминологическая база, что делает ее нечеткой.

[4] Большая заслуга в развитии в Англии специального образования принадлежит «Национальной ассоциации в помощь дефективным детям», созданной в 1903 году и существующей до наших дней. Ассоциация активно влияет на административные учреждения Англии, побуждая их открывать новые специальные школы; отслеживает судьбы выпускников, помогает им в трудоустройстве.

[5] Это вызвано изменением точки зрения на происхождение состояния: если в начале столетия легкие степени умственной отсталости считаются обратимыми, то впоследствии доказано, что умственная отсталость – «не поддающаяся изменениям особенность отдельных людей» (Паттерн, 1981).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: