Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часа, зачетных единиц - 3.
Заочная форма обучения
Вид учебной работы | Зачетные единицы | Академические часы |
Общая трудоемкость дисциплины | ||
Аудиторные занятия (всего) | 0.5 | |
В том числе: | ||
Лекции | 0.11 | |
Практические занятия (ПР) | 0,38 | |
Самостоятельная работа (всего) | 2.5 | |
В том числе: | ||
Самостоятельное изучение отдельных тем модулей | 1,1 | |
Изучение тем лекций | 0,44 | |
Подготовка к практическим занятиям | 0,5 | |
Подготовка доклада | 0,22 | |
Подготовка к рубежному контролю | 0,11 | |
Контроль (всего) | 0,11 | |
В том числе | ||
Входной, текущий, рубежный | 0,11 |
1.4. Содержание дисциплины
Структурно «Государство и гражданское общество» состоит из 1-го модуля:
Модуль 1 «Государство и гражданское общество».
В содержание дисциплины «Государство и гражданское общество» входит изучение следующих тем:
Тема 1. Государство: понятие, признаки.
Тема 2. Гражданское общество: понятие, признаки, типология, структура.
Тема 3.Правовое государство: понятие, признаки, принципы.
Тема 4.Соотношение правового государства и гражданского общества.
Тема 5.Формирование правового государства и гражданского общества в Российской Федерации.
1.4.1. Учебно-образовательные модули дисциплины, их трудоемкость и виды учебной работы
№ п/п | НАИМЕНОВАНИЕ МОДУЛЯ И ТЕМЫ | Зачетные единицы/ академические часы | ||||
Всего | Лекции | Практические занятия | Самостоятельная работа | Контроль (входной текущий, рубежный) | ||
Модуль 1. Государство и гражданское общество | 0.5/18 | 0.11/4 | 0.5/18 | 1.1/40 | 0.11/4 | |
Тема 1. Государство: понятие, признаки. | 0.08/3 | 0,05/2 | 0,22/8 | 0.08/3 | ||
Тема 2. Гражданское общество: понятие, признаки, типология, структура | 0,08/3 | 0,11/4 | 0,22/8 | 0.08/3 | ||
Тема 3. Правовое государство: понятие, признаки, принципы. | 0,11/4 | 0,11/4 | 0,22/8 | 0,11/4 | ||
Тема 4. Соотношение правового государства и гражданского общества. | 0,11/4 | 0,11/4 | 0,22/8 | 0,11/4 | ||
Тема 5. Формирование правового государства и гражданского общества в Российской Федерации. | 0,11/4 | 0,11/4 | 0,22/8 | 0,11/4 |
1.4.2. Дидактический минимум
учебно-образовательных модулей дисциплины
№ п/п | НАИМЕНОВАНИЕ МОДУЛЯ И ТЕМЫДИСЦИПЛИНЫ | ДИДАКТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ |
Модуль 1. Государство и гражданское общество. | ||
Тема 1. Государство: понятие, признаки. | Государство как особая организация политической власти в социально дифференцированном обществе. Государственный суверенитет. Признаки, отличающие государство от других форм общественной самоорганизации социально дифференцированного общества. Определение государства. Государство как политическая форма организации общества для совместного существования и деятельности людей, поддержания общественного порядка и стабильности. Противоречивый характер социальной природы и задач государства. Сочетание классовых, общесоциальных и национальных интересов в социальном назначении и деятельности государства. Эволюция и соотношение современных государственных систем. | |
Тема 2. Гражданское общество: понятие, признаки, типология, структура | Теория и практика функционирования гражданского общества. Государство и гражданское общество. Гражданское общество и политическая система общества. Свобода и социальная справедливость. Роль права в гражданском обществе. Понятие юстиции. Законность и право. Правопорядок. | |
Тема 3. Правовое государство: понятие, признаки, принципы. | Обеспечение государством Прав и свобод личности. Теория и практика борьбы с нарушениями прав и свобод в различных типах государств. Соотношение прав человека и прав нации, народа. Защита прав меньшинства в демократическом государстве. Формы нарушений прав и свобод личности, внесудебные репрессии, запрещение профессий, другие формы. | |
Тема 4. Соотношение правового государства и гражданского общества. | Соотношение и взаимодействие государства и общества, Соотношение государства и гражданского общества. Сочетание формационного и цивилизационного подходов в современной типологии государств. Революционные и эволюционные изменения типов государства. | |
Тема 5. Формирование правового государства и гражданского общества в Российской Федерации. | История развития правового государства в России. Практика становления правового государства в России. Специфика формирования гражданского общества в современной России. Условия формирования гражданского общества. Особенности становления гражданского общества и правового государства в России. Проблемы становления правового государства и гражданского общества в России. |
1.4.3. Содержание учебно-образовательных модулей
МОДУЛЬ 1. Государство и гражданское общество
Тема 1.1. Государство: понятие, признаки.
Инвариантный блок.
- Государство как особая организация политической власти в социально дифференцированном обществе.
- Государственный суверенитет.
- Признаки, отличающие государство от других форм общественной самоорганизации социально дифференцированного общества. Определение государства.
- Государство как политическая форма организации общества для совместного существования и деятельности людей, поддержания общественного порядка и стабильности.
Вариативный (профильный) блок.
- Противоречивый характер социальной природы и задач государства.
- Сочетание классовых, общесоциальных и национальных интересов в социальном назначении и деятельности государства.
- Эволюция и соотношение современных государственных систем.
Тема 1.2. Гражданское общество: понятие, признаки, типология, структура.
Инвариантный блок.
- Понятие, признаки гражданского общества.
- Структура гражданского общества.
- Предпосылки гражданского общества
- Теория и практика функционирования гражданского общества.
- Гражданское общество и политическая система общества.
Вариативный (профильный) блок.
- Свобода и социальная справедливость.
- Роль права в гражданском обществе.
- Понятие юстиции.
- Законность и право. Правопорядок.
Тема 1.3. Правовое государство: понятие, признаки, принципы.
Инвариантный блок.
- Понятие и признаки правового государства.
- Принципы правового государства.
- Обеспечение государством Прав и свобод личности.
- Теория и практика борьбы с нарушениями прав и свобод в различных типах государств.
Вариативный (профильный) блок.
- Соотношение прав человека и прав нации, народа.
- Защита прав меньшинства в демократическом государстве.
- Формы нарушений прав и свобод личности, внесудебные репрессии, запрещение профессий, другие формы..
Тема 1.4. Соотношение правового государства и гражданского общества.
Инвариантный блок.
- Соотношение и взаимодействие государства и общества.
- Соотношение государства и гражданского общества.
- Сочетание формационного и цивилизационного подходов в современной типологии государств.
Вариативный (профильный) блок.
- Революционные и эволюционные изменения типов государства.
Тема 1.5. Формирование правового государства и гражданского общества в Российской Федерации.
Инвариантный блок.
- История развития правового государства в России.
- Практика становления правового государства в России.
- Специфика формирования гражданского общества в современной России.
- Условия формирования гражданского общества.
Вариативный (профильный) блок.
- Особенности становления гражданского общества и правового государства в России.
- Проблемы становления правового государства и гражданского общества в России.
1.4.4. Соответствие содержания дисциплины требуемым результатам обучения
№ п/п | РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ | Учебно-образовательные модули | |||||
ОК-1 | ОК-2 | ОК-3 | ОК-5 | ПК-3 | ПК-6 | ||
Знания:* | |||||||
1.1 | понятий и признаков государства и гражданского общества, (ОК-1, ОК-2) | * | * | ||||
1.2 | принципов и признаков правового государства, структуру и типологию гражданского общества, права и обязанности субъекта права, возникающие в правовом государстве.(ОК-3); | * | |||||
Умения: | |||||||
2.1 | -компетентно использует на практике приобретенные умения и навыки в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК- 5). | * | |||||
Владение: | |||||||
3.1 | юридической терминологией. | ||||||
Профессиональные компетенции: | |||||||
готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3); | * | ||||||
способен выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6). | * |
1.4.5. Практические занятия
№ п/п | Учебно-образовательный модуль. Цели практикума | Примерный перечень практических работ | Часы | |
Модуль 1 Цели: - закрепить знание основных понятий и категорий; теоретических основ; овладеть навыками: - оперировать понятиями и категориями, - грамотно пользоваться юридической терминологией; | 1. Обсуждение основных понятий и категорий; теоретических основ; 2. Выполнение тестов по темам Модуля 1; 3. Составление сравнительных таблиц 4. Презентация студентами докладов. 5. Аннотирование и реферирование статей нормативных правовых актов и статей тем Модуля. 6. Написание студентами статей по темам Модуля. | |||
Всего часов | 0.38/14 |
1.5. Самостоятельная работа
Цели самостоятельной работы - формирование способностей к самостоятельному познанию и обучению, поиску литературы, обобщению, оформлению и представлению полученных результатов, их анализу, умению принять решение, аргументированному обсуждению предложений, умений подготовки выступлений и ведения дискуссии. Самостоятельная работа студентов является важным компонентом образовательного процесса, формирующим личность студента, его мировоззрение и культуру профессиональной деятельности, способствует развитию способности к самообучению и постоянному повышению своего профессионального уровня.
Виды самостоятельной работы обучающихся:
- Самостоятельное изучение отдельных тем модулей
- Изучение тем лекций;
- Подготовка к практическим занятиям;
- Подготовка докладов;
- Подготовка к рубежному контролю.
Учебно-образовательные модули дисциплины
и самостоятельная работа
№ п/п | Учебно-образовательные модули дисциплины | Трудо- емкость СРС, зач.ед./ часы | Виды самостоятельной работы студентов | Зач. ед./ часы |
Модуль 1. Государство и гражданское общество. | 0,11/4 | 1. Изучение тем лекций | 0.44/16 | |
2. Самостоятельное изучение отдельных тем модулей | 1.1/40 | |||
3. Подготовка к практическим занятиям | 0.5/18 | |||
4. Подготовка докладов | 0.22/8 | |||
5. Подготовка к рубежному контролю | 0.11/4 | |||
Итого | 2.38/86 |
Порядок выполнения самостоятельной работы
В ходе самостоятельной работы студент осуществляет:
ü изучение конспекта лекций;
ü изучение учебной литературы;
ü работу с электронными источниками информации, в том числе и с информационно-правовыми системами «Гарант», «Консультант»;
ü изучение научной и специальной литературы;
ü ответы на вопросы для самоконтроля;
ü выполнение тестовых заданий;
ü подготовку докладов.
Примерная тематика докладов
1. Идеи правовой государственности в истории политико-правовой мысли.
2. Правовые формы ограничения государственной власти.
3. Правовое государство и его принципы.
4. О принципе «не запрещено законом, дозволено».
5. Соблюдение и защита прав человека – обязанность государства.
6. Влияние радикальных реформ 1990-х гг. на формирование гражданского общества в России.
7. Роль гражданских движений в демократической политической системе.
8. Гражданские движения в современной России.
9. Отличие политических сетей от других видов взаимодействия.
10. Роль государства во взаимодействии с гражданским обществом.
11. Факторы становления гражданского общества в России.
12. Соотношение между советским коллективизмом и гражданским обществом.
13. Ги Эрмэ о гражданственности.
14. Роль играет толерантности в развитии гражданского общества.
15. Соотношение в условиях демократии между гражданским обществом и государством.
Вопросы для самоконтроля знаний студентов
Модуль 1.
Тема 1.1.Государство: понятие, признаки.
- Понятие государства.
- Признаки государства.
- Функции государства.
- Классовое и общесоциальное в государстве.
Тема 1.2.Гражданское общество: понятие, признаки, типология, структура.
- Понятие гражданского общества: его становление и развитие.
- Проанализируйте генезис понятия “гражданское общество”.
- Сравните два подхода к толкованию гражданского общества.
- Какова сущность и структура гражданского общества? Попытайтесь изобразить структуру гражданского общества в форме схемы.
- Опишите экономические, социальные и духовные условия функционирования гражданского общества.
- Назовите факторы, способствующие и препятствующие формированию гражданского общества в современной России.
- Какими рамками должно быть ограничено осуществление естественного права каждого человека?
Тема 1.3.Правовое государство: понятие, признаки, принципы.
- Правовое государство: понятие, признаки, условия формирования.
- Понятие и признаки правового государства.
- Принципы правового, государства.
- Основы, принципы и признаки правового государства.
- Предпосылки и условия формирования правового государства.
- Теория полицейского государства.
- Теория целостного государства.
- Государство, право, демократия.
Тема 1.4. Соотношение правового государства и гражданского общества.
- Основные этапы, тенденции и перспективы развития права и государства в гражданском обществе.
- Особенности соотношения правового государства и гражданского общества
Тема 1.5. Формирование правового государства и гражданского общества в Российской Федерации.
- История развития теории правового государства в России.
- Особенности Российского правового государства.
- Особенности применения принципа разделения властей в России.
1.6. Учебно-методическое и информационное
обеспечение дисциплины
Курс «Государство и гражданское общество» обеспечен необходимой учебно-методической документацией и материалами. Содержание учебной дисциплины (модулей) должно быть представлено в сети Интернет.
Каждый обучающийся обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам общенаучного и профессионального циклов, изданными за последние пять лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.
Фонд дополнительной литературы, помимо учебной, должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Обучающимся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
Список рекомендуемой литературы
1. Лазарев В.В., Общая теория права и государства // 5-е изд. Издательство: Норма, 2010г.
2. Малькова Т.П., Фролова М.А. Массы. Элита. Лидер. М, 1993.
3. Марченко М.Н. Общая теория государства и права. В 3 т. // 3-е изд. Издательство: Норма, 2010г.
4. Назаренко Г.В. Теория государства и права: учебный курс. // Издательство: Ось-89, 2009г.
5. Протасов В.Н. Теория права, государства. Проблемы теории права, государства: Вопросы, ответы. — М.: Новый Юрист, 1999. —240с.
6. Фаткулин Ф.Н., Фаткулин Ф.Ф. Основы учения о праве, государстве / Учебное пособие: под ред. к.ю.н., доцента Сафиулина Н.Х. – Казань: КЮИ МВД России, 2002. - 240 с.
7. Червонюк В.И. Теория государства и права: учебник для вузов // Издательство: Инфра-М, 2009г.
Дополнительная литература
1. Боуз Д. Либертарианство: История, принципы, политика / Пер. с англ. Челябинск, 2004.
2. Энкарнасьон О.Г. Миссионеры Токвиля. Пропаганда гражданского общества и поддержка демократии // URL: https://old.russ.ru/politics/meta/20010220_toc.html
3. Хлопин А.Д. Гражданское общество в России: идеология, утопия, реальность // ProetContra. 2002. №1.
4. Фергюсон А. Опыт истории гражданского общества / Пер. с англ. Под ред. М.А.Абрамова. М., 2000.
5. Ловелл Д. Доверие и политика в посткоммунистическом обществе // ProetContra. 2002. №3.
6. Выступление Владимира Путина перед доверенными лицами 12 февраля 2004 г. // URL: https://www.putin2004.ru/shtab/dover/402C6917.shtml
7. Гегель. Сочинения. М., 1935. Т.8.
8. Хлопин А.Д. Гражданское общество в России: идеология, утопия, реальность // ProetContra. 2002. №1.
9. Белокурова Е. Модели взаимодействия Третьего сектора с региональными органами власти в России // Гражданское общество: Первые шаги / Под ред. А.Сунгурова. СПб., 1999.
10. Витюк В.В. Состав и структура гражданского общества как особой сферы социума // Гражданское общество: теория, история, современность / Отв. ред. З.Т.Голенкова. М., 1999.
11. Фоули М., Эдвардс Б. Парадокс гражданского общества // URL: https://old.russ.ru/journal/predely/97-11-25/fouli.htm
12. Перегудов С.П. Гражданское общество как субъект публичной политики // Полис. 2006. №2.
13. Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации. 26 мая 2004 г. // URL: https://www.kremlin.ru/appears/2004/05/64879.shtml
14. Вайнштейн Г.И. Закономерности и проблемы посткоммунистических трансформаций // Политические институты на рубеже тысячелетий. Дубна, 2001.
15. Красин Ю.А. Публичная сфера и публичная политика. Российские проблемы // Россия в условиях трансформаций. Историко-политологический семинар: Материалы. Выпуск №25. М., 2002.
16. Эрмэ Г. Культура и демократия. Пер. с франц. М., 1994.
17. Красин Ю.А. Публичная сфера и публичная политика. Российские проблемы // Россия в условиях трансформаций. Историко-политологический семинар: Материалы. Выпуск №25. М., 2002.
Для полноценного изучения дисциплины «Государство и гражданское общество» необходимо иметь оснащенной компьютерной техникой кабинет. ЭВМ должны иметь выход в глобальную сеть, необходимое программное обеспечение таких СПС, как «КонсультантПлюс», «ГАРАНТ», электронные учебные пособия, электронные тестовые задания. В компьютерном кабинете также должна быть в наличии аудиовизуальная техника для презентаций (мультимедийный проектор).
1.7. Материально-техническое обеспечение дисциплины
в том числе нормативные документы
I. Персональные компьютеры с возможностью соединения с сетью Интернет, инормационно-правовя система («Консультант — плюс», «Гарант»).
II. Интернет-ресурсы:
1. Справочно - правовые системы «Консультант», «Гарант»: www.consultant.ru, www.garant.ru.
2. Сайт Юридического института МГУТУ им. К.Г. Разумовского: www.urmgutu.ru
3. Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: https://window.edu.ru/
4. Официальные сайты судебных органов (например, www.arbitr.ru, www.fasmo.arbitr.ru).
Официальные сайты органов государственной власти и источников официального опубликования нормативно-правовых актов: сайт Федеральной службы по финансовым рынкам: www.fcsm.ru, сайт Федеральной налоговой службы: www.nalog.ru, сайт Федерального агентства по управлению государственным имуществом: www.rosim.ru, сайт «Российской газеты»: www.rg.ru.
III. Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 декабря.
1.8. Контроль и оценка результатов обучения
1.8.1. Контроль знаний по дисциплине
По дисциплине «Государство и гражданское общество» проводится контроль знаний студентов: входной, текущий, рубежный и промежуточная аттестация – зачет.
Входной контроль предназначен для выявления степени подготовленности студентов к изучению дисциплины «Государство и гражданское общество» и проводится по остаточным знаниям. С этой целью составляется перечень вопросов, охватывающие наиболее важные темы. Такой контроль проводится перед началом изучения дисциплины или на вводной лекции. Такой контроль проводится в виде тестирования. Полученные результаты дают возможность преподавателю определить наиболее слабых и наиболее подготовленных студентов, что облегчает проблемы индивидуализации обучения. Кроме того, составить вопросы для самостоятельного изучения их слабо подготовленными студентами с целью выравнивания знаний и успешного освоения программы изучаемой дисциплины. Результаты входного контроля не влияют на рейтинг студента.
Текущий контроль проводится по каждой теме практического занятия с целью определения уровня самостоятельной работы студента над учебным материалам дисциплины «Государство и гражданское общество». Текущий контроль осуществляется преподавателем в начале занятия в течение отведенного времени и ставит своей целью определить готовность студента к выполнению практических заданий. Контроль текущих знаний проводится на занятиях в форме устного или письменного опроса. Объектами текущего контроля при изучении Государство и гражданское общество являются: посещение лекций; подготовка и качество выполнения практических заданий. Результаты текущего контроля влияют на рейтинг студента.
Рубежный контроль проводится после изучения каждого модуля дисциплины: тестирование, написание и защита реферата, выполнение тем, вынесенных на самостоятельное изучение, индивидуальных заданий. При этом используются информационные технологии. Цель - выявить уровень знаний студентов по материалу изученного модуля дисциплины. Результаты рубежного контроля влияют на итоговый рейтинг студента.
Промежуточная аттестации по дисциплине «Государство и гражданское общество» проводится в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки бакалавров 030900 Юриспруденция, квалификация (степень) – Магистр, в форме зачета. Он подводит итог знаниям студента, полученным за весь период изучения дисциплины.
1.8.2. Рейтинговая оценка знаний по дисциплине
Необходима бально-рейтинговой система оценки степени освоения студентом отдельных учебно-образовательных модулей и других видов учебной работы. В процессе обучения студент должен полностью выполнить учебный план, предусмотренный учебной программой дисциплины, по всем видам учебных занятий набрать 2 зачетные единицы трудоемкости (распределение трудоемкости в зачетных единицах представлено в табл. 2). Студент должен выполнить все предусмотренные программой практические занятия, самостоятельные виды работы. Результаты по всем видам учебной деятельности и рейтингового контроля фиксируются в рейтинг-листке каждого студента.