Эта функция помогает человеку адаптироваться и ориентироваться о любой ситуации, которая позволяет осмыслить все ее стороны и реалии. Психика способствует тому, что он может привыкнуть к любой случившейся ситуации. Кроме этого человек имеет возможность принимать себя, как отдельную личность, со всеми индивидуальными и психологическими чертами, благодаря которым он может стать частью социума, а точнее конкретного общества или группы. Психика человека – сложная система, в которой все составляющие элементы иерархически организованы и изменчивы.
19) Сознание - это высший уровень психического отражения действительности и саморегуляции, проявляющийся способностью личности отдавать себе ясный от чет об окружающем, о настоящем и прошлом времени, принимать решения и в соответствии с ситуацией управлять своим поведением.
Функции сознания
Функции сознания - это такие его свойства, которые делают сознание орудием, инструментом познания, общения, практического действия. Орудие есть средство для действия.
Коренная и главнейшая функция сознания есть получение знания о природе, обществе и человеке.
Отражательная функция сознания, является самой общей и всеохватывающей его функцией. Однако отражение имеет различные стороны, имеющие свою специфику и связанные с этой спецификой другие, более специальные функции.
Сознание как отношение между объектом и субъектом присуще лишь человеку. У животных отсутствует субъективная сторона отношения. Животное - непосредственно тождественно со своей жизнедеятельностью. Оно не отличает себя от своей жизнедеятельности. Оно есть эта жизнедеятельность. Человек же делает саму свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания. Его жизнедеятельность - сознательная.
|
Творческая функция сознания, понимаемая в широком смысле, как активное воздействие на окружающую человека действительность, изменение, преобразование этой действительности. Животные, растения, микроорганизмы изменяют внешний мир самим фактом своей жизнедеятельности. Однако это изменение нельзя считать творчеством, ибо оно лишено сознательной постановки целей. Творческая деятельность, как и вся практика в целом, имеет своей основой не только отражение, но и указанное отношение, так как в этой деятельности, человек должен сознавать свое отделение от объекта.
В понятии отражения фиксируется преимущественно воздействие объекта на субъект, а в понятии отношения применительно к сознанию - главным образом обратное воздействие субъекта на объект. Творчество, как и практика человека вообще, нетождественно с отражением как сущностью психического процесса. В своей сущности творчество есть акт сознательный. Творческое сознание является моментом перехода от отражения к практике. Отражение в творческом сознании представляет собой образ созидаемого человеком, отличный от образа внешней действительности. Это образ того, что создает человек, а не природа.
Важной функцией сознания является оценка явлений действительности (в том числе и совершаемого человеком). Как и творчество, оценка базируется на отражении, ибо, прежде чем что-либо оценивать, надо знать, что собой представляет предмет оценки. Но вместе с тем оценка является формой отношения человека к действительности. В сознании отражается все, что ему доступно по строению нейрофизиологического аппарата и по степени развития технических средств наблюдения и эксперимента. Оценка же производит выбор из всего того, что добывает знание. Оценивать - это значит подходить к действительности с точки зрения того, что нужно человеку. Это отношение особого рода. Здесь субъект, его потребности, интересы, цели, нормы и идеалы выступают как основания и критерии положительного или отрицательного отношения к объекту оценки. Поэтому оценочная функция сознания относительно самостоятельна, автономна.
|
20. Образ в психологии — непосредственное или опосредованное отражение реальности в форме целостной невербальной структуры. Мышление создаёт и воспринимает образы на языке чувственного восприятия. Искусство — процесс и результат значимого выражения чувств в образе.
21. Существенной особенностью сознания человека является самосознание. Осознавая предметы своей деятельности и свое отношение к другим людям, человек начинает осознавать самого себя, выделять себя, свое «Я» из окружающего мира.
Самосознание – одна из форм сознания, которае отличается единством процессов познания себя и построения отношения к самому себе.
Я-образ (Образ-Я, Я-коцепция) - рефлексивная составляющая личности, связанная с представлениями человека о самом себе.
А. Налчаджян приравнивает образ тела к телесному Я, делая его таким образом элементом Я-концепции наряду с возможным Я, идеальным Я, реальным Я и так далее, согласно Я-концепции Ф. Розенберга [8]. Сходным образом и Ш. Самуэль относит образ тела к одному из четырех измерений Я-концепции, где другими являются Я социальное, Я когнитивное и самооценка. Не задаваясь сейчас целью оценить внутреннюю логику и проработанность этих концептов, отметим, что образ тела нередко удостаивается особого места в структуре личности: можно говорить о телесном Я, однако мы, как правило, не употребляем таких выражений как «эмоциональное Я» или «воспринимающее Я».
|
«Я-концепция» («Я-образ», «Образ Я», англ. one'sself-concept, а также: self-construction, self-identity или self-perspective) — система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознаны и обладают относительной устойчивостью. Я-концепция (или образ Я) представляет собой относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе. Эта концепция — результат познания и оценки самого себя через отдельные образы себя в условиях самых разнообразных реальных и фантастических ситуаций, а также через мнения других людей и соотнесения себя с другими.
Я-концепция характеризуется, помимо прочего, адекватностью или неадекватностью: человек может создать такой образ самого себя (и поверить в него), который не соответствует реальности и приводит к конфликтам с ней; напротив, адекватная Я-концепция способствует более успешному приспособлению к миру и другим людям[3].
Существует по крайней мере три основные модальности самоустановок:
- Реальное Я - установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он на самом дело.
- Зеркальное (социальное) Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие.
- Идеальное Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.
Эт.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ I ЭТАПА РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ | ||||
Демокрит, Лукреций, Эпикур (ок. 420 до н.э.) Душа чел. – разновидность материи, как телесное образование, состоящее из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. | Платон (ученик Сократа) (427 – 347 г. г. до н.э.) Душа – что-то божественное, начало неизмеримое, возвышенное, вечное. Душа управляет телом. | Аристотель (384 – 322 до н.э.) Выдвинул психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Познание человека возможно только через познание Вселенной и существующей в ней порядка. | ||
Душевные явления | ||||
Разум, (в голове) | Мужество (в груди) | Вожделения (в брюшной полости) | ||
Эт.
Вклад ученых в формирование психологического знания | |
Спиноза (1632 – 1677) Г. Лейбниц (1646 – 1716) | Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи). Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии. Мышление является вечным свойством субстанции (материи, природы), поэтому в определенной степени мышление присуще и камню, и животным, и в значительной степени присуще человеку, проявляясь в форме интеллекта и воли на уровне человека. Ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил — бесчисленных «малых перцепций» (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти. |
Х. Вольфром | Ввел термин «эмпирическая психология» - наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте закономерной связи между ними. |
Дж. Локк (1632 – 1704) | Ввел понятие «ассоциация» - связь между психическими явлениями. | ||||
В. Вунд (1832 – 1920) | Первым выделил психологию как самостоятельную научную дисциплину.
| ||||
У. Джемс | Изучение функций сознания и их роль в выживании человека. Гипотеза: «роль сознания заключается в том, чтобы дать человеку возможность приспособиться к разным ситуациям». | ||||
И. М. Сеченов (1829 – 1905) | Книга «Рефлексы головного мозга». | ||||
Г. И. Челпанов (1862 – 1936) | Создание в России психологического института. | ||||
И. П. Павлов (1849 – 1936) | Изучение условно рефлекторных связей в деятельности организма. |
Эт.