Андрагогика – история вопроса, определение




Термин «Андрагогика» (греч. andros -взрослый человек и ago — веду, agoge - руководство, воспитание) впервые был предложен в 1833 г. немецким учителем К. Каппом. Изучая педагогические взгляды Платона, К.Капп назвал андрагогикой - andragogy - раздел педагогики, касающийся обучения взрослых.

В диалоге Платона «Государство» воспитание трактуется как могучее орудие в руках власти. Высшей целью человеческой деятельности Платон считал познание идей, а воспитание должно обеспечивать необходимую подготовку к этому процессу. Платон провозгласил принцип всеобщего обязательного (минимум трехлетнего) обучения: “Стар и млад должны по мере сил получить образование”. Но те, кто проявляют способности, могут продолжать обучение. Платон предлагал следующие периоды обучения: до 7 лет - общественное воспитание; с 7 до 12 лет - государственная школа (чтение, письмо, пение, музыка); с 12 до 16 лет – «Палестра» - (физическая подготовка); с 16 до 18 лет - арифметика, геометрия; с 18 до 20 лет - военная подготовка; с 21 до 31 года - математика, геометрия, астрономия, музыка; с 31 до 35 лет - философия; с 35 лет человек должен заниматься упражнениями.

Молодые люди, не показавшие выдающихся способностей, по достижении 20 лет должны стать воинами. Те, кто выдержали соответствующие испытания, имеют право на дальнейшие занятия науками. До 30 лет они изучают философию, геометрию, арифметику, астрономию, теорию музыки в целях развития отвлеченного мышления и готовятся к государственной деятельности. Самые сильные в интеллектуальном отношении продолжают свои занятия и, овладев философией, становятся правителями государства. Курс образования заканчивается в 50 лет. Таким образом Платон еще в 360 г. до н. э. провозгласил идею непрерывного образования, включающего и образование взрослых.

В XIX веке новый термин не получил распространения и вновь появился только в 1921 году в докладе Розенстока, из которого следовало, что "образование для взрослых требует особых учителей, методов и философии, и поэтому он (Розенсток) использует термин andragogy, чтобы обозначить совокупность этих требований" [1].

Основоположником современной андрагогики по праву считается Малкольм С.Ноулз, который в своей книге «The Modern Practice of Adult Education. Andragogy versus pedagogy»(Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики) [2] разработал новые технологии обучения взрослых, организационные и управляющие комплексные программы (оценка потребностей и интересов, формулирование целей и задач, составление и эксплуатация программ, оценка обучения, проектирование и управление учебной деятельностью М.С. Ноулз сформулировал основные положения андрагогики:

1. взрослому человеку, который обучается, — обучающемуся (а не обучаемому) принадлежит ведущая роль в процессе обучения;

2. он, являясь сформировавшейся личностью, ставит перед собой конкретные цели обучения, стремится к самостоятельности, самореализации, самоуправлению;

3. взрослый человек обладает профессиональным и жизненным опытом, знаниями, умениями, навыками, которые должны быть использованы в процессе обучения;

4. взрослый ищет скорейшего применения полученным при обучении знаниям и умениям;

5. процесс обучения в значительной степени определяется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют ему;

6. процесс обучения организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах.

В настоящее время под андрагогикой подразумевается отрасль педагогической науки, раскрывающая теоретические и практические проблемы обучения, воспитания и образования взрослого человека в течение всей его жизни [3].

В «Большом словаре иноязычных слов» [4] андрагогика определяется как раздел педагогики, изучающий вопросы стимулирования процессов воспитания взрослых людей.

В глоссарии на сайте ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика" андрагогика понимается как раздел дидактики, раскрывающий и развивающий принципы обучения взрослых.

Еще одно определение андрагогики как «науки, занимающейся изучением и обоснованием методов и технологий обучения взрослых людей» приводится в Словаре медико-социальных понятий и терминов на сайте https://usefulnurse.narod.ru/biblioteka/Slovar.html. Там же отмечается, что объектом андрагогики является взрослый человек с определенным социальным, профессиональным, жизненным опытом, обладающий выраженной потребностью в модернизации имеющегося, восстановлении утраченного и приобретений нового профессионального опыта. Контингент лиц, испытывающих потребность в образовательных услугах, разнороден по составу: лица, которым необходимо изменить профессию, повысить квалификацию, временно утратившие трудоспособность, пожилые люди. В последнем случае андрагогика становится составляющей комплексной медико-психолого-педагогической помощи, включающей широкий круг мероприятий: лечение, психотерапию, восстановительное обучение.

Змеев С.А. [5] считает, что «андрагогику необходимо определить как науку об обучении взрослых, обосновывающую деятельность обучающихся и обучающих по организации и реализации процесса обучения».

Несмотря на определенные различия в дефинициях понятия «андрагогика» неизменным остается одно – речь идет об образовании или обучении взрослых людей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: