Трудоемкость дисциплины и виды учебной работы




Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часа, зачетных единиц - 3.

Заочная форма обучения

Вид учебной работы Зачетные единицы Академические часы
Общая трудоемкость дисциплины    
Аудиторные занятия (всего) 0.5  
В том числе:    
Лекции 0.11  
Практические занятия (ПР) 0,38  
Самостоятельная работа (всего) 2.5  
В том числе:    
Самостоятельное изучение отдельных тем модулей 1,1  
Изучение тем лекций 0,44  
Подготовка к практическим занятиям 0,5  
Подготовка доклада 0,22  
Подготовка к рубежному контролю 0,11  
Контроль (всего) 0,11  
В том числе    
Входной, текущий, рубежный 0,11  

1.4. Содержание дисциплины

Структурно «Государство и гражданское общество» состоит из 1-го модуля:

Модуль 1 «Государство и гражданское общество».

В содержание дисциплины «Государство и гражданское общество» входит изучение следующих тем:

Тема 1. Государство: понятие, признаки.

Тема 2. Гражданское общество: понятие, признаки, типология, структура.

Тема 3.Правовое государство: понятие, признаки, принципы.

Тема 4.Соотношение правового государства и гражданского общества.

Тема 5.Формирование правового государства и гражданского общества в Российской Федерации.

1.4.1. Учебно-образовательные модули дисциплины, их трудоемкость и виды учебной работы

№ п/п НАИМЕНОВАНИЕ МОДУЛЯ И ТЕМЫ Зачетные единицы/ академические часы
Всего Лекции Практические занятия Самостоятельная работа Контроль (входной текущий, рубежный)
  Модуль 1. Государство и гражданское общество 0.5/18 0.11/4 0.5/18 1.1/40 0.11/4
  Тема 1. Государство: понятие, признаки.   0.08/3 0,05/2 0,22/8 0.08/3
  Тема 2. Гражданское общество: понятие, признаки, типология, структура   0,08/3 0,11/4 0,22/8 0.08/3
  Тема 3. Правовое государство: понятие, признаки, принципы.   0,11/4 0,11/4 0,22/8 0,11/4
  Тема 4. Соотношение правового государства и гражданского общества.   0,11/4 0,11/4 0,22/8 0,11/4
  Тема 5. Формирование правового государства и гражданского общества в Российской Федерации.   0,11/4 0,11/4 0,22/8 0,11/4

1.4.2. Дидактический минимум
учебно-образовательных модулей дисциплины

№ п/п НАИМЕНОВАНИЕ МОДУЛЯ И ТЕМЫДИСЦИПЛИНЫ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ
  Модуль 1. Государство и гражданское общество.
  Тема 1. Государство: понятие, признаки. Государство как особая организация политической власти в социально дифференцированном обществе. Государственный суверенитет. Признаки, отличающие государство от других форм общественной самоорганизации социально дифференцированного общества. Определение государства. Государство как политическая форма организации общества для совместного существования и деятельности людей, поддержания общественного порядка и стабильности. Противоречивый характер социальной природы и задач государства. Сочетание классовых, общесоциальных и национальных интересов в социальном назначении и деятельности государства. Эволюция и соотношение современных государственных систем.
  Тема 2. Гражданское общество: понятие, признаки, типология, структура Теория и практика функционирования гражданского общества. Государство и гражданское общество. Гражданское общество и политическая система общества. Свобода и социальная справедливость. Роль права в гражданском обществе. Понятие юстиции. Законность и право. Правопорядок.
  Тема 3. Правовое государство: понятие, признаки, принципы. Обеспечение государством Прав и свобод личности. Теория и практика борьбы с нарушениями прав и свобод в различных типах государств. Соотношение прав человека и прав нации, народа. Защита прав меньшинства в демократическом государстве. Формы нарушений прав и свобод личности, внесудебные репрессии, запрещение профессий, другие формы.
  Тема 4. Соотношение правового государства и гражданского общества. Соотношение и взаимодействие государства и общества, Соотношение государства и гражданского общества. Сочетание формационного и цивилизационного подходов в современной типологии государств. Революционные и эволюционные изменения типов государства.
  Тема 5. Формирование правового государства и гражданского общества в Российской Федерации. История развития правового государства в России. Практика становления правового государства в России. Специфика формирования гражданского общества в современной России. Условия формирования гражданского общества. Особенности становления гражданского общества и правового государства в России. Проблемы становления правового государства и гражданского общества в России.

1.4.3. Содержание учебно-образовательных модулей

МОДУЛЬ 1. Государство и гражданское общество

Тема 1.1. Государство: понятие, признаки.

Инвариантный блок.

- Государство как особая организация политической власти в социально дифференцированном обществе.

- Государственный суверенитет.

- Признаки, отличающие государство от других форм общественной самоорганизации социально дифференцированного общества. Определение государства.

- Государство как политическая форма организации общества для совместного существования и деятельности людей, поддержания общественного порядка и стабильности.

Вариативный (профильный) блок.

- Противоречивый характер социальной природы и задач государства.

- Сочетание классовых, общесоциальных и национальных интересов в социальном назначении и деятельности государства.

- Эволюция и соотношение современных государственных систем.

Тема 1.2. Гражданское общество: понятие, признаки, типология, структура.

Инвариантный блок.

- Понятие, признаки гражданского общества.

- Структура гражданского общества.

- Предпосылки гражданского общества

- Теория и практика функционирования гражданского общества.

- Гражданское общество и политическая система общества.

Вариативный (профильный) блок.

- Свобода и социальная справедливость.

- Роль права в гражданском обществе.

- Понятие юстиции.

- Законность и право. Правопорядок.

Тема 1.3. Правовое государство: понятие, признаки, принципы.

Инвариантный блок.

- Понятие и признаки правового государства.

- Принципы правового государства.

- Обеспечение государством Прав и свобод личности.

- Теория и практика борьбы с нарушениями прав и свобод в различных типах государств.

Вариативный (профильный) блок.

- Соотношение прав человека и прав нации, народа.

- Защита прав меньшинства в демократическом государстве.

- Формы нарушений прав и свобод личности, внесудебные репрессии, запрещение профессий, другие формы..

Тема 1.4. Соотношение правового государства и гражданского общества.

Инвариантный блок.

- Соотношение и взаимодействие государства и общества.

- Соотношение государства и гражданского общества.

- Сочетание формационного и цивилизационного подходов в современной типологии государств.

Вариативный (профильный) блок.

- Революционные и эволюционные изменения типов государства.

Тема 1.5. Формирование правового государства и гражданского общества в Российской Федерации.

Инвариантный блок.

- История развития правового государства в России.

- Практика становления правового государства в России.

- Специфика формирования гражданского общества в современной России.

- Условия формирования гражданского общества.

Вариативный (профильный) блок.

- Особенности становления гражданского общества и правового государства в России.

- Проблемы становления правового государства и гражданского общества в России.

1.4.4. Соответствие содержания дисциплины требуемым результатам обучения

№ п/п РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Учебно-образовательные модули
ОК-1 ОК-2 ОК-3 ОК-5 ПК-3 ПК-6
  Знания:*            
1.1 понятий и признаков государства и гражданского общества, (ОК-1, ОК-2) * *        
1.2 принципов и признаков правового государства, структуру и типологию гражданского общества, права и обязанности субъекта права, возникающие в правовом государстве.(ОК-3);     *      
  Умения:            
2.1 -компетентно использует на практике приобретенные умения и навыки в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК- 5).       *    
  Владение:            
3.1 юридической терминологией.            
  Профессиональные компетенции:            
  готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3);         *  
  способен выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6).           *

1.4.5. Практические занятия

№ п/п Учебно-образовательный модуль. Цели практикума Примерный перечень практических работ Часы  
 
  Модуль 1 Цели: - закрепить знание основных понятий и категорий; теоретических основ; овладеть навыками: - оперировать понятиями и категориями, - грамотно пользоваться юридической терминологией; 1. Обсуждение основных понятий и категорий; теоретических основ; 2. Выполнение тестов по темам Модуля 1; 3. Составление сравнительных таблиц 4. Презентация студентами докладов. 5. Аннотирование и реферирование статей нормативных правовых актов и статей тем Модуля. 6. Написание студентами статей по темам Модуля.    
  Всего часов   0.38/14  

1.5. Самостоятельная работа

Цели самостоятельной работы - формирование способностей к самостоятельному познанию и обучению, поиску литературы, обобщению, оформлению и представлению полученных результатов, их анализу, умению принять решение, аргументированному обсуждению предложений, умений подготовки выступлений и ведения дискуссии. Самостоятельная работа студентов является важным компонентом образовательного процесса, формирующим личность студента, его мировоззрение и культуру профессиональной деятельности, способствует развитию способности к самообучению и постоянному повышению своего профессионального уровня.

Виды самостоятельной работы обучающихся:

- Самостоятельное изучение отдельных тем модулей

- Изучение тем лекций;

- Подготовка к практическим занятиям;

- Подготовка докладов;

- Подготовка к рубежному контролю.

Учебно-образовательные модули дисциплины
и самостоятельная работа

№ п/п Учебно-образовательные модули дисциплины Трудо- емкость СРС, зач.ед./ часы Виды самостоятельной работы студентов Зач. ед./ часы
  Модуль 1. Государство и гражданское общество. 0,11/4 1. Изучение тем лекций 0.44/16
2. Самостоятельное изучение отдельных тем модулей 1.1/40
3. Подготовка к практическим занятиям 0.5/18
4. Подготовка докладов 0.22/8
5. Подготовка к рубежному контролю 0.11/4
  Итого 2.38/86    

Порядок выполнения самостоятельной работы

В ходе самостоятельной работы студент осуществляет:

ü изучение конспекта лекций;

ü изучение учебной литературы;

ü работу с электронными источниками информации, в том числе и с информационно-правовыми системами «Гарант», «Консультант»;

ü изучение научной и специальной литературы;

ü ответы на вопросы для самоконтроля;

ü выполнение тестовых заданий;

ü подготовку докладов.

Примерная тематика докладов

1. Идеи правовой государственности в истории политико-правовой мысли.

2. Правовые формы ограничения государственной власти.

3. Правовое государство и его принципы.

4. О принципе «не запрещено законом, дозволено».

5. Соблюдение и защита прав человека – обязанность государства.

6. Влияние радикальных реформ 1990-х гг. на формирование гражданского общества в России.

7. Роль гражданских движений в демократической политической системе.

8. Гражданские движения в современной России.

9. Отличие политических сетей от других видов взаимодействия.

10. Роль государства во взаимодействии с гражданским обществом.

11. Факторы становления гражданского общества в России.

12. Соотношение между советским коллективизмом и гражданским обществом.

13. Ги Эрмэ о гражданственности.

14. Роль играет толерантности в развитии гражданского общества.

15. Соотношение в условиях демократии между гражданским обществом и государством.

Вопросы для самоконтроля знаний студентов

Модуль 1.

Тема 1.1.Государство: понятие, признаки.

- Понятие государства.

- Признаки государства.

- Функции государства.

- Классовое и общесоциальное в государстве.

Тема 1.2.Гражданское общество: понятие, признаки, типология, структура.

- Понятие гражданского общества: его становление и развитие.

- Проанализируйте генезис понятия “гражданское общество”.

- Сравните два подхода к толкованию гражданского общества.

- Какова сущность и структура гражданского общества? Попытайтесь изобразить структуру гражданского общества в форме схемы.

- Опишите экономические, социальные и духовные условия функционирования гражданского общества.

- Назовите факторы, способствующие и препятствующие формированию гражданского общества в современной России.

- Какими рамками должно быть ограничено осуществление естественного права каждого человека?

Тема 1.3.Правовое государство: понятие, признаки, принципы.

- Правовое государство: понятие, признаки, условия формирования.

- Понятие и признаки правового государства.

- Принципы правового, государства.

- Основы, принципы и признаки правового государства.

- Предпосылки и условия формирования правового государства.

- Теория полицейского государства.

- Теория целостного государства.

- Государство, право, демократия.

Тема 1.4. Соотношение правового государства и гражданского общества.

- Основные этапы, тенденции и перспективы развития права и государства в гражданском обществе.

- Особенности соотношения правового государства и гражданского общества

Тема 1.5. Формирование правового государства и гражданского общества в Российской Федерации.

- История развития теории правового государства в России.

- Особенности Российского правового государства.

- Особенности применения принципа разделения властей в России.

1.6. Учебно-методическое и информационное
обеспечение дисциплины

Курс «Государство и гражданское общество» обеспечен необходимой учебно-методической документацией и материалами. Содержание учебной дисциплины (модулей) должно быть представлено в сети Интернет.

Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам общенаучного и профессионального циклов, изданными за последние пять лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.

Фонд дополнительной литературы, помимо учебной, должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Обучающимся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

Список рекомендуемой литературы

1. Лазарев В.В., Общая теория права и государства // 5-е изд. Издательство: Норма, 2010г.

2. Малькова Т.П., Фролова М.А. Массы. Элита. Лидер. М, 1993.

3. Марченко М.Н. Общая теория государства и права. В 3 т. // 3-е изд. Издательство: Норма, 2010г.

4. Назаренко Г.В. Теория государства и права: учебный курс. // Издательство: Ось-89, 2009г.

5. Протасов В.Н. Теория права, государства. Проблемы теории права, государства: Вопросы, ответы. — М.: Новый Юрист, 1999. —240с.

6. Фаткулин Ф.Н., Фаткулин Ф.Ф. Основы учения о праве, государстве / Учебное пособие: под ред. к.ю.н., доцента Сафиулина Н.Х. – Казань: КЮИ МВД России, 2002. - 240 с.

7. Червонюк В.И. Теория государства и права: учебник для вузов // Издательство: Инфра-М, 2009г.

Дополнительная литература

1. Боуз Д. Либертарианство: История, принципы, политика / Пер. с англ. Челябинск, 2004.

2. Энкарнасьон О.Г. Миссионеры Токвиля. Пропаганда гражданского общества и поддержка демократии // URL: https://old.russ.ru/politics/meta/20010220_toc.html

3. Хлопин А.Д. Гражданское общество в России: идеология, утопия, реальность // ProetContra. 2002. №1.

4. Фергюсон А. Опыт истории гражданского общества / Пер. с англ. Под ред. М.А.Абрамова. М., 2000.

5. Ловелл Д. Доверие и политика в посткоммунистическом обществе // ProetContra. 2002. №3.

6. Выступление Владимира Путина перед доверенными лицами 12 февраля 2004 г. // URL: https://www.putin2004.ru/shtab/dover/402C6917.shtml

7. Гегель. Сочинения. М., 1935. Т.8.

8. Хлопин А.Д. Гражданское общество в России: идеология, утопия, реальность // ProetContra. 2002. №1.

9. Белокурова Е. Модели взаимодействия Третьего сектора с региональными органами власти в России // Гражданское общество: Первые шаги / Под ред. А.Сунгурова. СПб., 1999.

10. Витюк В.В. Состав и структура гражданского общества как особой сферы социума // Гражданское общество: теория, история, современность / Отв. ред. З.Т.Голенкова. М., 1999.

11. Фоули М., Эдвардс Б. Парадокс гражданского общества // URL: https://old.russ.ru/journal/predely/97-11-25/fouli.htm

12. Перегудов С.П. Гражданское общество как субъект публичной политики // Полис. 2006. №2.

13. Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации. 26 мая 2004 г. // URL: https://www.kremlin.ru/appears/2004/05/64879.shtml

14. Вайнштейн Г.И. Закономерности и проблемы посткоммунистических трансформаций // Политические институты на рубеже тысячелетий. Дубна, 2001.

15. Красин Ю.А. Публичная сфера и публичная политика. Российские проблемы // Россия в условиях трансформаций. Историко-политологический семинар: Материалы. Выпуск №25. М., 2002.

16. Эрмэ Г. Культура и демократия. Пер. с франц. М., 1994.

17. Красин Ю.А. Публичная сфера и публичная политика. Российские проблемы // Россия в условиях трансформаций. Историко-политологический семинар: Материалы. Выпуск №25. М., 2002.

Для полноценного изучения дисциплины «Государство и гражданское общество» необходимо иметь оснащенной компьютерной техникой кабинет. ЭВМ должны иметь выход в глобальную сеть, необходимое программное обеспечение таких СПС, как «КонсультантПлюс», «ГАРАНТ», электронные учебные пособия, электронные тестовые задания. В компьютерном кабинете также должна быть в наличии аудиовизуальная техника для презентаций (мультимедийный проектор).

1.7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

в том числе нормативные документы

I. Персональные компьютеры с возможностью соединения с сетью Интернет, инормационно-правовя система («Консультант — плюс», «Гарант»).

II. Интернет-ресурсы:

1. Справочно - правовые системы «Консультант», «Гарант»: www.consultant.ru, www.garant.ru.

2. Сайт Юридического института МГУТУ им. К.Г. Разумовского: www.urmgutu.ru

3. Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: https://window.edu.ru/

4. Официальные сайты судебных органов (например, www.arbitr.ru, www.fasmo.arbitr.ru).

Официальные сайты органов государственной власти и источников официального опубликования нормативно-правовых актов: сайт Федеральной службы по финансовым рынкам: www.fcsm.ru, сайт Федеральной налоговой службы: www.nalog.ru, сайт Федерального агентства по управлению государственным имуществом: www.rosim.ru, сайт «Российской газеты»: www.rg.ru.

III. Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 декабря.

1.8. Контроль и оценка результатов обучения

1.8.1. Контроль знаний по дисциплине

По дисциплине «Государство и гражданское общество» проводится контроль знаний студентов: входной, текущий, рубежный и промежуточная аттестация – зачет.

Входной контроль предназначен для выявления степени подготовленности студентов к изучению дисциплины «Государство и гражданское общество» и проводится по остаточным знаниям. С этой целью составляется перечень вопросов, охватывающие наиболее важные темы. Такой контроль проводится перед началом изучения дисциплины или на вводной лекции. Такой контроль проводится в виде тестирования. Полученные результаты дают возможность преподавателю определить наиболее слабых и наиболее подготовленных студентов, что облегчает проблемы индивидуализации обучения. Кроме того, составить вопросы для самостоятельного изучения их слабо подготовленными студентами с целью выравнивания знаний и успешного освоения программы изучаемой дисциплины. Результаты входного контроля не влияют на рейтинг студента.

Текущий контроль проводится по каждой теме практического занятия с целью определения уровня самостоятельной работы студента над учебным материалам дисциплины «Государство и гражданское общество». Текущий контроль осуществляется преподавателем в начале занятия в течение отведенного времени и ставит своей целью определить готовность студента к выполнению практических заданий. Контроль текущих знаний проводится на занятиях в форме устного или письменного опроса. Объектами текущего контроля при изучении Государство и гражданское общество являются: посещение лекций; подготовка и качество выполнения практических заданий. Результаты текущего контроля влияют на рейтинг студента.

Рубежный контроль проводится после изучения каждого модуля дисциплины: тестирование, написание и защита реферата, выполнение тем, вынесенных на самостоятельное изучение, индивидуальных заданий. При этом используются информационные технологии. Цель - выявить уровень знаний студентов по материалу изученного модуля дисциплины. Результаты рубежного контроля влияют на итоговый рейтинг студента.

Промежуточная аттестации по дисциплине «Государство и гражданское общество» проводится в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки бакалавров 030900 Юриспруденция, квалификация (степень) – Магистр, в форме зачета. Он подводит итог знаниям студента, полученным за весь период изучения дисциплины.

1.8.2. Рейтинговая оценка знаний по дисциплине

Необходима бально-рейтинговой система оценки степени освоения студентом отдельных учебно-образовательных модулей и других видов учебной работы. В процессе обучения студент должен полностью выполнить учебный план, предусмотренный учебной программой дисциплины, по всем видам учебных занятий набрать 2 зачетные единицы трудоемкости (распределение трудоемкости в зачетных единицах представлено в табл. 2). Студент должен выполнить все предусмотренные программой практические занятия, самостоятельные виды работы. Результаты по всем видам учебной деятельности и рейтингового контроля фиксируются в рейтинг-листке каждого студента.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: